КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Структурный аспект характеристики ССЦ
Предложения внутри ССЦ связаны межфразовыми связями. Выделяется два вида связи на основании: а) механизма действия этой связи, б) средства связи. При помощи средств связи их можно друг от друга отделять. 1) Цепная связь. Основной механизм действия – зацепление, то есть в ней организуется непрерывное движение мысли, «одно предложение зацепляется за другое», один из элементов предшествующего предложения становится источником для появления следующего. Пример: Раздался крик. Кричал ребенок… Основные средства связи: · Лексические повторы: крик – кричал. · Однокоренные слова: Раздался истошный крик. Этот вопль напугал меня. · Синонимическая замена (любого типа – категориальная, т.е. зафиксированная в словарях, либо контекстуальная). · Антонимическая замена любого типа (тоже бывает контекстуальная). · Родовидовые отношения между словами. Дерево. Клён. · Слова одной тематической группы – слова, связанные ассоциативными связями. Пример цепной связи: Я шел по дороге и услышал крик. Кричал мальчик-пастух. Он шел по дороге… 2) Параллельная связь опирается на параллелизм как основной механизм действия. Структурная соотнесенность предложений проявляется через их симметричное строение. Основное средство связи – это параллелизм строения синтаксических конструкций. Пример: Наступила зима холодная. Завыли ветры северные. В данном предложении наблюдается структурный параллелизм. Помимо структурного параллелизма в тексте и в ССЦ может проявиться семантический параллелизм: одна микротема раскрывается в двух семантических планах (например, описание двух персонажей сразу, в пределах микротемы они по-разному себя проявляют). Часто в пределах одного ССЦ могут проявляться оба вида связи. Наступила зима холодная. Завыли ветры северные. Даже в соседних предложениях может проявиться наличие средств, указывающих на ассоциативную связь (показатель цепной связи + показатель параллельной связи). Такая связь называется контаминированной (комбинированной, в школьных учебниках – смешанной). *Кроме основных средств связи существует ряд дополнительных, проявляющихся при любом виде связи (цепном или параллельном). Дополнительные средства связи: · Наличие вводных слов, вводно-модальных слов. · Сочинительные союзы в начале предложения (а, но, да). · Соотношение видовременных и модально-временных форм сказуемого и др. Как цепные, так и параллельные связи могут быть контактными и дистантными. Контактные связи возникают между рядом стоящими предложениями. Дистантная связь проявляется в предложениях, отделенных друг от друга одним или несколькими предложениями. Пример: Наукой заниматься трудно. Объясняется почему. Наукой заниматься приятно. Объясняется почему. Структурная классификация ССЦ базируется на основных видах связи в ССЦ (цепная / параллельная). Авторы: первоначально принадлежала Фигуровскому, уточнил ее Солганик. 1) ССЦ однородного состава. Однородный состав предполагает однотипность в ритме, в организации предложений. Основная связь – параллельная. Предложения в таком ССЦ автосемантичны, то есть самостоятельно оформлены, без участия лексико-грамматических средств. По такому принципу (параллельного строения) обычно строятся ССЦ, в которых идет перечисление однотипных событий, противительные отношения. Обычно структурный параллелизм используется для передачи динамики действия, развивающихся и очень динамичных событий. Пример ССЦ однородного состава из Солганика: Буря бушевала над Петербургом. Дождь хлестал в окно. Нева вспухала на глазах. Свет то убывал, то разгорался. Объединяющее начало текста – соотношение общего и частного (буря). Здесь явно есть параллелизм строения: двусоставность предложений, одинаковый порядок слов, совпадение видовременных форм сказуемых. 2) ССЦ неоднородного состава. Характеризуется цепной связью как основной. Предложения в таком тексте обычно синсемантичны, «будучи изолированными (вне контекста) они лишаются возможности самостоятельного употребления», как пишет Солганик, то есть содержание их будет непонятно вне контекста, так как их объединяют всегда с предшествующими предложениями лексико-грамматические показатели связи (мест., повторы, антонимы, ассоциации и другое). В таких ССЦ могут быть разные отношения: причинно-следственные, временные и другие. Пример ССЦ неоднородного состава: Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон колоколов. Корабли -> их. Этот звук -> ветер трубил. 3) ССЦ контаминированной структуры, в которых одновременно действуют оба вида связи. Встречаются чаще всего. Пример ССЦ контаминированной структуры: Падавший снег останавливался и повисал в воздухе. Золушка смотрела улыбаясь на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом. (Паустовский переделывал Шарля Перро). Первые два предложения связаны по типу семантического параллелизма: пересекаются только на подсознательно-ассоциативном уровне. Дальше начинается классическая цепная связь. Золушка – ее (местоименная замена). Хрустальные туфельки – они. Есть показатели обеих связей в данном ССЦ.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |