Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные изменения и их модели

Организационное развитие изучает людей и организации, лю­дей в организациях и их функционирование, а также занимается пла­нированием и реализацией изменений, которые необходимо прове­сти в организациях, чтобы люди, группы, команды и организации в целом работали лучше. Планируемые изменения требуют создания чувства общности, постоянной напряженной работы, систематиза­ции, ориентированного подхода к решению задач и необходимые знания об организационной динамике и процессе изменений.

Термин «изменение» относится к любым преобразованиям, происходящим в окружающем нас мире. К.Девис использует ана­логию с воздушным шариком, чтобы проиллюстрировать факт изменений: пусть ваш палец – это изменение, а шарик – это орга­низация. Когда ваш палец надавливает на оболочку шарика, его рельеф в точке контакта существенно изменяется. Это давление, моделирующее изменение, вызывает очевидное отклонение в точке нажима. Хотя и не так очевидно, но верно также и то, что весь шарик затронут и незначительно растягивается. Это сравнение показывает, что изменение в любой части организации имеет тен­денцию затрагивать ее в целом. Согласно системному подходу в управлении, организация — система. Системы действуют, сохра­няя равновесие взаимосвязанных частей.

Продолжая аналогию с шариком, К.Девис предлагает пред­ставить, что молекулы воздуха отображают служащих фирмы.

Очевидно, что те, кто находится в точке нажима, должны при­способиться к изменениям в первую очередь. Хотя изменение не затронуло их напрямую, оно отразилось на них. Организацион­ное изменение может не приводить к увольнению кого-либо, но служащие могут быть перемешены и должны будут приспособить­ся к новым ситуациям.

Если надавливание повторять в одной и той же точке, то это приводит к ослаблению оболочки шарика в этой точке. То же са­мое и в организации. Давление и движение порождают трение и тепло. В конце концов может произойти разрыв, и организация может потерпеть крах или получить серьезные повреждения.

Организация гораздо сложнее шарика, а реальные люди в от­личие от молекул не настолько свободны и подвижны, как моле­кулы в шарике. Эта аналогия направлена на то, чтобы продемон­стрировать явление, которое К.Девис назвала молекулярным рав­новесием. Организации также стремятся к равновесию, в том чис­ле и к равновесию своей социальной структуры. Это означает, что люди знают, чего ожидать от разнообразных взаимоотношений в их окружении. Они знают, как поступить по отношению друг к другу, как выполнять свою работу и что ожидать дальше. Когда есть равновесие, индивидам легче приспособиться. Изменения требуют новой регулировки и нового равновесия. В общем виде целями управления по отношению к изменению являются: 1) при­нятие этого изменения; 2) восстановление группового равнове­сия и личностное приспособление, нарушенное изменением.

Изменения в организации различаются по некоторым пара­метрам. Они могут быть запланированными и незапланирован­ными; величина и важность изменений может быть большой и малой; изменение может влиять на всю организацию в целом или только на несколько моментов организации; изменение может быть быстрым (революционным) и медленным (эволюционным); новое положение дел в организации может быть полностью от­личным от старого положения (фундаментальное изменение) или же новое состояние имеет старую природу и только новые черты и характеристики (поверхностное изменение).

Важно уметь отличать особенности изменений, особенно сей­час, когда многие российские предприятия оказались в кризисе, поскольку разные изменения требуют разных шагов и действий от руководителя. Одной из причин кризиса предприятий явилось то, что персонал предприятий и, прежде всего, руководители ока­зались не готовы пойти на необходимые изменения.

Для большинства организаций приспособление к изменив­шейся внешней и внутренней среде осознается, и проведение из­менений становится для них самой насущной и актуальной зада­чей. Однако мало согласиться с существованием и важностью этой проблемы. Нужно знать, как планировать и проводить измене­ния в организации.

Для управления изменениями важно знать стадии изменения. В настоящее время известно много подходов к определению и пони­манию процесса изменений. Одним из первых в 40-х годах построе­нием модели изменения групп и организаций занимался К. Левин. Он разработал поэтапную модель организационных изменений.

1. Разблокирование – размораживание, создание готовности к изменениям. Этот этап предполагает ослабление тех сил, кото­рые держат организацию в существующем состоянии.

2. Изменение – переход. Этот этап предполагает развитие но­вых оценок, позиций и поведения.

3. Заблокирование – замораживание, закрепление. Этот этап предполагает создание таких механизмов, которые поддержива­ют и гарантируют деятельность организации.

Э.Шайн, взяв за основу модель К.Левина, усовершенствовал её и для каждой стадии определил психологические механизмы ее протекания. По его мнению, первая стадия — стадия размора­живания, характеризуется созданием мотивации и готовности к изменению в группе через:

· неподтверждение или недостаточное подкрепление старых способов поведения;

· создание чувства вины или гнева;

· предусмотрение мер психологической безопасности.

На второй стадии происходит изменение через когнитивное реструктурирование. Консультанту необходимо оказать помощь клиенту увидеть некоторые веши, которых он не замечал, оценить их, почувствовать их и реагировать на них другим способом в со­ответствии с новой точкой зрения. Такое когнитивное реструкту­рирование может быть получено через:

· идентификацию с новой ролевой моделью, руководством и т.д.;

· умение считывать новую релевантную, существенную ин­формацию из окружающей среды.

Третья стадия замораживания характеризуется помощью кли­енту в интеграции новой точки зрения на:

· особенности характера в целом и на его Я-концепцию;

· значимые взаимоотношения.

На стадии размораживания неподкрепление и неподтвержде­ние обычного поведения вызывают боль и дискомфорт. Это яв­ляется причиной чувства вины или гнева и мотивирует человека на изменения. Изменения не произойдет, пока человек не почув­ствует себя комфортно, уменьшая или отбрасывая старое поведе­ние и применяя новое. Однако при этом человек должен испы­тывать чувство психологической безопасности, для того чтобы заменить старое поведение на новое.

На второй стадии (перехода) человек осуществляет когнитив­ную реструктуризацию. Он нуждается в информации и в данных, которые бы показывали ему, что изменение желательно и возмож­но. Это достигается путем моделирования или копирования по­ведения с образца для подражания или путем сбора релевантной информации из окружающей среды.

Главная задача на третьей стадии (замораживания) — обеспе­чение интеграции нового поведения в личность, характер и отно­шения человека. Стабилизация изменения требует проверки но­вого способа на соответствие с индивидуальностью человека и с его социальным окружением. Под значимыми взаимоотношени­ями подразумеваются люди, являющимися важными для индивида в его социальном окружении (референтная группа). Вопрос для человека ставится так — примут ли и поддержат ли значимые дру­гие произошедшие изменения?

Интересна модель индивидуального и организационного из­менения, разработанная В. Бурком и Г. Литвином. Эта модель определяет переменные первого и второго порядка, которые ав­торы назвали транзактные изменения и трансформационные изме­нения соответственно. Изменения первого порядка являются эво­люционными, адаптивными. В их процессе черты организации изменяются, но основание, фундамент остается тем же самым. Изменения второго порядка являются революционными и вызы­вают радикальные, значимые изменения природы, фундамента, организации. Чтобы понять эту модель, необходимо почувствовать разницу между организационным климатом и культурой и между транзактными и трансформационными изменениями.

Организационный климат, по определению В. Бурка и Г.Литвина, это коллективная оценка людьми организации в том смыс­ле, является ли она хорошим или плохим местом для работы, ка­кая там обстановка: дружественная, теплая, холодная, жесткая, требовательная и т. д. Эта оценка и восприятие организации ос­новываются на существующей практике управления, организаци­онных системах и на процедурах. Они относительно податливы и будут изменяться с изменениями организационных процессов, на которых они базируются. Г.Литвин показал, что можно было вы­зывать различные типы климата в лабораторных организациях, манипулируя управленческими целями и практиками. Более того, разные типы климата производили значительно отличающиеся виды поведения у членов организации. Организационная культу­ра — это также коллективная оценка людьми организации, но куль­тура базируется на более глубоких, относительно постоянных, часто неосознаваемых нормах, ценностях и убеждениях.

Концепция транзактности-трансформации была взята из ис­следований лидерства, в которых были проведены наблюдения за руководителями, добивающимися экстраординарного поведения от своих последователей, в то время как другие руководители, ра­ботающие в тех же условиях, не могли добиться этого.

Трансформационные лидеры – это лидеры, которые воодушев­ляют своих последователей переступить через свои собственные интересы на благо организации, те, кто в состоянии получить глу­бокий и экстраординарный эффект от последователей. Транзактные лидеры – это лидеры, которые ведут или мотивируют своих последователей в направлении установленных целей, разъясняя роли и задачи, которые необходимо выполнить. Транзактное ли­дерство подразумевает справедливый обмен между лидером и пос­ледователем, что ведет к нормальной работе; трансформацион­ное лидерство имеет в виду воодушевление, которое ведет к но­вой степени высоты в работе. Транзактность подразумевает изме­нения первого порядка; трансформационность – изменения вто­рого порядка.

В. Бурк и Г. Литвин предполагают, что интервенции, направ­ленные на лидерство, миссию, стратегию и организационную культуру, приводят к трансформационным изменениям, или фун­даментальным изменениям в организационной культуре. Интервенции же, направленные на практику управления, на структуру и системы, приводят к транзактным изменениям, или к изменениям в организационном климате.

В.Бурк говорит, что существует два разных набора организа­ционных динамик. Первый, главным образом, ассоциируется с транзактным уровнем человеческого поведения в ежедневных итерациях и обменах, создающих организационный климат. Вто­рой набор динамик соотносится с процессом человеческих транс­формаций — это неожиданные «скачки», резкие изменения в по­ведении. Для настоящего изменения, по мнению В. Бурка, в орга­низационной культуре требуются трансформационные процессы.

Консультант по организационному развитию измеряет масш­таб ситуации, определяет, какой вид изменений необходим, за­тем нацеливает интервенции на те элементы организации, изме­нение которых приведет к желательным изменениям.

По сути дела, процесс развития организации является управ­ленческим процессом, если под управленческим процессом по­нимается процесс, определяющий сотрудничество, которое про­двигается с одного уровня на другой в иерархии организацион­ной культуры.

Л. Грейнер предлагает модель процесса управления организа­ционными изменениями, состоящую из шести этапов:

1) давление и побуждение;

2) посредничество и переориентация внимания;

3) диагностика и осознание;

4) нахождение нового решения и обязательства по его выпол­нению;

5) эксперимент и выявление;

6) подкрепление и согласие.

По её мнению, изменениям в организации способствуют та­кие факторы, как постоянное внимание руководства предприя­тия к вопросам изменения и развития: отработка и применение целенаправленных и постоянных методов: постоянный процесс обратной связи и желание учиться: поощрение за развитие.

Организационные изменения могут быть рассмотрены и под другим углом зрения, а именно в качестве процесса развития орга­низации. Стадиями процесса развития в этом случае являются диагноз, планирование деятельности, осуществление и оценка.

Стратегия предстоящих изменений определяется на основе анализа состояния подсистем организации и протекающих в ней процессов и исходя из целей, поставленных перед организацион­ным развитием. Так, Линк выделяет три фазы системной страте­гии вмешательства в организацию – диагностика, проектирование и осуществление:

· диагностика – это процесс выработки точки зрения, в со­ответствии с которой необходимо рассматривать конкрет­ную совокупность связанных с изменением проблем и бла­годаря которой цели изменения становятся предельно яс­ными;

· проектирование – это фаза, на которой предлагаются и изу­чаются различные методы или возможности проведения из­менения;

· осуществление – это решение увидеть результат проведе­ния изменения, т. е. процесс выработки средств проведе­ния желаемого изменения, затем анализ его результатов.

Три фазы, выделенные Линком, описывают процесс проведе­ния изменений в организации в обобщенном виде. Для более де­тальной процедуры организационных изменений Линк предло­жил универсальную модель системной стратегии, состоящую из восьми этапов:

1) описание системы;

2) определение целей и ограничений:

3) формулирование критериев достижения целей;

4) разработка вариантов;

5) моделирование вариантов (выборочно);

6) оценка достижения цели с помощью критериев;

7) разработка стратегии осуществления;

8) реализация.

Фазе диагностики соответствуют 1,2, 3-й этапы; фазе проекти­рования — 2-й и 4-й этапы и фазе осуществления — 6, 7, 8-й этапы.

Базовой моделью исследования в организационном развитии является модель «исследование действием». Ее классический вариант состоит из следующих этапов:

· проведение диагноза состояния организации;

· передача этих данных членам организации;

· планирование деятельности — принятие решений, какими должны быть планы действий;

· реализация планов действий;

· оценка планов действий и повторение этого же цикла. Таким образом, основными видами работ организационного развития являются: сбор данных о состоянии изучаемой системы; постановка диагноза (анализ) состояния системы и ее основных частей; определение и планирование действий по вмешательству в существующую организацию с целью ее изменения. При этом следует отметить, что все виды работ взаимосвязаны и для их осу­ществления используются разные методы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программа работ по организационному развитию | Понятие культуры и её характеристики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.