КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды голосования и порядок проведения досрочного голосования, голосования в помещении избирательного участка и голосования по месту нахождения избирателя (на дому)
Порядок голосования и определение результатов выборов. Порядок отзыва депутатов 16.1. Виды голосования и порядок проведения досрочного голосования, голосования в помещении избирательного участка и голосования по месту нахождения избирателя (на дому). 16.2. Порядок подсчёта голосов на избирательном участке и установление итогов голосования. 16.3. Второй тур голосования и его особенности. 16.4. Повторные выборы.
Проведение голосования на избирательном участке. В день выборов, референдума, проведения голосования об отзыве депутата перед началом голосования ящики для голосования проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии не менее двух третей состава комиссии. При этом могут присутствовать наблюдатели — депутаты, доверенные лица кандидатов в президенты Республики Беларусь, в депутаты, представители общественности (политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан), средств массовой информации, наблюдатели от иностранных государств и международных организаций. Бюллетень для голосования выдается избирателю под роспись членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов избирательных комиссий, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенных лиц, а также наблюдателей и лиц, приравниваемых к наблюдателям. При голосовании избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует. Если в бюллетень внесена фамилия только одного кандидата, то в тексте бюллетеня должны содержаться слова «за» и «против», избиратель ставит любой знак в квадрате под словом «за», а при голосовании против кандидата ставит любой знак в квадрате под словом «против». При заполнении бюллетеня необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства. Бюллетень лучше заполнять ручкой, а не карандашом, поскольку это может быть использовано для фальсификации итогов голосования. Отметку необходимо ставить только в одном квадрате бюллетеня, иначе он считается недействительным и при подсчете голосов не учитывается. При голосовании против всех кандидатов следует ставить отметку в квадрате напротив этой надписи. При неправильном заполнении бюллетеня следует обратиться к члену избирательной комиссии с просьбой выдать новый взамен испорченного. В этом случае избирателю выдается новый бюллетень, а испорченный бюллетень при этом погашается, о;м составляется акт, подписываемый председателем или заместителем председателя либо секретарем и двумя членами участковой эмиссии. Не следует опускать в избирательный ящик незаполненные бюллетени или выносить их с избирательного участка, так как го создает возможность фальсификаций. Досрочное голосование. Статья 53 Избирательного кодекса допускает возможность досрочного голосования граждан, которые не имеют возможности в день выборов находиться по месту своего жительства. Досрочное голосование осуществляется не ранее чем за 5 дней до выборов с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии. При получении бюллетеня избиратель собственноручно расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, и указывает дату досрочного голосования. Он заполняет в помещении участковой комиссии бюллетень и опускает его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей, которые будут отсутствовать в день проведения выборов по месту их жительства. Следует отметить, что закон не требует официального подтверждения причин невозможности избирателя прийти в помещение для голосования в день выборов. По нашему мнению, такая процедура досрочного голосования скрывает широкие возможности для фальсификаций и манипулирования итогами выборов. Это показали и проведенные в 1999 г. выборы депутатов местных Советов, когда по ряду избирательных участков количество «досрочно» проголосовавших избирателей значительно превышало 20%. Очевидно, что получить такой результат при проведении действительно свободных демократических выборов практически невозможно. Считаем, что процедура досрочного голосования в белорусском законодательстве должна быть изменена таким образом, чтобы она могла обеспечить только голосование тех избирателей, кто не может по объективным причинам проголосовать в день выборов. Во всех случаях необходимо письменное заявление избирателя с указанием уважительной причины. Голосование по месту нахождения избирателя. Все избиратели, которые по уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования, имеют возможность проголосовать вне помещения для голосования. С просьбой о предоставлении такой возможности избиратель должен обратиться в свою участковую комиссию с момента ее образования, а в день голосования — не позднее чем за два часа до истечения времени голосования. Это можно сделать в устной форме, например по телефону, передать через родственников, соседей, знакомых либо послать письменное заявление по почте. Для организации голосования по месту нахождения граждан, обратившихся с такими заявлениями, участковая избирательная комиссия использует специальные переносные избирательные ящики. Их количество должно быть не более трех. По просьбе избирателей не менее чем два члена участковой избирательной комиссии выезжают по месту нахождения граждан. При этом в их распоряжении должен находиться переносной избирательный ящик, а также необходимое число избирательных бюллетеней, соответствующее числу заявлений. В голосовании по месту нахождения граждан вправе участвовать лица, наблюдающие за ходом проведения голосования. Порядок проведения голосования по месту нахождения избирателя следующий. Прежде всего устные и письменные просьбы избирателей об организации голосования по месту их нахождения в день выборов заносятся в специально составляемый список, подписанный председателем или секретарем участковой комиссии, в котором указываются данные об этих лицах. Официального подтверждения причин невозможности прийти в помещение для голосования закон не требует. Члены участковой комиссии получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу поступивших просьб избирателей. Для организации голосования по месту нахождения избирателей председатель или секретарь участковой комиссии из основного списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, выписывает в отдельный вкладной лист все данные об этих лицах. В этом вкладном листе избиратели, голосующие по месту своего нахождения, при получении бюллетеня собственноручно расписываются. Затем в основном списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, производится отметка, что эти лица проголосовали по месту своего нахождения. Вкладные листы списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, в которых записаны избиратели, проголосовавшие по месту своего нахождения, должны храниться вместе с основным списком граждан, имеющих право участвовать в выборах. Голосование по месту нахождения избирателей, участников референдума должно проводиться с соблюдением требований Избирательного кодекса. Практика проведения выборов, особенно в сельской местности, показала, что институт голосования по месту нахождения избирателя используется избирательными комиссиями для получения максимального количества голосов избирателей. Этому содействует то обстоятельство, что процедура такого голосования недостаточно регламентируется в законе. При этом трудно обеспечить свободное волеизъявление избирателей и тайну голосования.
16.2. Порядок подсчёта голосов на избирательном участке и установление итогов голосования.
Указанный этап избирательного процесса подробно регламентируется статьями Избирательного кодекса. Он осуществляется в следующей последовательности. Ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются участковой комиссией. На пакетах надписываются название и номер участка, число неиспользованных бюллетеней. Пакеты подписываются председателем и секретарем участковой комиссии в присутствии членов комиссии. Вскрытие ящиков для голосования и подсчет голосов при проведении выборов проводятся в следующем порядке: вначале подсчитываются бюллетени, находившиеся в ящике, использовавшемся при досрочном голосовании, затем — в переносных ящиках, использовавшихся при голосовании по месту нахождения избирателей, и после этого — в ящиках, находившихся в день выборов в помещении участка для голосования. Подсчет голосов избирателей проводится членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования. Участковая комиссия по списку граждан, имеющих право участвовать в выборах, устанавливает общее число избирателей на участке. На основании бюллетеней, находившихся во всех ящиках для голосования, участковая комиссия вначале раздельно, а затем суммируя данные, устанавливает общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных «за», и число голосов, поданных «против» каждого кандидата, число бюллетеней, признанных недействительными. Недействительными признаются бюллетени неустановленного образца, бюллетени, на оборотной стороне которых отсутствуют подписи лиц, входящих в состав участковой комиссии, бюллетени, в которых знак поставлен более чем в одном квадрате либо не поставлен ни в одном из них, либо бюллетени, в которые внесена фамилия только одного кандидата и знак поставлен в двух квадратах или не поставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее двух лиц, входящих в состав участковой комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно. Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол. В протоколе, кроме вышеприведенных данных, указывается число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число испорченных и неиспользованных бюллетеней. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии. Наблюдатель вправе изготовить копию протокола участковой комиссии о результатах голосования своими силами и средствами. Протокол немедленно лично представляется председателем или заместителем председателя, либо секретарем участковой комиссии в соответствующую окружную, территориальную избирательную комиссию и для информации в орган, образовавший комиссию. К протоколу, направляемому в вышестоящую комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления доверенных лиц кандидатов и других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии. Копия протокола участковой комиссии после его подписания вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном комиссией. Подведение итогов голосования является кульминацией всего избирательного процесса. При этом территориальная или окружная избирательная комиссия суммирует данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий. В результате этого суммирования избирательная комиссия не позднее чем через 3 дня после выборов устанавливает итоги голосования на соответствующей территории (округе). В обязанности вышестоящей (окружной, территориальной, Центральной) избирательной комиссии входит также составление протоколов, которые по основным позициям сходны с протоколами участковых комиссий, но содержат суммарные данные об итогах голосования на соответствующей территории. К протоколам приобщается сводная таблица, включающая полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий, а также особые мнения членов комиссии, жалобы, заявления доверенных лиц кандидатов и других лиц о нарушениях избирательного законодательства и принятые по ним решения избирательной комиссии. Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, получивший на выборах больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. Выборы Президента Республики Беларусь признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Соответственно выборы депутатов признаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |