КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Искусство эпохи Возрождения
Фрески Создавая свои панно, Джотто применял изобретенную к тому времени итальянцами технику фресковой живописи. Сегодня мы называем фресками как созданные в этой технике картины, так и вообще любую настенную живопись. Но подлинная фреска - это всегда роспись поверх свежей, еще влажной штукатурки, служащей грунтом для слоя краски. Само итальянское слово “fresco” означает “свежий”. За один сеанс расписывался красками лишь тот участок стены, который мастер успевал заполнить по еще не подсохшей штукатурке. Здесь решающую роль играл фактор времени, ибо пигменты, нанесенные на влажный слой штукатурки, вступали с ней в химическую реакцию, образуя стойкие соединения. Высохшая фреска не шелушилась и не осыпалась, сохраняя на долгие века первозданную красоту и яркость красок. Благодаря этому колоссальному техническому прорыву спустя годы были созданы величайшие шедевры фресковой живописи, в том числе росписи Сикстинской капеллы в Ватикане кисти Микеланджело. К концу XIV века живописцы, работавшие при дворах европейских владык, создали более или менее единый стиль живописи, который часто называют международной готикой. Отражая утонченную, далекую от реальной жизни атмосферу придворного быта, их произведения отличались скорее изысканностью и утонченностью, нежели внутренней силой. Персонажам придавались изящные позы, и хотя перспектива зачастую обозначалась лишь намеком, мельчайшие детали антуража выписывались с ювелирной точностью. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены.
Искусство Возрождения проникнуто главной идеей времени – идеей гуманизма. Человек, его место в мире, его отношения с природой, его величие и неизменность – главные темы в работах Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Дюрера, Петрарки, Данте, Рабле, Шекспира. Потрясает разнообразие характеров, социальных типов, темпераментов, показанных в потоке искусств. Здесь нет стандартов, каждый персонаж значителен и может выступать характеристикой эпохи. Искусство передает состояние, психологию своих героев. Художникам В. важно все: телесное совершенство (как в Античности), нравственное (как в Средневековье) и интеллектуальное величие человека. Создавая новое, Р. сохраняет прежние традиции: использует известные сюжеты, библейских и мифологических персонажей, бытовые сцены. Значимыми становятся чувства человека, его переживания, прослеживается тема любви, которая делает человека благороднее, чище и выше. Главной особенностью искусства является реализм, все реже используются аллегории, а интересует реальность. Отсюда интерес к деталям и к природе. Появляются новые жанры – пейзаж и натюрморт. Искусство смыкается с наукой, философия переплетается с литературой. Наука является необходимым аспектом общего взгляда на мир Родина В. – Флоренция. Впервые термин «В.» употребил известный итальянский живописец, архитектор и историк искусства Джоржо Вазари в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», он подразумевал возрождение античности. В дальнейшем эпохой итал. В. считалась эпоха возрождения человека, эпохой гуманизма. (humani – человеч. природа, достоинство). Основные черты культуры В.: - антропоцентризм - гуманизм (учение о человеке и его земном предназначении, обосновывается новое понимание его индивидуальных и социальных ценностей, особое место занимает этика, освобожденная от церковной зависимости; главные добродетели – знание и образованность; в центре мира стоит человек – не богоподобный, но свободный в совеем выборе и деяниях; серьезное значение приобретает вопрос смысла жизни, ответственности, свободы; рождается идея активности человека: он сам должен построить свою жизнь, изучая природу и предшествующий человеческий опыт через философию и искусства; человек должен строить себя сам, используя для активной деятельности любое знание) - изменение средневековой христианской традиции - особое отношение к Античности - новое отношение к миру Периодизации эпохи В.: - Предвозрождение (2 пол. 13в.) - Ранее В. (14в.) - Высокое В. (15в.) - Позднее В. (16в.)
Итальянское искусство эпохи Возрождения носило своеобразный характер и на всех этапах почти трехвекового развития поднималось до исключительных творческих высот. Грандиозный размах культуры Возрождения, огромное количество выдающихся произведений сравнительно с небольшими территориями, где они были созданы, до сих пор вызывают удивление и восхищение. Все виды искусств переживали подъем. В различных областях Италии сложились местные школы живописи, выдвинувшие художников, чьи творческие искания нашли высшие претворения в искусстве титанов Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Громадную роль приобрело искусство в общественной жизни, оно стало насущной потребностью людей того времени. Возведение общественных зданий рассматривалось как дело гражданской важности, открытие наиболее значительных монументов превращалось во всенародные праздники. С особой последовательностью и силой новая культура проявилась в итальянских городах, которые уже на рубеже 14—15 столетий вступили на путь капиталистического развития; значительное распространение она получила также в нидерландских, и в некоторых прирейнских и южногерманских городах 15 века. Однако круг влияния культуры Возрождения был гораздо шире и охватывал территории Франции, Испании, Англии, Чехии, Польши, где новые тенденции проявились с разной силой и в специфических формах. Важное значение в становлении искусства Возрождения имело по-новому понятое античное наследие. Воздействие античности сильнее всего сказалось на формировании культуры Возрождения в Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского искусства. В спасенных при падении Византии рукописях в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |