Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧЕРТЫ личности и творч-й биографии

Несколько ярких и необходимых книг:

1. М.О. Гершензон «Грибоедовская Москва». Гершензон был религиозный философ начала двадцатого века и исследователь золотого века русской литературы. У него яркие, увлекательные работы о Пушкине, о Грибоедове, о декабристах, м.б. лучшая книга о Чаадаеве «Грибоедовская Москва» - это прототипы грибоедовских образов.

2. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горе от ума». Творческая история «Горе от ума» очень запутана, и кого интересует подробно – могут обратиться к этой книге.

3. С.А.Фомичев. «Горе от ума. Комментарий». Мы впервые встречаемся с этим жанром. Классические произведения русской литературы имеют такие подробные комментарии, где строка за строкой разъясняются трудности понимания. Фомичев – петербургский ученый.

4. «Грибоедов в воспоминаниях современников». Книга небольшая – Грибоедов был человек замкнутый, и в душу к себе не пускал. Но что могли узнать - собрали и выпустили в этой книге.

5. Ю.Н,Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара». По-арабски вазир – министр, а мухтар – мудрый. «Вазир-мухтар» - так Грибоедова называли на востоке. «Смерть Вазир-Мухтара» - замечательный исторический роман. Тынянов задумал трилогию: Грибоедов-Кюхельбекер-Пушкин. Он написал роман «Смерть Вазир-Мухтара», «Кюхля», начал писать роман «Пушкин», довел до окончания лицея и умер.

Достоевский ввел в обиход такое выражение: «Русский скиталец». Русским скитальцам он посвятил страницы, полные глубоких раздумий. Это были лучшие люди из дворян. Они скитались душой. Искали, колебались, сомневались, пробивались к истине. Их пути пролегли между небом и землей, между божеским и человеческим, между верой и атеизмом. Аристократы, они сострадали крестьянам, хотели что-то сделать для народа, но хорошенько не понимали, что надо. Одной половиной сердца они были устремлены к западу, его языкам, культуре, политическим системам. Другой половиной сердца любили Россию. И вот этот крест скитальчества лучших русских людей был тяжел для них. Иногда неподъемен. Но именно крестная ноша русских скитальцев вызвала к жизни великую литературу. Духовное скитальчество обрекало на бездомность в земной жизни. Никогда не было своего дома у Пушкина. За свою жизнь о наездил столько, что мог бы по экватору обогнуть земной шар. В стихотворении «Телега жизни» наш замечательный поэт уподобил нашу жизнь одной трудной поездке на лошадях. Никогда не было своего дома у Лермонтова («Проселочным путем люблю скакать в телеге, И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге). Никогда не было своего дома ни у Грибоедова, ни у его Чацкого (Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чуству уголок. Карету мне, карету!). Но каждому человеку необходим дом. И Грибоедов написал: «Отечество, сродство и дом мой в Москве». Отца он рано потерял, а в доме его матери он далеко не всегда чувствовал себя уютно. И по-настоящему говоря, дом его матери не стал его родным домом. Из-за того, что он всю жизнь скитался, не сохранилось его вещей, важнейших рукописей, документов. В Петербурге, в институте русской литературы, который иначе называется Пушкинский дом, есть небольшой литературный музей, и там лежат очки, возле которых честная надпись, что есть предположение, что эти очки принадлежали Грибоедову. Сейчас предприимчивые люди организовали музей Грибоедова в Хмелите, но я должен предупредить вас, что, вроде бы 1 раз в детстве привезла его туда матушка, и все.

Грибоедов всегда путешествовал налегке, и по России, и по жизни. Лев Толстой тщательно сохранил десятки тысяч рукописей листов «Войны и мира». А три рукописи «Горе от ума» дошли до нас только потому, что Грибоедов подарил их Жандру, Бегичеву и Булгарину. После восстания декабристов Грибоедов был арестован. В советское время революционность Грибоедова сильно преувеличивали, и сделали его членом тайного общества декабристов. В действительности он, скорее всего, не состоял в тайном обществе: нет ни одного сколь убедительного свидетельства. Известна фраза Грибоедова: «Сто прапорщиков не могут изменить государственный строй России». В его «Горе от Ума» Репетилов, болтун, фразер, зовет Чацкого в секретнейший союз, который собирается в Английском клубе, где такие собрания совершенно невозможны. Грибоедов был арестован, по-видимому потому, что в бумагах революционеров находились списки комедии «Горе от ума». В комедии Грибоедова мы не видим таких революционеров как у Пушкина в первом послании к Чаадаеву («Товарищ, верь, взойдет она…»). Вы не найдете даже требования отменить крепостное право (а молодой Пушкин писал:»Увижу ль, о друзья, народе неугнетенный»). Грибоедов возмущается крепостным правом, Чацкий произносит страстный монолог о злоупотреблении крепостным правом, но требования уничтожить его там нет.

Поэтому вскоре после ареста Грибоедов был выпущен. Но об аресте он был заранее предупрежден, и ночью сжег много бумаг. Это известно со слов его слуги. Он уничтожил все, что как-то могло скомпрометировать. Его племянник после его смерти стал собирать документы, относящиеся к жизни Грибоедова и рукописи Грибоедова, письма, которые находились в руках у других людей. Племянник этот Смирнов хранил у себя в имении собранные им материалы. Однажды в его отсутствие случился пожар и все погибло. Поэтому о Грибоедове достоверных известий у нас очень мало. Многих произведений его мы не знаем. Даже год рождения – неточен. Как ни странно, Грибоедов в разных документах указывал разный год рождения. Грибоедов женился внезапно, в Тифлисе, по дороге в Тегеран, куда был назначен послом. Он женился на пятнадцатилетней девочке, грузинской княжне Нине Чавчавадзе. Семья Чавчавадзе была просвещенной, ориентированной на европейскую и русскую культуру, Грибоедов, прекрасный музыкант, давал уроки музыки Нине, учил ее играть на фортепиано. Он был прекрасным музыкантом и композитором. Он женился на Нине, но с собой в Тегеран ее не взял – он знал, что миссия его, русского посла в Тегеране, опасна, и боялся за свою юную жену. Как оказалось, боялся не зря. Грибоедов твердо проводил политику русского государства, защищал интересы русских людей, в частности, он заключил выгодный для России мир после войны, которую вела Россия. И по этому миру Персия должна была вернуть России солдат, попавших плен. И Грибоедов добивался скорейшего выполнения этого условия. Спровоцированное население Тегерана подняло восстание, русское посольство было взято штурмом, охрана перебита, сотрудники посольства перебиты, случайно спасся один переводчик, который рассказал, что Грибоедов мужественно, со шпагой в руке сражался, пока не был убит. Тело его толпа растерзала, таскала по улицам города. Изуродованное, оно было опознано по руке Грибоедова: кисть правой руки была искалечена во время дуэли. Тело было доставлено в Тифлис, Пушкин во время путешествия в Арзрум, встретил арбу, на которой везли гроб Грибоедова. У Пушкина есть такой путевой очерк «Путешествие в Арзрум» и там- замечательный очерк о Грибоедове. Прошу прочитать.

Похоронили Грибоедова над Тифлисом, на горе Мтацминда на монастырском кладбище. Нина поставила замечательный памятник и велела выбить такую надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя, любовь моя». С другой стороны на памятнике написано «Александр Сергеевич Грибоедов. Родился 1795 года, января, умер 1829, января 30». Она была очень образована, памятник метафоричен (показывает фотографию) Распятие и плачущая женщина внизу - как бы метафора Нина и Грибоедова.

Когда Грибоедов оставил ее и уехал в Тегеран, она была беременна. Когда он погиб, ее близкие договорились до родов не говорить о смерти мужа. Но приехала из деревни дальняя родственница и стала выражать Нине свое соболезнование. Случился выкидыш и ребенок Грибоедова не родился.

Вырос Грибоедов в Москве. Ребенком был определен в Московский университетский благородный пансион. Там действовал студенческий театр, кроме того, богатые московские дворяне содержали крепостные театры. В пору молодости Грибоедова в Москве было около 20 театров, а в 1806 году открылся императорский театр. Предки Грибоедова издавна владели землями, поместьями на смоленской земле. Один из предков Грибоедова по заказу государя написал книгу, исторический труд о борьбе против Польши. А Хмелита принадлежала дяде Грибоедова, который стал прототипом Фамусова.

Грибоедов был человек удивительной, исключительной разносторонней одаренности. Он был европейским признанным дипломатом, ему легко давались иностранные языки (арабский, греческий, французский, английский, немецкий и другие). Освоил в Московском университете высшую математику и филологию. Но прежде всего он был великим поэтом. «Горе от ума» - одно из величайших творений русского поэтического гения всех времен. Страстные любовные речи Чацкого могут встать рядом с элегиями Пушкина, рассказ Софьи о ее сне напоминает баллады Жуковского. Патриотический пафос монолога Чацкого «А судьи кто?» приводит на память оду Рылеева «Гражданин». Речи Фамусова перекликаются с бытовыми зарисовками в «Евгении Онегине», а знаменитые грибоедовские афоризмы стали крылатыми словами наряду с цитатами из басен Крылова. И вот здесь в не слишком известных мемуарах я нашел интересный рассказ. Цензура не пропускала комедию, распространялась она в списках, которые продавались за дорогую цену. И был один любитель литературы, у которого не было денег. Он достал тетрадь и начал записывать туда крылатые слова, которые слышал из уст людей, читавших комедию.

Затем он купил комедию, и когда он стал сверять свою тетрадь с комедией, оказалось, что ему не хватает только 200 строк, а в комедии - 2221 строка. Комедия вызывала и восторги, и нарекания. Комедия выстроена с безукоризненным чувством сцены, действие разворачивается стремительно, большая часть характеров очерчена убедительно. Однако раздавались и критические голоса. Пушкин жил в селе Михайловском, в ссылке. К нему приехал Пущин и привез подарок – список комедии. Но Пущин не мог оставить не принадлежавший ему список Пушкину. Сохранились воспоминания Пущина: они пообедали и у камина Пущин прочитал вслух всю комедию. А Пушкин на следующий день написал своему другу отзыв. И начал так: «Я не критиковал, а наслаждался». Но потом все же высказал несколько критических замечаний. Он написал так: «Вопрос – кто умный человек в комедии? Ответ – Грибоедов». И Софья, по мнению Пушкина, образ совершенно непонятный. (француз написал – странные люди эти русские. В их лучшей комедии девушка сидит напролет ночи с мужчиной, и они до сих пор верят, что они занимаются музицированием) Пушкинская критика не осталась втуне. Великий режиссер В.Э.Мейерхольд поставил «Горе от ума». Каждый спектакль Мейерхольда становился событием в советской культуре (в 37-м году он был арестован и в 38-м расстрелян). Он учел слова Пушкина о том, кто был умный человек в комедии таким образом: если помните, то в комедии есть слова о том, что Чацкий воспитывался в доме Фамусова. Вот комната Чацкого в доме Фамусова сохранилась, Чацкий приехал, объясняется с Софьей, действие разворачивается, а тем временем в комнате Чацкого собираются его друзья. Под декабристов это сделано. И когда Чацкий произносит монолог, он обращается не к Фамусову и Скалозубу, а к друзьям, показывая на Фамусова. Монолог кончается (кричали женщины ура, и в воздух чепчики бросали). И встает один из «друзей» и обращается к Чацкому: «Любви, надежды, тихой славы…». Таким образом превращается произведение Грибоедова в революционное.

И замечание о Софье было учтено. Была изумительная актриса, Вера Федоровна Коммисаржевская. Ее называли «чайка русской сцены». У нее была своя тема, которая прошла через все ее творчество: тема борьбы женщины за достойное место в общественной жизни, за равноправие с мужчинами. У нее был свой театр, и она поставила «Горе от ума» так, что ее Софья затмила и Чацкого, и Фамусова. Чацкий полюбил ее до отъезда. Потом уехал и забыл. «Три года не писал двух слов и грянул вдруг как с облаков». И она глубоко оскорблена – если он три года вести не подавал, а она расспрашивала о нем – неужели он думает, что она его простит. И потом она узнает, что Молчалин ее не любит (в четвертом акте). И она оскорблена и в этой любви. В ее исполнении Софья была трагической героиней, комедия «Горе от ума» превращалось в трагедию.

 

Мы не можем ответить, как получилось, что Грибоедов остался автором одного произведения. У него, конечно, есть 10 комедий, переведенных с французского, но это не идет ни в какое сравнение с «Горе от ума». Есть пара десятков стихотворений.

Грибоедов – великий поэт, соотносимый с Пушкиным, Лермонтовым. Но великий поэт – это непременно человек высоко эмоциональный, со страстным темпераментом. Таким был Грибоедов. Грибоедов был человек замкнутый, воспоминаний о нем мало осталось, но несколько ярких характеристик человеческого облика этого великого поэта до нас дошло. Вот, 1813 год. Война с Наполеоном, полк Грибоедова несколько дней стоит в Львове. Львовский губернатор дает бал офицерам русской армии. Приглашаются чиновники, высший состав офицерства. А Грибоедов молод, только вступил в армию, и приглашения не получил.

Вечер. Разгар бала. И вот Грибоедов на лошади въезжает во дворец губернаторский, по мраморной лестнице на лошади въезжает на второй этаж. А на втором этаже – бальный зал. И на лошади, посреди бальных танцев, въезжает в зал.

Степан Бегичев, верный друг Грибоедова, описал этот эпизод в воспоминаниях.

Уже после войны, в Петербурге, в 1817 году, у Грибоедова был друг, аристократ, граф Завадовский. В это время в Петербурге кружила головы молодежи девушка, недавно окончившая балетное училище, Авдотья Истомина. Она танцевала в балетах на сюжеты Пушкина. Пушкин воспел ее в 1-й главе романа Евгений Онегин: «Блистательна, полувоздушна…». Завадовский увлекся Истоминой, у нее был роман с Шереметьевым. И вдруг Грибоедов узнает, что Истомина с Шереметьевым поссорились, и она переехала к себе. Грибоедов ее подстерег, когда она после репетиции возвращалась домой, усадил в свои сани и отвез к Завадовскому, у которого она и осталась. Шереметьев вызвал на дуэль Завадовского. Вызов отвез Якубович, который был знаменитостью. Якубовичу не понравилась роль Грибоедова, она отвез вызов и сам вызвал на дуэль Грибоедова. Состоялась дуэль-каре. Первыми стрелялись Шереметьев и Завадовский, Шереметьев был смертельно ранен. Тогда чаще всего стреляли в живот, а дуэльный пистолет был страшным оружием. Грибоедов отказался от дуэли.

Это было позором. В России пользовались французским дуэльным кодексом. Особый позор – отказ от вызова под дулом пистолета.

Якубович уехал на Кавказ. Через год - и Г. Итак – дуэль. По требованию Якубовича – на 6 шагах. Первым стрелял Грибоедов. Дуэльный кодекс запрещал стрелять в сторону или вверх – это читалось оскорблением. Грибоедов выстрелил так, что пуля только задела голову Якубовича, его контузило. Якубович воскликнул: он хотел меня убить! И, обозлившись, выстрелил в кисть правой руки Грибоедова. Грибоедов был пианист и Якубович наказал его.

Сохроанилось письмо, написанное им из Тифлиса, где он описывает свою женитьбу. Пишут, как обедал в гостеприимном доме князя Чарчавадзе, как шутил с Ниной, как в нем поднялась страсть, кинулся к Нине, увлек ее из-за стола в соседнюю комнату. Дальше следует такая метафора: «Я повис на ее губах.». Он объявил, что они договорились и просят благословения.

Так как ему нужно был уезжать в Тегеран (он и так тянул с отъездом), то свадьба состоялась в самый близкий срок – через несколько дней.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эстетические принципы Высокого Романтизма | Горе от ума
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.