Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданско-правовые способы индивидуализации юридических лиц

Классификация (виды) юридических лиц

1. В зависимости от цели деятельности ст. 46 Гражданского кодекса выделяет коммерческие и некоммерческие юридические лица. Коммерческие – преследуют цель извлечения прибыли и могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоммерческие – создаются для достижения социальных, природоохранных, благотворительных и иных целей в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, учреждений, благотворительных и иных фондов, ассоциаций (союзов) юридических лиц, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

2. В зависимости от состава учредителей различают юридические лица, учреждаемые: государством и административно-территориальными единицами; одним физическим лицом либо одним юридическим лицом (частное унитарное предприятие); несколькими физическими лицами (потребительский кооператив); несколькими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (хозяйственные общества); юридическими и физическими лицами (хозяйственные общества, фонды).

3. В зависимости от объема вещных прав выделяют юридические лица обладающие: правом собственности на их имущество (хозяйственные общества и товарищества); правом оперативного управления на имущество, которым наделены (казенные предприятия, учреждения); правом хозяйственного ведения имуществом, предоставленным собственником (частные унитарные предприятия).

Наука гражданского права выработала и иные критерии деления юридических лиц.

 

 

 

Все юридические лица должны быть индивидуализированы, т.е. должны отличаться друг от друга в гражданском обороте, в особенности те юридические лица, которые производят товары (работы, услуги) для потребителей и должны быть сразу узнаваемыми.

Различают следующие гражданско-правовые средства индивидуализации юридических лиц: наименование юридического лица; товарный знак и знак обслуживания; производственная марка; наименование места происхождения товара.

Ст.50 Гражданского кодекса к наименованию юридического лица предъявляет определенные требования: во-первых, оно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (общество с ограниченной ответственностью, общественное объединение и т.д.); во-вторых, наименования некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях коммерческих организаций, должны содержать указания на характер деятельности юридического лица (жилищно-строительный кооператив, детский благотворительный фонд, коммунальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и т.д.); в третьих, коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (например, «Санта-Импэкс»). Фирменное наименование юридического лица предварительно согласовывается с Министерством юстиции, потом утверждается уставом и лишь тогда подлежит регистрации путём включения в Единый государственный регистр юридических лиц. Владелец фирменного наименования имеет исключительные права на его использование, и оно подлежит правовой охране.

Товарный знак и знак обслуживания – это, согласно ст.1017 Гражданского кодекса и ст.1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» [39], обозначение, способствующее отличию товаров, услуг одного лица от однородных услуг, товаров другого лица. Товарный знак идентифицирует товары, а знак обслуживания – услуги и работы. Товарный знак подлежит регистрации в патентном органе – Национальном центре интеллектуальной собственности Комитета по науке и технологии при Совете Министров. Его владелец имеет исключительное право использовать и распоряжаться данным знаком.

Производственная марка – это комплекс сведений о юридическом лице, который выражается в словесной форме или в описательном порядке. Она содержит фирменное наименование производителя, его место нахождения, указание на вышестоящую организацию, если такова есть, название товара, ссылка на стандарт и т.д. Производственная марка индивидуализирует юридическое лицо, но правовой защите не подлежит, как вышеназванные средства.

Наименование места происхождения товара – согласно ч.2 п.1. ст.1024 Гражданского кодекса, им признаётся название страны, населённого пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для этого географического объекта природными условиями (климат, почва). Например, массандровские вина, уральские самоцветы. Наименование места происхождения товара регистрируется патентным ведомством, на основании которого выдаётся свидетельство о праве пользования. Правовое регулирование осуществляется Законом Республики Беларусь «О географических указаниях» [9].

 

4. Образование юридического лица

Выделяют три способа образования юридического лица:

1) разрешительный – создается по инициативе учредителей после получения разрешения от соответствующих органов, компетентных их давать. Так, с согласия местных органов власти создаются жилищно-строительные кооперативы и дачно-садоводческие товарищества. Прежде чем пройти процедуру государственной регистрации юридического лица, его учредителям надо получить разрешение уполномоченного органа;

2) явочно-нормативный – создаётся учредителями по собственной инициативе, а уполномоченный государственный орган должен только проверить соблюдение процедуры создания, закреплённой законодательством при явке учредителей для государственной регистрации созданного ими юридического лица. Поэтому этот способ ещё именуют регистрационным. Он используется, например, при создании частных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, общественных объединений, фондов;

3) распорядительный – создаётся по распоряжению собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке, к примеру, на основании Указа Президента создаются министерства.

Юридические лица образуются и действуют на основании следующих учредительных документов (ст. 48 Гражданского кодекса):

устава, который утверждается учредителями;

учредительного договора, который заключается учредителями.

В зависимости от состава учредительных документов все юридические лица делятся на группы:

на основании толькоУстава образуются акционерные общества (ст.98 Гражданского кодекса), унитарные предприятия (ст. 113), кооперативы – производственный и потребительский (статьи 108, 116), некоммерческие организации – общественные объединения, фонды, учреждения (статьи 117, 118, п.1 ст.48 Гражданского кодекса);

на основании толькоучредительного договораобразуются хозяйственные товарищества (статьи 67 и 82 Гражданского кодекса);

на основании Устава и учредительного договора образуются: общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (статьи 88 и 94 Гражданского кодекса).

Сведения, которые должны содержаться в учредительных документах, определяются п.2 ст. 48 Гражданского кодекса: наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица. В учредительных документах могут содержаться и другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях и иных коммерческих организациях, должен быть определен предмет деятельности юридического лица.

Пункт 29 Положения о государственной регистрации и ликвидации субъекта хозяйственности, утвержденного Декретом Президента от 16.03. 1999 № 11 [10], предусматривает, что в учредительных документах юридического лица (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), кроме сведений, установленных законодательством, предусматриваются:

виды деятельности, которые будут осуществляться коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем. При этом данные виды деятельности должны соответствовать наименованиям видов деятельности, указанным в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности либо в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия);

сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах);

субсидиарная ответственность участников общества с дополнительной ответственностью, участников полного товарищества и полных товарищей коммандитного товарищества, членов производственного кооператива, Республики Беларусь по обязательствам казенного предприятия.

Государственная регистрация юридических лиц закрепляется ст. 47 Гражданского кодекса, вышеназванным Декретом Президента, также Декретом Президента от 26.01.1999 года №2 [23] для политических партий и общественных объединений.

Государственной регистрации подлежат: коммерческие организации; некоммерческие организации; индивидуальные предприниматели; изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы организаций и в свидетельства индивидуальных предпринимателей.

Органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, определяются вышеназванными Декретами:

облисполкомы – коммерческие организации с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

Национальный банк – банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

администрации свободных экономических зон – коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;

Министерство финансов – страховые организации;

местные органы исполнительной власти – субъекты хозяйствования, не указанные выше.

Министерство юстиции – общественные объединения и политические партии, профсоюзы, благотворительные и иные фонды, торгово-промышленные палаты.

Регистрирующий орган, куда представляется перечень документов, в течение одного месяца принимает решение либо о государственной регистрации (присваивается регистрационный номер, выдаётся свидетельство установленного образца, проставляется штамп на учредительных документах, включается Министерством юстиции в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), либо об отказе в государственной регистрации. В последнем случае решение органа может быть обжаловано в хозяйственном суде.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и признаки юридического лица. Теории юридических лиц в науке гражданского права | Правосубъектность юридических лиц. Органы юридического лица и место их нахождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.