Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КУРС ЛЕКЦИЙ. Корреляционный анализ взаимосвязей

Корреляционный анализ взаимосвязей.

При анализе корреляционных взаимосвязей следует решить две задачи:

1. определить форму связи (уравнение связи);

2. установить тесноту связи.

В большинстве случаев связи в общественных явлениях изучаются по уравнению прямой:

y = a0+a1x, где

y - результативный фактор;

a0 и a1 - параметры уравнения прямой;

x - факторный признак.

 

 

Для измерения тесноты линейной связи используется линейный коэффициент корреляции (r):

`x`y -`x*`y

r=----------------

dx*dy

инейный коэффициент корреляции может принимать значения от 0 до 1 и может быть как положительной (при прямой связи), так и отрицательной (при обратной связи) величиной.

 

 

 

 

Составитель:

Иванова О.С., доцент кафедры экономики и управления, кандидат исторических наук

 

Минск, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи курса «Академическое письмо или методика научных исследований» 2

2. Понятия «наука», «научная дисциплина», «учебная дисциплина», «научность». Пути формирования и признаки. 3

3. Методы исследования. 4

3. Виды научных работ и их функции. 8

4. Работа с информацией, поиск источников и литературы.. 9

5. Правила написания работы.. 12

6. Основные этапы написания работы.. 13

7. Оформление работы.. 16

8. Защита работы.. 18

 

1. Цели и задачи курса «Академическое письмо или методика научных исследований»

Данный курс для студентов специальности «Документоведение и информационное обеспечение управления», разработан для обучения навыкам реализации научного исследования, которые могут быть использованы для оптимизации исследовательской работы, написания и представления научных текстов. Этим обусловлена необходимость максимально широко охватить весь диапазон необходимых навыков – от аналитических до технических и организационных. Цель курса – на уровне написания курсовой, дипломной работ или реферата научить студентов воспринимать академическую активность не с точки зрения требующих формального исполнения правил и технических процедур, но в категориях научного исследования. Предметом курса являются принципы и приемы производства и представления знания, формы и средства научной коммуникации в области гуманитарных наук.

Есть способы сделать так, чтобы курсовая работа или диплом были полезен и после защиты. Во-первых, можно избрать такую тему, которая впоследствии перейдет в более обширное исследование, на много лет вперед, при наличии желания и способностей. Но даже и не научному работнику, а, скажем, директору турагентства сгодится опыт работы над дипломом. Ведь для сочинения диплома ему придется:

1) четко сформулировать тему;

2) собрать материал по истории вопроса;

3) привести материал в систему;

4) осмыслить собранный материал;

5) придать материалу органичную форму;

6) позаботиться, чтоб читающий, во-первых, понимал, о чем речь, а во-вторых, мог самостоятельно обратиться к цитируемым документам и судить о них.

Это значит, что работа над курсовой или дипломом учит рассудительности и систематичности. Приобретается метод. Человек учится создавать годный для употребления текст. Следовательно, не так важна тема работы, как опыт ее создания. Кто способен основательно подготовить работу, сумеет и правильно организовать базу данных своего туристического агентства. Со временем вырабатывается набор приемов, накапливаются знания, но подход к этим новым накопленным знаниям обычно определяется именно тем, каким путем человек в самом начале шел к знаниям, которых еще не имел.

Анализ и работу с информацией можно производить даже на незнакомом и не очень интересном материале. Останутся навыки работы. Приступив к написанию работы следует помнить, что:

-можно сделать достойную работу, даже стартовав со слабых позиций;

- можно воспользоваться случаем (написания работы), даже если она вызывает лишь тоску и раздражение, и получить удовольствие от него, не хватаясь за всякое знание без разбору, а приобретая опыт критического подхода, и выработать способность (которая пригодится вам в будущем) точно определять проблемы, методично их решать и грамотно излагать свои выводы.

 

2. Понятия «наука», «научная дисциплина», «учебная дисциплина», «научность». Пути формирования и признаки.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука относится к одному из специфических видов социальной памяти человечества, который теоретически кристализует прошлый опыт познания действительности и освоения её законов. В каждой науки выделяются эмпирический и теретический уровни исследования и организации знаний. Существует множество классификаций наук, но наиболее обобщенная разделяет науки на три большие группы по объекту исследования: 1) науки о неживой природе (астрономия, физика, химия и т.д.); 2) науки, изучающие живые организмы (биология, антропология и т.д.); 3) исторические науки (философия, право, социология и т.д.). Как следует из этой классификации, наука как отрасль знания изучает глобальные проблемы природы, жизни общества. В то же время объект изучения научной дисциплины обладает гораздо меньшим масштабом.

Существует два пути возникновения научных дисциплин. Первый путь - это отпочкование научной дисциплины от основного ствола науки. Такие дисциплины первоначально получают статус вспомогательной дисциплины, используются в качестве «полуфабриката» или «готового продукта» для решения основных вопросов науки. Например, по первому пути шло становление источниковедения вспомогательной дисциплины исторической науки. Но по мере развития методов исследования вспомогательная научная дисциплина может обрести значительную независимость, а результаты, полученные в ее рамках, могут иметь самостоятельный интерес.

Второй путь - научная дисциплина возникает в результате «скрещивания» на стыках различных наук или на стыках отдельной науки и какой-нибудь прикладной деятельности. Это специальные дисциплины, которые могут стать учебными (т.е. предметом отдельного изучения в рамках академического образования). Они как бы перекидывают мостик между различными, иногда очень далеко отстающими сферами научной и практической деятельности. Специальные научные дисциплины используют методы исследований из различных наук, но обладают полной независимостью, так как у них свой объект исследования. К таким научным дисциплинам относятся, например, биохимия, астрофизика и др. Научные дисциплины данного плана могут превратиться в самостоятельную отрасль знания. В свою очередь, от научных дисциплин могут отпочковаться другие или возникать на их стыках новые. Если в настоящее время науковеды насчитывают всего несколько десятков наук, то научных дисциплин — около двух тысяч.

Научность работы. "Научная" модель в принципе была задана естественными дисциплинами еще в семнадцатом веке и с тех пор предполагает соблюдение следующих норм:

1. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. "Предмет" не обязательно существует в жизни, "предметом" может выступать квадратный корень, хотя никто этого корня не видел. Социальные классы - законный предмет науки. Если кто возразит, что при бесспорном существовании отдельных личностей и бесспорном существовании статистических масс классы как таковые существованием не обладают, на это имеется ответ, что не существует и класс простых чисел, больших 3725, а математики этим классом занимаются. Определить предмет значит определить условия, при которых можно о предмете говорить на основании правил, которые мы сами себе установили или которые другими установлены до нас. Когда мы устанавливаем правило, на основании которого простое число, большее 3725, поддается узнаванию при встрече с ним, значит, мы установили правило узнавания предмета работы.

 

2. В исследовании должно быть сказано о предмете нечто, чего еще не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказанные. Математически точная работа, доказывающая традиционным способом теорему Пифагора, научной не является, поскольку нового не открывает. Самое большее она может претендовать на титул научно-популярной, равно как и руководство по строительству собачьей будки с употреблением фанеры, досок, пилы и молотка с гвоздями. Даже компилятивная работа может оказаться научно-полезной, если компилятор распределил системно и по порядку суждения, высказывавшиеся разными учеными по одному и тому же вопросу. Поэтому руководство, как построить собачью будку, не является научной работой; а, напротив, сравнительно-сопоставительное исследование многообразных известных на свете методологий строительства будок вполне может претендовать на научную ценность.

 

3. Исследование должно быть полезно для других. Полезна статья, описывающая новое открытие о поведении элементарных частиц. Полезна и заметка, описывающая, каким образом был отыскан неизвестный черновик Я. Колоса, и содержащая полную публикацию текста. Работа научна, если добавляет хоть что-либо к тому, что человечеству было ведомо прежде, и если все будущие работы по предмету должны будут, хотя бы по теории, учитывать этот вклад. Разумеется, степень научной ценности вклада пропорциональна степени необходимости его для окружающих. Существуют сообщения, после появления которых ученые, если не учтут их, не сделают ничего путного. А другие сообщения хотя в общем для ученых и небесполезны, но не учитывая их, никто не умрет.

 

4. Исследование обязано намечать пути проверки и опровержения предлагаемой идеи, то есть содержать наметки для продолжения работы другими исследователями. Это требование принципиальное. Я свободен доказывать, будто существуют кентавры на Пелопоннесе, но я обязан соблюсти четыре обязательных условия: а) пусть будут представлены доказательства существования там кентавров (хоть одна прихвостная кость); б) пусть будет рассказано, как и где удалось найти это прихвостье; в) пусть будет намечен путь, которым следует идти, чтоб отыскать остальные реликты; г) вдобавок должно быть указано, кость какого фасона, будучи найдена, разнесет в мелкую пыль всю мою великолепную гипотезу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Методы исследования. Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.