Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пятница, 23 сентября 1921 года

Дорнах

 

 

В воскресенье в лекции, которую мне предстоит прочитать, я дам вам обзор того, что случилось на последней неделе на Штутгарт- ском конгрессе, а также в антропософском движении в Германии. Се- годня мы обсудим кое-что, непосредственно примыкающее к тому, что мы уже рассматривали здесь, для того чтобы восстановить связь между последующими днями и тем, что до моего путешествия в Германию мы уже обсуждали.

Если бы древний восточный мудрец (а чтобы пронаблюдать то, что я хочу здесь сказать, мы действительно должны вернуться в очень ран- нюю эпоху восточной культуры), если бы такой восточный мудрец, по- свящённый в мистерии древнего Востока, обратил бы свой взор на со- временную западноевропейскую, вообще на западную цивилизацию, то он, оценивая эту цивилизацию, возможно, сказал бы её представителю следующее: „Вы живете, собственно, всецело в страхе. Во всём вашем душевном настроении царит страх. Всё, что вы делаете что ощущаете, в важнейшие моменты жизни и в их последствиях — всё пропитано стра- хом. И страх этот чрезвычайно родственен ненависти. Таким образом, ненависть играет большую роль во всей вашей цивилизации".

Поймите меня правильно, мои дорогие друзья. Я думаю, так говорил бы мудрец древней восточной культуры, если бы он с тем же уровнем образования и душевным настроем предстал сегодня перед западными людьми. Если бы он пришёл сегодня беседовать об этих вещах, то он обратил бы наше внимание на то, что в его время и на его территории цивилизация была создана совсем из других подоснов. О н бы, вероят- но, сказал: „В моё время в жизни цивилизации страх, собственно, не играл никакой роли. В моё время, когда речь шла о том, чтобы внести в мир мировоззрение и из него творить поступки и строить социальную


9 11

 

жизнь, - главную роль играла радость. Она могла возрасти до полной * ет е это заключить из всего того, что много лет говорило к ним в этом отдачи себя миру —возрасти до любви". направлении, — не содержалось истинного следования требованию Он бы воспринял это так. И благодаря этому он со своей позиции «Познай самого себя!». „Направьте взгляд в мир, попытайтесь прибли- указал бы, если бы был правильно понят, на наиважнейшие детали, на зиться к сути сокровенного в глубинах мировых явлений!" - это как наиважнейшие импульсы в жизни современной нам цивилизации. И ее- требование древней восточной культуры могло быть установлено гораз- ли бы мы постарались услышать его правильным образом, нам многое Д° раньше. Однако когда азиатские цивилизации расширились на За - было бы дано из того, что как воздух необходимо нам, чтобы найти пад, учителя и ученики древних мистерий были вынуждены направить точку, из которой должны исходить в понимании жизни современности. свой взор во внутреннее человека. С течением времени были основаны Однако в основе этого лежит факт: на той стороне, в Азии, даже ее- школы мистерий Египта по всей Северной Африке, но именно когда

ли учесть сильное европейское влияние в религиозной, эстетической, мистерии расцветали в мистериальных школах Запада - особым ме- научной и социальной жизни, господствует отголосок древней цивили- стом была старая Ирландия - у учителей и учеников мистерий, прихо- зации. Да, эта древняя цивилизация - в состоянии упадка, заката, и давших из Азии, просто благодаря географическим соотношениям За - когда восточный мудрец древности говорит: „Любовь была основной пада и вместе с тем благодаря совсем другому элементарному облику силой древней восточной цивилизации", - то относительно этого западного мира, появилась необходимость в самопознании человека, в должно сказать: „В настоящее время непосредственно из этого мало истинном внутреннем созерцании. И благодаря тому, что ученики мис- что можно заметить. Н о способный видеть, несомненно заметит даже в т е Р и й У же овладели в Азии более внешним познанием мира, познанием нисходящих тенденциях азиатской культуры этот отголосок изначаль- духовных фактов и существ, лежащих в основе внешнего мира, просто ной стихии наслаждения, радости, любви, творящей в мире и для мира". благодаря этому они могли отныне глубоко проникнуть во внутреннее

В древние эпохи на Востоке присутствовало мало из того, что потре- человека,

бовалось от людей потом, с тех пор как им прозвучало слово, которое По ту сторону, в Азии, наблюдать такое было бы просто нельзя, решительным образом проявилось через греческое изречение «Познай Взгляд, направленный внутрь, был до некоторой степени парализован, самого себя!». Это «Познай самого себя!» по-настоящему вступило в Н о с тем, что принесено в западные мистериальные школы благодаря человеческую историческую жизнь во времена древнегреческого куль- ЭТ0МУ взгляду, направленному во внешнее и проникшему в духовный турного развития. Широкое, полное света древнее восточное мировоз- МИР. Уже можно было созерцать человеческое внутреннее. И только са- зрение ещё не было пронизано человеческим познанием такого рода. мы е сильные души вначале действительно могли выдержать то, что Оно вообще, собственно, не было ориентировано на то, чтобы повер- можно было увидеть в человеческом внутреннем. Человеческое внут- нуть взгляд во внутреннее человека. Человек даже в этом отношении реннее существо пришло по-настоящему к самопознанию прежде всего зависит от условий, господствующих в его окружении. Просто древняя в эти х исходящих из Востока и основанных в западных областях мисте- восточная культура была основана под другим воздействием солнечного риальных школах. Действительно отмечают, что это самопознание че- света на Землю, под другим влиянием самих земных условий, чем более ловека напечатлевалось этим восточным мистериальным учителям и поздняя западная культура. Н а древнем Востоке внутренний взгляд че- ученикам, когда повторяли заповедь, всё вновь и вновь направлявшую- ловека, можно сказать, был пленён окружающим его миром, и он имел с я к ученику от учителя, уже имевшего этот взгляд во внутреннее чело- особое настроение причислять к миру себя со всем своим внутренним. ^ка - И с помощью этой заповеди ему должны были разъяснять, какого То, что расцвело в этой древней восточной мудрости и в восприятии Р°Да строем души должно по-настоящему восприниматься такое чело- мира через эту древнюю восточную мудрость, было познанием мира. И веческое самопознание.

даже в том, что жило в самих мистериях на древнем Востоке - вы мо- Заповедь, подразумеваемая мной, много раз цитировалась. Н о в сво-


10 11

 

ём полном значении, главным образом в отношении внутренних челове- то, как например, лорд Бульвер, автор «Занони». Так, чтобы понять ческих переживаний, она высказывалась в более старых школах мисте- его в более поздние годы жизни, нужно знать, каким образом он в свое рий Египта, Северной Африки, Ирландии — ученикам для подготовки, время воспринял традиции человеческого самопознания. Каким образом посвященным для наблюдения. Заповедь, которая здесь произноси- он, будучи несомненно талантливым благодаря своей особенной инди- лась, звучит так: „Кто не посвящён в святые мистерии, не должен знать видуальной конституции, даже проник в некоторые мистерии. П о этой тайны человеческого внутреннего. Ибо недопустимо перед непосвящён- причине он устранился даже от естественной повседневной жизни. Как ными высказывать эти тайны; преступны уста, высказавшие эту тайну, раз на его примере можно видеть, как человек ведёт себя в жизни, если и преступно ухо, которое эту тайну слышит!". он воспринял в своё внутреннее именно этот иной, духовный мир не в

Неоднократно эта заповедь произносилась из внутреннего пережи- одних только понятиях, а всем строем души, — именно во внутреннем вания, из того, что как раз через восточную мудрость мог воспринять переживании. Многое тогда необходимо расценивать иначе, чем это подготовленный человек, когда он благодаря земным условиям Запада можно видеть в масштабах обычного филистера. Разумеется, это нечто продвигался к познанию человека. Эта заповедь ещё удерживается тра- чудовищное, — когда Бульвер обходил всех и с непременным вооду- дицией. И сегодня её — разумеется, по своей внутреннейшей сути непо- шевлением высказывал свои внутренние переживания. При этом с ним нятную — повторяют вновь и вновь в тайных орденах и обществах За - всегда была юная женственная особа, игравшая на арфоподобном инст- пада, ещё имеющих в настоящее время большое влияние вовне. Н о по- рументе. Игра эта всегда использовалась между отдельными пассажами вторяют это именно из традиции. Это не высказывается с необходимым его речи. Т о там, то здесь он появлялся в таком обществе, где происхо- весом, так как не знают, что, собственно, наряду с этим необходимо дило это обычно формально, совершенно филистерски. Никогда он не сказать. Но даже сегодня в тайных орденах Запада, о которых я гово- появлялся один. Он являлся в своей несколько странной одежде, садил- рил здесь неоднократно, также используют эту заповедь как девиз: ся и затем перед собой усаживал свою девочку-арфистку. И когда он

„Сие — тайна о человеческом внутреннем, которая может быть открыта говорил, то говорил несколько предложений, затем она играла, потом он человеку лишь внутри тайного общества, поэтому преступны уста, ко- продолжал разговор, и затем она опять играла. Так вставлял он что- торые её высказывают, и преступны уши, которые её слышат". либо не без кокетства — так это могло прозвучать — в обычный мир че-

Сказать можно даже так. — Хотя времена и прошли, но некоторые ловеческого филистерства, того филистерства, в которое человечество

люди — не в средеевропейских, а в западных странах — в своих тайных врастало всё больше, особенно с середины X V столетия,

обществах учат тому разнообразному, что как традиция содержалось в Человечество, в зависимости от степени филистерства, в которое оно изысканиях древней мудрости. Это воспринимается без понимания, но, вросло, знает об этом немного, и, поскольку это соответствует его при- тем не менее, часто в поступки проникает как импульс. Закономерным роде, — знает всё меньше. Стоит лишь рассматривать это благоразум- было то, что в более поздних столетиях, примерно с середины XV-ro, но, как сразу же становишься «благонравным». Н о все вещи в жизни конституция человека изменилась настолько, что он больше не может взаимосвязаны. Современная сухость и вялость, современная манера, с лицезреть эти вещи в их изначальном виде. Они могут восприниматься которой люди держат себя друг с другом, являются следствием интел- лишь интеллектуально. Об этом можно получить понятия, но нельзя лектуализированного развития последних столетий. Обе вещи взаимо- продвинуться к истинным переживаниям. Отдельные люди имели толь- связаны. Такой человек, как Бульвер, разумеется, не умещается сам в ко смутные представления, предчувствия. Через эти предчувствия иные себе. Несомненно, можно представить себе, как возможное, что старые из них проникали в те области переживаний, о которых здесь идёт речь. люди расхаживают по миру в сопровождении более юных с приятной И такие люди воспринимают внешние формы жизни порой страннова- музыкой. Нужно только увидеть в истинном свете дистанцию между

 

 

В русском издании: Э. Бульвер-Литтон "Призрак". М. 1994 (прим. переводчика)


12 11

 

разным строем их душ, тогда кое-что ещё может быть освещено пра- внешний мир. Здесь присутствуют внешние впечатления органов вильно. Но у Бульвера это было так, потому что в нём вспыхивало не- чувств. С этим мы связываем представления. Затем эти представления что, что не могло так непосредственно проявить себя в современное ин- отражаются от внутреннего. В то время, когда мы всматриваемся во теллектуализированное время, но - только как традиция. внутреннее, мы приходим лишь к этому отражению во внутреннем (см.

Однако надо вернуться к изучению человекопознания, которое было рисунок, стр. 13, красное). Мы видим то, что отражено в зеркале памя- в упомянутых мной школах мистерий. Обыкновенный наш современник (красны е стрелы). Этим обычным сознанием так же невозможно со- видит вокруг себя мир через внешние физические впечатления органов зерцать внутреннее человека, как невозможно видеть позади зеркала, чувств. Своим рассудком он комбинирует то, что видит. И тогда же он н е p a3g HB ег о

заглядывает в своё внутреннее. В сущности говоря, это мир, который

человек обозревает и из которого он также действует наружу. Впечат- ления органов чувств, воспринимаемые им извне, то, что он вырабаты- вает в виде представлений из этих впечатлений чувств, то, что он пре- образует во внутреннем из этих представлений благодаря импульсам чувств и воли, и то, что затем снова отражается в сознание, как воспо- минания жизни, — это есть содержание состояния души, содержание жизни, исходя из которого он и творит и действует. О действительно высочайшем наш современник спрашивает, по сути дела, исходя не бо- лее чем из фальшивой мистики: „Что реально находится здесь во внут- реннем? Что вытекает из самопознания?". Между тем, задавая такой вопрос, он хочет получить ответ, исходя из своего обычного сознания. Н о из этого обычного сознания не придешь ни к чему другому, кроме того, что, собственно, получено из внешних впечатлений органов чувств и переработано через чувства и волю. Всматриваясь во внутреннее с помощью обычного сознания, находят отражения, зеркальные отраже- ния внешней жизни. И хотя внешние впечатления преобразуются через чувства и волю, человек не знает, как, собственно, действуют чувство и воля. И как часто это преобразованное он видит в своём внутреннем не

как зеркальное отражение внешнего мира, а как особенное провозвестие Н о именно этого добивались учителя и ученики в перенесённых на божественного мира, вечного мира и тому подобное. Н о это не так. То, Запад школах-мистериях - возможности созерцать во внутреннем че- что обычному сознанию нашего современника представляется как само- ловека строго позади воспоминаний, используя подготовку с помощью познание, - является лишь восприятием, лишь изменённым внешним способов древней восточной мудрости. И, исходя из увиденного, они миром, который отражается от собственного внутреннего мира человека произносили слова, которые должны были, собственно, разъяснить, как внутрь его же сознания. Если бы человек действительно захотел загля- хорошо нужно быть подготовленным, особенно в те древние времена, нуть в своё внутреннее, он должен был бы тогда - я часто привожу Для того, чтобы направить взор в это внутреннее человека,

этот образ - разбить то, что является внутренним зеркалом. Что же всё-таки видят во внутреннем человека? Видят, как здесь не-

Наше внутреннее представляется как некое зеркало. М ы созерцаем что - разумеется, от сил восприятия и мышления, которые разыгрыва- ются перед зеркалом воспоминаний, — проникает внутрь за зеркало


15 11

 

воспоминаний. Мысли проникают за это зеркало воспоминаний, по го самопознания, которое не указывает со всей достоверностью на этот другую сторону его, и действуют в человеческом эфирном теле, в той внутренний человеческий факт.

части эфирного тела, которая лежит в основе роста и также в основе Поэтому тот, кто будет указывать на имеющийся в глубинах челове- возникновения сил воли. В то время как мы разглядываем залитое ка очаг разрушения, должен быть заинтересован в развитии духа. О н солнцем пространство, в то время как мы рассматриваем всё приходя- должен суметь со всей силой сказать: „Дух должен выстоять, а материя щее к нам через впечатления чувств, нечто лучится в наше внутреннее, должна быть погашена во имя желающего крепости духа". Впервые по- что, с одной стороны, конечно, превращается в представления воспоми- еле того, как в человечестве много лет говорит интерес, связанный с ду- наний, но, с другой стороны, оно просачивается через зеркало воспоми- ховно-научными исследованиями, можно снова обратить внимание на наний. Нечто пронизывает нас таким образом, как скажем, процессы то, что, собственно, находится в глубинах человека. И обратить на это питания, роста и т.д. Силы мышления пронизывают прежде всего внимание следует уже сегодня, ибо без этого человек всегда считал бы эфирное тело, которое действует затем совсем особенным образом на себя не таким, каким он является внутри именно западной цивилизации, физическое тело. Здесь, в физическом теле, происходит полное преоб- Человек внутри западной цивилизации является оболочкой очага раз- разование бытия, существующего в физическом теле человека. Во рушения, и, собственно, силы упадка можно перевести в восходящие внешнем мире материя нигде полностью не уничтожается. Отсюда но- силы только тогда, когда человеку станет известно, что он оболочка вейшая философия и естественнонаучное знание говорят о сохранении очага разрушения.

материи во внешнем мире. Н о этот закон сохранения материи относится Что произошло бы, если человек не был бы приведён к осознанию лишь к внешнему миру. Во внутреннем человека материя полностью этого духовной наукой? Уже в развитии современности мы видим, что снова преобразуется в ничто. В вашем существе материя уничтожается могло бы произойти. То, что до некоторой степени изолировано, обо- полностью. Наша человеческая природа основана как раз на том, что соблено в человеке и должно действовать только внутри человека, мы в состоянии отбросить материю глубже, за зеркало воспоминаний, в должно быть тем единственным местом, где материя отражается в свой хаос, полностью разрушить материю. хаос, — это прорывается наружу, это проникает во внешние человече- Это было то, на что указывалось ученикам мистерий, приведённым ские инстинкты. Это будет происходить с западными и вообще с зем- главным образом с Востока в школы мистерий в Ирландию и на Запад: ными цивилизациями. Это проявляется во всём том, что вступает в виде

„В своём внутреннем, здесь, за способностью воспоминания, как чело- жаждущих разрушения сил, как например сегодня в Восточной Европе

век ты несешь в себе нечто, что обладает разрушительной силой. И если и так далее. Это является жаждой разрушения, отброшенной из внут- бы не имел ты это в себе, то не смог бы ты развивать своё мышление. реннего во внешнее. И в будущем, когда снова подойдут к действитель- Ибо ты должен развивать своё мышление благодаря тому, что силы ному человекопознанию и снова обратят внимание на этот человеческий мышления пронизывают эфирное тело. А эфирное тело, пронизанное очаг разрушения во внутреннем, человек сможет разобраться относи- силами мышления, действует на тело физическое так, что оно сбрасыва- тельно того, что, собственно, переходит в его инстинкты через нечто, ет материю в хаос, разрушает её". что должно существовать в нём, — тогда должны будут направить этот

Когда человек с таким настроением, продвинувшись вплоть до вое- очаг разрушения уже на развитие человеческого мышления. Тогда силы поминаний, проникает в это человеческое внутреннее, тогда он вступает мышления, которыми должен обладать человек, чтобы иметь своё со- в область, где человеческое существо хочет разрушать, хочет уничто- ответствующее современности мировоззрение, и которые должны нахо- жать то, что имеется здесь. Именно для цели развития мыслящего че- даться перед зеркалом воспоминаний, — способствуют продвижению ловеческого «Я» все мы несём за нашим зеркалом воспоминаний жажду мышления вплоть до эфирного тела, а эфирное тело, пронизанное мыш- разрушения, жажду уничтожения материи. Н е существует человеческо- лением, действует как раз таким разрушающим образом на физическое


16 11

 

тело. В современных людях Запада этот очаг разрушения уже есть. Познание только обращает на это внимание. Когда очаг уже есть, а   живёт он особенно в XI X столетии в материалистическом мировоззре- нии. Почему люди стали материалистами? Что означает их желание со-
осознать это человек не может, — это гораздо хуже, чем когда человек совершенно сознательно воспринял сведения о данном очаге разруше- ния и, исходя из такой точки зрения, приступил к современному циви-   глашаться лишь с внешними фактами материального бытия? Это проис- ходит оттого, что они боятся проникнуть в подосновы человека, Желая выразить это из своего познания, древний восточный мудрец
лизованному развитию. В упомянутых мною школах мистерий, учеников, слышавших эти тайны, сначала охватывал страх. С этим чувством страха они знакоми- лись основательно, чтобы заглянуть в человеческое внутреннее (не в   дат сказал бы: „Ваш современный европеец живет целиком в страхе. Свои социальные устройства вы основываете на страхе, ваше искусство исхо- из страха. Ваше материалистическое мировоззрение родилось из страха. Вы и последователи тех, кто когда-то в моё время основали
бесчестном смысле туманной мистики, а заглянуть честно), в то, что должно вызывать страх, что возбуждает страх. И этот страх изгонялся в древних школах мистерий Запада лишь благодаря тому, что ученикам   древневосточное мировоззрение (пусть они и пришли к упадку), вы и эти люда Азии — вы никогда не поймёте себя, ибо у азиатов в конце концов всё исходило из любви; у вас же всё возникает из страха, кото-

указывалось на всю важность этих фактов. Тогда собственным созна- рый сродни ненависти".

нием они преодолевали то, что должно было возникнуть как страх. Конечно, подобное звучит довольно радикально. Н о я пытаюсь как Чем более интеллектуалистичньш становилось время, тем страх этот раз оправдать это тем, что вкладываю это высказывание в уста именно становился неосознаннее и продолжал действовать в виде такого не- древневосточного мудреца. Можно поверить, что он, вероятно, мог бы осознанного страха. Со всей возможной маскировкой действовал он во так говорить, если бы снова возник перед нами, между тем как наш со-

внешней жизни. Однако стало просто необходимым в настоящее время временник, скорее всего, выглядел бы глупо, когда восточный мудрец

созерцать в глубинах человека. «Познай самого себя!» — стало настоя- таким решительным образом представил бы эти вещи. Учиться же мож- щим требованием. Ученики мистерий специально вызывали этот страх, но именно на основании решительного изображения таких вещей, кото- затем могли преодолевать его и правильным образом направлять на са- рые сегодня мы должны изучать ради здорового развития цивилизации, мопознание. Интеллектуализированная эпоха затуманивала взгляд на Человечество снова должно знать, что именно понятийного мышления то, что существует в человеческом внутреннем, но она не могла преодо- — этого высочайшего достижения нового времени — вовсе могло бы и левать страх. И это привело к тому, что человек сам до такой степени не быть, если бы жизнь представлений во внутреннем не поднималась поддался этому неосознанному страху, что сказал и продолжает гово- из центра разрушения. Это должны осознавать, чтобы держать его рить: „В человеке нет ничего, что лежит за пределами рождения и смер- внутри, и чтобы оно не перешло во внешние инстинкты и не стало соци- ти. О н пугается заглянуть глубже этой жизни воспоминаний, этой альным импульсом.

обычной жизни мыслей, которая имеет свою закономерность между Когда всматриваешься в эти вещи, уже можешь глубоко заглянуть во рождением и смертью. Он боится заглянуть в подлинную вечность че- взаимосвязи жизни новой эпохи. Таким образом, мир, заявляющий о ловеческой души. И на этом страхе он основывает учение: вообще нет себе как такой очаг разрушения, лежит во внутреннем, по ту сторону ничего, кроме сей жизни между рождением и смертью. Современный зеркала воспоминаний. Н о жизнь современного человека протекает ме- материализм возник из страха, не имея об этом ни малейшего представ- жду этим зеркалом воспоминаний и внешним восприятием органов ления. Это современное мировоззрение само есть продукт страха и ужа- чувств. И как мало человек может заглянуть в своё собственное внут- са- реннее по ту сторону зеркала воспоминаний, так же мало он может про- Так живёт этот страх во внешних поступках людей, в социальном биться к тому, что здесь, во внешнем, простирается в качестве воспри- устроении, в историческом становлении с середины X V столетия, так ятий органов чувств. Поскольку он не может пробиться сквозь эти чув-


18 11

 

ственные представления, он присочиняет материальный атомистический вступает в сновидение, то часто проявляет себя чуждым или ослаблен- мир, который как раз является фантастическим миром. ным. Это «Я», которое, собственно, закаляется здесь в очаге зла, во Н о человек не чужд миру по ту сторону внешних чувственных пред- внутреннем, не может войти по ту сторону чувственных явлений. От - ставлений. О н проникает в этот мир каждую ночь между засыпанием и сюда воззрение древневосточного мудреца: туда можно проникнуть пробуждением. Когда вы спите, вы пребываете в том мире. Вы пережи- лишь благодаря самоотверженности, любви и самоотречению «Я», и ес-

ваете там то, что находится по ту сторону чувственных представлений, а

не атомистический мир, представляющий собой фантазию естествозна- ния. А то, что находится по ту сторону сферы чувств, переживали как раз древневосточные мудрецы в своих мистериях. Пережить же это можно, если имеешь самоотверженность в отношении мира по ту сто- рону сферы чувств, если имеешь стремление и импульс отдать себя це- ликом тому миру. Здес ь должна господствовать любовь к познанию, если хочешь прийти к сверхчувственным восприятиям.

Эту любовь к познанию прежде всего имели древние восточные культуры. Н о почему нужно обладать этой самоотверженностью? Этой самоотверженностью нужно обладать потому, что если захочешь прий- ти в мир по ту сторону чувств с обычным человеческим «Я», то полу- чишь вред. Необходимо отказаться от своего обычного «Я», если хо- чешь проникнуть в этот мир по ту сторону чувств. Н о благодаря чему формируется это «Я»? Это «Я» формируется благодаря тому, что чело- веческое существо может погружаться в хаос разрушения. Это «Я» должно стать закалённым и твёрдым в том мире, который существует во внутреннем человека как мир очага разрушения. С этим «Я» нельзя

жш ъ по ту сторону сферы внешнего чувственного мира. ^ по л н о с т ь ю о н и к а е ш ь, т 0 живешь не в мире ваны, творения в обы-

Представим себе схематически очаг разрушения в глубинах человека   а ж и в ё ш ь   в гд е э т о обыд е нно е развеяно, в нирване. Н а
(см. рисунок, стр. 19, красный). О н распростерт по всему человеческо- т а к о е п о н и м а н и е   ы _ вь1СОЧ а йшей же ртвы «Я», как это имеет

му организму. То, что я здесь изображаю, должно восприниматься ин- ме с т о ю £ н е и Ra R э т о и м е д 0 м е с т о ^ у ^ ™ древневосточных куль-

тенсивно, не экстенсивно, но рисую я это схематически. Это - центр в полностью осознанном познании, только намекнул бы древневос- разрушения, здесь - человеческая оболочка. Чт о стало бы жить в мире т о ^ ны й п о д о б н о том у, ка к я, говоря гипотетически, представил через человека если существующее во внутреннем распространить во эт о / в а ^ й д й. И он бы как раз сказал: „У вас всё основано на всем мире? Зло! Зл о есть ничто иное, как тот необходимый во внутрен-, та к к а к ВЬ1 д о л ж н ы бь1Л И сформировать самость. У нас, по-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нагрузки, действующие на несущую систему | Обнаружит
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.