Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лирика Пушкина. Рекомендую Белинского. В его статьях о Пушкине (11 статей о Пушкине) 4-я и 5-я статьи посвящены лирике. Кроме того, Михаил Осипович Гершензон, бывший




Рекомендую Белинского. В его статьях о Пушкине (11 статей о Пушкине) 4-я и 5-я статьи посвящены лирике. Кроме того, Михаил Осипович Гершензон, бывший замечательным пушкинистом, написал замечательную книжечку «Мудрость Пушкина». Эти книги много раз переиздавались. В промежутке между этими авторами был Анненков, в своей книге «Материалы для биографии Пушкина» уделяет большое внимание лирическому творчеству Пушкина. И, наконец, Пушкинская энциклопедия – любое стихотворение, которое вас заинтересует, там будет охарактеризовано и будут указаны работы по этому стихотворению.

Мы говорили о том, что на рубеже 18-19 веков происходит распад жанровой системы классицизма. Распад жанровой системы классицизма отразился на лирике Пушкина, и, с другой стороны, распад жанровой системы лирики Пушкины повлиял на этот процесс во всей русской поэзии, потому что современники поэта во многом шли за Пушкиным, подражая ему и учась у него. Поэтому говорить о лирике Пушкина нужно не с точки зрения ее жанровой системы, а с другой точки зрения. Место жанров теперь занимают несобранные циклы. Есть авторские циклы, например, когда Пушкин пишет «Песни западных славян». А есть ряд стихотворений, которые поэт пишет на протяжении своего творческого пути, иногда он может не думать о том, что нечто похожее он уже писал раньше, а мы видим, что эти стихотворения выстраиваются в циклы по тематике, по художественным приемам. И эти циклы мы называем несобранными (сам поэт их не собирал).

Первый несобранный цикл посвящен лицейской дружбе. А потом уже – послелицейской дружбе. Среди пушкинских друзей, прошедших рядом с ним всю жизнь, был ряд лицеистов - Кюхельбекер, Пущин…

Здесь – узловые тексты «19 октября 25-го года». «19 октября 1836 года», последнее в ряду (через два месяца Пушкин погибнет). Оно так не называется, оно без названия «Была пора: наш праздник молодой…». Пушкин не доработал это стихотворение, не успел. он его писал в той же форме, что и «19 октября 25-го года». В таком виде читал друзьям…и расплакался. В октябре двадцать пятого года он предчувствовал, что будет с друзьями, а здесь он предчувствовал свою смерть.

Лицейский несобранный цикл теснейшим образом связан с декабристским.

Второй несобранный цикл посвящен декабристам и декабризму. Это «Ареон», «Пущину», «Во глубине сибирских руд», «Стансы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Последнее стихотворение Пушкин написал незадолго до смрети, оно очень многозначно, но там есть строка, благодаря которой мы всегда видим это стихотворение в ряду декабристских: «И милость к падшим призывал».

Параллельно этому несобранному циклу Пушкин создавал несобранный цикл, посвященный проблеме этатизма (eta – государство). Очень рано в творчестве Пушкина встал вопрос государства, ведь Царское Село было императорской резиденцией, и вот «Воспоминнаия в царском селе», которые он читал летом 14-го года - это уже проявление этатизма. Огромное впечатление произвело стихотворение Пушкина «Стансы». В этом стихотворении Пушкин для друзей проявил себя с новой стороны. Стихотворение обращено к Николаю Первому. Привыкли видеть Пушкина в оппозиции к самодержавию, а тут «В надежде славы и добра…». Пушкин проводит параллель между началом царствования Петра и Николая. Начало царствования Николая «омрачило» восстание декабристов.

Это стихотворение настолько было неожиданным, что вызвало недоумение и нападки на Пушкина в среде либерально настроенных литераторов и заграницей и в России, даже в кругу друзей Пушкина.

А Пушкин отвечает стихотворением «Друзьям», где оправдывается, и говорит, что он не льстил царю, а честно рассказал о его заслугах. Пушкин передал эти стихотворения Беккендорфу, а тот вернул ему их с такими словами, что «государь-император вполне доволен ими, но печатать их не разрешает». Еще бы! – Пушкин вздумал указывать императору, как ему царствовать. Итак, Пушкин сопоставил начало царствования Петра и Николая. Но на этом история стихотворения не кончилась – через сто лет Борис Пастернак написал свои стансы. Он не назвал свое стихотворение «Стансы», но в литературоведении его часто так называют. Стихотворение это Пастернак написал в 1931 году. В это время вся власть в стране уже была сосредоточена в руках Сталина. Уже начались первые политические процессы над людьми, которых Сталин считал своими врагами. И Пастернак пишет: «Столетье с лишним - не вчера, а сила прежняя в соблазне, в надежде славы и добра…». (чуть ниже – ссылка на Пушкина, который «труда со всеми сообща и заодно с правопорядком» хочет). «И те же выписки» - Пушкин занялся историческим трудом. Пастернак всю жизнь жил небогато, а в двадцатые годы, в начале тридцатых – бедствовал. И для заработки однажды друзья ему устроили такую работу: после смерти Ленина был создан научный институт. И нужно было из иностранных газет и журналов подбирать материалы о Ленине. И Пастернак делал выписки. И – сравнил. (Стихотворение – из книги «Второе рождение»).

Кроме «воспоминаний в царском селе», «стансов» и «друзьям», Пушкин пишет еще несколько стихотворений, проникнутых идеей этатизма: «Клеветникам России», «Бородинская годовщина». Оба эти стихотворения связаны с польским восстанием 1830-32 годов. Это было мощное восстание, Польша хотела отделиться от России. И ее горячо поддерживали западно-европейские политики и литераторы. А Пушкин в своем стихотворении говорит, что это «спор славян между собой». И даже звучит угроза, что если западные государства вмешаются в спор России с Польшей, то вся Россия станет против них. Старый либерал князь Вяземский. Интересный оксюморон – Вяземские были одним из древнейших родов России (еще от Рюрика), был возмущен «шинельными одами» своего друга. На ту же тему написано стих-е «Бородинская годовщина» - как в 1812, так и в 1832 году – над Польшей.

В биографии Пушкина есть загадочная страница. Вот состоялась дуэль, Пушкин смертельно ранен, два дня длилось умирание в страшных мучениях, Николай Первый прислал своего врача. Присылает ему письмо, в котором говорит, что о жене и детях поэта он позаботится. И он выполнил свое обещание: дети были помещены на государственный счет в привилегированное заведение, Наталья Николаевна – любовницей Николая, а затем женой придворного. Пушкину передали письмо, и спросили, что передать. Пушкин ответил: «Передай, что жаль умирать. Был бы весь его». В советское время, когда Пушкина делали революционером, эти слова шли вразрез с тем представлением, которое формировалось о поэте. И пушкинисты некоторые говорили, что Жуковский это выдумал, чтобы царь был милостив к жене и детям поэта. Но Жуковский был не такой человек, чтобы выдумывать такие вещи, он понимал, что говорит перед историей. Он был глубоко верующим человеком. Дело в том, что в этих словах Пушкина проявился его этатизм. После ссылки для Пушкина такими краеугольными камнями были идеи семьи, государства и Бога. И царь, какой бы он ни был, - глава государства. Отсюда – и «клеветникам России», и «Бородинская годовщина», и «стансы», и «друзьям».

Четвертый несобранный цикл – «Призвание поэта». Для каждого истинного, большого поэта проблема его творчества, его призвания – одна из самых коренных в его жизни. И у Пушкина есть целый ряд мощнейших стихотворений, посвященных этой теме. Первое – «Разговор книгопродАвца с поэтом». В этом стихотворении у Пушкина есть такое двустишие: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Мысль такова: поэт должен быть профессиональным литератором. В 18 веке господствовал тип поэта-дилетанта, который писал стихи время от времени, часто – по внешнему поводу. А Пушкин на это место выдвигает поэта-профессионала.

И дальше он показывает, что поэт ни от кого не зависит, подчиняется только вдохновению. Иными словами- только Богу. «Песнь о вещем Олеге», «поэт», «Поэту», «Чернь», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В советское время отношение Пушкина к задаче поэта изображалось так, что между Пушкиным и Маяковским никакой разницы не было. Когда Пушкин писал «Поэт, не дорожи любовию народной», то объявляли – здесь речь о придворном обществе.

В действительности у Пушкина были основания для полной независимости от народа. В тридцатые годы, в расцвет Пушкинского веяния, критика Пушкина травила, произведения его плохо продавались, журнал «Современник», который он затеял, не окупался, вместо дохода принес долги. Он чувствовал себя одиноким, и писал – «пока не требует поэта/ к священной жертве Аполлон». Это стихотворение как бы продолжает сонет «Поэту». К этому циклу непременно относится стихотворение «Осень» 33-го года. Оно стоит несколько особняком, т.к. не посвящено проблеме поэта и читателя, в нем Пушкин открывает нам самый заветный уголок своей души – он рассказывает нам, как он творит.

Любовный несобранный цикл. У Пушкина много любовных стихотворений. Почти все они посвящены, вроде, какой-то даме…или девице. Был такое период (в 20е годы), когда в нашей науке господствовал биографический метод (биографию из произведений, а произведения – биографическими фактами). И оказалось, что у каждого стихотворения, которое приписывали той или иной женщине, есть несколько кандидатур. Дело в том, что даже любя конкретную женщину, Пушкин, когда брался за перо, то создавал идеализированный образ. Кроме того, порядочность не позволяла Пушкину сколько-нибудь узнаваемо изображать предмет любви.

«К…» (у нас: «К А.П.Керн»). Откуда взялась Керн?

Красивая, была выдана в пятнадцать лет за нелюбимого человека средних лет, генерала Керна, рано овдовела, больших средств к существованию у нее не было, доживала свою жизнь на медные деньги, подрабатывала литературным трудом. Написала воспоминания. И рассказала, как Пушкин, когда она приехала к своей родственнице Протасовой, а Пушкин был в ссылке в Михайловском, встретился с нею наедине, подарил ей только что вышедший из печати брошюру главы «Евгения Онегина», там в качестве предисловия было стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» и был вложен листок, на котором было написано рукой поэта «Я помню чудное мгновенье». А Пушкину у нее в этот миг выхватил этот листок и не хотел отдавать. С огромным трудом она выпросила этот листок. А там было написано: «К…». Она отдала листок Глинке, тот написал романс, а листок не вернул.

Но образ «гений чистой красоты» был у Жуковского. Как правило, рисовался образ МУЗЫ. Белинский предполагал, что Крен могла и выдумать. К лирике еще «я вас любил. Любовь еще быть может…»

И, наконец – философская лирика. Смысл жизни, человек и Бог – вот проблематика этого несобранного цикла. Здесь – КаменоострОвский. К стихотворениям философским относятся «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». И эти стихотворения показывают, что к концу своей жизни, короткой, прекрасной, бурной, глубоко творческой, Поэт пришел к Богу. Даже такая параллель у Пастернака.

 

 

Баевский пришел. Сел. Заметил, что много отсутствует, хотя и больше, чем на контрольной.

И сказал,что один древнегреч.автор сказал, что все они питались крохами со стола Гомера. И каждый берет столько, сколько может.

И из университета каждый из нас вынесет столько, сколько сможет…

 

Тема сегодняшней лекции: поэмы Пушкина.

Будет состоять из трех разделов.

1. Общий обзор.

2. Граф Нулин.

3. Медный всадник.

 

Пушкин за свою жизнь написал 10 завершенных поэм. Чуть больше осталось незавершенными. Завершены «Руслан и Людимила» (сам Пушкин обозначил жанр словом поэма). Это предромантизм. Слово поэма указывает для Пушкина еще и на какую-то связь с классицизмом. Это самая большая Поэма Пушкина (тоже связь с классицизмом). Вторая поэма – «Кавказский пленник». Жанр Пушкин определяет так: повесть. Это первая байроническая поэма. Байрон свои поэмы называл «повестями». Третья поэма – «Гавриилиада». Пушкинский подзаголовок, определяющий жанр, опять - поэма. Это сатирическая поэма, весьма фривольная по содержанию и языку, кощунственная, т.е. высмеивающая святыню христианской веры. Это в то время было преступлением против государства, т.к. православие было официальной религией. Сегодня на эту поэму можно смотреть как на проявление ренессансной культуры на русской почвы. Ренессанс был самой яркой эпохой в культуре. Россия, вследствие особенностей своей истории, Ренессанса не знала, не пережила. Но отблески Ренессанса в более позднее время были. Ренессанс – 14-15 века. А в России яркой ренессансной линчостью были Петр Первый, Ломоносов, Пушкин – 18-нач.19века.

Четвертая – «Бахчисарайский фонтан». Байроническая поэма, но Пушкин никакого определения жанра не дает. Далее - последняя байроническая поэма Пушкина «Цыганы». Это он кончает уже в селе Михайловском.

Далее - «граф Нулин» - первая реалистическая поэма в творчестве Пушкина и в русской литературе вообще. Далее – «Полтава». Там есть романтическая струя – Мазепа и Мария. У Марии был реальный прототип – дочь Кочубея по имени Матрена, но в романтической поэме героиню не могут звать Матреной. Это романтическая, трагическая струя. И есть реалистическая линия: Петр Первый – с одной стороны, и изменник Мазепа, и Карл 13 - с другой. Замечательная реалистическая линия.

Тоже Пушкин оставляет без определения жанра. Далее он пишет «Домик в Коломне». Юмористическая поэма, Коломна здесь – не город под Москвой, а окраина Петербурга. Она тоже осталась у Пушкина без определения жанра.

Далее - поэма «`Анджело». D 1933 году Пушкин пишет последнюю поэму: «Медный всадник» и дает подзаголовок: «петербургская повесть».

 

ГРАФ НУЛИН.

В тридцатые годы Пушкин написал заметку о «Графе Нулине» и там лаконично рассказал о том, как была написана эта поэма.

Пушкин жил в ссылке, в Михайловском, и в декабре 25 года приехал из Петербурга приказчик Осиповой и сообщил, что умер государь-император, и что новый царь пока не ступил на престол. Константин отрекся, должен вступить на престол, Россия – пока без царя. Пушкин сообразил, что умер тот царь, который держал его в ссылках. Кинулся в Петербург, ради осторожности не останавливался в гостинице (хозяин д.б.доносить о всех приезжих), а у друга-поэта Рылеева. И если бы его план осуществился, он бы попал к Рылееву 12 декабря, на собрание декабристов (14-го – восстание).

Но он не попал в Петербург – когда он выехал из дому, ему стретился монах (это считалось дурным предзнаменованием). Он решил повернуть назад, но, так сильно желая ехать в Петербург, велел кучеру ехать дальше. И им дорогу перебежал заяц (второе дурное предзнаменование). Пушкин вернулся домой. В мыслях о судьбе России. О том, как дальше сложится ее история.

И дальше, говорит он, в два дня написал эту повесть – «Граф Нулин». А кончает такой фразой: «Я имею обыкновение выставлять даты под своими сочинениями. Граф написан 13-го и 14-го декабря 1825 года. Бывают странные сближенья».

Сюжет поэмы как будто бы пустяковый. Начинается она с рассказа о том, как помещик собирается на охоту. Но прошу представить себе, что это первый раз в истории русской литературы описывается, как помещик собирается на охоту. В первый раз рассказывается о быте.

Посреди скуки жена, Наталья Павловна, слышит звук колокольчиков тройки. А тут ей так повезло, что напротив ее имения сломалась коляска, в которой путешественник едет.

Она посылает слуг звать в дом путшественника, это оказывается молодой дворянин, за ним идёт слуга-француз, происходит знакомство, и Наталья Павловна узнает, что это граф Нулин едет из Парижа. С багажем одежды, последней парижской моды. Граф Нулин начинает разговор за обедом, бранит Россию, хвалит Францию, ее театры, литературу. Графу нравится Наталья.

Графу Нулину не спится и ему приходит мысль навестить Наталью Павловну =). И что же? Он отправляется: к Лукреции Торквиний новый.

Пушкин пишет, что эту поэму он пишет «под влиянием плохой поэмы Шекспира «Лукреция». Сюжет известный, исторический: в Риме царствовал Торквиний, ему понравилась жена придворного, Лукреция. Он услал Колортино прочь по гос.делу, сам надругался над Лукрецией, она покончила с собой, Колортин вместе с другом Брутом поднял восстание, Торквиний был свергнут, убит. В Риме кончилась монархия и утвердилась республика. У Пушкина был приятель, Вульф, сын соседки Протасовой. Он возвращался домой из Дербского университета на каникулы, остановился в соседней деревне на ночлег, попросился в дом к священнику и он ночью к попадье, жене священника отправился. Но получилось нечто другое, чем в древнем Риме – она отвесила ему пощечину, он убрался восвояси, а потом рассказал Пушкину и они вместе посмеялись над этим приключением. И Пушкин описал этот эпизод в своей поэме. И Наталья Нулину – пощечину.

Далее Пушкин рассказывает как они встретились за завтраком и в это время приехал муж с охоты. Наталья Павловна их знакомит, муж говорит, что коляска графа починена, Нулин уезжает, Наталья рассказывает о ночном прилючении. С женой смеялся «Лидин, их сосед, помещик двадцати трех лет». =)))

У этой веселой истории есть очень серьезная подоплека. Пушкин задумался – а чтобы было, если бы Лукреция догадалась дать пощечину Торквинию? Он бы над ней не надругался, она б не покончила с собой, муж не поднял бы восстание, не утвердилась бы республика… неужели так идет история? Вот о чем думал Пушкин, когда писал свою поэму.

 

3.Медный всадник.

Поэма написана во вторую болдинскую осень, с 6 по 31 октября 1833. Николай Первый печатать ее не разрешил. В следующем году в журнале был опубликован небольшой отрывочек из вступления. А после гибели поэта Николай Первый разрешил опубликовать поэму, но с тем условием, что Жуковский, сделал довольно значительные поправки, «исправив» те места. Которыми был недоволен Николай Первый.

Эта поэма представляет собой завершщение темы Птера Первого: Пушкин одновременно показывает суровое величие и жестокость петровским реыорм, которые повернули Россию с азиатского пути на европейский. В этойпоэме Пушкин ставит проблему маленького человека в его отношениях с государством. В этой поэме отразился мятеж Польши – в аллегорической форме. Он показывает наводнение Петербурга, но в такой форме, что в наводнении угадывается восстание. Показывается и обреченность восстания и подспудная мощь его. Еще один слой – судьба самого поэта, проблема «маленький человек, противостоящий государству» приобретает особое ответвление – «Пушкин в противостоянии своему жестокому, железному веку». Пушкин писал о Птере первом – «Он», с заглавной буквы. А во времена Пушкина так пислаи только о Боге.

В этой поэме Пушкин возвращается к 4-му ямбу, после графа Нулина. И кА изумительно он звучит!

После вступления идут 2 части. В 1-й поэт знакомит нас с героем поэмы, которого зовут Евгений. Но он очень далек от Евгения Онегина. Он дворянин, но принадлежит к роду разорившемуся, он бедный чиновник. Живет на окраине. Вот тот маленький человек, который волею судьбы вступает в противоборство с могущественнейшим государством. Он живет в Коломне и мечтает жениться. Есть у него невеста. Если романтическая непременно Мария, то реалистическую зовут Параша. Она живет с матерью, на петроградской стороне (низкая часть Петербурга, кот.во вр.наводнения заливает водой). И вот Евгений всей душой привязался.

Изображается семейная идиллия, а не кавказские горы и не океан. Вот чем любуется Пушкин, и в этом его собственный идеал. Здесь, сквозь судьбу Евгения, просвечивается мечта Александра.

Далее он показывает, как страшно рухнула мечта Евгения и в этом провидит страшную свою судьбу.

1724, 1824,1924- году страшного наводнения, кот.описывает Пушкин (1824). Кот.смывает полгорода. Это -проклятие старообрядцев…

Пушкин описывает страшное наводнение, Евгений беспокоится о судьбе Параши, сам он чуть не утонул,

И вот на площади Петра дворец, львы сторожевые по бокам,на одном из львов сидит Евгений. Вода уже подбирается к нему, и он как будто околдован. (примечание: кумир – памятник по старославянски).

Так кончается первая часть.

Во второй части наводнение спало. Евгений нанимает лодку, лодочник перевозит его на Петроградскую сторону. И вот бежит уж он предместьем…

Дома не было. Евгений сошел с ума.

И однажды он забрел на петровскую площадь, на ту самую площадь. Евгений вздрогнул, прояснились мысли…

И там Евгениц, жалкий безумец, посмел угрожать императору – Петру Великому. – аллегория восстания декабристов.

У Ахматовой есть статья: Пушкин и невское взморье. Известно, что Пушкин долго искал могилу декабристов – когда Николай велел повесить пятерых, велел позоронить их так, чтобы никто не нашел.

И Пушкину не удалось отыскать могилу. И Ахматова в этой статье говорит, что безымянная могила Евгения – это параллель к неизвестной могиле декабристов, что судьба Евгения- судьба восстания, и его безвестная могила- безвестная могила декабристов.

 

 

Евгений Онегин.

1. Источники текста и литература.

2. Идиллический мир в романе.

3...

4..

 

1. Источники текста и литература

Пушкин осторожно относился к своим текстам. До нас дошли и черновые, и беловые рукописи. Пушкин задумал десятую главу, где говорится о декабристах, но он не мог открыто писать об этом и зашифровал текст. До на дошло только начало и шифр был разобран только через столетие.

При жизни Пушкин трижды опубликовал свой роман в стихах. Первое издание – поглавное (1-я: 25, 2-я: 26…8-я:32 годы). В тридцать третьем году он выпустил второе издание, уже цельным томиком. В конце 36-го года он готовил третье издание, подготовил его и вышло оно 29 января 1737 года, в день смерти Пушкина. И, конечно, мгновенно его раскупили.

Современные издания: «Онегинская энциклопедия» в трех томах. В первом есть статьи Баевского (особенно выделяется «Байрон»). Ю.М.Лотман «Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комменатрий». Есть несколько «Комментариев», но «Комментарий» Лотмана есть «Комментарий» Лотмана. В.С.Баевский «Сквозь магический кристалл» М, 1990.

Есть пять статей на тему как читался шестой стих 33-й строфы 2-й главы «Евгения Онегина», в том числе статья Баевского. Роман изучается во всем мире, в особенности в США. Есть семь полных переводов «Евгения Онегина» на английский язык. Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни», а Пастернак сказал, что «Евгений Онегин» не потому волнует всех, что это – энциклопедия русской жизни, а потому, что там – любовь и смерть.

 

2. Идиллический мир в романе.

Пушкин ученик Жуковского и Батюшкова, в его произведениях сильна традиция романтической идиллии.Дом, родная страна, рождения и смерти, дети, старики, простая жизнь в деревне – это в большой степени идеал самого поэта и он этот идеал воплощает в своем романе. В большом, холодном, чуждом мире встречаются уголки тепло, любвиЮ счастья – вот что такое идиллия. Ларины, фамилия, от нмени богов домашнего очага древних римлян: древние римляны называли их Лары. Лары были покровителями бракосочетания, трапезы, рощ, смерти. Для идиллии в смерти нет ничего ужасного. В конце второй главы Пушкин рассказывает, как Владимир Ленский приехал домой, в свою деревню, из Герамнии, где учился в Геттенгенском университете. Он приходит на кладбище. Где похоронены отец Татьяны и Ольги, Дмитрий Ларин, его родители… «И долго сердцу грустно было/ «Пой Йорик», - он сказал уныло».

В романе есть няня Татьяны и ольги. Это эпизодический персонаж, она появляется один раз в эпизоде и несколько раз просто упоминается. Но она стоит в центре идиллического, патриархального мира. Наполовину этому миру принадлежит Татьяна…»Она любила на балконе предупреждать зари восход…». Она бродит по рощам, лугам, полям, и жадно расспрашивает няню, как она жила, как венчалась, выходила замуж. Реализм Пушкина формировался на путях историзма. Характер Татьяны объясняется через прошлое ее семьи. А что говорится о ее родителях?

«Отец ее был добрый малый/ В прошедшем веке запоздалый…».

Отчасти и Ленский принадлежит этому патриархальному миру. Онегин удивляется, где Ленский проводит вечера в этой деревне.

Но даже Онегин полюбил деревенскую жизнь. В главе четвертой опосана жизнь Онегина в деревне – Пушкин свою любовь к деревне передает. Но было бы неверно думать, что симпатии Пушкина полностью принадлежат иддилическому миру. Привлекательным иддилический мир видется изнутри. Извне патрархальная идиллия оборачивается отвратительной стороной: Онегин, приехав, облегчает судьбу крестьян, сменяя оброк барщиной. Во сне Татьяны приезд гостей оборачивается в шабаш ведьм. Татьяна отчасти принадлежит патриархальному миру, а отчасти «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Приезжают гости – Татьяна проклинает их досуги. Когда гости приедут, родители прикажут Ольге чай готовит – строгое соблюдение этикета в то время нарушено – Татьяна старшая сестра, она должна была выполнять это.

Ленский тяготеет к деревенской идиллии - он любит Ольгу, полностью принадлежащую к патриархальному миру. А за пределами своего чувства он совершенно иначе относился к этому миру (цитата).

И тем более противостоит миру идиллических отношений Евгений. И почему он так обозлился, когда Ленский завлек его на именины Татьяны? Потому, что он попал в совершенно чуждую ему сестру патриархального помещичьего быта. Вот пушкинский реализм – показывает жизнь во всех ее противоречиях. В конце он пишет: «Противоречий очень много/но их исправить не хочу» - он специально насыщал роман противоречиями. Мы видим и привлекательный и отталкивающий мир деревенской идиллии.

 

3.Мир европейской культуры в романе.

Та часть русского дворянства, которая была сформирована европейской клуьтурной традицией, тоже сформирована противоречиво. Татьяна, начитавшись французских и английских романов (английский она, очевидно, читала в французских переводах) ничего не понимает в Онегине. Увидев его, она вообразила его героем французского или английского бытового любовного романа. Степень оторванности Татьяны от русской культуры необходимо осознать. Она пишет любовное письмо Онегину. И Пушкин говорит: «Еще предвижу затрудненье…» - о том, что письмо будет необходимо «перевесть», т.е. она писала по-французски. Более того, Татьяна «изъяснялася с трудом на языке своем родном». О Ленском рассказано так: «В свою деревню…». Далее, когда они с Онегиным проводят вечера, бывает, Ленский увлечется, и читает немецкие стихи по-немецки, а Онегин «хоть их немного понимал/ прилежно юноша внимал». Об Онегине можно и не говорить – его воспитание на французский лад описано в начале романа. Ресторан – так ресторан французского ресторатора, театр – так это французский балет, бал - тоже на французский лад.

В одном из журналов того времени Баевский нашел описание двойного лорнета и поведения денди в театре. Пушкин полностью по журналу описывает поведение Онегина. Двойной лорнет – это не очки на ручке, а что-то вроде миниатюрной подзорной трубки.

Можно ли сказать, что Пушкин решительно осуждает европейскую культурную дворянскую традицию его времени? Нет. Восхищается? Нет. Снова взгляд Пушкина многосторонен, противоречив, он показывает и достоинства этой культуры и ее недостатки. Из-за чего гибнет Ленский – он приревновал Онегина к Ольге и вызвал его на дуэль – порождение европейской дворянской культуры. Можно сказать, что из-за того, что он не знает русского быта, русских людей, ведет себя по западно-европейским меркам…и гибнет.

Почему Онегин гибнет? Он не нашел себе места в жизни…

Но вместе с тем Пушкин описывает впечатления своей музы, то есть свои собственные: «Ей нравится порядок строгий…».

Онегин уехал, Татьяна по-прежнему любит его, и посещает его дом. Читает его книги, а на этих книги есть его пометы, и через книги она понимает своего героя, понимает, что Онегин строил свою личность по образцу английских и французских денди. Она не излечивается от любви (она натура глубокая и полюбив раз, полюбила навсегда. Один исследователь сказал, что роман о том, как Татьяна была верна Онегину в любви и мужу в браке), но она по крайней мере поняла, по ком ей суждено вздыхать.

Пушкин то и дело сопоставляет своего героя с философами. Сначала он говорит: «Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет». Далее «Второй Чаадаев, мой Евгений». Далее 6 «В своей глуши мудрец пустынный».

С нескрываемым восторгом он говорит о театральной культуре. Он страстно любил театр, и нас заставляет любить театр.

 

4.дьявольская разница.

4 ноября 1823 года, т.е. через полгода после того, что он начал писать свой роман, Пушкин из Одессы пишет кн.Вящемскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!».

Мы рассмотрим, каким и художственными средствами, приемыми, Пушкин создал свой роман. В чем эта дьявольская разница?

В стихах предшественники Пушкина описывали свои чувства, в прозе – о повседневной жизни. Пушкин смело соединил и то, и другое. Он в стихах первым стал говорить о повседневной жизни. Он избрал четырехстопный ямб, который уже разработал в южных поэмах. Но изобрел новую строфу. Сохранился листок бумаги, на котором Пушкин записывал разные варианты онегинской

А

Б

А

Б

С

С

D

D

Е

F

F

E

P

P

Пушкин составил свою строфу из четверостишия перекрестной рифмовки, парной рифмовки, опоясывающей и из двустишия. Над чем же Пушкин долго бился? Трудность была в том, что необходимо было соблюсти несколько правил: необходимо, чтобы строфа оканчивалась мужским стихом. И нельзя было, чтобы рядом стояли два мужских стиха на разные рифмы или два женских стиха на разные рифмы. Совместить эти правила было трудно, а Пушкину изначально была нужна большая строфа – он ведь задумал большой роман. Представьте себе «Евгения Онегина», написанного четверостишиями. А так каждая строфа- маленькое стихотворение.

В первом двустишии намечается тема. На протяжении первого четверостишия эта тема развивается. Во втором четверостишии – вторая тема, в третьем – они переплетаются. В заключительном двустишии – разрешаются. Аналогия с формой сонатного аллегро, если сравнить с музыкальной школой.

Рифменная система у Пушкина очень богатая. Пушкин любил играть рифмой.

Пушкин построил весь свой роман как легкую дружескую беседу. Это беседа автора с читателем. В самом начале Пушкин рассказывает о том, как Онегин скачет на лошадях и говорит о Онегине, как о реально существующем приятеле. Роман – это дружеская беседа Онегина с Ленским, Татьяны с няней, помещиков между собой, это и внутренние монологи героев. Это заключительное объяснение Онегина с Татьяной. Это обмен письмами - тоже своеобразная беседа. От того, что в романе присутствует интонация дружеской беседы – легкость романа, разговорность. Это пришло из легкой поэзии.

«Пишу теперь новыую поэму, в которой забалтываюсь донельзя» - пишет Пушкин Дельвигу примерно в то же время, что и Вяземскому.

Прозаический жанр романа в стихотворной форме, необыкновенное сочетание разговорной интонации со стихом. И все-таки, почему роман не рассыпается, почему современники Пушкина с нетерпением ждали каждую новую главу, а светские дамы выспрашивали его, что будет с Онегиным и Татьяной. Роман скрепляет единство автора. Весь роман пронизан авторскими отступлениями. Эти отступления посвящены и выдающимся историческим событиям, таким, как победа над Наполеонам, и героям, вымышленным автором. Пушкин может воскликнуть: «Я так люблю Татьяну милую мою!». И замечательные отступления о театре.

А когда Пушкин описывает именины Татьяны, начинаются танцы, начинают танцевать мазурку. Он тут же делает отступление в прошлое, о том, как раньше танцевали мазурку. Единство личности поэта скрепляет пушкинский роман.

«Евгений Онегин» оказал огромное влияние не только на всю русскую литературу, но и на русскую жизнь. Белинский охарактеризовал его так6 «Это был шаг вперед в развитии всего русского общества». Не только литературы – всего общества!

Пушкин научил людей культуре чувств.

 

 

ПРОЗА ПУШКИНА.

1. Лежнев, Исследователь прозы Пушкины.

2. Общие принципы и приемы прозы Пушкина.

3. Капитанская дочка.

 

1. Лежнев, Исследователь прозы Пушкины.

Проза Пушкина исследована подробно, есть несколько хороших книг. Особо можно порекомендовать одну книгу…

Абрам Захарович Лежнев, известный литературный критик 20-30-х годов, был арестован в 37-м году и расстрелян в 38-м году.

В этих случаях книги «врага народа» изымались из библиотек. «Проза Пушкина», «Об искусстве», «Два поэта: Тютчев и Гейне». После 2-го съезда партии он был посмертно реабилитирован и «Проза Пушкина» была переиздана. Она ничуть не устарела.

 

2. Общие принципы и приемы прозы Пушкина.

В молодости, начиная с лицейских лет, Пушкин овладел всеми поэтическими жанрами. Позже он овладел драматическим родом («Борис Годунов»). Но, когда говорилось о творческой биографии Пушкина, уже было указано, что Пушкин все время расширял жанровый репертуар своего творчества. Куда ему было идти дальше, если освноена вся лирика, поэмы, драма? Осталась проза.

Позже, чем к лирике и драматургии, Пушкин обратился к художественной прозе. Думал о художественной прозе он еще на лицейской скамье. Но всерьез взялся за разработку прозаических жанров только начиная с 1827 года, когда уже была написана большая часть лирики, поэм, Борис Годунов, почти весь Евгений Онегин. Пушкин пишет роман «Арап Петра Великого». Роман о своем предке.

Роман этот остался незавершенным, через 2 года Пушкин начинает произведение, которое он так и назвал: «Роман в письмах», 29-го года. Бытовой роман с любовной интригой. Едва написав несколько страниц, Пушкин его навсегда оставил.

Еще через год он опять берется за прозу, в 1830 году, в Болдине, впервые создает законченные прозаические произведение: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Пять небольших повестей (теперь бы мы называли их новеллами или рассказами – размер небольшой). Если обобщить, то можно сказать, что это пять повестей о том, что в жизни человека господствует случай. Фабула построена на случайных перипетиях. Вслед за этим Пушкин сразу начинает писать «История села Горюхина», которую бросает незавершенной, на следующий год начинает, видимо, роман «Рославлев», но оставляет, едва начав.

Как настойчиво он добивается своей цели – создания основательного прозаического произведения – и как трудно ему дается!

В следующем году пишет роман «Дубровский». Он производит впечатление завершенной вещи, но в действительности это- только часть задуманного романа. И только еще через год, во вторую Болдинскую осень, в 1833 году Пушкин начинает и завершает повесть «Пиковая дама». Повесть о том, что в жизни человека господствует случай, и в этой повести получают развитие некоторые элементы, которые только намечались у Пушкина в «Повестях Белкина», т.е. мистика. Это мистическая повесть.

И в следующем году Пушкин пишет небольшую повесть «Кирджали». Полуисторическая, полумифическая личность, болгарин, разбойник. Сюжетом служит народное восстание в борьбе за освобождение Болгарии и Греции от турок.

У Пушкина в прозе появляется тема народного восстания.

В следующем году - очень своеобразную повесть «Египетские ночи», незавершенную, в которой соединяются проза и стихи. Несколько больших поэтов за Пушкина завершали эту повесть - до того она увлекательна. Это 35-й год.

И, наконец, в 36-м году, последний год своей жизни, Пушкин пишет «капитанскую дочку». Сам он ее называл то повестью, то роман, и сейчас ее называют то повестью, то роман.

Замысел относится еще к 33-му году. Но написано в 36-м году, и Пушкин поставил дату: 19 октября, 1836 год. Жить ему оставалось три месяца. Так что «капитанская дочка» стала в каком-то смысле итоговым произведением всей творческой жизни Пушкина.

Три произведения прежде всего определяют гений Пушкина: «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» написана одновременно с «Медным всадником» и тематика этих двух произведений перекликается: и восстание, и маленький человек, погруженный в большие исторические потрясения, и случайность. Проза Пушкина непохожа на прозу никакого другого русского писателя. Она необыкновенно лаконична, афористична – Пушкин пишет афоризмами. Еще одна особенность - своеобразный ритм. Настоящая художественная проза обладает ритмом. Он совсем другой, чем ритм стихотворный, он строится не на повторении ударений в одних и тех же местах, а основывается на повторении синтаксических конструкций.

В прозе Пушкина часто встречается противопоставление – «тезис-антитезис»: что-то утверждается, и тут же отрицается. Пушкин видел противоречия в жизни и воссоздавал их в своих реалистических произведениях.

А проза Пушкина реалистична. Отсюда ритм утверждения-отрицания. Сам Пушкин еще лицеистом со свойственным ему лаконизмом записал программу прозаика: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мысли и мыслей. Стихи – дело другое<…> Поэзия, прости Господи, должна быть глуповата».

Пушкин пишет: «Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе? Ответ: Карамзина. Впрочем, это еще похвала не большая».

Что же значит вот это краткоть Пушкинская, эта ритмичность. Лежнев, употребляя математический образ, говорит: «Предел, к которому стремится проза Пушкина – подлежащее + сказуемое». Он избегает эпитетов, дополнений и обстоятельств, сложноподчиненных предложений с целым рядом придаточных.

Характерный ритм: после нескольких лаконичных, коротких предложений Пушкин вводит относительно длинное.

Обычно самое пышное описание у прозаика отдается пейзажу – у Тургенева, Толстого. У Пушкина такого нет – даже пейзажи изображаются в «нагой простоте». Повествование у него быстрое, он не вдается в глубокий анализ психологических состояний своих персонажей, почему они сделали то или другое – он говорит, что герой сделал. У Пушкина в прозе мало вещей, по сравнению с другими писателями. У него вообще мало подробностей в прозе. В поэзии – дело другое. Чем-то надо компенсировать эту нагую простоту, иначе будет скучно читать. Чем Пушкин компенсирует?

Иронией. Ирония имеет два значения: 1. Употребление слова в обратном значении.

2. Такое построение фабулы, когда люди и явления в процессе рассказа приобретают противоположное значение.

У Пушкина много иронии в обоих значениях. Это мы увидим в «Капитанской дочке».

Был великий ученый - М.М.Бахтин. У него – книга «Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». В этой книге он показывает, что в Средние века и эпоху Возрождения общество было строго структурировано, оно было иерархично. Король-придворные-вассалы-крепостные. В этой жесткой структуре было трудно жить. Чтобы дать выход нормальным человеческим чувствам и отношениям несколько раз в году устраивались карнавалы, обычно они были приурочены к церковным праздникам.

В Средние века и Возрождение это бывали недели (2 – 2,5), когда все иерархические рамки ломались, когда избирался король карнавал из шутов, когда можно было фамильярно, грубо общаться вассалу с сюзереном, можно было насмехаться над королем (обычно насмешка над королем каралась смертной казнью), очень свободные эротические отношения. А потом – снова иерархичность И Пушкин строит свою прозу на карнавальной традиции. Это сложно, это красиво, и этим искупается аскетизм его стиля.

Лит:

И.В.Марусова – статьи в 7,8,9,11 выпусках (науч.чтения)

В.С.Баевский «Известия академии наук, серия литературы и языка», 1999, №2.

Одним из важнейших приемов гиперболизации qui pro quo: «кто вместо кого».

Одного человека принимают за другого. Но у этого термина есть и другое значение – вообще неразбериха. Так вот в карнавале обычно прием qui pro quo осуществляется в обоих видах: и в буквальном: шута делают царем, и как общая неразбериха.

 

3.Капитанская дочка.

Была издана 285 раз на 27 языках.

Эпиграф: «Береги честь смолоду». Казалось бы ясно, что эпиграф относится к Петруше Гриневу. Капитан Миронов бережет честь и принимает смерть. Швабрин не бережет свою честь. Петруша отказывается целовать ручку Пугачеву – бережет свою честь.

Но в действительности (если смотреть глубже) эпиграф относится не к этому. Петруша попадает в Оренбург, который осажден армией Пугачева. Петруша просит генерала, чтобы тот дал ему отряд войска, чтобы идти к белогорской крепости с этим отрядом и освободить Машу Миронову, которая находится в руках ШВабрина. Генерал не может дать ему этот отряд, и во время вылазки к нему подскакивает казачий урядник из белогорской крепости, Петруша хочет его убить, но урядник дает ему письмо от Маши – она умоляет о спасении, т.к.Швабрин хочет на ней жениться. Что делать? Долг, клятва, присяга требуют остаться и защищать Оренбург. А любовь требует, чтобы он кинулся на выручку Маше.

Как сберечь честь?

Пушкин ставит своего героя в очень тяжелое положение. Петруша кидается на выручку Маше, совершает гос.преступление, его считают дезертиром. Более того – Пугачев помогает ему освободить Машу, помня заячий тулупчик =)

Офицер дезертировал, обласкан саомзванцем, гос.преступником, значит, он шпион Пугачева. Его арестуют. Сколько qui pto quo здесь накручен: Швабрин, дворянин, офицер, становится в ряды мятежников, переступает через свою присягу и воюет против армии государственной. Пугачев, вожатый, странник, который встречается в степи, становится предводителем восстания, а предводитель восстания выдает себя за царя, покойного Петра Третьего. Машу Миронову, чтобы спасти от Пугачева, попадья выдают за свою племянницу. И дальше все действие строится на qui pto quo. Петруша арестован, отдлан под суд, приговорен к лишению дворянства и к вечной ссылке на поселение, в Сибирь. Маша Миронова, которую он отвез домой, к родителям, просит разрешения поехать в Петербург, чтобы выручить Петрушу. Она останавливается неподалеку от Царского Села, рано утром идет в парк, встречает даму, очень любезную, располагающую к себе. Рассказывает о своем горе. Дама говорит, что у нее есть некоторое влияние при дворе. Пусть Маша идет туда, где остановилась. За ней приезжает карета, отвозит в царкосельский дворец и ее приводят к императрице, в которой она узнает ту даму, с которой утром беседовала. Вот какое qui pto quo. Вначале, когда они разговаривали в парке, когда Маша объяснила свое дело, императрица вспыхнула и сказал: «Гринев не может быть прощен, он – государственный преступник!». А Маша сказала: «Ах, неправда!», и, главное, сказала - «Я приехала просить милости, не правосудия». Правосудие свершилось правильно – Гринев нарушил закон, должен быть наказан, но милость выше закона. И когда она встретилась с императрицей та сказала: «Я в долгу у капитана Миронова» (он ведь умер за императрицу). Она прощает Гринева и дает денег, чтобы они могли счастливо начать свою жизнь.

Таким образом, в центре романа - сложнейшие этические проблемы.

В жизни Пушкина был такой эпизод: он написал изумительную трагедию, «Борис Годунов», а Николай 1 запретил печатать и порекомендовал переделать в роман наподобие Вальтер Скотта. Возможно, что Пушкин задумался тогда над словами царя – это роман наподобие Вальтер Скотта. Прежде всего – название. Почему роман называется «Капитанская дочка»? ведь Гринев и Пугачев движут фабулу.

Вальтер Скотт своими историческими романами открыл новую страницу в мировой литературе. Он берет обыкновенного, маленького человека и ставит его в центр важнейших исторических событий. И здесь Маша Миронова, которая оказалась в сущности игрушкой исторических событий, - тот самый маленький человек, которого нам показывает Пушкин. В этом романе Пушкин последовательно показывает такую мысль: «Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный».

В молодости Пушкин писал: «Товарищ, верь…» (цит.до конца), а перед смертью он пришел к пониманию того, что не насильственные изменения, а воспитание нравов меняет к лучшему государство.

 

ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ.

1794 – 1856.

1. Личность и штрихи биографии.

2. мистицизм.

3. Историософия.

 

1.Личность и черты биографии.

Чаадаев похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве. Он сам – коренной москвич. Могилу выдающегося человека всегда интересно посмотреть, но тут были особые цели. Там лежит камень надгробный, на котором указан год смерти и не указан год рождения. Год рождения Чаадаева был установлен только в начале двадцатого века.

На этом надробном камне изображен православный крест.

Дело в том, что при жизни Чаадаева ходили очень настойчивые слухи, что он перешл в католичество. Эти слухи проникли и в литературу. Но близкие люди утверждали, что он не перешел в католичество, и православный крест свидетельствует о том, что он остался в православии.

Почему были попытки читать курс истории лит-ры 1-й п.19в без Чаадаева? Он был очень своеобразным писателем, было очень много предрассудков. Его знают со школы по стихотворению Пушкина, и думают, что он был поэт. А на самом деле он вообще не писал художественных произведений. Больше того – он плохо знал русский язык. И, вместе с тем, без него разваливается история русской литературы 1п.19в.

В советское время Чаадавева не любили. И не издавали. А когда настала перестройка, в середине 80-х годов, появилось сразу 2 собрания сочинений Чаадаева. В одно из них была включена поэма Чаадаева – архивная находка, как утверждали составители. В цензуру была представлена поэма, подписанная П…Ч…. Единственный, кто в это время мог подписаться такими инициалами – Чаадаев. И на основании поэмы сделали выводы о биографии. Писали, что поэма не имела особого успеха, поэтому Чаадаев переключился на философию. Составители полного собрания сочинений не знали, что он плохо знал русский язык и не мог писать русских стихов, что был тогда прапорщик Павел Чижов. И появился рецензия с названием: «Слишком полное собрание сочинений Чаадаева». Автор рецензии объяснила насчет Павла Чижова, но и она не знала, что Чаадаев плохо владел русским языком. А это самый сильный аргумент.

О Чаадаеве есть две основательные работы.

1. Михаил Осипович Гершензон

, религиозный философ нач.20-го века. Автор «Грибоедовской Москвы» и в этой же книге напечатана большая работа о Чаадаеве. Гершензон в начале двадцатого века издал «П.Я.Чаадаев. Собрание сочинений и писем». В 2 томах, 1-й том - оригинал, т.е. все произведения Чаадаева на французском языке, а второй том – в переводе на русский язык. Там же - вступительная статья (в 1 томе), которая уже в годы перестройки была напечатана вместе с «Грибоедовской Москвой». Это замечательное, серьезное, глубокое исследование. Гершензон первым показал, что Чаадаев был религиозным мыслителем. В советское время об этом постарались забыть. Но в 1965 году вышла книга Александра Александровича Лебедева в серии «Жизнь замечательны людей», где все книги называются просто фамилией личности.

«П.Я.Чаадаев». Это была сенсация. Как-то удалось в толстом и добротном томе, пусть и с уступками цензуре, сказать очень много.

И еще одна книга – «П.Я.Чаадаев. Статьи и Письма» Напоминает Гершезоновское название. Здесь полно представлено все основное из написанного Чаадаевым.

А смысл деятельности Чаадаева в том, что он был первый русский философ.

На философских кафедрах русских универов конечно, были профессора, кот-е преподавали ф, но они не были создателями собственных ф.концепций. А Чаадаев был первый русский человек, который построил собственную философскую концепцию, ф.теорию.

Он принадлежал дворянской семье. Держался подчеркнуто-аристократически, получил такое воспитание, что плохо знал русский язык. Есть очень забавное место в его переписке с Пушкиным. Пушкин ему написал письмо по-французски. Чаадаев ему пишет: «напрасно вы пишете по-французски. Вы не должны пользоваться никаким др.языком, кроме языка вашего призвания». По французски написал.

Пушкин ответил: «Я буду писать вам по-французски, т.к. это язык европейский,он мне больше подходит и мы сможем возобновить наши разговоры, начатые в Царском селе».

Тем не менее, Чаадаев оказал огромное влияние на русскую литературу первой п.19в. Гершензон выразился так: «У Чаадаева не было последователей. Он был слишком оригинален.Но он был катализатором общественной и художественной мысли. И он возбудил значительные явления в русской общественной и лит-й жизни 1п.19в.». Он кончил Московский университет, учился там одновременно с Грибоедовым, и у Чацкого мы находим черты Чаадева. В самой ранней дощедшей до нас рукописи «Горе от ума» фамилия героя пишется Чадский.

Когда в первом действии Молчалин рассказывает, что до них дошли слухи, что в начале жизни Чацкий стоял на пути к блестящей карьере, знал министров, а потом порвал с ними – это из биографии Чаадаева. И в четвертом действии мы узнаем, что Чацкого принимают за сумасшедшего – это тоже из биографии Чаадаева. Но здесь Грибоедов не воспользовался фактами, а предсказал – Чаадаев был объявлен сумасшедшим после того, как было написано «Горе от ума».

Чаадаев был кавалерийским офицером, он перешел из одного полка в другой, из др.в третий, но был боевым офицером, участвовал в сражении при Бородине и в целом ряде сражений после Бородина. И с русской армией вошел в Париж. И вернулся на Родину, зараженный идеями фр.бурж.революции, ее лозунгами.

Он был принят в тайное общество, из которого четыре года спустя вышли декабристы. Он был в числе многих лучших молодых дворян, которые гордились победой над непобедимым до тех пор Наполеоном и хотели свободы своей родине. Об этом свидетельствует послание Пушкина к Чаадаеву – революционное стиховторение. Им Пушкин как бы сдал экзамен Чаадаеву на то, что он усвоил его рев.идеи.

Ив петербургский период Пушкин пишет надпись к портрету Чаадаева. Эти 2 обращения Пушкина к Чаадаеву носят революционный характер.

Чаадаев, который был на пути к блестящей карьере, подает в отставку. Начальство просит его, Чаадаев настаивает и уходит. В литературе было выскзаано много глупостей по поводу причин отставки. Их искали во внешних обстоятельствах.А Гершензон показал,что в душе Чаадаева совершился духовный перелом. Было воспитание на Вольтере, на атеизме. ВВ лучшем случае дворянство соблюдало религ.обряды без веры. Пушкин написал Гаврилиаду, потом – дух.перелом. Немного раньше – в Чаадаеве. Гершезон проследил – перелом был вызван внутренним развитием, развитием души.

Чаадаев опирался на немецкую реалистическую литературу. Он не был богат, оставшись без службы, Чаадаев очень скоро почувствовал нужду. Он поселился в флигеле, единственном, что было по средствам ему снять. Но по понедельникам, во второй половине дня, у него в гостях бывали лучшие люди Москвы и лучшие люди Петербурга и провинции, которые приезжали в Москву.

В 1836 году в журнале «телескоп» публикуется трактат Чаадаева под названием «философическое письмо». Герцен в «Былом и думах» описал, как в ссылке он прочитал эту статью. Он был потрясен. Он нашел такие слова – «Это был выстрел в ночи николаевской реакции». Этот выстрел потряс Россию. Потрясение было такое – было непонятно, как цензура могла пропустить. Объясняется просто: это действительно письмо, написанное Чаадаевым соседке о имению, его тетушке, которую зовут Екатерина Дмитриевна Панова. Она была умная дама, с духовными запросами, глубоко верующая. Ей показалось, что Чаадаев недостаточно серьезно ее воспринимает. Она написала ему письмо, стараясь доказать, что она – серьезный человек. А Чаадаев написал ей большое письмо, чтобы уверить, что принимает ее серьезно. А потом написал еще семь писем, не все они дошли до адресата. Но цикл философических писем состоит из восьми трактатов. Опубликовано было первое. Николай Первый получил доклад Беккендорфа, ознакомившись с текстом письма, он объявил, что автор – сумасшедший. Приказал, чтобы военный врач московского гарнизона освидетельствовал Чаадаева и чтобы дальше каждое утро приезжал и освидетельствовал состояние здоровья (позже – раз в неделю ит.п.).

А муж Пановой отправил ее в сумасшедший дом. Поэтому не все письма дошли до адресата.

Первое письмо было написано, по-видимому, в 29-м году (т.к. переписка с Пушкиным приходится на 30-31 год). Потом еще два были написаны до того, как первое было опубликованы в «Телескопе».

Не только Николай 1 был возмущен. Общество разделилось. Одни были в восторге, преклонялись перед Чаадаевым. Он жил на улице Басманной – его прозвали басманным философом. К нему демонстративно съезжались лучшие люди, пренебрегая наказанием, наложенным Николаем Первым.

А были возмущавшиеся. Когда прошло несколько лет, и страсти улеглись, Чаадаев обратился к Николаю Первому с просьбой принять его на службу – ему не на что было жить. Был такой обычай – русскому царю (сначала – Беккендорфу) нужно было писать только по-русски. Чаадаев не сумел написать по-русски письма. Он пробовал, но кончил тем, что признался, что не в состоянии писать по-русски и просил Беккендорфа передать французский текст царю. Ответа он не получил.

Так, в бедности, он и прожил остальную часть жизни.

 

2.Мистицизм.

М- крайняя религиозность, так можно сказать школьникам.

Мистицизм – это такая вера в Господа, когда человек уверен, что может общаться с трансцендентальным, потусторонним миром. С душами умерших, с пресвятой девой Богородицей, с Иисусом Христом.

Чаадаев проникся такой верой. Здесь есть некоторая симметрия – Чаадаев – 1п18в, а во 2п19в мы застаем другого философа-мистика – В.Соловьева. Он стал непосредственным возбудителем русской религиозной философской мысли начала 20-го века. Но он опирался на Чаадаева. Так что роль Чаадаева тут огромна.

Духовный перелом Чаадаева, его приход к мистицизму как-то отразился и в отношении к нему Пушкина. Вообще, первая глава «Е.О», которая писалась в 23-м году, стоит под знаком Чаадаева. Пушкин пишет от имени вымышленного автора «Е.О.» - о себе и о Чаадаева (там, где планировалась совместная поездка заграницу). В «Е.О.» Пушкин рассказывает, как часто «Е.О» вместе с автором гулял по ночному Петербургу, как они были похожи, автор и «Е.О»: «И грусть страстей мы знали оба…».И прямо Пушкин говорит: «Второй Чаадаев, мой Евгений…».

И, находясь в Одессе, Пушкин обращает к Чаадаеву еще 2 послания.

И здесь уже другие темы, не революционные.

Чаадаев оказался декабристом без декабря – во время восстания он был за границей, а после – от рев.идей отшатнулся, т.к. им владел мистицизм.

 

3.Историософия.

Историософия – это отрасль философии, которая философски оценивает историческую науку.

В чем состоит судьба России, в чем состоит судьба русского народа? - вот основной смысл ф.учения Чаадаева. Он считает, что рус.народ призван исполнить божескую волю. Чаадаев видит, что на пути осуществления божственной воли стоят большие препятствия. Русь получила христианство от Византии.

Русская культура оказалась оторванной от культурной жизни зап.европы, кот.получила христианство непосредственно из Рима, от апостолов Иисуса Христа. Чаадаев иногда с насмешками говорил о русской жизни. Его утвеждения казались парадоксами. Человек говорит: Я люблю Россию, поэтому я ее хвалю. Чаадаев говорит – я люблю Россию, поэтому я ее критикую.

Чаадаев был огорчен и напуган резким неприятием его философического письма. Он не на такой прием надеялся. И он написал трактат в 37-м году: «Апология сумасшедшего». Апология – «защита и прославление».

 

 

М.Ю.Лермонтов (1814-1841)

Издания: Собрание сочинений в 6 томах, М-Л.: Изд-во АН 1954-1957.

Собрание сочинений в 4 т. Л. Изд-во «Наука» 1979-1981.

Кроме того, прекрасная Лермонтовская энциклопедия.

Две прекрасные статьи Белинского, с которых, можно сказать, началось изучение творчества Лермонтова. Одна – «Стихотворения М.Лермонтова», Белинский ее опубликовал в связи с выходом в свет стихотворений Лермонтова, вторая – «Герой нашего времени. Роман М.Лермонтрова».

Б.М.Эйхенбаум. Небольшая книга «Лермонтов. Опыт историка-литературной оценки». Она вышла в двадцатые годы, а сейчас ее можно прочитать в книге Эйхенбаума «О Литературе» М, 1987.

И еще – яркая, живая книга, автор - Сергей Николаевич Дурылин «Как работал Лермонтов». М, 1934г.

Тема сегодняшнй лекции: ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА.

1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ЛИРИКУ ЛЕРМОНТОВА.

В детстве у Лермонтова было влечение к живописи, он талантливый живописец, созранились его картины и рисунки. Его привлекала к себе военная служба. Он кончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. И он непрофессионально относился к своему поэтическому творчеству. Он принадлежал к аристократическому дворянству. Огромную роль в становлении Лермонтова-поэта сыграл Байрон. Неизвестно, что было бы, если бы Лермонтов в пятнадцать лет не начал изучать английский язык и ему в руки не попала большая книга, только что изданная в Лондоне Томасом Муром, другом Байрона, содержавшая дневники и письма великого английского поэта.

Лермонтов читает эту книгу и поражается тому, как много общего у него с Байроном. Сохранились обрывки его дневника, где он об этом говорит. Байрон –аристократ, и он - аристократ. Байрон – из не вполне благополучной семьи, и он. Байрон горд и одинок, и он. Байрон свободолюбив, и он свободолюбив.

«Кипят на сердце звуки

И Байрона достигнуть я б хотел

У нас одна душа, одни и те же муки,

о, если б одинаков был удел».

Сопоставление своей сдуьбы с судьбой Байрона проходит через всю короткую жизнь Лермонтова («Нет, я не Байрон…»).

Лермонтов чувствует себя избранником.

9/10 написанного Лермонтовым было опубликовано через десятки лет после его смерти. При жизни вышла маленькая книжечка стихотворений, он не включил туда стихотворения «Нищий», «Парус», считая их недостойными публикации.

«Я раньше начал, кончу ране».

Байрон умер в двадцать четвертом году. В возрасте 36 лет. Лермонтов считал, что он умрет раньше. И, мы знаем, он умер в двадцать семь лет. «Мой ум немного соверщит». Вот тут Лермонтов ошибся. За свою кратчайшую жизнь он продвинул русскую поэзию далеко вперед после Пушкина. Мережковский сказал, что «Пушкин - дневное светило русской поэзии, а Лермонтов – ночное».

А дальше – «В душе моей, как в океане/Надежд разбитый груз лежит». Лермонтов сравнивает свою душу с океаном. Это сравнение проходит через все его творчество. Океан, с его бурями, его подводными течениями, с его огромностью – вот такой чувствовал свою душу Лермонтов. «Кто толпе мои расскажет думы» - Лермонтов противопоставлял себя «толпе», всему миру. И в конце он ставит себя рядом с Богом!

И отсюда – сознание великого долга, возложенного на него его гением – поведать миру о своей душе.

В Лермонтове поражает полная независимость его творчества от внешних условий. Как будто бы есть внешний человек, который живет в условиях окружающей его действительности, а есть внутри какой-то орган, который творит. Это необычно. Пушкину нужна была осень, одиночество, самые большие его достижения связаны с двумя болдинскими осенями. В другое время он жалуется, что нет подходящих условий для работы. Гоголю, для того, чтобы написать книгу о России, нужно было жить в Италии, в Риме. Лев Толстой больше всего любил работать в Ясной Поляне – там его ничто не отвлекало. И когда он вынужден был жить в Москве, Софья Андреевна следила, чтобы его не отрывали (в том числе игрой на рояле).Толстой работал в кабинете, а Софья Андреевна сидела в комнате перед кабинетом, и следила, чтобы кто-нибудь не вошел в комнату перед кабинетом!

Лермонтов писал на школьной скамье, в юнкерском училище, на гауптвахте, во время бала, на биваке во время похода, когда все отдыхали. Светская дама, или девица, подносила ему альбом, и он записывал свой экспромт. А когда он был арестован после написания стихотворения «смерть поэта», после гибели Пушкина, было рарешено передавать ему обеды из дому, он велел, чтобы слуга заворачивал хлеб в светлую бумагу (дело было зимой, топилась печь), Лермонтов брал золу, разводил в воде и щепкой писал на этой бумаге стихотворение. Там он написал таким образом одно из лучших своих стихотворений – «Когда волнуется желтеющая нива». Там он написал «я, матерь Божия, ныне с молитвою…».

Лермонтов пришел в гости к Александру Николаевичу Муравьеву, религиозному писателю-путешественнику. А его не было дома. Лермонтов остался ждать в его кабинете. Муравьев побывал в Палестине и привез с Палестины ветку. Лермонтову скучно стало ждать, он взял лист бумаги и написал: «Скажи мне, ветка Палестины…».

Не дождавшись хозяина, написал этот экспромт и ушел.

Многие стихотворения для нас навсегда пропали – Лермонтов запишет на клочке бумаги и…бросит. С ним подружился журналист Краевский, издатель «Отечественных записок». Краевский был замечательный журналист, он сделал «Отечественные записки» лучшим журналов 40-х годов, ценою эксплуатации писателей, в первую очередь - Белинского. Он сблизился с Лермонтовым. И напечатал многие замечательные произведения Лермонтова, в том числе и «Повести Героя Нашего Времени». Лермонтов бросал клочки бумаги, со своими стихами, а Краевский подбирал.

В 1839 году Лермонтов предпринял отчаянный шаг. Любимым детищем Лермонтова была поэма «Демон».

Но цензура не разрешала ее публиковать – воспевать в поэзии демона, дьявола, врага Бога, цензура позволить не могла. И Лермонтов решился передать эту поэму великим княжнам, в надежде, что они уговорят отца, Николая Первого, разрешить публикацию поэму. Из замысла ничего не вышло, но этот список поэмы надолго пропал. Лермонтов не мог даже попросить его обратно.

Список был найден уже в советское время, когда царские архивы были изучены. А Краевский возмущался: «Лермонтов отдал бабам читать своего «Демона», из которого хотел печатать отрывки, а бабы черт знает куда дели его. А у Лермонтова не осталось черновиков – такой мальчик уродился».

Если Пушкин начал высокий романтизм в России элегией «Погасло дневное светило» и поэмой «Кавказский пленник», то Лермонтов завершил высокий романтизм балладой «Пророк» и поэмой «Мцыри».

Можно сравнить их с Эльбрусом и Казбеком.

А грузинский поэт, уже советского времени, Бесо Жгенти написал однажды: «Лучшее, что написал Лермонтов, написано о Грузии или в Грузии».

Пушкин у своих современников получил прозвище Протей, это Гнедичев его так первым назвал. Протей – древнегреческий бог, очень изменчивый, без постоянной формы. Лермонтов, противоположность Пушкину, монолитен. Лирика Лермонтова основана на образе лирического героя.

Термин идет от Тынянова, имеется ввиду, что у лирического поэта прообразом его излюбленного героя является он сам. Поэт в своей лирике изображает разные стороны своей личности. Мы говорим о лирическом герое не одного стихотворения, а всего творчества или книги стихов.

О лирическом герое Пушкина было бы невозможно говорить – настолько разнообразен он в своем творчестве. А Лермонтов – монолитен и мы ясно видим его лирического героя. В основе лежит личность Лермонтова, но в каждом стихотворении он высветляет какую-то особую сторону характера.

 

2.РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА.

Детские или полудетские стихотворения Лермонтова еще носят на себе следы предромантизма. Но очень рано он становится на путь высокого романтизма. Этот путь открыл ему Пушкин.

Эти стихотворения о Байроне – это высокий романтизм Лермонтова. Дальше в творчестве Лермонтова все больше нарастают темы мировой скорби. Мировая скорбь – это термин немецкого романтизма - Weltschmerz. Что это значит? «И скучно, и грустно…».

Лирический герой Лермонтова одинок. Он свободолюбив, но находится в оковах. Он рвется к свободе, зная, что свободу можно добыть только ценою жизни. Он бунтует, романтизм Лермонтова – бунтарский романтизм, но он не верит, что бунт его окажется действенным.

Вот вариация на тему Печроина и Лермонтова. «Сон». Вот, можно сказать, апофеоз, вершина Лермонтовского романтизма, одно из самых полных выражений Лермонтовского лирического героя. Сон – одна из самых любимых тем романтизма. Ведь это на грани яви и видений, жизни и смерти. А у Лермонтова – сон во сне. Это тоже один из важнейших приемов, образов высокого романтизма.

Творческий путь Лермонтова отчетливо подвергается периодизации.

Начало относят к 28-му году. Хотя за перо Лермонтов взялся раньше.

28-32-й годы - ранний период.

36-41 годы – зрелый пери




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.269 сек.