Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Структурный аспект характеристики ССЦ

Предложения внутри ССЦ связаны межфразовыми связями. Выделяется два вида связи на основании: а) механизма действия этой связи, б) средства связи. При помощи средств связи их можно друг от друга отделять.

1) Цепная связь. Основной механизм действия – зацепление, то есть в ней организуется непрерывное движение мысли, «одно предложение зацепляется за другое», один из элементов предшествующего предложения становится источником для появления следующего. Пример: Раздался крик. Кричал ребенок…

Основные средства связи:

· Лексические повторы: крик – кричал.

· Однокоренные слова: Раздался истошный крик. Этот вопль напугал меня.

· Синонимическая замена (любого типа – категориальная, т.е. зафиксированная в словарях, либо контекстуальная).

· Антонимическая замена любого типа (тоже бывает контекстуальная).

· Родовидовые отношения между словами. Дерево. Клён.

· Слова одной тематической группы – слова, связанные ассоциативными связями.

Пример цепной связи: Я шел по дороге и услышал крик. Кричал мальчик-пастух. Он шел по дороге…

2) Параллельная связь опирается на параллелизм как основной механизм действия. Структурная соотнесенность предложений проявляется через их симметричное строение.

Основное средство связи – это параллелизм строения синтаксических конструкций. Пример: Наступила зима холодная. Завыли ветры северные. В данном предложении наблюдается структурный параллелизм.

Помимо структурного параллелизма в тексте и в ССЦ может проявиться семантический параллелизм: одна микротема раскрывается в двух семантических планах (например, описание двух персонажей сразу, в пределах микротемы они по-разному себя проявляют).

Часто в пределах одного ССЦ могут проявляться оба вида связи. Наступила зима холодная. Завыли ветры северные. Даже в соседних предложениях может проявиться наличие средств, указывающих на ассоциативную связь (показатель цепной связи + показатель параллельной связи). Такая связь называется контаминированной (комбинированной, в школьных учебниках – смешанной).

*Кроме основных средств связи существует ряд дополнительных, проявляющихся при любом виде связи (цепном или параллельном).

Дополнительные средства связи:

· Наличие вводных слов, вводно-модальных слов.

· Сочинительные союзы в начале предложения (а, но, да).

· Соотношение видовременных и модально-временных форм сказуемого и др.

Как цепные, так и параллельные связи могут быть контактными и дистантными.

Контактные связи возникают между рядом стоящими предложениями.

Дистантная связь проявляется в предложениях, отделенных друг от друга одним или несколькими предложениями. Пример: Наукой заниматься трудно. Объясняется почему. Наукой заниматься приятно. Объясняется почему.

Структурная классификация ССЦ базируется на основных видах связи в ССЦ (цепная / параллельная). Авторы: первоначально принадлежала Фигуровскому, уточнил ее Солганик.

1) ССЦ однородного состава. Однородный состав предполагает однотипность в ритме, в организации предложений. Основная связь – параллельная. Предложения в таком ССЦ автосемантичны, то есть самостоятельно оформлены, без участия лексико-грамматических средств. По такому принципу (параллельного строения) обычно строятся ССЦ, в которых идет перечисление однотипных событий, противительные отношения. Обычно структурный параллелизм используется для передачи динамики действия, развивающихся и очень динамичных событий.

Пример ССЦ однородного состава из Солганика:

Буря бушевала над Петербургом. Дождь хлестал в окно. Нева вспухала на глазах. Свет то убывал, то разгорался. Объединяющее начало текста – соотношение общего и частного (буря). Здесь явно есть параллелизм строения: двусоставность предложений, одинаковый порядок слов, совпадение видовременных форм сказуемых.

2) ССЦ неоднородного состава. Характеризуется цепной связью как основной. Предложения в таком тексте обычно синсемантичны, «будучи изолированными (вне контекста) они лишаются возможности самостоятельного употребления», как пишет Солганик, то есть содержание их будет непонятно вне контекста, так как их объединяют всегда с предшествующими предложениями лексико-грамматические показатели связи (мест., повторы, антонимы, ассоциации и другое). В таких ССЦ могут быть разные отношения: причинно-следственные, временные и другие.

Пример ССЦ неоднородного состава:

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон колоколов. Корабли -> их. Этот звук -> ветер трубил.

3) ССЦ контаминированной структуры, в которых одновременно действуют оба вида связи. Встречаются чаще всего. Пример ССЦ контаминированной структуры:

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе. Золушка смотрела улыбаясь на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом. (Паустовский переделывал Шарля Перро). Первые два предложения связаны по типу семантического параллелизма: пересекаются только на подсознательно-ассоциативном уровне. Дальше начинается классическая цепная связь. Золушка – ее (местоименная замена). Хрустальные туфельки – они. Есть показатели обеих связей в данном ССЦ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Семантический аспект характеристики ССЦ | Соотношение ССЦ и абзаца
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.