Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура интеллекта




А) Существуют различные концепции, дающие отве­ты на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г.) сформулировал следующие постулаты:

· интеллект не зависит от прочих личностных черт человека;

· не включает в свою структуру посторонние для него качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т. п.);

· выступает как общий фактор умственной энергии.

Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности, выделив генеральный фактор интел­лекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способно­стей.

С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как он адаптируется к окружаю­щей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые спе­цифические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллек­туальные тесты Айзенка, тест Прогрессивные матрицы (Дж. Равена), тесты интел­лекта Р. Кеттелла.

Б) Позже Л. Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичны­ми умственными потенциями. Ученый выделил семь таких потtнций:

· Счетная способность, т. е. оперирование числами и выполнение арифметиче­ских действий.

· Вербальная гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, 'ис­пользуя наиболее подходящие слова.

· Вербальное восприятие, т. е. понимание устной и письменной речи.

· Пространственная ориентация, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве.

· Память.

· Способность к рассуждению.

· Быстрота восприятия сходств или различий между предметами и изображе­ниями.

Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности, сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его воз­растной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ре­бенка с возможностями его ровесников. Например, биологический возраст - 8 лет, а умственные способности ближе к группе 6-летних детей, следовательно, таков «умственный возраст» этого конкретного ребенка.

В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и биологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуаль­ности (IQ).

· Среднее знач ение IQ соответствует 100 баллам,

· самые низкие прибли­жаются к 0,

· самые высокие - к 200. Стандартное (т. е. среднее для всех групп) от­клонение - 16 баллов.

У каждого третьего человека IQ находится между 84-100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом.

Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шка­лы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом - IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллек­туальными способностями (IQ от 116 до 180).

Лекция 4. «Направленность личности»

Вопросы для обсуждения:

1. Направленность личности и формы ее проявления.

2. Иерархия потребностей по А.Маслоу.

3. Мотивация человеческой деятельности, ее основные характеристики и механизмы формирования.

4. Воля и особенности ее формирования.

 

Литература:

1. Вайнштейн, Л.А. Общая психология. Учебное пособие / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан. – Минск: Тессей, 2005.

2. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: курс лекций: в 2 ч. - Минск: БГЭУ, 2006.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

6. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – Спб.: Лидер, 2007.

 

Направленность личности - это ведущее психологическое свой­cтво личности, включающее в себя систему ее потребно­стей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ори­ентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности которое в наибольшей степени социально обусловлено: наиболее полно отражает идеологию общности, в кото­рую человек включен или которую он представляет и является продуктом воспитания.

Прежде чем говорить о структуре направленности личности необходимо ввести понятие «Потребность» и «Мотив».

Потребность - это испытываемая человеком нужда в чем­-то.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по­требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

 

Выделяют следующие формы направленности, охарактеризуем их в порядке иерархии:

Влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая фор­ма направленности. С психологической точки зрения - это психическое состоя­ние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление - возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент.

Инте­рес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.

Склонность – это интерес в динамике своего развития. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент.

Идеал - ­это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется.

Убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мировоззрение - совокупность идей, мнений, убеждений, взгля­дов личности на мир, жизнь и общество.

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порождённое системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два психических явления:

1. совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т.е. система факторов, определяющих поведение;

2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

В современной психологии существует концепция взаимосвязи мотивации деятельности или поведения. Существует теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам относятся мотив достижения успехов и мотив избегания неудач.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых влечений и установок, они имеют импульсивный характер и лишены чёткого плана. Примером непроизвольных действий человека могут служить поступки людей в состоянии аффекта (страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить достижение этой цели. Все произвольные действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества и трудовой деятельности.

Воля нужна человеку при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий.

Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Необходимость сильной воли возрастает при:

- возникновении трудных ситуаций;

- наличии сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

В качестве основных функций воли выделяют:

1. выбор мотивов и целей;

2. регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

3. организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

4. мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Воля и её сила проявляются в волевых действиях человека, его поступках. Волевые действия, как и вся психическая деятельность, согласно И.П.Павлову, связаны с функционированием мозга.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия. В связи с этим воля подразделяется на активизирующую (побудительную, стимулирующую) и тормозную.

Побудительная функция способствует активности человека не как реактивная, а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побудительная и тормозная функции составляют «содержательную» основу процесса волевой регуляции.

Волевая регуляция поведения человека в её наиболее развитом виде – это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением.

Существует несколько уровней психической регуляции:

1. Непроизвольная регуляция (непроизвольные реакции, это образная или сенсорная регуляции);

2. Произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);

3. Волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

В результате волевой регуляции возникает волевой акт.

Волевой акт возникает только тогда, когда в голове человека одновременно с мыслью о совершении какого-нибудь действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Таким актом можно считать идеомоторный простой акт (способность одной мысли о движении вызвать само движение). Сложный волевой акт – такой, при котором путём преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение (отказ от вредных привычек). Сложные волевые акты – наивысший показатель «волевого» человека. Ещё одним отличием «волевого» человека от «человека привычки» является наличие у него развитых волевых качеств.

Волевые качества подразделяются на три категории:

1. Первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка);

2. Вторичные или произвольные волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность);

3. Третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, принципиальность, инициативность).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.