КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международно-признанные стандарты демократических выборов и их закрепление в национальном законодательстве
На протяжении длительного времени институт избирательного права регулировался почти исключительно внутренним законодательством каждой страны. Ситуация изменилась после окончания второй мировой войны, создания Организации Объединенных Наций и ее специализированных органов. В этот период набрала силу тенденция все большего сближения правовых систем различных государств, взаимовлияния и взаимопроникновения международно-правовых и конституционно-правовых норм. В результате в настоящее время сложились определенные международно-правовые стандарты, которым должны соответствовать выборы, проводимые в любой стране мира, чтобы они были признаны международным сообществом свободными и справедливыми. Международные избирательные стандарты подразделяются на универсальные и региональные. К универсальным источникам международных избирательных стандартов относятся акты, принятые в рамках Организации Объединенных Наций. Первым таким документом стала Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., статья 21 которой гласит: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться три всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Если во время принятия Декларация рассматривалась в качестве заявления о намерениях, сегодня права и свободы, провозглашенные в ней, рассматриваются государствами в качестве юридически обязательных обычных норм. Более 25 конституций зарубежных стран содержат прямые ссылки на Декларацию. В их число входят основные законы Испании (1978), Румынии (1991), Молдовы (1994). Конституционный закон Республики Беларусь — Декларация о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. также содержит ссылку на Всеобщую декларацию прав человека. Гражданские и политические права, изложенные во Всеобщей декларации, были уточнены и конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом в 1966 г. и вступившем в силу в 1976 г. (Беларусь ратифицировала его в 1973 г.). Участниками Пакта на сегодняшний день являются около 130 государств, что делает его международным инструментом с самым большим количеством участников, гарантирующим право на свободные выборы. В статье 25 этого документа провозглашается право каждого гражданина «без какой бы то ни было дискриминации... и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей». Международный пакт о гражданских и политических правах принимался в форме многостороннего международного договора и, в отличие от Всеобщей декларации прав человека, носит обязательный характер для государств-участников. Статьей 28 предусматривалось создание Комитета по правам человека, ответственного за наблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте. Указанный орган состоит из 18 экспертов, представляющих различные регионы мира и избираемых в личном качестве. Трижды в год Комитет проводит в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке или Женеве трехнедельные сессии. Формы контроля со стороны Комитета за соблюдением требований Пакта следующие: а) регулярные (раз в 5 лет) доклады государств-участников о выполнении Пакта и их подробные обсуждения; б) сообщения государств о том, что другие государства не обеспечивают на своей территории права и свободы, предусмотренные в Пакте (указанный метод пока не применялся на практике); в) сообщения (жалобы) индивидов, чьи права нарушены. Две последние формы контроля — факультативные, т.е. распространяются только на государства, сделавшие соответствующие заявления на основе статьи 41 Пакта или присоединившиеся к Факультативному протоколу к Пакту. Ратифицируя Факультативный протокол, государства — участники Пакта признают компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения данными государствами какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Следует отметить, что 10 января 1992 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление о ратификации Факультативного протокола, и теперь каждый житель нашей страны вправе, исчерпав все доступные внутренние средства правовой защиты, обращаться в Комитет ООН по правам человека с жалобами на нарушение его избирательных прав, предусмотренных статьей 25 Пакта. К числу основных источников универсальных международных избирательных стандартов относятся также Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 25 декабря 1965 г. В этих международно-правовых документах, разработанных в рамках ООН, закреплена недопустимость дискриминации в отношении прав женщин при участии в выборах и любой расовой дискриминации. Более того, государства взяли обязательство принимать специальные меры, направленные на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами. В статьях 1 и 2 Конвенции о политических правах женщин сказано: «Женщинам принадлежит право голосовать на всех выборах на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации. Женщины могут быть избираемы на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов». В статье 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации закреплено, что «государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав:...политических прав, в частности права участвовать в выборах — голосовать и выставлять свою кандидатуру — на основе всеобщего и равного избирательного права, права принимать участие в управлении страной...» • Одновременно с универсальными утверждались и развивались региональные избирательные стандарты, к которым можно отнести Первый протокол к Европейской конвенции по правам человека от 20 марта 1952 г., ряд норм Американской конвенции по правам человека от 22 ноября 1969 г. и Африканской хартии по правам человека и народов, принятой 26 июня 1981 г. Наиболее прогрессивные положения в отношении прав граждан участвовать в выборах подробно изложены в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) (в 1994 г. Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе), на Конференции по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 г., в Копенгагене в 1990 г. и в Москве в 1991 г. Например, в пункте 7 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ в дополнение к универсальным избирательным стандартам записано, в частности, что разумная периодичность проведения свободных выборов должна устанавливаться законом; подсчет голосов должен быть честным и официальные результаты опубликованы; закон и государственная политика должны обеспечивать проведение выборов в атмосфере свободы и честности, беспрепятственного доступа к средствам массовой информации всех политических группировок и отдельных лиц, участвующих в избирательном процессе; должны создаваться надлежащие условия для деятельности политических партий и равенства их перед законом и органами власти; кандидаты, получившие необходимое количество голосов, определенное законом, должны надлежащим образом вступать в должность и оставаться на ней до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется законом. Документы СБСЕ носят политический характер и, с одной стороны, не являются источниками международного права. Но, с другой стороны, поскольку руководители государств — участников СБСЕ неоднократно заявляли, что достигнутые договоренности подлежат безусловному претворению в жизнь, они имеют юридический оттенок. Такие заявления можно рассматривать как односторонние обязательства государств международно-правового характера, поэтому можно поддержать позицию тех ученых, которые считают, что положения документов СБСЕ, относящиеся к правам человека, следует считать региональными стандартами в области прав человека.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |