Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений




Законодательный процесс в Республике Беларусь. Право законодательной инициативы.

Организационно-правовые формы деятельности депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

Конституционно-правовой статус Парламента Республики Беларусь.

Акты Президента Республики Беларусь.

Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.

Система органов государственной власти по Конституции Республики Беларусь.

Правовой статус депутатов Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов.

Административно-территориальное устройство Республики Беларусь.

Административно-территориальное устройство Республики Беларусь следует отличать от административно-территориального деления территории Республики Беларусь как унитарного государства.

Административно-территориальное устройство – совокупность административно-территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций.

Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь – это деление территории на определенные части в целях эффективной организации управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь.

- Единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь, обусловливается тем, что территория – это естественная среда существования народа, его благосостояния; основа пространственного предела для самоопределения народа; основа суверенитета Республики Беларусь;

- Сочетание общегосударственных и местных интересов населения;

- Осуществление местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в рамках соответствующих административно-территориальных единиц;

- Равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц;

- Взаимосвязь административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

- Включение в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

- Примерное равенство размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

- Многообразие правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

- Гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).

Законодательством установлены следующие виды административно-территориальных единиц Республики Беларусь: области, районы, сельсоветы, города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Для определения компетенции последних каждая административно-территориальная единица обязательно имеет наименование, границы и административный центр.

Вся территория Республики Беларусь делится на территорию столицы и территорию областей. В свою очередь территория области делится на территорию городов областного подчинения и территорию районов. Территория района делится на территорию сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальной единицей и поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

Административно-территориальная единица и территориальная единица в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой.

Каждая административно-территориальная единица или территориальная единица имеет свои установленные границы, которые фиксируются в акте установления границ административно-территориальных единиц или территориальных единиц. К данному акту обязательно прилагается ее описание и каталог координат поворотных точек. Все границы отображаются на карте и согласовываются со смежными административно-территориальными единицами или территориальными единицами. Занимается границами административно-территориальных единиц или территориальных единиц Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь.

Любая административно-территориальная единица или территориальная единица состоит из населенных пунктов различных видов.

Населенный пункт - компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

Виды населенных пунктов: город, поселок городского типа, сельские населенные пункты.

В Республике Беларусь устанавливается три категории городов (столица, города областного подчинения, города районного подчинения). Те населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются административными центрами соответствующих административно-территориальных единиц.

При распределении населенных пунктов по категориям используются следующие критерии:

1) численности проживающего населения;

2) уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры;

3) государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

На основании критериев к категории городов в Республике Беларусь относятся:

- столица – город Минск, статус которого определяется законом;

- города областного подчинения - населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. В эту категорию могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, но имеющие перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

- города районного подчинения - населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.

К поселкам городского типа относятся:

- городские поселки - населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

- курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения;

- рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

К категории сельских населенных пунктов относятся все остальные населенные пункты (деревни, поселки и другие).

Учет и регистрация административно-территориальных и территориальных единиц осуществляется по единой для республики методике в порядке ведения Государственного земельного кадастра Республики Беларусь.

Объектами учета и регистрации являются:

административно-территориальные единицы, имеющие наименование, границы и административный центр;

территориальные единицы, имеющие наименование и границы.

Субъектами учета и регистрации являются:

в границах областей - областные исполнительные и распорядительные органы (отделы по земельным ресурсам и землеустройству);

в границах районов и городов областного подчинения - соответствующие районные и городские исполнительные и распорядительные органы (отделы по земельным ресурсам и землеустройству или управления - отделы - архитектуры, градостроительства и землеустройства).

Субъекты инициируют, организуют и контролируют учет и регистрацию, а также представление данных по учету и регистрации вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.

Органом учета и регистрации является Национальное кадастровое агентство (НКА) Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии и его территориальные органы (кадастровые бюро). НКА осуществляет ведение единого Реестра административно-территориальных и территориальных единиц.


 

В юридической энциклопедии дается следующее определение: депутат – от лат. deputatus –посланный – это лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления, представляющий определенную часть населения (избирателей своего избирательного округа или всю нацию).

Депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и законом «О статусе депутата Палаты Представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь».

В Республике Беларусь существуют депутаты Палаты представителей и депутаты местных Советов депутатов.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия только на профессиональной основе, за исключением случая совмещения деятельности в Парламенте с должностью в Правительстве. Депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением предпринимательской, научной или творческой. Депутат Палаты представителей не может одновременно быть членом двух палат Парламента; не может быть одновременно депутатом и судьей либо Президентом. Депутат Палаты Представителей обязан предоставить в Палату Представителей декларацию о доходах и имуществе в установленном порядке. За нарушение порядка декларирования доходов предусмотрена ответственность.

Каждый депутат Палаты Представителей участвует в осуществлении Палатой Представителей государственной власти активно и равноправно в пределах своих полномочий. Он участвует в рассмотрении всех вопросов, отнесенных Конституцией к компетенции Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь. Важнейшим направлением его деятельности является участие в законотворческом процессе: он обладает правом законодательной инициативы.

Депутат местного Совета депутатов осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая со своей производственной или служебной деятельностью. Депутаты местного Совета депутатов участвуют в осуществлении местными Советами депутатов функций государственной власти на местном уровне: депутат обсуждает и решает вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства; участвует в подготовке и принятии решений местными Советами депутатов; контролирует исполнение законов Республики Беларусь, актов вышестоящих органов государственной власти и управления, а также решений местных Советов депутатов.

Депутаты Палаты Представителей и местных Советов депутатов имеют соответствующие удостоверения, подтверждающие их личность и полномочия, и нагрудный знак, которыми они пользуются в течение срока своих полномочий. Никто не вправе требовать от них иных документов, подтверждающих их личность и полномочия. Все депутаты обязаны соблюдать нормы депутатской этики, при нарушении – вопросы рассматриваются соответствующей постоянной комиссией Палаты представителей; местных Советов депутатов или по их поручению – Президиумом либо специально образуемой комиссией.

Депутаты избираются на 4 года. Исполнение полномочий депутатом Палаты представителей начинается со дня первого заседания вновь избранной Палаты представителей и заканчивается в день открытия первого заседания Палаты представителей нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий Палаты представителей. Срок полномочий депутатов может быть продлен только в случае войны.

Полномочия депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов прекращаются досрочно:

- если депутата избрали на должность, занятие которой несовместимо с депутатской деятельностью;

- по письменному заявлению депутата о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных причин препятствующих их исполнению;

- в случае признания судом депутата недееспособным;

- при несогласии депутата в течение трех месяцев перейти на профессиональную работу в Палату представителей, либо соответственно оставить работу несовместимую с обязанностями депутата местных Советов депутатов;

- в случае признания выборов или полномочий отдельных депутатов недействительными;

- при вступлении в силу обвинительного приговора Верховного суда (соответствующего общего суда - для депутатов местных Советов) в отношении депутата Палаты представителей;

- в случае утраты гражданства;

- в случае отзыва депутата.

Палата представителей по представлению Центральной комиссии по выборам и проведению республиканского референдума и на основании заключения постоянной комиссии по мандатам принимает решение о признании полномочий всех депутатов, а при нарушениях в отдельных случаях законодательства о выборах – о признании полномочий отдельных депутатов недействительными.

Полномочия депутатов местных Советов депутатов начинаются со дня принятия местными Советами депутатов решения об их признании и заканчиваются в день открытия первого заседания местных Советов депутатов нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий. При необоснованном отказе местных Советов депутатов в утверждении полномочий, окончательное решение принимает вышестоящий Совет депутатов по заключению прокурора.

В случае роспуска Палаты представителей а также смерти депутата их полномочия прекращаются в этот же день без специального решения Палаты представителей.

Формами деятельности депутата Палаты представителей являются:

1) участие в заседаниях Палаты представителей и совместных заседаниях Палаты представителей и Совета Республики;

2) участие в работе постоянных комиссий и иных органов палаты;

3) участие в работе согласительных комиссий, создаваемых Палатой представителей и Советом Республики;

4) участие в работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, в состав которых входит Республика Беларусь;

5) участие в выполнении поручений Палаты представителей и её органов;

6) участие в парламентских слушаниях;

7) участие в проверках работы государственных органов, общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий;

8) запрос депутата Палаты представителей;

9) вопросы депутата Палаты представителей к Правительству;

10) обращение депутата Палаты представителей;

11) участие в работе депутатских групп, объединений, ассоциаций и клубов и др.


 

Государственный орган – это такое образование общества, посредством которого государство осуществляет свою деятельность, решает стоящие перед ним задачи и достигает поставленные цели.

Государственный орган является одновременно составной и в то же время относительно обособленной частью государственного аппарата, которая участвует в осуществлении функций государства и действует от его имени и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ему организационно-правовые формы деятельности.

Выделяют следующие виды государственных органов:

1) По организационно-правовым формам деятельности: органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; контрольно-надзорные органы.

2) По юридическому статусу: органы высшей власти; остальные государственные органы.

3) По характеру компетенции: органы общей компетенции; органы специальной компетенции.

4) По форме осуществления своих полномочий: коллегиальные; единоначальные.

5) По территории действия: общереспубликанские; местные.

6) По способу формирования: первичные; производные.

Совокупность полномочий, которыми наделяются государственные органы для управления делами общества, называется государственной властью.

Согласно статье 3 Конституции: «единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ». Из этого следует, что посредством государственных органов свою власть осуществляет не только государство, но и народ либо непосредственно участвуя в управлении государством, либо через представительные государственные органы.

Существует две трактовки понятия «государственная власть». С широкой точки зрения государственная власть отождествляется с системой органов государства (государственным аппаратом). С узкой точки зрения государственную власть олицетворяют только высшие органы государства (Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Суд, Высший хозяйственный суд, Верховный Суд, Республиканская прокуратура, Контрольная палата и национальный банк).

Вся государственная власть в Республике Беларусь организована по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть решает важнейшие вопросы внутренней и внешней политики в основном путем принятия законов. Исполнительная - осуществляет исполнение законов и других решений законодательной ветви власти и осуществляет руководство текущей жизнью общества. Судебная ветвь власти разрешает конфликты, восстанавливает в правах и наказывает нарушителей порядка в обществе.

Главное значение государственной власти – это регулирование с помощью правовых норм общественных отношений; обеспечение прав и свобод граждан; создание условий для свободного и достойного развития личности.

Государственная власть осуществляется через систему государственных органов Республики Беларусь (государственный аппарат).

Согласно законодательству Республики Беларусь система государственных органов образована и осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов: разделения властей, суверенности государственной власти, единства системы государственных органов, законности, сочетания выборности и назначаемости, приоритета прав и законных интересов граждан перед интересами государства, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти, участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, равного доступа граждан к любым должностям в государственных органах.

В государственный аппарат входят государственные органы и государственные учреждения.

Государственное учреждение – это составная и относительно обособленная часть государственного аппарата, которая участвует в осуществлении управленческих функций государства, однако государственно-властными полномочиями не обладает.

Характерные признаки государственных органов:

- государственный орган является одновременно составной, и в то же время организационно-обособленной частью государственного аппарата (наряду с государственными учреждениями);

- действуют от имени и по поручению государства;

- создаются на основе Конституции и принятых в соответствие с ней правовых актов;

- обладают определенными государственно-властными полномочиями;

- имеют свою собственную структуру;

- осуществляют те или иные функции государства;

- применяют присущие данному виду органа организационно-правовые формы и методы деятельности;

- каждый государственный орган издает определенные виды правовых актов, которые предусмотрены для него законодательством;

- могут применять меры убеждения, общественного воздействия и государственного принуждения для охраны правопорядка и поддержания законности.


 

Конституционно-правовой статус Президента регулируется Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О Президенте».

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Президент вступает в должность после принесения Присяги, которая приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

Полномочия Президента Республики Беларусь:

1) назначает республиканские референдумы;

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

11) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя КГК;

13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

17) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

19) осуществляет помилование осужденных;

20) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

21) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

22) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;

24) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

25) имеет право отменять акты Правительства;

26) непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

27) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

29) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

30) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства. Президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей.

Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.


 

Президент издает декреты, имеющие силу законов, а также указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона. Декреты и указы Президента имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.

Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Проект закона должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание декрета.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчетов о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий. Инициатором издания временных декретов может выступить Президент или Совет Министров Республики Беларусь. Если временный декрет издается по предложению Совета Министров Республики Беларусь, он должен быть скреплен подписью Премьер-министра Республики Беларусь. Президент не может издавать временные декреты по тем же вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий. Временный декрет с письменным обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания вносится в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, в том числе и в период между сессиями, Президентом или по его поручению Главой Администрации Президента Республики Беларусь. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем подписания данного временного декрета.

Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики в порядке и сроки, определенные регламентами палат. Не подлежат рассмотрению временные декреты, утратившие силу к моменту их рассмотрения в Национальном собрании Республики Беларусь.

Палаты Национального собрания Республики Беларусь вправе отменить временный декрет большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Решения палат принимаются в форме постановлений. Если голосование в палатах не привело к принятию решений об отмене временного декрета или такое решение принято одной из палат, временный декрет сохраняет свою силу.

Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временным декретом, могут приниматься Национальным собранием Республики Беларусь после отмены или признания утратившим силу этого декрета или его соответствующих норм, либо в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом или с его согласия.

Палаты Национального собрания Республики Беларусь могут принять закон, по содержанию совпадающий с соответствующим временным декретом. Со вступлением такого закона в силу временный декрет утрачивает свою силу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временным декретом, этот декрет сохраняет свою силу в части, не урегулированной таким законом, если временный декрет в данной части не отменен в установленном порядке палатами Национального собрания Республики Беларусь.

Декреты, указы и распоряжения Президента публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным способом.

Декреты независимо от вида подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.

Декреты, указы и распоряжения Президента регистрируются, им присваивается соответствующий порядковый номер.


 

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется народом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Срок полномочий Парламента - четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов.

Полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно:

- при отказе в доверии Правительству,

- выражении вотума недоверия Правительству

- двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.

- на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Решения по этим вопросам Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности, а также в течение года со дня их первых заседаний.

Полномочия Палаты представителей:

1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

2) рассматривает проекты законов;

3) назначает выборы Президента;

4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

8) принимает отставку Президента;

9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

10) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей и др.

Полномочия Совета Республики:

1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

3) избирает шесть судей Конституционного Суда;

4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.


Формами деятельности депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики являются:

1) участие соответственно в заседаниях Палаты представителей, Совета Республики, совместных заседаниях Палаты представителей, Совета Республики;

2) участие в работе постоянных комиссий и иных органов палат;

3) участие в работе согласительных комиссий, создаваемых Палатой представителей и Советом Республики;

4) участие в работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, в состав которых входит Республика Беларусь;

5) участие в выполнении поручений Палаты представителей, Совета Республики и их органов;

6) участие в парламентских слушаниях;

7) участие в установленном порядке в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий;

8) запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

9) вопросы депутата Палаты представителей, члена Совета Республики к Правительству;

10) обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

11) участие в работе депутатских групп, объединений, ассоциаций и клубов.

1) Заседания палат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства, могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Во время заседаний, в том числе и закрытых, Президент, его представители, Премьер-министр и члены Правительства могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого потребуют. Заседание палаты считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей депутатов Палаты представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты.

Голосование в Палате представителей и Совете Республики открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Республики путем подачи голоса "за" или "против". Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.

Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства.

На заседаниях Палаты представителей, Совета Республики депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики на основе коллективного, равноправного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные Конституцией Республики Беларусь соответственно к ведению Палаты представителей, Совета Республики.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, не согласные с решением Палаты представителей, Совета Республики и их органов, в состав которых они избраны или входят по должности, вправе изложить свою точку зрения на заседаниях Палаты представителей, Совета Республики или сообщить о ней в письменной форме председательствующему на заседании соответствующей палаты или ее органа.

Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики собираются на очередные сессии без специального приглашения. Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.

Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.

Внеочередные сессии созываются указами Президента.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны присутствовать на заседаниях и участвовать в работе Палаты представителей, Совета Республики и их органов, в состав которых они избраны или входят по должности.

2) Все депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики входят в состав постоянных комиссий, за исключением Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики и их заместителей. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут быть членами только одной постоянной комиссии.

Депутат Палаты представителей, входящий в состав Совета Палаты представителей, член Совета Республики, входящий в состав Президиума Совета Республики, постоянных комиссий и других органов Палаты представителей, Совета Республики, вправе вносить вопросы и предложения на рассмотрение этих органов, участвовать в подготовке к их рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в проведении их в жизнь.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе принимать участие с правом совещательного голоса, вносить предложения по обсуждаемым вопросам на заседаниях комиссий, в состав которых они не входят.

7) В случае обнаружения нарушения законности депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе направить представление должностному лицу правоохранительных или контрольных органов, других государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий. Лица, к которым направлено представление депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, принимают меры к устранению нарушения, а при необходимости - к привлечению виновных к ответственности с последующим информированием об этом.

8) Запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - вносимое депутатом Палаты представителей на сессии Палаты представителей, членом Совета Республики на сессии Совета Республики в письменной форме предложение дать официальное разъяснение или изложить позицию по интересующим их вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов или должностных лиц.

Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано в течение двадцати сессионных дней дать ответ на запрос. Письменный ответ на запрос оглашается на сессии палаты и подлежит официальному опубликованию. Лица, к которым обращен запрос, несут установленную законодательством ответственность за своевременность рассмотрения запроса, полноту и достоверность представленной информации.

9) Во время сессий Палаты представителей, Совета Республики одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики и ответов Правительства. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с вопросом в устной (на заседании палаты) или письменной форме к Правительству и получить официальный ответ на заданный вопрос.

10) Обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - изложенное в письменной форме предложение к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий о представлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции государственного органа, учреждения, организации, предприятия или должностного лица. Лица, к которым обращаются депутат Палаты представителей, член Совета Республики по вопросам, входящим в их компетенцию, обязаны дать ответ на их обращение в устной или по их требованию в письменной форме безотлагательно, а при необходимости дополнительного изучения или проверки фактов - не позднее чем в месячный срок.

11) Для осуществления депутатских полномочий депутаты Палаты представителей могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы, ассоциации, клубы, объединения.

Формы деятельности Палаты представителей, Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики определяется регламентами палат, которые подписываются председателями палат.


 

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению - Правительства.

Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.

По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.

Любой законопроект, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.

Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным - десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном настоящей статьей, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.

Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.

Решения палат считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат.

Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат.

Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.


 

21. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь, как высший орган исполнительной власти.

Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Совет Министров по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности.

Полномочия Совета Министров Республики Беларусь:

1) по обеспечению экономической, бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной политики (например, обеспечивает проведение единой экономической, бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной политики; создает условия для свободного предпринимательства на основе равноправия всех форм собственности; регулирует деятельность всех отраслей экономики; проводит государственную политику в области защиты прав потребителей; устанавливает размеры минимальной заработной платы и базовой величины; разрабатывает и реализует основные направления жилищной политики; принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд и др.);

2) в социально-культурной сфере (например, создает условия для поддержания установленного уровня социального обеспечения; принимает меры по предупреждению инвалидности и организации реабилитации инвалидов; осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики; принимает меры по развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений и др.);

3) в области охраны окружающей среды (например, определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов; обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ; утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды; определяет порядок учета и ведения государственных кадастров природных ресурсов, осуществления мониторинга окружающей среды; организует работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других значительных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий и др.);

4) в области обеспечения законности и правопорядка (например, принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; определяет основные направления правовой работы в органах государственного управления и др.);

5) в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства (принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь; осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на военную службу; организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь вооружением, военной техникой и другими материальными средствами и ресурсами по их заказам и др.);

6) в области внутренней и внешней политики (например, разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации; осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями; заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции и др.);

7) в области кадровой политики (координирует и контролирует деятельность подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, участвует в формировании кадрового реестра Главы государства, создает кадровый реестр Совета Министров и др.);

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, в том числе Первого заместителя Премьер-министра, и министров. В его состав могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления. Состав Совета Министров определяется Президентом Республики Беларусь.

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания. В случае двукратного отказа Палаты представителей в даче согласия на назначение Премьер-министра Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, если Президентом не принято решение об отставке Правительства Республики Беларусь. Совет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом о чем принимает постановление.

В случае отставки Совет Министров исполняет свои обязанности до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь.

Совет Министров в полном составе, Премьер-министр, каждый член Правительства отдельно имеют право заявить Президенту о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности.

Правительство заявляет Президенту о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверия Правительству.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. Отставка Премьер-министра не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров в полном составе.

Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства. Заседания Совета Министров проходят под председательством Премьер-министра. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров.

Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов членов Правительства, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются:

- вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

- проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

- основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, действует Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя КГК Республики Беларусь, Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, Министра экономики Республики Беларусь, Министра финансов Республики Беларусь, Министра иностранных дел Республики Беларусь.

Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание Президиума считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются в виде постановлений Совета Министров. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях).

Совет Министров принимает постановления и контролирует их исполнение. Постановления Совета Министров могут быть отменены Указом Президента.

Распоряжения Премьер-министра издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра, а также при наличии поручения Правительства по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров. При этом указанные поручения и указания не могут носить нормативный характер.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.25 сек.