КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура интеллекта
А) Существуют различные концепции, дающие ответы на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г.) сформулировал следующие постулаты: · интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; · не включает в свою структуру посторонние для него качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т. п.); · выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности, выделив генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как он адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест Прогрессивные матрицы (Дж. Равена), тесты интеллекта Р. Кеттелла. Б) Позже Л. Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Ученый выделил семь таких потtнций: · Счетная способность, т. е. оперирование числами и выполнение арифметических действий. · Вербальная гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, 'используя наиболее подходящие слова. · Вербальное восприятие, т. е. понимание устной и письменной речи. · Пространственная ориентация, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве. · Память. · Способность к рассуждению. · Быстрота восприятия сходств или различий между предметами и изображениями. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности, сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, биологический возраст - 8 лет, а умственные способности ближе к группе 6-летних детей, следовательно, таков «умственный возраст» этого конкретного ребенка. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и биологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ). · Среднее знач ение IQ соответствует 100 баллам, · самые низкие приближаются к 0, · самые высокие - к 200. Стандартное (т. е. среднее для всех групп) отклонение - 16 баллов. У каждого третьего человека IQ находится между 84-100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом - IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180). Лекция 4. «Направленность личности» Вопросы для обсуждения: 1. Направленность личности и формы ее проявления. 2. Иерархия потребностей по А.Маслоу. 3. Мотивация человеческой деятельности, ее основные характеристики и механизмы формирования. 4. Воля и особенности ее формирования.
Литература: 1. Вайнштейн, Л.А. Общая психология. Учебное пособие / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан. – Минск: Тессей, 2005. 2. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: курс лекций: в 2 ч. - Минск: БГЭУ, 2006. 3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. 6. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – Спб.: Лидер, 2007.
Направленность личности - это ведущее психологическое свойcтво личности, включающее в себя систему ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности которое в наибольшей степени социально обусловлено: наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен или которую он представляет и является продуктом воспитания. Прежде чем говорить о структуре направленности личности необходимо ввести понятие «Потребность» и «Мотив». Потребность - это испытываемая человеком нужда в чем-то. Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Выделяют следующие формы направленности, охарактеризуем их в порядке иерархии: Влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения - это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения. Стремление - возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Интерес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Склонность – это интерес в динамике своего развития. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Мировоззрение - совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь и общество. Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два психических явления: 1. совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т.е. система факторов, определяющих поведение; 2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. В современной психологии существует концепция взаимосвязи мотивации деятельности или поведения. Существует теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком. Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам относятся мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых влечений и установок, они имеют импульсивный характер и лишены чёткого плана. Примером непроизвольных действий человека могут служить поступки людей в состоянии аффекта (страха, восторга, гнева). Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить достижение этой цели. Все произвольные действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества и трудовой деятельности. Воля нужна человеку при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. Необходимость сильной воли возрастает при: - возникновении трудных ситуаций; - наличии сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке. В качестве основных функций воли выделяют: 1. выбор мотивов и целей; 2. регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации; 3. организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности; 4. мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий. Воля и её сила проявляются в волевых действиях человека, его поступках. Волевые действия, как и вся психическая деятельность, согласно И.П.Павлову, связаны с функционированием мозга. Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия. В связи с этим воля подразделяется на активизирующую (побудительную, стимулирующую) и тормозную. Побудительная функция способствует активности человека не как реактивная, а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побудительная и тормозная функции составляют «содержательную» основу процесса волевой регуляции. Волевая регуляция поведения человека в её наиболее развитом виде – это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением. Существует несколько уровней психической регуляции: 1. Непроизвольная регуляция (непроизвольные реакции, это образная или сенсорная регуляции); 2. Произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования); 3. Волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели). В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Волевой акт возникает только тогда, когда в голове человека одновременно с мыслью о совершении какого-нибудь действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Таким актом можно считать идеомоторный простой акт (способность одной мысли о движении вызвать само движение). Сложный волевой акт – такой, при котором путём преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение (отказ от вредных привычек). Сложные волевые акты – наивысший показатель «волевого» человека. Ещё одним отличием «волевого» человека от «человека привычки» является наличие у него развитых волевых качеств. Волевые качества подразделяются на три категории: 1. Первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка); 2. Вторичные или произвольные волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность); 3. Третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, принципиальность, инициативность).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |