Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды голосования и порядок проведения досрочного голосования, голосования в помещении избирательного участка и голосования по месту нахождения избирателя (на дому)

Порядок голосования и определение результатов выборов. Порядок отзыва депутатов

16.1. Виды голосования и порядок проведения досрочного голосования, голосования в помещении избирательного участка и голосования по месту нахождения избирателя (на дому).

16.2. Порядок подсчёта голосов на избирательном участке и установление итогов голосования.

16.3. Второй тур голосования и его особенности.

16.4. Повторные выборы.

 

 

Проведение голосования на избирательном участке. В день вы­боров, референдума, проведения голосования об отзыве депутата перед началом голосования ящики для голосования проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой ко­миссии в присутствии не менее двух третей состава комиссии. При этом могут присутствовать наблюдатели — депутаты, доверенные лица кандидатов в президенты Республики Беларусь, в депутаты, представители общественности (политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан), средств массовой информации, наблюдатели от иностранных госу­дарств и международных организаций.

Бюллетень для голосования выдается избирателю под роспись членом участковой комиссии на основании списка граждан, имею­щих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности.

Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается при­сутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Каждый избира­тель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно запол­нить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тай­ного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов избирательных комиссий, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенных лиц, а также наблюдателей и лиц, приравниваемых к наблюдателям.

При голосовании избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует. Если в бюллетень внесена фамилия только одного кандидата, то в тексте бюллетеня должны содержаться сло­ва «за» и «против», избиратель ставит любой знак в квадрате под словом «за», а при голосовании против кандидата ставит любой знак в квадрате под словом «против».

При заполнении бюллетеня необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства. Бюллетень лучше заполнять ручкой, а не карандашом, поскольку это может быть использовано для фаль­сификации итогов голосования. Отметку необходимо ставить толь­ко в одном квадрате бюллетеня, иначе он считается недействитель­ным и при подсчете голосов не учитывается. При голосовании про­тив всех кандидатов следует ставить отметку в квадрате напротив этой надписи. При неправильном заполнении бюллетеня следует обратиться к члену избирательной комиссии с просьбой выдать но­вый взамен испорченного. В этом случае избирателю выдается но­вый бюллетень, а испорченный бюллетень при этом погашается, о;м составляется акт, подписываемый председателем или заместителем председателя либо секретарем и двумя членами участковой эмиссии. Не следует опускать в избирательный ящик незаполненные бюллетени или выносить их с избирательного участка, так как го создает возможность фальсификаций.

Досрочное голосование. Статья 53 Избирательного кодекса допускает возможность досрочного голосования граждан, которые не имеют возможности в день выборов находиться по месту своего жительства.

Досрочное голосование осуществляется не ранее чем за 5 дней до выборов с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии. При получении бюллетеня избиратель собственноручно расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, и указывает дату досрочного голосования. Он заполняет в помещении участковой комиссии бюллетень и опускает его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей, которые будут отсутствовать в день проведения выборов по месту их жительства.

Следует отметить, что закон не требует официального подтверждения причин невозможности избирателя прийти в помещение для голосования в день выборов.

По нашему мнению, такая процедура досрочного голосования скрывает широкие возможности для фальсификаций и манипулирования итогами выборов. Это показали и проведенные в 1999 г. выборы депутатов местных Советов, когда по ряду избирательных участков количество «досрочно» проголосовавших избирателей значительно превышало 20%. Очевидно, что получить такой ре­зультат при проведении действительно свободных демократичес­ких выборов практически невозможно.

Считаем, что процедура досрочного голосования в белорус­ском законодательстве должна быть изменена таким образом, что­бы она могла обеспечить только голосование тех избирателей, кто не может по объективным причинам проголосовать в день выбо­ров. Во всех случаях необходимо письменное заявление избирате­ля с указанием уважительной причины.

Голосование по месту нахождения избирателя. Все избиратели, которые по уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования, имеют возможность проголосовать вне помеще­ния для голосования. С просьбой о предоставлении такой возмож­ности избиратель должен обратиться в свою участковую комиссию с момента ее образования, а в день голосования — не позднее чем за два часа до истечения времени голосования. Это можно сделать в устной форме, например по телефону, передать через родствен­ников, соседей, знакомых либо послать письменное заявление по почте.

Для организации голосования по месту нахождения граждан, обратившихся с такими заявлениями, участковая избирательная комиссия использует специальные переносные избирательные ящики. Их количество должно быть не более трех.

По просьбе избирателей не менее чем два члена участковой из­бирательной комиссии выезжают по месту нахождения граждан. При этом в их распоряжении должен находиться переносной изби­рательный ящик, а также необходимое число избирательных бюл­летеней, соответствующее числу заявлений. В голосовании по мес­ту нахождения граждан вправе участвовать лица, наблюдающие за ходом проведения голосования.

Порядок проведения голосования по месту нахождения изби­рателя следующий. Прежде всего устные и письменные просьбы избирателей об организации голосования по месту их нахождения в день выборов заносятся в специально составляемый список, под­писанный председателем или секретарем участковой комиссии, в котором указываются данные об этих лицах. Официального под­тверждения причин невозможности прийти в помещение для голо­сования закон не требует. Члены участковой комиссии получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу пос­тупивших просьб избирателей. Для организации голосования по месту нахождения избирате­лей председатель или секретарь участковой комиссии из основного списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, выписыва­ет в отдельный вкладной лист все данные об этих лицах. В этом вкладном листе избиратели, голосующие по месту своего нахожде­ния, при получении бюллетеня собственноручно расписываются. Затем в основном списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, производится отметка, что эти лица проголосовали по месту своего нахождения. Вкладные листы списка граждан, имею­щих право участвовать в выборах, в которых записаны избиратели, проголосовавшие по месту своего нахождения, должны храниться вместе с основным списком граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Голосование по месту нахождения избирателей, участников референдума должно проводиться с соблюдением требований Из­бирательного кодекса.

Практика проведения выборов, особенно в сельской местнос­ти, показала, что институт голосования по месту нахождения изби­рателя используется избирательными комиссиями для получения максимального количества голосов избирателей. Этому содейству­ет то обстоятельство, что процедура такого голосования недоста­точно регламентируется в законе. При этом трудно обеспечить сво­бодное волеизъявление избирателей и тайну голосования.

 

 

16.2. Порядок подсчёта голосов на избирательном участке и установление итогов голосования.

 

Указанный этап избирательного процесса подробно регламен­тируется статьями Избирательного кодекса. Он осуществляется в следующей последовательности.

Ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосо­вания. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользо­ванные бюллетени подсчитываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются участковой комиссией. На пакетах надпи­сываются название и номер участка, число неиспользованных бюллетеней. Пакеты подписываются председателем и секретарем участковой комиссии в присутствии членов комиссии.

Вскрытие ящиков для голосования и подсчет голосов при про­ведении выборов проводятся в следующем порядке: вначале под­считываются бюллетени, находившиеся в ящике, использовавшем­ся при досрочном голосовании, затем — в переносных ящиках, ис­пользовавшихся при голосовании по месту нахождения избирате­лей, и после этого — в ящиках, находившихся в день выборов в помещении участка для голосования.

Подсчет голосов избирателей проводится членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования.

Участковая комиссия по списку граждан, имеющих право участвовать в выборах, устанавливает общее число избирателей на участке. На основании бюллетеней, находившихся во всех ящиках для голосования, участковая комиссия вначале раздельно, а затем суммируя данные, устанавливает общее число избирателей, при­нявших участие в голосовании; число голосов, поданных «за», и число голосов, поданных «против» каждого кандидата, число бюллетеней, признанных недействительными.

Недействительными признаются бюллетени неустановленного образца, бюллетени, на оборотной стороне которых отсутствуют подписи лиц, входящих в состав участковой комиссии, бюллетени, в которых знак поставлен более чем в одном квадрате либо не по­ставлен ни в одном из них, либо бюллетени, в которые внесена фа­милия только одного кандидата и знак поставлен в двух квадратах или не поставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее двух лиц, входящих в состав участковой комиссии. Недействительные бюллетени упако­вываются отдельно.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол. В протоколе, кроме вышеприведенных данных, указывается число бюллетеней, полу­ченных участковой комиссией, число испорченных и неиспользо­ванных бюллетеней. Не допускается заполнение протокола каран­дашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. Прото­кол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.

Наблюдатель вправе изготовить копию протокола участковой комиссии о результатах голосования своими силами и средствами.

Протокол немедленно лично представляется председателем или заместителем председателя, либо секретарем участковой ко­миссии в соответствующую окружную, территориальную избира­тельную комиссию и для информации в орган, образовавший ко­миссию. К протоколу, направляемому в вышестоящую комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления доверенных лиц кандидатов и других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и при­нятые по ним решения комиссии.

Копия протокола участковой комиссии после его подписания вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установлен­ном комиссией.

Подведение итогов голосования является кульминацией всего избирательного процесса. При этом территориальная или окруж­ная избирательная комиссия суммирует данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий. В результате этого суммирования избирательная комиссия не позднее чем через 3 дня после выборов устанавливает итоги голосования на соответ­ствующей территории (округе).

В обязанности вышестоящей (окружной, территориальной, Центральной) избирательной комиссии входит также составление протоколов, которые по основным позициям сходны с протокола­ми участковых комиссий, но содержат суммарные данные об ито­гах голосования на соответствующей территории. К протоколам приобщается сводная таблица, включающая полные данные прото­колов всех участковых избирательных комиссий, а также особые мнения членов комиссии, жалобы, заявления доверенных лиц кандидатов и других лиц о нарушениях избирательного законода­тельства и принятые по ним решения избирательной комиссии.

Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, в депута­ты, получивший на выборах больше половины голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании, если выборы были призна­ны состоявшимися.

Выборы Президента Республики Беларусь признаются состо­явшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Соответственно выборы депутатов признаются состоявшими­ся, если в голосовании приняли участие более половины избирате­лей округа, включенных в списки граждан, имеющих право уча­ствовать в выборах.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансовое обеспечение подготовки выборов | Повторные выборы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.