Характерна для государственных предприятий, конформизм, анонимность отношений
2. Культура «собирателей колосьев»
Стратегия зависит от случая
Мелкие и средние предприятия. Структура архаична, функции распылены
Персонал слабо мотивирован
Уважение к руководству – основа системы ценностей
3. Культура «огорода»
Стремление сохранить доминирующие позиции на традиционном рынке
Пирамидальная структура
Низкая
Используют испытанные в прошлом модели с внесением в них минимума изменений
4. Культура «французского сада»
То же
Крупные предприятия. Бюрократическая система
К людям относятся как к винтикам, необходимым для функционирования системы
Несколько измененный вариант «огорода»
5. Культура «крупных плантаций»
Постоянное приспособление к именениям окружения
Крупные предприятия, имеющие 3-4 иерархических уровня
Степень мотивации достаточно высокая
Поощряется гибкость персонала
6. Культура «лианы»
Ориентация каждого работника на требования рынка
Сокращенный до минимума управленческий персонал
Высокая
Широкое использование информатики
7. Модель «косяка рыб»
Высокая ориентация на изменения рынка. Гибкость, маневренность
Структура и поведение организации изменяются в соответствии с изменениями рынка
Высокая
Особые требования к интеллектуальной гибкости персонала
8. Культура «кочующей орхидеи»
Исчерпав возможности одного рынка, переходят к другому
Неформальная. Постоянно меняющаяся структура. Ограниченное количество работников
Относительно низкая
Цель – предложить единственный в своем роде товар (рекламные агентства, консультационные фирмы).
Типология С.Ханди. Американский социолог С. Ханди предложил свою классификацию типов организационной культуры.
Для анализа он выбрал процесс распределения власти в организации, ценностные ориентации личности, отношения индивида и организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции.
На основе исследования этих параметров С. Ханди выделил 4 типа организационной культуры:
· культура власти;
· культура роли;
· культура задачи;
· культура личности
Таблица 11.
Параметры, определяющие тип культуры
Культура власти
Культура роли
Культура задачи
Культура личности
Тип организации, размер
Небольшая организация, зависит от центрального источника власти. Жесткая иерархия (коммерция, финансы, малый бизнес)
Крупная организация с механической структурой. Строгое функциональное распределение ролей, специализированные участки координируются звеном управления сверху
Небольшая организация с органической структурой (матричная структура) (АО, НИИ, конструкторские фирмы)
Небольшая существую-
шая для
обслужи-
вания и
помощи
(адвокат-
ские конторы,
консул.
фирмы,
творческие союзы
Основа системы
власти
Сила ресурсов,
сила личности
Сила положения. К
силе личности относятся с неодобрением, сила
специалиста ценится в надлежащем месте. Влияние регулируется правилами и положениями
Силы специалиста,
эксперта. Дух
команды. Важнее командный дух, а
не индивид.
результат.
Сила лич-
ности,
сила
специали-
ста,
влияние
распределяется поровну
Процесс принятия
решения
Решения принимаются быстро в результате баланса влияний
Формализованные решения принимаются наверху
Решения принимаются на групповом уровне
Формали-
зация и
процедуры отсутствуют
Контроль за
исполнением
Централизо-
ванный контроль
по результатам
через кон-
тролеров
Контроль и координация осуществляются звеном сверху в соответствии с установленными правилами и процедурами
Контроль по результатам высшим руководством. Незначительный ежедневный контроль не нарушает норм культуры
Контроль и иерархия невозмож-
ны, за исключени-
ем обоюд-
ного согласия
Отношение к людям
Привлекает людей, любящих риск, склонных к политике. Часто критерий продвижения по службе – личная преданность
Дает защищенность, возможность стать компетентным специалистом, поощряется исполнительность
Объединение сотрудников и организации, раскрывает таланты личности, поощряется инициатива, формирование команды
Специалисты одарённые, яркие
личности.
Умеют добиваться личных
целей
Тип менеджера
Ориентация
на власть и
на результат,
любит риск,
уверен в себе,
«толстоко-
жий»
Любит безопасность
и предсказуемость.
Цели достигает с
помощью выполнения роли
Координатор
компетентных
исполнителей;
должен уметь
оценивать по результатам, быть гибким, регулировать взаимоотношения
Может
оказывать
некоторое
давление на лич-
ность,
контроли-
руя ресурсы
Степень адаптации к изменениям
Быстро
реагирует на изменения в окружающей среде, но зависит от решений из центра
Плохо адаптируется к изменениям, но успешно действует в стабильном окружении
Хорошо адаптируется, так как для решения задач быстро меняется состав групп и каждая группа в идеале содержит все необходимые элементы
Хорошая
По мнению С.Ханди, в одной организации в процессе ее эволюции можно проследить все типы культур. Так, на стадии зарождения преобладает культура власти, на стадии роста — культура роли, на стадии развития может формироваться культура задачи или культура личности. На стадии распада может быть использован любой из четырех типов культур.
Типология Ф. Клукхона и Ф.Л. Штротбека. Ф. Клукхон и Ф.Л. Штротбек, а позднее Г. Лейн, Дж. Дистефано, Н. Адлер изучали культурные ориентации руководителей и сотрудников фирм разных стран и их значение для менеджмента. Как представлено в табл.12, для измерения культурных различий Ф.Клукхон и Ф.Л. Штротбек использовали шесть параметров: личностные качества людей; их отношение к природе и к миру; их отношение к другим людям; ориентацию в пространстве; ориентацию во времени; ведущий тип деятельности.
Предполагается, что каждый тип ориентации отражается на уровне поведения и отношений и что люди различных культурных ориентации по-разному отвечают на такие вопросы: кто я, как я воспринимаю мир, как я отношусь к другим людям, как я действую, как я использую пространство и время?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление