КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гимнастика в новое и новейшее время
Первые попытки гуманистов (Виторио да Фельтре и др.) возродить значение гимнастики как средства всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Однако в XV столетии, благодаря изучению античной культуры, снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспитание наряду с умственным. Представители позднего гуманизма (Филельфо, Миркуриалис), отбрасывая принцип религиозно-схоластического воспитания и образования, указывали, что гимнастика должна содействовать всестороннему воспитанию человека. Иероним Меркуриалис в своем труде «Об искусстве гимнастики» подробно описал все виды упражнений того времени, систематизировал их и разделил гимнастику на три вида: военную, лечебную и атлетическую. Как врач по специальности, Меркуриалис особое значение придавал лечебной гимнастике, так как она укрепляет здоровье человека. Военную гимнастику он ставил на второе место по ценности, а третий вид, атлетическую, называл порочной, подвергал критике. Миркуриалис считался одним из первых теоретиков оздоровительно-гигиенического направления в гимнастике. В те же времена развивалось и другое— атлетическое направление, целью которого было развитие силы и ловкости с помощью овладения сложной техникой движений на коне, а также акробатических упражнений. В 1599 году известный французский акробат А. Туккаро опубликовал первое руководство по акробатике под названием «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Акробатика пользовалась большой популярностью. На городских и деревенских праздниках часто выступали акробаты, канатоходцы, прыгуны. Иногда эти выступления носили соревновательный характер. На одной из гравюр того времени изображена пирамида в шесть этажей, построенная из 18 человек. Профессиональная акробатика, широко распространенная в то время, оказала большое влияние на развитие гимнастики. В период перехода от феодализма к капитализму многие прогрессивные философы и педагоги предлагали ввести новую систему всестороннего воспитания молодежи с тем, чтобы новое поколение окончательно освободилось от влияния старых феодальных традиций и догм. В то время значительное влияние на развитие гимнастики оказали идеи передовых представителей буржуазии. Педагог, философ Ян Амос Каменский (1592-1670) в своем труде «Великая дидактика» изложил систему обучения, которая также касалась закономерностей связи умственного воспитания с физическим. Созданные им дидактические принципы до сих пор не утратили своего значения и лежат в основе этапов усвоения гимнастических упражнений, которыми пользуются в современной школе. Жан-Жак Руссо (1712-1778) свои педагогические воззрения изложил в труде «Эмиль, или О воспитании». Руссо рекомендовал пользоваться гимнастическими упражнениями в широком диапазоне: для развития органов чувств, управления движениями, соизмерения своих сил, умения бегать, прыгать, метать, плавать, выполнять упражнения и преодолевать препятствия в естественных условиях природы. Он призывал использовать силы природы для закаливания, всестороннего физического развития и совершенствования всего организма. Известное значение для развития гимнастики имели взгляды Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Он считал, что физическое воспитание должно начинаться в семье с самого раннего детства, где родители, помогая младенцу сначала стоять, а затем делать первые шаги, осуществляют тем самым «естественную домашнюю гимнастику». Он говорит, что очень важно развивать силы и способности, заложенные в ребенке от природы. На этой основе Песталоцци предлагал ввести в школе «Элементарную гимнастику», выполняемую ребенком в бытовой обстановке и в процессе его трудовой деятельности. Особая роль Песталоцци в развитии гимнастики состоит в том, что он разработал метод расчленения сложных движений на составные элементы и их различные сочетания. Взгляды Руссо, Песталоцци и других прогрессивных мыслителей того времени были подхвачены в ряды западных стран буржуазной интеллигенцией, которая начала создавать свои системы физического воспитания человека. Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы, ведения борьбы требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи. В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики: гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека); Атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе на гимнастических снарядах); прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне). Конец XVIII — начало XIX века характеризуется увеличением системотворчеством во всех отраслях знаний — природоведении, философии, правоведении, политике. Поэтому нет ничего странного в том, что филонтрописты Фит (1763-1836) и Гуте Мутс (1759-1839) стремились к созданию, стройной законченной системы гимнастики. В-общем эта попытка им удалась, если учитывать условия той эпохи. Никто еще до них не собирал такого большого и разнообразного материала по физическому воспитанию, никто не смог так тщательно его систематизировать. Из двух названных филонтропистов наибольший успех выпал на долю. Гутс-Мутса. Это в значительной степени объясняется его некоторыми субъективными качествами — практицизмом, близостью к реальной жизни, способностью легко ориентироваться в окружающей общественной среде и быстро откликаться на ее запросы. Книга Гуте Мутса «Гимнастика для юношества» (Шпепфенталь, 1793) выдержала несколько изданий и нашла распространение не только в Германии, но и за ее рубежом. Фит был склонен к отвлеченному мышлению, к философским обобщениям. Его «Опыт энциклопедии физических упражнений» (Берлин, 1795) стал достижением лишь небольшого круга читателей-интеллигентов, Гутс-Мутс и Фит были бы забыты даже современниками, если бы первые годы XIX века не всколыхнула буря наполеоновских войн. Для борьбы с Наполеоном, провозгласившим себя императором Франций, нужна была здоровая, сильная и крепкая молодежь. Возникла потребность в гимнастике. Почву для нового расцвета гимнастики к этому времени успели подготовить фи-лантрописты. Система Гутс-Мутса дала две ветви. Одна из них укрепилась на немецкой земле и развивалась здесь в так называемый турнен, создателем которого считают Фридриха Людвига Яна (1778-1852). Система Яна была расчитана преимущественно на немецкую университетскую молодежь. Другая ветвь системы Гутс-Мутса пересекла границы Германии, проникла в Данию и оттуда попала в Швецию, где Пер Генрих Динг (1776-1839) трансформировал ее в своеобразную по форме и содержанию гимнастическую систему. Она и поныне известна во всем мире под названием «шведская гимнастика». Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778-1852). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Основу системы составляли упражнения на ска-рядах и военные игры, так как они, по мнению.Яна, лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников — турнерами. Позднее немецкую гимнастику стали называть «турнен». Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. П. Линг (1776-1839) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. Дания была тогда одной из первых стран Западной Европы по распространению гимнастики. В 1813 году по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал. Его сын Р. Линг (1820-1886) продолжал дело начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение. Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалось научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности шведской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе в России. Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770-1848). Он был знаком с системой военно-физической подготовки А. В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях — ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метание, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестница, канаты, шесты, заборы). Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным; на занятиях учитывались индивидуальные особенности учеников. Были указания на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики использовались в русской армии. Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. в связи национально-освободительной борьбой славянских народов находящихся в составе Австро-Венгрии.В Чехии возникло «сокольское движение» и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем был профессор эстетики и Истории искусств Пражского университета М. Тырш (1832-1884) — представитель патриотически настроенной либеральной буржуазии,, стремившейся к освобождению своей родины из под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки парода страны к национально-освободительной. борьбе. Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы. Урок Сокольской гимнастики состоял из трех частей: В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (палкой, гантелями и др.). Во второй (основной) части выполнялись упражнения на снарядах, прыжки, боевые упражнения и др. В третьей (заключительной) части обычно применялись ходьба, умеренный бег, игры. Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечила успех сокольской гимнастики во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики. Указанные системы имели классовый характер и национальные традиции. Отрицательным было то, что они односторонни, их авторы не понимали педагогического значения гимнастики, им характерен империзм. Элементы гимнастики в быту народов России, как и других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акробатов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канатоходцы. У некоторых народов Кавказа использовались упражнения с большими тяжестями, служившими средствами разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и вольтижировка. Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В гвардейских полках созданных Петром I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным навыкам и умениям. По указу Петра 1 гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков и др. А. В. Суворов (1730-1800) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Применялись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предметов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжил М. И. Кутузов. Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830-1915). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |