Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Некоторые нравственные аспекты в деятельности правоохранительных органов




 

В сфере правосудия власть закона дополняется и подкрепляется моральными санкциями. Дознаватель и следователь, прокурор, адвокат и судья не могут не считаться с тем, как оцениваются их действия обществом, насколько они согласуются с представлениями людей о справедливости, о добре и зле.

Дело, однако, не только в том, что юрист всегда находится в фокусе общественного внимания. Нравственные критерии не привносятся извне, а изначально заложены в правовой основе и практике судопроизводства.

Судебная деятельность распространяется на три типа общественных отношений: отношения, которые детально урегулированы правовыми нормами; отношения, которые урегулированы правом в самом общем виде; отношения, которые не урегулированы правом. Там, где закон оставляет достаточно широкий простор для толкований, ориентиром становятся в первую очередь нравственные оценки (затем вступают в силу аналогии, прецеденты и т.д.). Но в любом случае для вынесения справедливого решения или приговора судья обязан исследовать мотивы противоправного деяния, т.е. вскрыть не только лежащий в его основе корыстный или иной интерес, но и морально-психологические особенности личности обвиняемого.

В ст. 19 УПК Республики Беларусь говорится: «Суд, орган уголовного преследования оценивают доказательства, руководствуясь законом и своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств уголовного дела в.их совокупности».

Но «внутреннее убеждение» неотделимо от нашего нравственного сознания. Их истоком являются моральные категории долга и совести.

Нравственный облик человека — неотъемлемая часть его профессионального дела. Не случайно известный немецкий социолог Макс. Вебер считал, что главным двигателем рыночных отношений в Западной Европе была протестантская этика с ее культом трудолюбия, бережливости и личной честности.

Профессия юриста заказана для людей психологически и нравственно нестойких, склонных к беспринципным компромиссам и сделкам, податливых на житейские соблазны. В принятых недавно законах о милиции, прокуратуре, адвокатуре и т.д. особо подчеркивается, что работники этих органов должны обладать необходимыми деловыми и моральными качествами.

Высоким нравственным смыслом проникнуты многие положения законодательства. Например, ст. 6, ч. 2 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» содержит такую норму: «Никто не вправе без соответствующего разрешения прокурора разглашать данные проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения». Ст. 32 предписывает прокурору отказаться от поддержания обвинения, если в результате судебного разбирательства он придет к убеждению, что предъявленное подсудимому обвинение не нашло подтверждения.

Как видим, Закон требует от прокурора не только безупречной честности и порядочности, но и, в известной мере, мужества, способности подавить свои амбиции и заботу о сохранении чести мундира. Как велик подчас соблазн показать, что прокурор «всегда прав», как сильна, особенно у юристов прежней выучки, инерция «непогрешимости», но всякое отступление от принципов законности и справедливости наносит непоправимый ущерб авторитету права и его официальным представителям.

Мы знаем, как неоднозначно выглядит фигура адвоката в глазах общественного мнения. Неискушенные в правовых вопросах люди считают, что эта профессия лишена нравственного содержания. Им невдомек, что адвокат защищает не преступление, а преступника, -защищает от недоказанных обвинений, от однобокой, подчас предвзятой и упрощенной трактовки содеянного. Это не только его право, но и прямой профессиональный долг. Закон указывает, что адвокат не вправе, отказаться от защиты. Вместе с тем, исходя из этических соображений, закон определяет ситуации, когда адвокат не должен брать на себя функции защитника.

Морально-правовая норма требует безусловного соблюдения охраняемой адвокатом тайны.

В ст. 51 УПК РБ говорится о том, что «защитник не вправе разглашать сведения, сообщенные ему в связи с осуществлением защиты». Серьезные нравственные требования предъявляются к оценке доказательств.

К сожалению, довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда органы дознания и следствия, несмотря на поступающие сигналы и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, не возбуждают уголовных дел или прекращают их. Это — явная беспринципность, желание создать видимость благополучия, искусственно преуменьшить размеры преступности на своей территории. Поступая так, мы наносим огромный урон обществу, укрепляем в сознании преступников веру в безнаказанность и вседозволенность. У нас латентная (скрытая, не выявленная) преступность очень высока (считают, что таких преступлений не менее половины к числу официально зарегистрированных, по которым возбуждаются дела и проводятся расследования). И это несмотря на то,' что Закон обязывает суд, прокурора, следователя, орган дознания возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, т.е. на деле проводить принцип неотвратимости наказания, преследования за допущенное нарушение закона.

Настоящим бедствием стало лжесвидетельство. Подкуп или запугивание свидетелей стали привычным средством в борьбе криминалитета с правосудием. Это в значительной степени снижает эффективность наших законов и деморализует общество.

Взаимосвязь права и морали конкретна и динамична. Возьмем, к примеру, уголовное законодательство. Ранее Верховный Совет Республики Беларусь принял систему юридических норм, определяющих, какие опасные деяния признаются преступлениями и какие наказания следует применить к виновным.

Если мораль оценивает поведение людей во всех без исключения сферах жизнедеятельности, то уголовное право устанавливает ответственность лишь за преступную деятельность (или бездеятельность). При этом признание деяний преступными происходит по двум главным основаниям: во-первых, исходя из общественной опасности деяния и, во-вторых, из целесообразности установления за него именно уголовного наказания. На характер преступления, а следовательно, и меру наказания за него влияют и такие факторы, как мотивы совершения противоправных действий, конкретные условия и обстоятельства, при которых они совершены и, конечно же, наличие или отсутствие вины. Правильно квалифицировать преступление помогает шкала нравственных ценностей. Поэтому, общую часть Уголовного (общую часть УК Республики Беларусь) кодекса можно считать в значительной мере не только правовым установлением, но и этической доминантой. Ответственность за деяния, даже признаваемые преступлением (т.е. подпадающие под признаки того или иного преступления, предусмотренного Уголовным кодексом), не обязательно влечет за собой уголовное наказание. Например, нарушение общественного порядка в зависимости от конкретной степени общественной опасности (вредности) может квалифицироваться как уголовно наказуемое хулиганство (ст. 201 УК РБ), либо административно наказуемое мелкое хулиганство, либо, наконец, только как аморальный поступок. Критерий таков: даже объявляя то или иное поведение людей преступным, законодатель, учитывая оценку этих деяний общественным мнением, принимает во внимание целесообразность уголовной наказуемости не только карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание.

Это особенно важно при раскрытии тех элементов состава преступления, которые недостаточно четко определены в законе и требуют расшифровки и нравственной оценки. Индивидуализация наказания требует обязательной оценки личности виновного, отягчающих и смягчающих вину обстоятельств.

Большое практическое значение для органов следствия и суда имеет правильное разграничение уголовно-правовых и моральных норм, преступлений и аморальных поступков. Здесь, к сожалению, допускается немало ошибок. Особенно по тем преступлениям, которые ближе всего соприкасаются с аморальными поступками (это дела о хулиганстве, оскорблении, клевете, половых преступлениях и некоторые другие). Известная доля вины в смешении сфер уголовного права и нравственности приходится и на наших журналистов, работников прессы, средств массовой информации, которые иногда своим непрофессиональным вмешательством и эмоциональными односторонними оценками тех или иных «жареных» фактов сбивают судебно-следственных работников, оказывают на них давление.

Серьезные претензии можно предъявить и к законодателям. В тех случаях, когда обнаруживается неэффективность или неоправданность уголовного наказания, противоправное деяние не должно признаваться преступлением. Так, например, закон подошел к самоаборту. Сейчас аборт, произведенный беременной женщиной самой себе, не подлежит уголовному преследованию, хотя сам аборт, т.е. незаконное его производство врачом или лицом, не имеющим высшего медицинского образования, считается преступлением.

Отсутствие уголовно-правовой вины исключает уголовную ответственность, но дает основание для мер общественно-морального воздействия. Раньше считались преступными такие действия, как незаконное ношение орденов, неосторожно причиненные легкие телесные повреждения, прогулы и т.п. Сейчас это область административных или нравственно-этических санкций. Наше уголовное законодательство в целом с большой осторожностью подходит к регулированию интимно-брачных и семейно-брачных отношений, руководствуясь при этом твердым критерием признания деяния преступным лишь в случае его общественной опасности для интересов семьи, детей, здоровья граждан, нравственным устоям общества. УК относит, например, к числу преступных деяний из семейно-бытовой области истязание, уклонение от лечения венерическом болезни и заражение венерической болезнью, заражение заболеванием СПИД, незаконное производство аборта, изнасилование, понуждение женщины к вступлению в половую связь, половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости, развратные действия в отношении несовершеннолетних, злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей, злостное уклонение от оказания помощи родителям, злоупотребление опекунскими обязанностями, похищение или подмену ребенка.

Хотя в ряде западных стране в сферу воздействия уголовного права включены такие составы, как адюльтер (супружеская измена), прелюбодеяние (внебрачные половые отношения), проституция, кровосмешение, искусственное осеменение, многие из этих норм обществом не поддерживаются и, как правило, «не работают».

Проблему нравственности и ее значение в уголовном процессе, особенно применительно к деятельности суда, обстоятельно исследовал выдающийся русский юрист и литератор А. Ф. Кони. Его главный тезис состоит в том, что «нравственным началам... принадлежит в будущем первенствующая роль в исследовании условий и обстановки уголовного процесса». Наряду с совершенствованием техники уголовного процесса, отмечал Кони, нам необходимо истинное человеколюбие. Центр тяжести учения о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи во всех ее разветвлениях.

Суд — не часовой механизм, а живой и восприимчивый организм. Судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы постигнуть житейскую юридическую правду дела. «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных руках». Не зря родилась пословица: не суда бойся, бойся судьи. Продолжая рассуждения о нравственных началах в уголовном процессе, Кони приходит к таким выводам: «Для правосудия является бедствием, когда в приговорах решение зависит от свойства личного расчета. Поэтому судья, решая дело, никогда не имеет права, ни нравственного основания говорить — "я так хочу". Он должен говорить, подобно Лютеру, "я не могу иначе", не могу потому, что и логика вещей, и внутреннее чувство, и житейская правда, и смысл закона твердо и неуклонно под сказывают мне мое решение, и против всякого другого говорит моя совесть как судьи и человека... Благодетельный и разумный обычай, обратившийся почти в неписаный закон, предписывает всякое сомнение толковать в пользу подсудимого». Правильному применению и толкованию закона судьей, указывает Кони, грозят две крайности: либо судья выходит за установленные законом пределы и стремится стать законодателем, заменяя в своем толковании существующий закон желательным, либо же он опирается на одну лишь букву закона, забывая про его дух и про мотивы, его вызвавшие.

Пестрые явления и новые потребности мимо бегущей жизни обгоняют закон с его тяжелой поступью. Судье легко и извинительно увлечься представлением о том новом, которому следовало бы быть на месте существующего старого, и в рамки настоящего постараться втиснуть предполагаемые веления желаемого будущего. Этот прием приложения закона с точки зрения законодательного предположения вместо существующего закона, однако, грозит правосудию опасностью крайней неустойчивости и случайности, так как каждый судья будет склонен невольно вносить в толкование закона свои личные вкусы, симпатии и антипатии и равномерность приложения закона заменять произволом, неправомерностью усмотрения.

С другой стороны, автоматическое применение закона по его буквальному смыслу, причем, судья не утруждает себя проникновением в его внутренний смысл, обличающий намерение законодателя, и находит бездушное успокоение в словах — закон суров, но это -закон — недостойно судьи, хотя во многих практических случаях может оказаться для него не только удобным, но даже и выгодным. Отсюда следует вывод: для понимания и толкования закона от судьи требуются самостоятельность и вдумчивая работа.

Актуальными представляются рассуждения А. Ф. Кони о «поведении судьи». Закон говорит о порядке, внешнем характере и содержании отдельных судебных процедур, распоряжений и постановлений. Он намечает служебные обязанности органов правосудия по отношению к исследованию преступления и к соблюдению законных условий, при которых совершается постепенный переход нарушителя общественного правопорядка из подозреваемого в обвиняемого, из обвиняемого в подсудимого и из подсудимого в осужденного. В деятельности судьи, однако, отмечает Кони, должны сливаться правовые и нравственные требования. Правила для внешних деяний в своем практическом осуществлении неминуемо отражают внутренний строй души того, кто их осуществляет, ибо в каждом судебном действии,

ПО наряду с вопросом, что следует произвести, возникает не менее важный вопрос о том, как это произвести. И Кони делает вывод: «Чтобы не быть простым орудием внешних правил, действующим с безучастной регулярностью часового механизма, судья должен вносить в творимое им дело свою душу и, наряду с предписаниями положительного закона, руководствоваться безусловными и вечными требованиями человеческого духа...». Кони высказывает надежду на то, что со временем в отправление правосудия и поведение судьи будут внесены такие понятия, как «вкус», «чувство меры», «такт», ибо «суд есть не только судилище, но и школа практической нравственности».

В декабре 1997 года произошло важное историческое событие — Первый съезд судей Республики Беларусь, принявший Кодекс чести судей.

С июля 1999 года в связи с введением нового Гражданского процессуального кодекса стало осуществляться гражданское судопроизводство на новой основе, освободив суды от несвойственных правосудию функций, перейдя на цивилизованный путь разумной процессуальной экономии. Упрощение судебных процедур как по гражданским, так и по уголовным делам положительно сказалось на организации судебной деятельности. Судьи стали осуществлять правосудие в специальных мантиях, введена государственная символика для белорусского правосудия. С принятием Кодекса чести судей Республики Беларусь повысилась моральная ответственность судейского корпуса перед обществом. В Кодексе были четко сформулированы правила профессиональной деятельности, обязательные для каждого судьи. В ст. 3-й этого же Кодекса такие требования: судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности, беспристрастности при осуществлении правосудия. В ст. 11 Кодекса говорится: «Судья должен стремиться к созданию в судебном заседании обстановки торжественности, доброжелательности и спокойствия. Судья должен проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, свидетелей, других участников судебного заседания... Судья не должен оставлять без внимания нарушение норм этики со стороны работников суда в отношении участников судебного заседания и посетителей».

Обратимся к истории. Вводя в России институт государственных обвинителей, составители судебных Уставов 1864 года встали перед трудной задачей. Надо было создать должностное лицо, несущее новые, необычные обязанности и действующее не в тиши «присутствия» (как в старые времена), а в обстановке публичной полемики. Его оружием становится живое слово. «Поэтому, — указывает Кони, — нравственный долг судебного оратора обращаться осторожно и умеренно с этим оружием и делать свое слово лишь силою глубокого убеждения, не поддаваясь соблазну красивой формы или видимой логичности своих построений и не заботясь о способах увлечь кого-либо своей речью. Он должен не забывать совета Фауста Вагнеру: "Говори с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собой"».

В оценке и взвешивании доказательств прокурор не стеснен целями обвинения. Он, — говорит Кони, — «говорящий публично судья». На обязанности его лежит сгруппировать и проверить все изобличающее подсудимого, и если подведенный им итог с необходимым и обязательным учетом всего, говорящего в пользу обвиняемого, создает в нем убеждение в виновности последнего, — заявить об этом суду. Но сделать это надо в связном и последовательном изложении, со спокойным достоинством исполняемого долга, без пафоса, негодования и преследования какой-либо цели, кроме правосудия, которое достигается не непременным согласием суда с доводами обвинителя, а непременным выслушиванием их.

В своей работе А. Ф. Кони «Приемы и задачи прокуратуры» стремился привить нравственную чуткость прокурору, следователю, считая необходимым выработать специальные правила этического поведения этой категории служащих правоохранительных органов.

А. Ф. Кони считал, что основными чертами обвинителя являются: спокойствие, отсутствие личного озлобления против подозреваемого, отсутствие лицедейства в голосе, жесте и в способе держать пристойно себя в суде. В речи прокурора не должно быть развязности и насмешек над подсудимым. Вопрос о роли этических начал в деятельность прокуратуры, следователя, дознавателя в силу ряда особенностей их участия с участниками процесса на разных стадиях является актуальным в наше время.

Этика имеет непосредственное отношение к прокурорской, следственной деятельности, поскольку этическими нормами пронизана вся ткань уголовного, уголовно-процессуального законодательства.

Велика роль этических норм в деятельности адвоката.

В деятельности адвоката значительно чаще и острее, чем в любой другой деятельности юриста, возникают ситуации, разрешение которых зависят от соблюдения не только правовых, но моральных и нравственных норм.

Известно, что адвокатура Республики Беларусь имеет многовековую историю. Законодательное закрепление этот институт получил уже в XVI столетии в Статутах Великого Княжества Литовского 1566, 1588 годов, в которых наряду с другими положениями были сформулированы Правила адвокатской этики.

Особое значение в этой связи имеет Статут Великого Княжества Литовского 1588 года, которым завершилась судебная реформа феодальной Белоруссии. В нем содержались нормы (Артикулы 57, 58, 59, 60, 61) о том, что при исполнении своих профессиональных обязанностей адвокат должен быть справедливым, честным, должен защищать интересы клиента. При нарушении этих норм адвокат подвергается строгой ответственности. В артикуле 59 записано: «...адвокат взявшись кому дело вести, а потом того не выполнил, или умышленно во вред кому, что в суде по небрежности своей упустил, тогда за это к заключению в тюрьме шляхетской на четыре недели должен быть приговорен, а вред причиненный стороне, в чем убыток причинил, должен платить».

В Артикуле 57 Статута 1588 года содержалась норма об оказании адвокатами бесплатной помощи в суде вдовам, сиротам и убогим людям, а «...если бы адвокат в ряду в этом повиноваться не хотел, такому адвокату и от иных особ в этом суде выступление не должно быть допущено» (Статут Вялікага Княжества Літоўскага. 1588. — Мн., 1989. — С. 392).

15 июля 1993 года в Беларуси, первой из стран СНГ, был принят Закон "Об адвокатуре". В ст. 17 и 19 упоминается о Правилах профессиональной этики адвоката, а на съезде адвокатов Республики Беларусь впервые были обсуждены и приняты Правила профессиональной этики адвокатов в 1994 году. Правила профессиональной этики адвокатов состоят из восьми разделов: "Общие положения", "Достоинство профессии и личное достоинство адвоката", "Адвокатская тайна", "Отношения адвоката с коллегами", "Отношения адвоката с правоохранительными органами и другими государственными и должностными лицами, общественными и иными организациями", "Отношения адвоката с органами адвокатского самоуправления и квалификационной комиссии адвокатов".

Согласно Правил профессиональной этики, адвокат должен придерживаться норм профессиональной морали, постоянно поддерживать честь, достоинство своей профессии, заботиться о ее престиже и повышении ее роли в обществе.

Республиканская коллегия адвокатов осуществляет целенаправленную деятельность по повышению профессионального и нравственного уровня адвокатского корпуса, налаживанию сотрудничества с адвокатскими организациями других стран. Новый УПК ввел законоположения, согласно которым защитник допускается к участию в уголовном деле с момента вынесения в отношении лица постановления о возбуждении уголовного дела, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения, признания лица подозреваемым или предъявления обвинения (ст. 44 УПК).

Новый УПК и его практическое применение являются новым этапом в развитии законотворчества Республики Беларусь, соответствия процессуального законодательства демократическим требованиям, предъявляемыми международными правовыми нормами.


ТЕМА 15.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ СТРАН СНГ (СУДОУСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

 

Экономический Суд СНГ

Республики СССР строили свои правоохранительные органы по единому образцу на основе общесоюзных законов. Правовая ситуация в постсоветских государствах носит переходный характер: новые законы соседствуют со старыми, в структурах правопорядка происходят более или менее глубокие изменения. Но процесс реформирования протекает неравномерно. В ряде стран ближнего зарубежья до сих пор не принят ряд новых законодательных актов. Дальше других продвинулась по пути реформ Российская Федерация, и ее опыт представляет.для нас наибольший интерес.

Нынешняя судебная власть в России опирается на пакет принятых законов: «О судоустройстве РФ», «О статусе судей в РФ», «Об арбитражном суде», «О прокуратуре», «О частной детективной и охранной деятельности», «О нотариате». Общая черта нового Законодательства РФ — отказ от примата государственных интересов над правами человека. В основу взаимоотношений государства и личности положен общеправовой принцип, в соответствии с которым гражданину «разрешено все, что не запрещено законом». Сейчас любой субъект правоотношений должен самостоятельно определять юридические последствия своих действий. Производство по значительной части преступлений против имущества собственника, против личности, охраняемых законом прав и интересов граждан, предприятий и организаций будет возбуждаться государственными правоохранительными органами лишь по жалобе; заявлению (иску) потерпевшего. Данная группа производства должна прекращаться в случае примирения потерпевшего и правонарушителя.

Намечается значительно расширить и укрепить состязательное начало в судопроизводстве, в том числе и в досудебном уголовном производстве, что прежде не допускалось. Это, естественно, требует серьезной реформы самого предварительного следствия. В этой работе российские юристы и законодатели исходят из следующих принципов:

- не разъединять оперативно-розыскные функции органов дознания и уголовно-процессуальные функции следователей, а напротив, максимально сблизить их путем организационного объединения в МВД оперативно-розыскных и следственных аппаратов, создав централизованную криминальную милицию. Это уже закреплено в ст. 8 Закона РФ «О милиции»;

- изменить функции следователя, сосредоточив его деятельность на руководстве органами дознания по обнаружению и предупреждению преступлений, собиранию доказательств обвинения и (возможно) поддержанию обвинения в суде;

- расширить права защитника, обеспечить участие адвоката по всем уголовным делам с момента «появления» подозреваемого и увеличить круг субъектов защиты, включив в него представителей юридических кооперативов, негосударственных детективных служб, частных сыскных агентств и граждан;

- поставить защиту в равное с криминальной милицией положение в плане собирания доказательств, за исключением использования тех средств доказывания, которые составляют исключительную компетенцию государственных правоохранительных органов и связаны с вторжением в сферу конституционно охраняемых прав;

- изменить функции прокуратуры, Сосредоточив ее деятельность на надзоре за досудебным судопроизводством путем санкционирования отдельных следственных действий (обыск, выемка, прослушивание телефонных разговоров), заключения под стражу, утверждения обвинительного заключения и пр.

Согласно этой модели, прокурор осуществляет в суде лишь контроль за законностью судебного разбирательства и дает заключения по возникшим в ходе судебного разбирательства вопросам. Обвинение поддерживает сотрудник криминальной милиции (следователь), прокурор в этой ситуации становится «следственным судьей» и не будет связан с решениями следствия.

Однако самый важный аспект судебно-правовой реформы в РФ — это существенное укрепление судебной власти в обществе. В этом направлении реформируется и наша судебная система, но существуют заметные отличия. В РФ суды наделены правом толкования законов, использования, наряду со статутным правом, прецедентного права и аналогии, в чем прослеживается явное тяготение к англосаксонской традиции.

Концерция российской реформы предполагает последовательное проведение в жизнь на всех стадиях процесса такого важного общеправового принципа, как презумпция невиновности. Он возлагает бремя доказывания на обвиняющую сторону, сомнения толкуются в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, гражданин получает право знать, в чем конкретно он обвиняется, ему дана привилегия отказа от самообвинения. Человека может признать виновным только суд и т.д. Этот принцип распространяется на все отрасли права как части общеправовой и социальной презумпции добропорядочности физического или юридического лица (пока не доказано обратное), что полностью согласуется с международно-правовыми нормами. Некоторые из этих основополагающих норм уже нашли свое законодательное закрепление в «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года. 24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Постановление «О концепции судебной реформы в РСФСР», главными задачами которого были:

- обеспечение суверенного права РСФСР осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом;

- утверждение судебной власти как самостоятельной, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;

- рассматривать в качестве важнейших направлений судебной реформы: создание федеральной судебной системы; признание пра-' на каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом, организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого, совершенствование системы гарантий независимости судей, закрепление принципа их несменяемости.

Закон «О статусе судей РФ» (1992 г.) не только закрепляет их высокий правовой и социальный статус, но и предусматривает ряд важных гарантий реальной независимости судей, их неприкосновенности и социальной защиты. Об этом достаточно убедительно свидетельствуют сами наименования статей Закона: «Судьи — носители судебной власти»; «Единство статуса судей»; «Требования, предъявляемые к судье»; «Отбор кандидатов на должность судьи»; «Порядок наделения судей полномочиями»; «Порядок наделения полномочиями судей арбитражных судов»; «Гарантии независимости судей»; «Недопустимость вмешательства в деятельность судьи»; «Сроки полномочий судьи»; «Несменяемость судьи»; «Отставка судьи»; «Неприкосновенность судьи»; «Органы судейского сообщества»; «Квалификационные коллегии судей»; «Материальное обеспечение и социальная защита судей»; «Символы судебной власти».

В январе 1992 года Верховный Совет РФ принял Закон «О прокуратуре РФ», определяющий назначение прокуратуры, задачи и основные направления прокурорский деятельности, сферы надзора, принципы организации деятельности этого важного органа государства. Генеральный прокурор получлі право законодательной инициативы. Определена компетенция различных органов и структур прокурорской системы. Установлен порядок назначения, смещения и освобождения от должности прокуроров. Дано правовое толкование формам прокурорского реагирования на нарушения законности: протест, представление, предостережение, постановление и др. Эти положения во многом перекликаются со статьями Закона Республики Беларусь о прокуратуре.

Существенным отличием судебной системы РФ является наличие института арбитражных судов. Их деятельность регулируется Законом «Об арбитражном суде» (1992 г.). В ст. 1 очерчены функции арбитражного суда: он осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правонарушений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления). Кроме того, арбитраж разрешает споры с участием организаций с иностранным капиталом, организаций и граждан -предпринимателей, которые находятся на территории другого государства (в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации).

Закон предусматривает и такой вариант рассмотрения (разрешения) экономических споров, как передачу спора по соглашению сторон до принятия дела к производству арбитражным судом на разрешение третейского суда, действующего на основе утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ «Временного Положения о третейском суде для разрешения экономических споров». (См.: Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 30). Решение третейского суда, как правило, исполняется добровольно и в установленный срок. Если же ответчик решение не выполняет, то в таком случае «говорит» уже закон, т.е. исполнение решения производится согласно нормам и порядку, предусмотренному Арбитражным процессуальным кодексом:

Правовой основой разрешения споров в Арбитражном суде являются как Конституция и иные законы РФ, так и законодательство республик в составе РФ, межгосударственные соглашения и международные договоры. При отсутствии необходимой законодательной нормы допускается принятие решения по аналогии или на основе прецедента. Закон гласит: «В случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения, а при отсутствии такого законодательства исходит из общих начал и смысла законодательства. Он может также в соответствии с законом или договором применять и нормы права других государств».

В РФ в строго законные рамки поставлена оперативно-розыскная деятельность, ранее находившаяся, как известно, за пределами судебной власти и прокурорского надзора. Эта деятельность ныне регулируется специальным законом (во многом схожим с нашим) «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». (. См.: Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 17).

Необычной для нас новацией является появление в РФ частных детективов. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (1992 г.) определяет формы, регулирует применение специальных средств и огнестрельного оружия, содержит гарантии социальной и правовой защиты и одновременно устанавливает ответственность лиц, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, за нарушения закона.

«Частная детективная и охранная деятельность, — гласит ст. 1 Закона, — определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и интересов своих клиентов».

Важно отметить, что на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Закон предупреждает, что «граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания». Деятельность этих предприятий должна быть основана на строжайшем соблюдении законов. Поэтому Закон дает исчерпывающий перечень видов этой деятельности, за пределы которого нельзя выходить. Ст. 3 гласит: «Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1. Сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с

участниками процесса.

2. Изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадлежащих деловых партнеров.

3. Установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

4. Выявление биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении с ними трудовых или иных контрактов.

5. Поиск без вести пропавших граждан.

6. Поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждения, организациями имущества.

7. Сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса».

В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Законом регламентируются виды услуг в области частной охраны:

- зашита жизни и здоровья граждан;

- охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание

средств охранно-пожарной сигнализации;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Охранным предприятиям, если они зарегистрированы в установленном порядке и получили лицензию на право заниматься этими видами услуг, закон дает право содействовать на договорной основе государственным правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

В то же время запрещается оказание перечисленных выше услуг, как физическим, так и юридическим лицам, если они не получили

правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, равно как и частного охранника или частного охранного предприятия или охранно-сыскного подразделения. Не разрешается также совмещать частную сыскную деятельность с государственной службой или с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Действия всех этих служб и лиц должны осуществляться в строгом соответствии с законом. Им разрешается, к примеру, использовать видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технические и иные средства (при условии, если они не причиняют вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде), а также средства оперативной радио- и телефонной связи. Закон допускает, в случае необходимости, оказание частными детективами услуг, связанных с использованием специальных средств, виды которых и порядок их приобретения, хранения и ношения установлены правительством РФ.

Для занятия названными выше видами частной (платной) деятельности необходимо получить разрешение (лицензию). Существуют, однако, ограничения. Лицензия не выдается:

1) гражданам, не достигшим 21 года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, имеющим судимость за совершенное умышленное преступление;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям, а также бывшим работникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

6) гражданам, не предъявившим документы, требуемые по закону;

Закон (ст. 7) предусматривает, наряду с этими запретами, определенные ограничения и в этой самой работе частного детектива, продиктованные заботой о поддержании законности, охраны и защиты чести и достоинства граждан, интересов государства и общества.

Частным детективам запрещено:

- скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты о готовящихся или совершенных преступлениях;

- выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов; собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

- осуществлять видео и звукозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

- прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

- совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

- фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

- разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

- передавать свою лицензию для использования ее другими лицами. Кроме того, запрещено (за это устанавливается ответственность)

проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища.

Примерно в таком же порядке регулируются вопросы частной охранной деятельности.

Закон предусматривает возможность создания негосударственных образовательных учреждений (учебных центров) с правами юридического лица для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную деятельность.

Прошло 10 лет после принятия Постановления Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР». В Москве с 27 по 29 ноября 2000 года проходил V Всероссийский съезд, на котором был рассмотрен широкий блок вопросов, связанных с ходом судебной реформы, укреплением власти, совершенствованием судебной деятельности.

Говоря о главном итоге судебной реформы, можно сделать вывод, что судебная власть в России состоялась. В России сегодня действует Конституционный Суд и уставные суды в субъектах федерации, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды.

В нескольких регионах работают присяжные суды. Однако для завершения реформы необходима государственная целенаправленная программа, которая должна содержать наиболее приоритетные направления по формированию законодательных актов мероприятия по повышению статуса судей, финансированию и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

Российский опыт представляет для нас серьезный интерес. В законодательстве РФ заложено немало прогрессивных идей, способных оказать благотворное действие на законотворческий процесс в Беларуси.

Право на гражданство

Актуальной проблемой в настоящее время для всех стран СНГ является право на гражданство как неотъемлемое право человека.

Право человека на наличие гражданства является Международным принципом. Он закреплен во Всеобщей декларации прав человека в ст. 15.

Гражданство необходимо каждому человеку.

В своих законах государства Грузия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина провозгласили права человека на гражданство. В Конституциях Азербайджана (п. 1 ст. 53), Беларуси (ч. 2 ст. 10), Казахстана (п. 2 ст. 10), Молдовы (абзац 2 ст. 17), России (п. 3 ст. 6), Туркменистана (ч. 1 ст. 7), Украины (ч. 1 ст. 25) устанавливается невозможность лишения гражданства или права его изменения, Это особенно важно для бывших республик СССР, так как раньше данное право не признавалось за союзными республиками, входившими в единое государство.

Как показывает практика недопустима дискриминация при приеме в гражданство по таким основаниям, как социальное происхождение, имущественное положение, расовая, национальная, половая принадлежность, наличие образования, отношение к религии, языку, характеру и роду занятий, политические убеждения, судимость; в Беларуси, Молдове, Украине, Кыргызстане, Туркменистане, Узбекистане наличие источника существования, в Грузии — места работы или недвижимого имущества, а также в ряде государств — наличие судимости являются ограничениями при приеме в гражданство.

Совершенствуя национальное законодательство, Республика Беларусь и государства СНГ должны стремиться к реализации принципа признания права на гражданство за каждым человеком (Научно-практическая конференция «Обеспечение непосредственного действия конституционных норм о правах и свободах граждан: Опыт: проблемы, перспективы». Мн., 1998. С. 104).

Экономический Суд Содружества Независимых Государств (СНГ)

15 мая 19Й года состоялось решение о создании Экономического Суда. Это решение было зафиксировано в Соглашении Совета глав государств СНГ о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями государств — участников СНГ.

Деятельность Экономического Суда СНГ регулируется Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года и Положением об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, Регламентом Экономического Суда, который утвержден Постановлением Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств 10 июля 1997 года Участниками Экономического Суда СНГ являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

Ст. 1 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств констатирует: «Экономический Суд Содружества Независимых Государств создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств — участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономический обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, а также в целях устранения правовых пробелов в законодательстве государств — участников Содружества». (Промышленно-торговое право. — 1997. — № 2. — С. 26).

Экономический Суд образуется из равного числа судей от каждого государства — участника Содружества.

Каждый судья, вступая в должность, на заседании Экономического Суда принимает присягу: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и моя совесть». (Промышленно-торговое право. — 1997. — № 2. — С. 26).

Судьи Экономического Суда избираются (назначаются) сроком на 10 лет на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее образование.

Председатель и его заместители утверждаются сроком на 5 лет (см. ст. 7 Положения об Экономическом Суде).

Председатель Экономического Суда утверждает структуру и штаты, назначает на должность работников аппарата, организуя работу аппарата.

Председатель Экономического Суда является Председателем Пленума, который является высшим коллегиальным органом Экономического Суда.

Какова структура Экономического Суда, его компетенция, процессуальный порядок по разрешению дел в коллегиях Экономического Суда? На все эти вопросы можно найти ответы в Регламенте Экономического Суда Содружества Независимых Государств, утвержденном Постановлением Пленума Экономического Суда 10 июля 1997 года, который четко определяет процессуальную деятельность Суда при рассмотрении отнесенных к его компетенции споров и запросов о толковании. В структурном отношении Регламент Экономического Суда СНГ состоит из семи глав: «Общие положения», «Структура Экономического Суда», «Компетенция Экономического Суда», «Производство по разрешению дел в коллегиях Экономического Суда», «Согласительное урегулирование споров; «Производство Полным составом Экономического Суда и Пленумом Экономического Суда», «Переходные положения. Порядок вступления в силу настоящего Регламента».

Статья 8 Регламента свидетельствует, что Экономический Суд как судебный орган действует в составе:

1) Коллегий Экономического Суда;

2) Полного состава Экономического Суда;

3) Пленума Экономического Суда.

1. Коллегия Экономического Суда. Создается Полным составом Экономического Суда в количестве трех или пяти судей сроком на один год. Коллегия проводит заседание, в котором выносит определение о принятии заявления к рассмотрению дела. В ходе судебного заседания коллегия Экономического Суда заслушивает объяснения сторон, третьих: лиц, свидетелей, исследует документы и другие письменные доказательства, заключение эксперта. После исследования материалов дела объявляются судебные прения.

По результатам рассмотрения дела коллегия выносит решение (на основе норм материального права, применяя международные договоры государств — участников спора, норм актов бывшего Союза ССР, национального законодательства государств — участников спора). Решение коллегии подлежит обязательному исполнению. Работа Экономического Суда носит открытый характер. Процесс обсуждения коллегией Экономического Суда вопросов при вынесении решений, определений и постановлений всегда и при любых обстоятельствах носит сугубо конфиденциальный характер и разглашению не подлежит (ст. 45 Регламента Экономического Суда СНГ).

Издержки, связанные с рассмотрением дела, и судебная пошлина относятся: на виновную сторону пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Если дело возникло вследствие неправильных действий стороны, Экономический Суд вправе отнести на нее расходы в полном размере (ст. 50).

2. Полный Состав Экономического Суда. В полный состав Экономического Суда входят все судьи Экономического Суда.

Он правомочен принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины приступивших к исполнению своих обязанностей судей.

Полный состав Экономического Суда при подготовке дела определяет конкретные вопросы, необходимые для рассмотрения. Суд решает Вопрос о привлечении специалистов экспертов, об объединении в деле запросов нескольких дел, о толковании международного соглашения, устанавливает сроки рассмотрения дела, сообщает государствам — участникам Соглашения о рассмотрении Судом поступившего запроса о толковании международного договора с просьбой СНГ изложить свою позицию по рассматриваемому вопросу.

Решение полного состава Экономического Суда о толковании Международного соглашения является обязательным и обжалованию не подлежит.

3. Пленум Экономического Суда. Стороны или третьи лица, не согласные с решением (определением) коллегии Экономического Суда, вправе обжаловать его в Пленум Экономического Суда (ст. 151), который, рассмотрев жалобу, вправе оставить решение коллегии без изменения, отменить решение коллегии и передать дело на новое рассмотрение, а также отменить решение коллегии и принять новое решение по делу;

Пленум Экономического Суда — это высший коллегиальный орган. В его состав входят: Председатель Экономического Суда, его заместители, судьи этого суда и председатели высших хозяйственных, арбитражных и иных судов и высших государственных органов, которым приходится по долгу службы принимать участие в разрешении экономических споров (в государствах — участниках).

Постановление Пленума Экономического Суда вступает в силу немедленно после его принятия и обжалованию не подлежит. Постановление Пленума Экономического Суда объявляется председательствующим на заседании Пленума. В заседании Пленума ведется протокол, который подписывается Председателем Экономического Суда и Секретарем Пленума Экономического Суда.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств не входит в судебную систему Республики Беларусь. Местопребыванием его является столица Беларуси — город Минск.


ТЕМА 16.
СУДОУСТРОЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ)

 

Из существующих ныне в мире систем правоохранительных органов (юстиции) выделим три группы:

- страны, испытывающие на себе влияние одной из старейших систем юстиции — англосаксонской (Англия, США, Канада, Австралия и др.);

- страны континентальной, или романо-германской, системы права и юстиции;

- страны Восточной и Центральной Европы (страны бывшего социалистического содружества).

Большинство западных стран восприняли британскую правовую традицию. В Англии суды делятся на две категории — высшие и низшие. Система высших судов достаточно сложная. Она включает в себя Верховный суд Англии и Уэльса; Палату лордов. Кроме того, существует относительно самостоятельная система высших судов Шотландии и Северной Ирландии. Низшее звено — основное. В магистратских судах, например, рассматривается до 98% всех уголовных дел о преступлениях, совершенных в Англии.

Верховный суд Англии и Уэльса был учрежден в 1875 году. С тех пор неоднократно уточнялись его структура и компетенция, но принципиальных изменений он так и не претерпел, как вообще вся английская правовая система. (Это одна из немногих стран, где до сих пор нет конституции как единой основы законодательства). В настоящее время Верховный суд Англии и Уэльса состоит из трех структурных элементов: Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда.

Высокий суд действует в качестве суда первой и апелляционной инстанции по уголовным делам. Каждое из этих отделений имеет самостоятельную компетенцию и особый процессуальный порядок рассмотрения дел. Возглавляет Высокий суд в целом и его канцелярское отделение лорд-канцлер, а отделение королевской скамьи — лорд-главный судья. Все они назначаются королевским указом.

Суд короны, входящий в состав Верховного суда, является высшим уголовным судом. Его заседания проходят более чем в шестидесяти городах страны (выездные сессии). Судьями Суда короны являются все судьи высокого суда, а также окружные судьи и рекордеры (так называют в Англии судей, занимающихся адвокатской практикой в свободное от отправления правосудия время).

Апелляционный суд, действующий в составе Верховного суда, рассматривает апелляции на приговоры и апелляционные постановления Суда короны (т.е., по сути, судов присяжных). Причем, апелляции по вопросам права рассматриваются по инициативе апелляционного суда, а по вопросам факта, как правило, с согласия суда короны. Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений.

Помимо Верховного суда в Англии действует Суд Палаты лордов. Это высшая и окончательная судебная инстанция (как у нас, к примеру, Пленум Верховного суда) для всех судов Англии и Уэльса, а также Шотландии и Северной Ирландии, по принципиальным вопросам права.

Правосудие в США представляет собой разветвленную и громоздкую структуру. Судебная система страны состоит из федеральных судов и судов штатов. Американский суд в своей деятельности выходит за привычные рамки разрешения споров о праве. Он активно участвует в регулировании крупных политических, экономических и социальных проблем. Как заметил один из бывших генеральных атторнеев США (прокурор) Р. Кларк: «История Америки может быть пересказана языком судебных дел».

Один из первых исследователей политической системы США Алекс де Токвиль, автор сохраняющей свою актуальность книги «О демократии в Америке», еще в 1835 году заметил, что «иностранцу всего труднее понять в Соединенных Штатах — это судебную организацию. Можно сказать, что нет такого политического события, по поводу которого он не слышал бы ссылки на авторитет судьи, из чего он, естественно, заключает, что в Соединенных Штатах Суды есть одна из важнейших политических сил». Другой социальный писатель М. Коэн писал о своих соотечественниках, что американцы, готовые критиковать законодателей или чиновников всех рангов, включая президента, любое проявление неуважения к судье расценивают, как «наглядное отсутствие патриотизма».

Таким образом, первой особенностью американской юстиции следует считать необычайно высокий, даже, может быть, несколько гипертрофированный авторитет судебной власти. Вторая особенность состоит в том, что это «двойная», или, точнее сказать, двуединая система, образованная, с одной стороны, федеральной системой и, с другой — судебными системами штатов, суды каждой из которых действуют в своей сфере самостоятельно и полновластно. Иначе говоря, федеральные суды не являются вышестоящими по отношению к судам штатов. Верховенство федеральной судебной власти справедливо лишь в том смысле, что деятельность федеральных судов связана с применением «высших» правовых норм — Конституции, законов, принятых конгрессом США, и положений ратифицированных международных договоров, тогда как суды штатов-, не отступая, естественно, от конституционных положений и федерального законодательства, ориентированы, главным образом, на правовые нормы, выработанные законодательным собранием штата.

В соответствии с законом от 1789 года высшим органом судебной власти на федеральном уровне является Верховный суд США. Он состоит из шести судей, включая главного судью, или председателя. Территория страны разделена на 94 судебных района, в каждом из которых образован районный федеральный суд (с числом судей от одного до 27). С 1891 года функционируют окружные апелляционные суды (для пересмотра решений районных федеральных судов). Район, в свою очередь, делится на участки, где работает один из районных судей. Районные суды тесно связаны с так называемыми магистратами, представляющими собой низшее звено федеральной судебной системы.

Как и в Англии; магистраты, или магистратские суды, действуют в качестве мировых судей. Они рассматривают мелкие правонарушения, определяют условия, на которых обвиняемый может быть освобожден от содержания под стражей, а также выполняют иные обязанности, которые районный федеральный суд может возложить на них.

Важным звеном судебной системы США являются федеральные апелляционные суды, они занимают промежуточное место в трехзвенной федеральной судебной системе США. За исключением небольшой категории дел, которые попадают непосредственно в Верховный суд США, апелляционные суды выносят окончательное решение по делам, рассматриваемым районными и территориальными судами, налоговым судом и многочисленными агентствами. Абсолютное большинство дел, поступивших в апелляционные суды, разрешаются ими окончательно.

Сейчас территория США разделена на 11 округов с одним апелляционным судом в каждом. Число судей в этих судах колеблется от трех до 15. Их назначает президент по совету и с согласия сената. Дела обычно рассматриваются тремя судьями, а иногда и в полном составе. Иногда к работе апелляционного суда привлекается районный судья. Действуя в этом качестве, он пользуется всеми правами члена апелляционного суда и связан лишь одним ограничением: не может участвовать в рассмотрении дел, решение по которым было вынесено им самим. В судебных заседаниях разрешено также участвовать федеральным судьям, вышедшим в отставку. Это практикуется в случае необходимости ускорить прохождение дел. Общее руководство деятельностью апелляционного суда осуществляет председатель суда, назначение которого происходит довольно сложным путем. Председателем становится судья, не достигший 70-летнего возраста и имеющий наибольший стаж службы в качестве члена апелляционного суда. Если же все судьи старше 70 лет, председателем становится самый молодой из них. Он остается в своей должности до тех пор, пока вновь назначенный в округ судья после года работы не заменит его.

Особое место не только в судебной, но и в политической системе США занимает Верховный суд. Его уникальное положение и огромное влияние на развитие событий в стране определяются тем, что он осуществляет функцию конституционного надзора, т.е. решает не только судьбу дела на основе закона, но и в случае, если это связано с делом, судьбу самого закона -вопрос о его соответствии Конституции.

Последнее обстоятельство следует подчеркнуть. Без конкретного дела Верховный суд не может высказывать свои соображения о соответствии или несоответствии того или иного закона, правового акта Конституции. Более того, попытка инсценировать спор с целью выяснить точку зрения Верховного суда по конкретному вопросу (вне конкретного дела) вызывает решительное осуждение суда и рассматривается им как наказуемое проявление неуважения к суду.

В качестве суда первой инстанции Верховный суд США выступает крайне редко. Это случается лишь по двум категориям дел: когда одной из сторон в споре является штат или по делам, возникающим в связи с предъявлением иска иностранным послам, иным дипломатически представителям, а также членам их семей и обслуживающему персоналу.

Значительно более широкий круг вопросов рассматривается Верховным судом в качестве суда второй инстанции (главным образом, апелляционной). Однако обращение к Верховному суду как к апелляционной инстанции вовсе не означает, что дело будет принято к рассмотрению. Все зависит от наличия в деле «существенного федерального интереса». Если его нет, суд может уклониться от рассмотрения дела. Наряду с судами высшей юрисдикции, в Америке существует разветвленная система так называемых специализированных судов, входящих в федеральную систему. Это претензионный суд для рассмотрения имущественных претензий частных лиц к правительству США.

Это и суд по таможенным делам, рассматривающий жалобы импортеров на таможенные власти США. Он заседает, как правило, в порту, через который идет импорт товаров. Сама же штаб-квартира его расположена в Нью-Йорке. Решение таможенного суда может быть обжаловано также в специализированный апелляционный суд по таможенным и патентным делам. Это, наконец, налоговый суд, рассматривающий споры в связи е решением федерального налогового ведомства и его подразделений. К этой же категории специализированных судов относится и так называемый временный чрезвычайный апелляционный суд. Он рассматривает вопросы, связанные с ценами, платой за жилье, а также с применением законов о «стабилизации экономики».

Особую группу судов вне федеральной судебной системы составляют военные суды. Они не являются постоянно действующими судебными органами, а созываются для рассмотрения конкретных дел. Право созыва их принадлежит командованию на соответствующем уровне — от президента США как главнокомандующего до командира роты. Они, образуют трехзвенную систему. К судам первой инстанции относятся суммарные военные суды, специальные военные суды и общие военные суды. Апелляционной инстанцией по отношению к суммарным, специальным и общим военным судам является коллегия (или бюро) по проверке судебных решений. Высшим судебным органом для военных судов выступает Военно-апелляционный суд, представляющий собой одно из подразделений Министерства обороны США и подчиненный, как и военные суды, командованию.

Сложное построение имеют судебные структуры штатов. Причем в каждом штате существует своя система отправления правосудия. Этому есть историческое объяснение. Вместе с колонизацией североамериканского континента внедрялась английская система судоустройства. Однако, наряду с коллегиальными судами, возникали, в качестве их дополнения, многочисленные мировые суды, суды графств, «суды справедливости» и др. Поначалу, как и в Англии, функции высшего суда в колонии выполняли законодательные органы. Создавались всякого рода апелляционные суды. После провозглашения независимости бывшие колонии-штаты приступали к перестройке своих, во многом стихийно сложившихся судебных систем. Цель заключалась в том, чтобы последовательно реализовать принцип разделения властей. Однако многие из судов «старого» английского типа сохранились, так же как сохранился и невероятный разнобой в названиях, в разграничении юрисдикции между судами различных звеньев. Сегодня положение дел сложилось так, что нет фактически двух штатов с одинаковым судоустройством. Немногие черты сходства между судебными системами различных штатов заключатются в наличии, по меньшей мере, судов двух типов: местных судов первой инстанции, рассматривающих дела по существу, и судов второй инстанции, обладающих апелляционной юрисдикцией. Каждый штат имеет свою верховную судебную власть в лице высшего или апелляционного суда. Разграничение подчиненности между федеральными судами и судами отдельных штатов — вопрос довольно сложный и нередко спорный.

Отличительной особенностью стран, испытывающих на себе влияние английской правовой системы, является существование суда присяжных. Этот судебный институт воспринимается учеными и практиками-юристами неоднозначно. Его сторонники считают (и не без основания), что он полнее других реализует идею демократии и справедливости при отправлении правосудия, привносит в него заряд общественной морали и здравого смысла. Оппоненты резонно отмечают, что суд присяжных стал в наши дни довольно редким явлением. В США, например, с участием присяжных рассматривается не более 7-8 процентов уголовных дел о сложных и опасных преступлениях, в Англии — три, во Франции — менее одного процента от общего числа поступающих в суды дел. И причин этому немало. Так, в большинстве случаев, люди, привлекаемые к уголовной ответственности, предпочитают, чтобы их судили профессиональные судьи, без участия присяжных. К тому же присяжные нередко выносят свое решение («виновен — невиновен») под давлением средств массовой информации, часто искажающих факты, подающих их тенденциозно и односторонне. Кроме того, присяжных упрекают в том, что они податливы на эмоциональный прессинг защитника или обвинителя. По подсчетам американских специалистов присяжные из ста случаев допускают 20 — 30 ошибок. Эти факты показывают, что суд присяжных, имеющий многовековую историю, сталкивается с множеством проблем, требующих теоретического и практического разрешения.

Судебная система Франции имеет дихотомическое строение. Она подразделяется на общие и специальные суды. Действующее законодательство страны предусматривает несколько процедур судебного разбирательства по первой инстанции в зависимости от характера уголовного деяния. При этом все уголовные деяния французское законодательство делит на три категории: преступления, деликты и проступки. В соответствии с этим уголовные дела рассматриваются в одном случае судом присяжных, в другом — исправительным, в третьем — полицейским трибуналом. Суд присяжных состоит из трех постоянных членов (председатель и два асессора) и девяти присяжных заседателей.

В отличие от англосаксонского уголовного процесса, постоянные члены французского руда и присяжные заседатели составляют единую коллегию, т.е. разграничение компетенции между ними отсутствует и все вопросы решаются совместно. Однако это единство не является абсолютным. Процессуальные полномочия председателя суда, а следовательно, и его реальное значение, исключительно велики. Он может принимать ряд важных процессуальных решений вне зависимости от мнения состава суда. При этом позиция асессоров и присяжных заседателей юридического значения не имеет. Более того, единоличное решение председателя в ряде случаев может иметь преимущественное значение по отношению к противоречащему ему коллегиальному решению суда. Председатель вправе, например, удовлетворить ходатайств




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.