Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осуществление консультирования




Субъекты, виды и объекты консультирования

Понятие консалтинга

Управленческий консалтинг

Лекция 9.

1. Понятие консалтинга.

2. Субъекты, виды и объекты консультирования.

3. Консалтинг в России и мире. Сильные и слабые стороны российских и зарубежных консультантов.

 

Консалтинг – это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйством руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.

По существу под консалтингом понимается то, что в нашей стране раньше называлось «внедрением науки в производство». Однако консалтинг – понятие рыночной экономики, и потом он отличается от научно-внедренческой деятельности в бывшем СССР в той же мере, в какой рыночная экономика отличается от планово-централизованной. Консалтинг осуществляется на коммерческих началах независимыми производителями консалтинговых услуг в условиях конкурентной борьбы. Это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности таких услуг и вызывает их ориентированность на интересы клиента.

В странах с рыночной экономикой приглашение профессионалов является престижным свидетельством того, что фирма обладает достаточной деловой культурой, чтобы использовать предлагае­мый рынком интеллектуальный капитал в области менеджмента. Отсутствие специалистов-консультантов при разработке ответст­венного решения рассматривается так же, как отсутствие архи­тектора при разработке проекта здания, врача при лечении боль­ного или дизайнера при разработке новой модели автомобиля.

 

 

Специалисты, оказывающие профессиональную помощь, называ­ются консультантами. Различают внешних и внутренних консуль­тантов Внешние — это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора Внутренние — это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной органи­зации (они составляют аналитическую, "штабную" подсистему орга­низации). Соотношение внешнего и внутреннего консультирования показано на рис. 4.

Рис. 4.

 
 

Далее в тексте термином «консультант» будем называть любую консультационную структуру независимо от того, является ли она консал­тинговой фирмой или индивидуальным консультантом. Кроме того, если это не оговорено особо, то речь будет идти преимущественно о внешних консуль­тантах.

Преимущества консультантов по менеджменту перед менедже­рами следующие:

1) независимость, непредвзятость взглядов;

2) более широкий кругозор, обладание обширной информацией в самых различных областях менеджмента и хозяйствования (в силу меньшей загруженности проблемами текущего управления);

3) ориентация на широкое изучение и перенос опыта других организаций (в основном это касается внешних консультантов).

Консалтинговые услуги чаще всего осуществляются в форме консалтинговых проектов, а не в форме устных, разовых советов. Они включают в себя следующие основные этапы:

1) диагностика (выявление проблем);

2) разработка решений;

3) внедрение решений.

Осуществление такого проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.

С точки зрения методов можно различать следующие виды консультирования: экспертное, процессное и обучающее. При экспертном консультировании консультант самостоятельно осу­ществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится, в основном, к обеспечению консультанту доступа к информации и оценке результатов. При процессном консультировании консультанты на всех этапах проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его вы­сказывать свои идеи, соображения, предложения, проводить при помощи консультантов анализ проблем и выработку решений. При этом, роль консультантов заключается, в основном, в абсорбции (сборе) этих внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы и приведе­нии их в систему рекомендаций. При обучающем консультиро­вании консультант не только собирает идеи, анализирует реше­ния, но и подготавливает почву для их возникновения, предостав­ляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д.

Чем отличается консультирование от обучения? Преимущест­вом консультирования является его конкретно-индивидуальный, «штучный» подход. При этом знания, которыми обладают кон­сультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т.д. передаются ме­неджерам в общей форме и затем уже применяются ими на практике. Положительные стороны того и другого способа пере­дачи знаний объединяются в обучающем и процессном консуль­тировании.)

В промышленно развитых странах преимущественно осуществ­ляется процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как в России пока наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее консультирование. Это объяс­няется, в первую очередь, неподготовленностью самих россий­ских клиентов к творческой работе с консультантами, желанием руководителей получить готовые решения. Такое положение час­то приводит к негативным последствиям и неудовлетворенности от итогов консультационных проектов, так как, во-первых, кли­ент может вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно с ним; во-вторых, некоторая сущест­венная информация не может быть получена консультантом вне режима активного диалога с клиентом. В России существует много объектов консультирование, кото­рые могут быть разделены по крайней мере на следующие груп­пы:

· по форме собственности: государственные, частные, акцио­нерные и смешанные предприятия;

· по размерам: малые, средние и крупные предприятия;

· по территориальному признаку: центральные (федеральные) и региональные административные образования.

Соответственно клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители государст­венных предприятий или соответствующих ведомств, централь­ные и местные органы власти, а также руководители таких тер­риториальных образований как технопарки, экополисы, технополисы, свободные экономические зоны и т.д. Опыт работы россий­ской Ассоциации консультантов по экономике и управлению по­казывает, что в России за консалтинговыми услугами обращают­ся прежде всего следующие виды организаций:

1) Молодые, быстро растущие частные предприятия и банки.

2) Прогрессивно настроенные местные органы власти.

3) Государственные и бывшие государственные предприятия, находящиеся в кризисной ситуации.

Первые две группы руководствуются при этом золотым прави­лом менеджмента, сформулированным Томасом Питерсом: «Ре­формировать нужно то, что работает хорошо, ибо здесь силы мо­гут быгь мобилизованы немедленно или, по крайней мере, быст­рее, чем в других сферах». Что касается третьей группы, то и для нее не все потеряно: в консалтинге существуют специальные методы преодоления кризисных ситуаций. В частности, рядом российских консультантов успешно осуществляется разработка программ реформирования и оздоровления предприятий, находя­щихся в «зоне ближнего банкротства».

Современный набор консалтинговых услуг сложился в 1950-60-е годы, которые на Западе называют «золотым веком консал­тинга», что связано с послевоенным ускоренным развитием и ин­тернационализацией экономики, вызвавшими усиление потребно­стей в консультационных услугах. В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время вы­делено 84 вида консалтинговых услуг, объединённых в 8 групп.

Рассмотрим кратко, для решения каких задач Вы можете при­гласить консультантов по каждой из восьми групп консалтинговых услуг

1. Консультантов по общему управлению приглашают для по­мощи в решении проблем, связанных с самим существованием Вашего предприятия и перспективами Вашего бизнеса. Они оценивают состояния дел в Вашей организации в целом и внеш­нюю для нее среду, определяют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организации филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации по изменению форм собственности и состава собственников, приобретению имущества, акций или паев, совер­шенствованию организационных структур и т.д.

2. Консультанты по административному управлению (адми­нистрированию) занимаются такими вопросами как формирова­ние и регистрация компаний, организация работы офиса, обра­ботка данных, система административного контроля и т.д. Их ос­новная задача - оптимизировать управление организацией

3. Консультанты по финансовому управлению оказывают по­мощь в решении трех основных задач: 1) поиск источников и ис­пользование финансовых ресурсов; 2) оценка и повышение теку­щей финансовой эффективности деятельности организации; 3) укрепление финансового положения организации на перспективу. Они занимаются вопросами финансового планирования и контро­ля, налогообложения, бухгалтерского учета, размещения акций и паев на рынке, кредита, страхования, прибыли и себестоимости, неплатежеспособности и т.д.

4.Консультанты по управлению кадрами разрабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля качества кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Их главная задача – содействовать менеджерам в оптимизации привлечения и использования такого ключевого для любой организации ресурса, как человеческий фактор.

5.Консультанты по маркетингу оказывают менеджерам помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы производимые им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции и т.д. Поскольку в условиях рыночной экономики наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса

6.Консультанты по организации производства, разбирающиеся в экономических, управленческих и инженерных вопросах оказывают менеджерам помощь в решении таких задач, как выбор технологии производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержек производства, планирование производства, использование оборудования и материалов, конструирование и совершенствование продукции, оценка работ и т.д.

7.Консультанты по информационным технологиям занимаются разработкой рекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютеров в бухгалтерском учете и других количественных методов оценки деятельности предприятия.

8. Специализированные консалтинговые услуги – это те виды услуг, которые не относится ни к одной из семи вышеописанных групп. Они отличаются от них либо по методам, либо по объектам, либо по характеру внедряемых знаний(инженерный консалтинг, юридический консалтинг и т.д.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.