Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы воздействия государства на спрос и предложение




Участие государства в хозяйственной жизни на начальном этапе перехода к рынку.

 

Белорусский опыт первых лет реформы показывает, что те решения, которые принимаются предприятием под воздействием чисто рыночных рычагов и критериев, во многих случаях оказываются далекими от оптимальных. Причин этому несколько.

Во-первых, это отсутствие у многих предприятий возможности для сопоставления реально имеющихся альтернатив развития и перестройки производства (в том числе в силу определенного информационного вакуума, неразвитости службы маркетинга и т.д.). В этом случае достаточно эффективной и оправданной может явиться именно государственная поддержка формирования объектов рыночной инфраструктуры, включая как службы маркетинга на предприятиях, так и оказание финансового содействия предприятиям в доступе к соответствующим банкам данных и услугам крупных консалтинговых фирм, специализирующихся в данной области.

Во-вторых, реализация альтернативных вариантов развития на более низком техническом уровне в ряде случаев является и прямым следствием отсутствия достаточных финансовых средств у предприятий. В условиях возрастающей инфляции прибыль предприятий все в большей мере расходуется на пополнение оборотных средств, превращаясь из источника расширенного в источник простого воспроизводства.

В-третьих, на выбор предприятиями порой не самых эффективных решение воздействует, как и такой фактор, естественная отсрочка спроса, когда, например, ранее приобретенное оборудование или товары длительного пользования еще могут использоваться, а их замена в силу невысокой платежеспособности потребителей может быть отсрочена на некоторое время.

В силу этого на начальном этапе становления рыночных отношений является необходимым и оправданным регулирующее воздействие со стороны государства на процессы структурной перестройки производства.

 

Можно выделить следующие формы такого воздействия.

1. Косвенное воздействие государства на спрос и предложение. Одним из примеров успешного проведения такой политики могут служить те защитные меры, которые применяло японское правительство по отношению к собственным автомобильным компаниям на этапе их становления. Временная защита японского автомобильного рынка от наплыва более дешевых в то время американских автомобилей предоставила автомобильным компаниям Японии время и средства, необходимые для выхода на новейший уровень, который в итоге позволил им более успешно конкурировать с автомобильными гигантами Старого и Нового Света.

2.Прямое воздействие государства на спрос. Под этим понимается известный путь поддержки деловой активности, когда государство выступает в роли непосредственного заказчика и потребителя тех или иных видов продукции.

3. Прямое воздействие предприятия на предложение. Казалось бы, непосредственное финансирование государством приоритетных направлений развития производства, которое может осуществляться в различных организационно-финансовых формах, позволит изначально учесть требования народнохозяйственного оптимума, исключив фактор временных конъюнктурных колебаний спроса и предложения. Однако необходимо иметь в виду, что подобный путь имеет ряд существенных ограничений как внешнего, так и внутреннего порядка. К внешним ограничениям относятся, прежде всего, трудности обеспечения целевого использования бюджетных средств в условиях параллельного существования государственных и коммерческих структур. Внутренние ограничения связаны с самим понятием народнохозяйственного оптимума и его отличием от тех критериев эффективности, которые формируются в рамках складывающейся структуры спроса и предложения.

Роль государства как инвестора. Рассматривая роль государства как инвестора, можно выделить два основных подхода к вложению государственных средств, различающихся применяемыми критериями.

Первый – вложение государственных средств в развитие производств, эффективность которых подтверждается складывающейся рыночной конъюнктурой. Задача государства здесь обеспечить дополнительный приток капиталов в те сферы производства и структурной перестройки, которые обеспечивают наиболее высокую норму прибыли. Одной из форм реализации подобной предпринимательской функции государства, осуществляемой в соответствии с рыночными критериями эффективности, является государственное участие в финансировании инвестиционных проектов совместно с негосударственными структурами.

Второй путь вложения государственных средств – в те проекты, эффективность которых не может быть измерена категорией «прибыли на каждого участника», а носит мультипликативный характер, выходя за рамки действующих рыночных критериев эффективности. Это могут быть, например, проекты вложения государственных средств в развитие экспортонаправленных или импортозаменяющих производств, макроэкономические последствия, реализации которых будут значительно выходить за пределы эффекта для одного участника.

Возможен компромиссный путь государственного участия в финансировании структурной перестройки производства, когда государство использует имеющиеся в его распоряжении средства не для того, чтобы непосредственно их инвестировать в соответствии с рыночными (или иными) критериями эффективности, а для того чтобы изменить данные критерии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.