Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность процессного подхода к менеджменту




Понятие и содержание власти.

 

Менеджеру, работая наемным работником или являясь собст­венником имущества, в процессе управления необходимо ис­пользовать власть. Власть и управление как бы два взаимодо­полняющих понятия, они переплетаются, но не тождественны. Признается наукой и практикой, что без реальной власти не может быть реального управления. Власть реализуется в управ­ленческом процессе и приводит свой механизм воздействия на управляемый объект.

Понятие «власть» в управленческой литературе означает способность того или иного лица оказывать влияние на пове­дение людей с целью подчинения их своей воле.

Исходя из взаимосвязи групп, отдельных субъектов, их инте­ресов, мнений и ролей, которые они играют, власть позволяет менеджеру направлять действия и поведение подчиненных в русло интересов организации, побуждать сотрудников к более эффективной и плодотворной работе, предотвращать возникаю­щие в коллективе конфликты.

Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть — это власть должности, обеспечивающая единство действий всех подчиненных, связана с официальным статусом лица в структу­ре управления организацией и измеряется либо числом подчи­ненных, либо объемом материальных ресурсов, которыми дан­ное лицо может распоряжаться.

Реальная власть — это власть авторитета, влияния, обуслов­ленного местом человека в системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью зависимости от окружающих. Счи­тается, что реальная власть от иерархии подчинения весьма да­лека. Восприятие власти определяется пониманием смысла и Удержанием распоряжений, интеллектуальными и физиче­скими возможностями подчиненных, соответствием характера власти индивидуальным потребностям и установкам работников.

Если представить, что власть выражается через зависимость, то можно утверждать, что властью обладают не только менед­жер, но и его подчиненные, которые могут влиять на его под следствием подачи информации, неформальные контакты с людьми с других подразделений и т. д. Менеджер должен учи­тывать, что подчиненные тоже часто обладают властью, а исполь­зование им власти в одностороннем порядке и в полном объеме может вызвать негативную реакцию, продемонстрировать свою собственную власть.

В этих условиях возникает проблема управляемости и поэто­му менеджеру следует придерживаться власти, достаточной для достижения поставленной цели, но не вызывать у подчиненных отрицательных действий.

Управляемость представляет собой реакцию подчиненного, управляемого объекта, группы, коллектива на воздействие со стороны менеджера или системы управления.

Важным фактором повышения управляемости и корректива власти является партнерство, которое представляет собой сов­местное управление, осуществляемое на основе участия членов коллектива в разработке и принятии решений.

Управляемость как фактор власти во многом зависит от сте­пени участия в управлении сотрудников подразделений, пони­мании ими места и роли в общем процессе движения к постоянной цели. Наиболее распространенными формами участия в управлении являются собрания акционеров, принятие стратеги­ческих решений, возможность реализации выдвигаемых ини­циатив и др.

Принимаемые решения должны быть качественны, вызы­вать желание действовать энергично, эффективно, со стороны исполнителей не должно быть противодействий.

Успешность управления, как правило, зависит от общей ква­лификации персонала управления; характера цели, их конк­ретности и реальных условий для достижения результатов; достаточных полномочий менеджера в процессе управления; авторитета менеджера как заслуженного доверия руководителя у подчиненных и вышестоящего руководства, коллег по работе, признание личности и соответствие субъективных качеств объек­тивным требованиям.

В процессе управления власть может проявляться по-разно­му, исходя из факторов и особенностей деятельности управле­ния. Основными формами власти являются:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который воспрепятствует удовлетворению какой-либо насущной потребности, или причинит какие-то другие неприятности. По­этому многие руководители пользуются влиянием через страх, угрожая различного рода санкциями: увольнение, лишение пре­мии, понижение в должности и др.

Практика показывает, что обращение к страху может быть эффективным методом воздействия, если предполагаются конк­ретные меры, позволяющие понять, как подчиненным избежать неприятностей. Поэтому многие менеджеры воздействуют на объекты не в форме страха, а используют вознаграждение.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель ве­рит, что влияющий имеет возможность удовлетворить потреб­ность или доставить удовольствие. Поскольку власть, основан­ная на вознаграждении, имеет определенные ограничения, поэто­му менеджер должен использовать и другие способы влияния.

3. Власть, основанная на традиции. Сводится к созданию совокупности традиций, привычек и ожиданий выполнения определенной работы, которые ведут к некоторому автоматизму действий и нарушение которых вызывает отрицательные эмоции.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристика или поведение влияющего настолько привлекательны для исполни­теля, что он хочет быть таким же, как влияющий. Власть приме­ра часто называют харизматическим влиянием. Харизма — это власть, построенная только на силе личных качеств или cnocoбностей влияющего.

5. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлет­ворить потребность.

6. Власть посредством убеждения сводится к подчинению своим убеждениям в необходимости выполнения предписывае­мого требования. Она делает ненужным высший контроль истимулирование, поскольку подчиненный понимает, что посту­пать так, как то предписывает руководитель или требуют обстоя­тельства, наиболее целесообразно.

Самая слабая сторона убеждения — это медленное воздейст­вие и неопределенность, одноразовое действие.

Из всего многообразия форм власти менеджер должен умело использовать воздействия в зависимости от возникшей ситуации.

 

Тема 8. Организация контроля.

 

27.Функция "управленческий контроль".

 

Функция контроля в управлении рассматривается как процесс, при помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дел в организации, о ходе реализации поставленных задач. Самой главной причиной необходимости осуществления контроля является то, что организация должна обладать способностью вовремя выявлять свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению ее целей.

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, т.к. по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на конечные результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организация стремится строить свою работу на принципе доверия к людям, что приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным. На смену явному, прямому контролю приходит неявный контроль, на смену внешнему контролю приходит внутренний контроль – самоконтроль.

Контроль является сквозной функцией. Он сочетается с описанными выше другими общими функциями менеджмента: планированием, организацией реализации, регулированием и координацией. По существу, любая из них включает элементы контроля, в частности сопоставление получаемых результатов с установленными стандартами, критериями. Функция контроля в организации, подобно функции координирования, объединяет и укрепляет совместную деятельность различных подразделений.

Контроль, как особый вид управленческой деятельности, состоит из последовательности следующих операций:

Ÿ отбор важнейших параметров функционирования организации, которые будут служить ориентирами для дальнейших исследований (установление стандартов);

Ÿ наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, исследование состояния организации, измерение фактически достигнутых результатов

Ÿ сравнение фактически имеющихся параметров с заданной программой функционирования;

Ÿ выявление возможных отклонений.

В зависимости от объекта контроля принято различать:

Ÿ финансовый контроль;

Ÿ административный контроль;

Ÿ производственный контроль.

В зависимости от последовательности осуществления контрольных мероприятий, принято различать три вида контроля:

Ÿ предварительный;

Ÿ текущий;

Ÿ заключительный.

Требования, предъявляемые к функции «управленческий контроль»:

Ÿ своевременность – контроль должен осуществляться именно тогда, когда в нем имеется существенная необходимость, запоздалый или преждевременный контроль является малоэффективным;

Ÿ непрерывность – процесс контроля не должен прерываться, он должен быть доведен до логического конца, т.е. до выявления отклонений фактического состояния управляемой организации от заданного;

Ÿ гласность – контроль не должен проводиться в сверх закрытом режиме, его результаты должны доводиться до сведения как можно большого числа заинтересованных лиц, т.к. он содержит весьма ценную и полезную управленческую информацию;

Ÿ всесторонность – в целях повышения эффективности контроля, проводимые мероприятия не должны быть слишком узконаправленными; в процессе контроля, по возможности, необходимо исследовать как можно больше показателей, чтобы получить как можно более объективную информацию;

Ÿ экономическая эффективность (малая затратность) – средств на проведение контроля должно тратиться как можно меньше, а результат он должен приносить как можно больший.

Управленческий контроль может осуществляться как отдельными линейными или функциональными руководителями, так и специальными структурными подразделениями, выполняющими функции контроля (ОТК, аудиторская служба, ОТБ и т.д.). Кроме того, в реализацию контрольной функции должны быть вовлечены практически все работники предприятия.

Управленческий контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей организации. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки хозяйственной политики и принятия управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование организации и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Функция «контроль» тесно связана с учетом и анализом, без учета контроль невозможен, а без анализа не имеет смысла. Учет во многих случаях является средством и базой проведения контроля. А на основе анализа оценивается состояние объекта управления, результаты решения поставленных задач и потенциальные возможности, делаются необходимые выводы.

 

Тема 9. Подходы в менеджменте.

 

 

Менеджер, выполняя управленческие воздействия на управляемый объект, приводит его в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления». Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы.

На практике управленческие действия будут складывать в определенной последовательности и комбинации интеллектуальных операций, поисковых, исследовательских, аналитических, информационных, коммуникационных, организационных и др. При этом одни и те же операции при необходимости могут использоваться для разных задач и в реализации разных функций управления.

Последовательность выполнения элементов управленческого процесса по составу очередности, содержанию составляющих его операций, получила название управленческой процедуры.

Способ выполнения управленческих операций при рациональ­ном распределении между исполнителями с учетом их квали­фикации и затрат времени называется управленческой тех­нологией.

В зависимости от характера управленческих действий ис­пользуются альтернативные варианты операций в определенных комбинациях и последовательностях. Однако существует общая закономерность поэтапного осуществления процесса управления.

В учебной литературе этапы процесса управления характери­зуют процессуальные функции управления как целеполагание, определение ситуации, распознавание проблемы и осуществле­ние решения.

Цель управления, как идеальный образ желаемого, является исходным этапом процесса управления, начальный этап оценки ситуации и выработки управленческих решений. В свою очередь ситуация представляет состояние управляемого объекта, кото­рое оценивается относительно цели. Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному. Управленческое решение — это не только план действий руководителя, но и реальное разрешение в практике возникшей проблемы, изменение ситуации для дос­тижения нового состояния объекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.