Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Общественные организации, содействующие правоохранительным органам в деле поддержания и укрепления законности и правопорядка

 

Демократическое правовое государство не отгораживает себя от общества, а наоборот, постоянно взаимодействует с самодеятельными формированиями граждан. На протяжении многих лет наши правоохранительные органы укрепляли связи с общественностью, но, к сожалению, в последнее время эти усилия заметно ослабли. Законодатели, по сути, забывают о таких понятиях, как общественность, «самодеятельность», исключают их из правового поля. Это серьезное упущение. Общественная самодеятельность, направленная на оказание помощи органам правосудия в борьбе с нарушениями законов и укрепление правопорядка, распространение среди граждан юридических знаний, является опорой правового государства. Среди разнообразных форм участия граждан в правоохранительной деятельности доказали свою эффективность и получили официальное признание товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и наблюдательные комиссии.

Товарищеские суды — это выборные общественные органы, призванные активно содействовать воспитанию граждан в духе добросовестного отношения к труду, бережного отношения к собственности, соблюдения правил человеческого общежития, норм права и морали. Порядок их образования, компетенция, взаимодействие с другими органами государства, принципы их работы, регламентируются «Положением о товарищеских судах», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета БССР в 1977 г.

Главным в работе товарищеских судов, как гласит ст. 1 Положения, является предупреждение правонарушений, создание обстановки нетерпимости к нарушениям трудовой дисциплины, к любым антиобщественным поступкам, воспитание законопослушных граждан. Товарищеские суды создаются, как по производственному принципу, т.е. на предприятиях, в учреждениях, организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, так и по территориальному принципу, т.е. при домоуправлениях или уличных комитетах. Они образуются по решению общего собрания рабочих, служащих, студентов, учащихся или жильцов с согласия исполкома соответствующего Совета депутатов. Условием их создания является участие в собрании не менее 50 человек. Товарищеские суды избираются открытым голосованием сроком на два года. Количественный состав суда устанавливает само собрание (но в нем не должно быть менее пяти человек).

Члены суда избирают открытым голосованием из своего состава председателя суда и его заместителей. Члены суда, не оправдавшие доверия, могут быть отозваны тем же собранием, которое избирало их.

Дела, подлежащие рассмотрению в товарищеских судах Республики Беларусь, можно подразделить на следующие категории (ст. 7 Положения):

1. О прогуле (в том числе отсутствии на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин), опоздании на работу или преждевременном уходе с работы и другие нарушения трудовой дисциплины; о недобросовестном выполнении служебных обязанностей; о простое по вине работника.

2. О несоблюдении требований по охране труда и противопожарной охране (кроме случаев, влекущих уголовную ответственность).

3. Об утрате, повреждении оборудования, инвентаря, инструментов, материалов и иного государственного или общественного имущества вследствие недобросовестного отношения лица к своим обязанностям, если это не влечет уголовной ответственности. 4. О самовольном использовании в личных целях принадлежащих предприятию, учреждению, организации транспортных средств, сельскохозяйственной техники, станков, инструментов, сырья и другого имущества, если эти действия не причинили указанным предприятиям, учреждениям и организациям существенного ущерба.

5. О распитии спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах, (кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена исполкомом местного Совета), о появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность:

- о распитии спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций) или о пребывании на работе в нетрезвом состоянии;

- об участии мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в распитии с подчиненными им работниками спиртных напитков на производстве, или непринятии ими мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, или сокрытии случаев распития спиртных напитков либо появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников;

- о приобретении самогона, браги и других крепких спиртных напитков домашней выработки;

- о мелком хулиганстве, мелком хищении государственного или общественного имущества.

6. О совершенной впервые краже малоценных предметов потребления и быта, находящихся в личной собственности граждан, в случае, когда виновный и потерпевший являются членами одного коллектива (эти дела направляются в товарищеский суд, как правило, органами милиции, прокуратуры и судами).

7. Об оскорблении, клевете, побоях и легких телесных повреждениях, не повлекших расстройства здоровья, если эти деяния совершены впервые, а также сквернословии...

8. О невыполнении и ненадлежащем выполнении родителями, опекунами или попечителями своих обязанностей по воспитанию детей, о недостойном отношении к родителям, недостойном поведении в семье, о недостойном отношении к женщине.

9. О порче жилых и нежилых помещений и коммунального оборудования, о несоблюдении правил противопожарной безопасности.

10. О нарушениях правил внутреннего распорядка в квартирах и общежитиях, о спорах жильцов по использованию подсобных помещений, домовых служб, оплате коммунальных услуг; оплате расходов по текущему ремонту мест общего пользования.

11. О порядке пользования строениями, составляющими общую собственность двух или нескольких граждан, о разделе имущества колхозного двора и выделе из колхозного двора, о разделе имущества между супругами (при согласии спорящих сторон на рассмотрение дела в товарищеском суде).

12. О порче деревьев и других зеленых насаждений; о взыскании ущерба, причиненного мелкими лесонарушениями, совершенными впервые, если ущерб незначителен.

13. Об имущественных спорах между гражданами на незначительные суммы (ранее было до 50 рублей) при согласии участников спора на рассмотрение дела в товарищеском суде.

14. О других административных правонарушениях, если органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, сочтут необходимым передать материалы на рассмотрение товарищеского суда для применения к правонарушителю мер общественного воздействия.

Кроме того, товарищеский суд может рассматривать дела о впервые совершенных деяниях, содержащих признаки преступления, но

не представляющих большой общественной опасности, если органы внутренних дел, прокуратуры или суд в соответствии с действующим законодательством передадут материалы такого дела на рассмотрение товарищеского суда.

Какими же средствами воздействия обладает товарищеский суд?

Согласно ст. 16 Положения, товарищеский суд может применить к виновному одну из следующих мер воздействия: 1) обязать принести публичное извинение за содеянное потерпевшему лицу или коллективу; 2) объявить товарищеское предупреждение; 3) объявить общественное порицание; 4) объявить общественный выговор с опубликованием или без опубликования в печати; 5) наложить денежный штраф; 6) поставить перед руководителем предприятия, учреждения, организации вопрос о переводе виновного в нарушении трудовой дисциплины в соответствии с действующим законодательством о труде на нижеоплачиваемую работу или смещении на низшую должность; 7) поставить перед руководством предприятия, учреждения, организации вопрос об увольнении, в соответствии с действующим законодательством работника, выполняющего воспитательную функцию, или работу, связанную с непосредственным обслуживанием денежных и товарных ценностей, если товарищеский суд, с учетом характера совершенных этим лицом проступков, сочтет невозможным доверить ему эту работу в дальнейшем. Суд может применить и другие меры общественного воздействия, равно как и не применять никаких, учитывая конкретные обстоятельства, ограничившись лишь самим фактом публичного рассмотрения дела.

Характерной особенностью товарищеского суда как общественной организации является его демократический характер, публичность и гласность. Какого-то строго определенного порядка, детальной регламентации, процедуры (как, скажем, в государственных судах) разбирательства дел здесь нет, хотя общая процедура Положением обозначена. Товарищеский суд, например, обязательно ведет протокол своих заседаний, который подписывается председательствующим и секретарем заседания. Бывают случаи, когда товарищеский суд приходит к убеждению, что рассматриваемое дело выходит за рамки его компетенции. Тогда он принимает решение о передаче материалов дела соответствующим органам для привлечения виновного лица (лиц) к уголовной или административной ответственности.

Руководство товарищескими судами осуществляют соответствующие местные Советы депутатов, а на предприятиях, в учреждениях и организациях — профсоюзные организации.

Положением 1977 года предусмотрена такая структура, как совет по работе товарищеских судов. Их назначение — содействовать исполкомам Советов и профсоюзам в руководстве товарищескими судами, осуществлении контроля за их деятельностью, оказании им методической помощи, осуществлении организации учебы и обмена опытом и др.

Помощь товарищеским судам оказывают также органы Министерства юстиции, прокуратуры и суды.

Комиссии по делам несовершеннолетних получили свою правовую базу еще раньше — в 1967 году. В 1985 году Указом Президиума Верховного Совета БССР утверждена новая редакция Положения, которым руководствуются в настоящее время. В нем определены задачи комиссий, порядок их организации, компетенция, меры воздействия и порядок их применения, а также процедура подготовки к рассмотрению и самого рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних. В 1981 году принято Положение об общественных инспекциях по делам несовершеннолетних, создающихся исполкомами местных Советов (на уровне районов в городах, городах без районного деления, а также сельских и поселковых Советов).

Эти общественные формирования оказывают помощь государственным инспекциям по делам несовершеннолетних в системе МВД и другим государственным органам в профилактике правонарушений среди:

- подростков, а также освобожденных из мест лишения свободы;

- осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- лиц, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;

- совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или вследствие акта об амнистии, а также совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность (по одним проступкам с 16 лет, по другим — с 14 лет);

- вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений (спец. ПТУ, спец. школ-интернатов и др.);

- совершивших правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия;

- употребляющих спиртные напитки, наркологические или психотропные вещества;

- систематически самовольно уходящих из семьи в возрасте до 16 лет или самовольно уходящих из специальных учебно-воспитательных учреждений;

- уклоняющихся от учебы, работы, систематически занимающихся азартными играми, а также ведущих антиобщественный образ жизни.

Кроме того, общественные инспекции помогают государственным инспекциям по делам несовершеннолетних в проведении разнообразной воспитательной работы с подростками, в выявлении нерадивых родителей или лиц, их заменяющих, которые злостно уклоняются от выполнения своих родительских обязанностей по воспитанию детей и дурно влияющих своим поведением на них.

Ради этих гуманных целей учрежден институт общественных воспитателей несовершеннолетних, положение о которых утверждено Президиумом Верховного Совета БССР в 1972 г., а также совет общественности воспитательно-трудовой колонии МВД.

Комиссии по делам несовершеннолетних во всей своей деятельности ответственны перед органами, которые создают и утверждают их состав (т.е. перед соответствующими Советами депутатов, вплоть до Верховного Совета).

Комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции принимают постановления, обязательные для государственных учреждений, предприятий, общественных организаций, должностных лиц и граждан, которые в течение 10 дней со дня принятия постановления обязаны сообщить в комиссию о принятых мерах. 18 сентября 1996 года было принято Постановление Кабинетом Министров Республики Беларусь «О комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Республики Беларусь». Этим Постановлением была создана комиссия из 15 человек, в которую вошли представители правоохранительных органов (Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел), а также представители министерств здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, Белорусского детского фонда и т.п.

Постановление четко и конкретно определило права, задачи и организацию деятельности комиссии.

Главной задачей комиссии по делам несовершеннолетних является координация деятельности государственных органов и общественных объединений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, защита их прав, а также осуществление контроля за воспитанием и профилактической работы среди подростков.

Комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь координирует работу государственных органов и общественных объединений по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних сегодня должны быть вспомогательными внесудебными органами раннего предупреждения правонарушений детей и подростков, выполняющими охранительно-воспитательные функции с медико-психологическими консультационными центрами, а также учреждениями социальной защиты. Глава 46 нового УПК посвящена порядку производства по делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет. В статьях этой главы особое внимание уделяется принципу повышенной юридической охраны несовершеннолетних (ст. 462 — 474 УПК).

Действенной и эффективной формой связи правоохранительных органов с общественностью выступает и такой институт, как наблюдательные комиссии, положение о которых утверждено Указом Президиума Верховного Совета БССР в 1965 году. Эти комиссии создаются при исполкомах местных Советов депутатов (как правило, одна, могут быть две и более, в зависимости от объема работы). Они образуются в составе председателя, его заместителя, секретаря и 4 — 8 членов, главным образом, из числа депутатов. Закон запрещает включать в их состав работников правоохранительных органов, ибо в данном случае они являются подконтрольными.

Основные задачи комиссий:

- общественный (и, в известном смысле, государственный, поскольку в них входят депутаты) контроль за деятельностью исправительно-трудовых учреждений и органов, исполняющих приговоры судов, за соблюдением этими учреждениями режима условий содержания осужденных, за организацией их труда, общеобразовательной и профессиональной подготовки, правильностью применения к осужденным мер поощрения и взыскания;

- контроль за проведением воспитательной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, где работают лица, переданные на поруки, осужденные условно к лишению свободы или в отношении которых исполнение приговора отсрочено, условно осужденные к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и лица, отбывшие наказание или условно досрочно освобожденные от наказания;

- помощь администрации исправительно-воспитательных учреждений и органов, исполняющих приговоры судов в отношении лиц, осужденных, но не лишенных свободы; самим общественным организациям и трудовым коллективам в перевоспитании и исправлении лиц, переданных на поруки, и лиц, отбывающих меру наказания, не связанную с лишением свободы, а также в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Положение 1965 г. предоставило наблюдательным комиссиям довольно широкие права (проверка, истребование документов, приглашение на собеседование и опрос подконтрольных лиц, взятие объяснений, возбуждение всякого рода ходатайств, внесение предложений и представлений и пр.). Основная тяжесть этой работы ложится на низовое звено, т.е. на районные (городские) наблюдательные комиссии. В обязанности вышестоящих комиссий входит, главным образом, координация и оказание помощи низовым комиссиям, изучение, обобщение и распространение их опыта.

В отличие от товарищеских судов, где процедура рассмотрения вопросов и дел почти произвольная, организация работы наблюдательных комиссий строго регламентирована Положением, а также Исправительно-трудовым и Уголовно-процессуальным кодексами Республики Беларусь. Например, заседание комиссии считается правомочным только при наличии не менее половины ее состава. Постановления принимаются простым большинством голосов. На заседании обязательно ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем. На заседании комиссии, как правило, приглашаются: прокурор, осуществляющий надзор за местами лишения свободы, представители администрации исправительно-трудовых учреждений, руководители предприятий, учреждений и организаций по месту работы осужденных, представители общественных организаций и трудовых коллективов. В случаях, указанных в законе, на заседание комиссии вызываются осужденные.

Постановления комиссий в пределах их компетенции обязательны для исполнения теми органами и организациями, которым адресованы. Они обязаны в двухнедельный срок сообщить в наблюдательную комиссию о мерах, принятых по выполнению постановления. Решение комиссии может быть обжаловано в исполком соответствующего Совета депутатов, чье решение является окончательным.

Сегодня мы вступили в третье тысячелетие. Основные нормы Указа Президиума Верховного Совета 1965 года действуют и по настоящее время. Однако в последующие годы в этот Указ были внесены изменения и дополнения:

1) Указ Президиума Верховного Совета от 14 октября 1970 года (СЗ БССР. — 1970. — № 30. — Ст. 422);

2) Указ Президиума Верховного Совета от 30 ноября 1971 г. (СЗ БССР. — 1970. — № 34. — Ст. 528);

3) Указ Президиума Верховного Совета от 23 августа 1982 г. (СЗ БССР. — 1982. — № 24. — Ст. 465).

К примеру, Указом от 23 августа 1982 года были внесены следующие изменения в статью 1:

«Наблюдательные комиссии организуются при исполнительных комитетах районных, городских (городов областного подчинения), районных в городах, областных и Минского городского Советов народных депутатов.

В случае необходимости при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов могут быть образованы две и более наблюдательные комиссии».

Изменения внесены в пункты «Д» и «Е» статьи 6. Статья в новой редакции читается таким образом «Д» — оказание помощи общественным организациям и трудовым коллективам в перевоспитании и исправлении лиц, условно осужденных; условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, отбывающих наказание, не связанное с лишением свободы, и условно досрочно освобожденных.

Также изменения внесены в ст. 7, 8, 10, 11, 12 — 16.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11. Нотариат и правовая служба в народном хозяйстве | Тема 13. Третейские суды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.