Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Влияние деятельности человека на литосферу

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Влияние деятельности человека на литосферу

 

Антропогенное воздействие проявляется влиянием на следующие основные составляющие литосферы:

- почву;

- горные породы и их массивы;

- недра.

Основные виды антропогенного воздействия на почвы следующие:

1 – эрозия (от лат erosio – разъедание) ветровая и водная. Это разрушение и снос верхних, наиболее плодородных горизонтов и подстилающих пород ветром или потоками воды;

2 – загрязнение:

· пестицидами (ядохимикатами),

· минеральными удобрениями,

· отходами производства,

· выбросами загрязняющих веществ в атмосферу,

· нефтью и нефтепродуктами,

· патогенами (холера, брюшной тиф, сибирская язва, столбняк, ботулизм);

3 – вторичное засоление и заболачивание;

4 – опустынивание;

5 – отчуждение земель для промышленного и коммунального строительства.

К числу основных антропогенных воздействий на горные породы относятся:

1) статические нагрузки от зданий и сооружений;

2) динамические нагрузки (вибрации, удары, толчки и т.д.);

3) тепловые воздействия (например, от доменных и мартеновских печей);

4) электрическое воздействие. Искусственное электрическое поле (электрифицированный транспорт, ЛЭП и др.) порождает блуждающие токи и поля.

Статическое, динамическое, тепловое и электрическое воздействие на горные породы создаёт физическое загрязнение окружающей природной среды.

Отрицательное антропогенное воздействие на массивы горных пород проявляется в развитии таких опасных процессов, как:

1 – оползни;

2 – карст – растворение горных пород (известняков, доломита, гипса, каменной соли) и образование подземных пустот, сопровождаемое провалом земной поверхности;

3 – просадочные процессы;

4 – подтопление – повышение уровня подземных вод до критических величин;

5 – эндогенные геодинамические процессы (землетрясение, вулканизм).

Негативные изменения в окружающей природной среде при освоении недр проявляются в:

1) изменение рельефа местности (карьерные выемки, терриконы, отвалы, хвостохранилища и др.);

2) активизация опасных геологических процессов;

3) изменение физических полей (температурного и др.);

4) химическое загрязнение почв;

5) механическое загрязнение почв;

6) истощение водоносных горизонтов и др.

При освоении недр возникают негативные изменения не только в литосфере, но и в гидросфере, атмосфере, животном и растительном мире.

 

 

Зинатуллин Артур Зуфарович

предмет и система экологического права

1. предмет Э права

2. методы Э права

3. принципы Э права

4. система Э права

5. соотношение Э права с другими отраслями права

 

(1)

предмет Э права определяется в настоящее время экологическим и (природоохранным законодательством) природоресурсным законодательством. Таким образом предметом экологического права являются общественные отношения по охране окружающей среды и использованию ее природных ресурсов (легальное определение предмета Э права).

 

Составляющие элементы:

- общественные отношения (взаимодействие субъектов Э права). Субъектами признаются все физические лица, а так же РФ ее субъекты и муниципальные образования. Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц, которая направленна на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов а так же предотвращение негативного воздействия в хозяйственно и иной деятельности (например: гос и экологический контроль, гос земельный контроль и т.д.). использование природных ресурсов это эксплуатация природных ресурсов с целью извлечения полезных свойств (например: добывать полезные ископаемые из недр; возводить здание,строения,сооружения на земельных участках и др.).при определении предмета Э права необходимо так же выделять объекты экологических отношений. Они закреплены в ст.4 ФЗ «об охране окружающей среды» (ООС), это земля, недра, почвы, леса, водные объекты, животные, атмосферный воздух и др.

 

(2)

присутствуют 2 основных правовых метода:

 

административно-правовой метод. Наиболее широко применяется в экологическом праве так как природоохранное и природоресурсное законодательство содержит много запретов, ограничений и даже принуждений в определенных случаях. Форма проявления — это экологическое лицензирование, экологического нормирование, экологическая сертификация, государственный экологический контроль и меры ответственности.

 

Гражданско-правовой метод. В меньшей степени проявляется в экологическом праве. Формы проявления — сделки с природными ресурсами (конкретизированы в природоресурсных законах; предусмотрены договоры аренды лесных участков, водопользования и др.); возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды. Положения о возмещении экологического вреда конкретизированы в ст.77 ФЗ об «ООС». Экологический вред утверждается по возмещенным методикам и таксам исчисления размеры вреда.

 

Кроме перечисленных методов выделяются и другие методы, например, метод экологизации, который заключается в проникновение экологических норм в НПА других отраслей законодательства (например ст.209 ГК). Или метод стимулирования, который основан на плате за негативное воздействие на окружающую среду.

 

(3)

выделяются принципы экологического права и принципы экологического законодательства. Принципы экологического права отражают научную позицию, подход определенного ученого и отражены в учебной литературе (обязательной правовой силы не имеют). Принципы экологического законодательства делятся на 2 вида: природоохранные принципы ст.3 ФЗ об «ООС» природоресурсные принципы которые закреплены в соответствующих природоресурсных законах.

ст.3 ФЗ об «ООС» содержит 23 природоохранных принципа, в частности это принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду (реализуется через экологическое нормирование); принцип презумпции экологической опасности любой хозяйственной деятельности (реализуется через 2 института ОВОС и Экологическая экспертиза); принцип возмещения экологического вреда; принцип ответственности за нарушение экологического законодательства.

 

Природоресурсные принципы определены практически в каждом природоресурсном законе.

Принцип платности. Формы: арендная плата и налог (сбор).

Принцип целевого использования природного ресурса. Например в земелльном кодексе этот принцип реализуется через установление категорий земель. Выделяются 7 категорий (земли с/х назначения и др.)

 

система Э права раскрывается в 3 аспектах. Это отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Отрасль права. Все институты организованы в общую и особенную части экологического права. В общую часть входят институты, которые распространяются практически на все институты особенной части. Например это право собственности на природные ресурсы. Особенная часть по своей сути представляет природоресурсное право, так как в её рамках раскрывается правовой режим недр (выделяют подотрасль как горное право), раскрывается правовой режим водных объектов (водное право), правовой режим лесов (лесное право) и т.д.

Наука Э права. Совпадает с отрасль. Большее внимание уделяется теории истории и методологии. Исследуется история возникновения экологических отношений, изучается вопрос о структуре экологического права (деление его на природоохранные и природоресурсные), исследуются межотраслевые связи экологического права с другими отраслями права.

Учебная дисциплина. Совпадает с отраслью права, но дополнительно к общей и особенной части выделяется специальная часть экологического права, а именно, международное экологическое право. В рамках учебной дисциплины особое внимание уделяется преподаванию, вопросам теории, нормам права и практике их применения.

 

ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

 

1. понятия и особенности источников

2. законодательство РФ как источников

3. законы республики Татарстан как источники

 

под источниками экологического прав понимаются НПА регулирующие общественные отношения по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Источники Э прав имеют ряд особенностей: а)в соответствии со ст.72 конституции РФ экологическое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Совместное ведение означает: на фед. уровне устанавливаются принципы, общие положения, а субъекты РФ реализуют их с учетом своих региональных особенностей (например, Э кодекс РТ); б) экологические нормы содержатся не только в специально Экологическом законодательстве но и НПА других отраслей (например, в ГК,Налоговом, УК и т. д.).

 

Законодательство РФ. 1 место занимает конституция РФ. она содержит ряд положений, на которых основано современное экологическое право. Во-первых, это ч.1 ст.9 конституции, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Рф,как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Во-вторых, ч.2 ст.9 конституции, закрепляющая многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы. В-третьих, ст.42, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. ст.72, относительно совместного ведения РФ и ее субъектов.

 

ФЗ можно условно разделить на 3 группы: природоохранные законы, природоресурсные законы и законы иных отраслей.

 

В основе природоохранных законов находится фед.Закон от 10.01.2002 года «об охране окружающей среды». По своей структуре состоит из 16 глав и 83 статей. По содержанию: 1) в ст.1 вводит основные понятия экологического законодательства и дает им определение; 2) расширяет перечень принципов экологического законодательства с 6 по старому закону 1991 года, до 23; 3) объекты охраны дополнены околоземным космическим пространством, однако, сам закон не содержит каких-либо норма, направленных на охрану этого самого околоземного космического пространства; 4) предусматривает экологические требования ко всем стадиям хозяйственной деятельности, в частности к стадии проектирования, стадии строительства, стадии ввода объекта в эксплуатацию и др.; 5) впервые в истории Российского экологического законодательства предусматривает специальный срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающей среде в 20 лет; 6) предусматривает порядок определения экологического вреда.

Так же в качестве источника можно выделить ФЗ «об экологической экспертизе». Значение данного закона — он предусматривает обязательное проведение государственной экологической экспертизы в отношении НПА, проектов, обоснований лицензий, реализация которых может негативно сказаться на окружающей среде. Без положительного заключения финансирование и реализация этих проектов запрещены.

 

Природоресурсные законы.

Водный кодекс РФ. 1) расширил перечень водных объектов, которые могут находиться в частной собственности. В соответствии с ВК 1995 года в частной собственности могли находиться только замкнутые водоемы, а по водному кодексу 2006 года - обводненные карьеры и пруды; 2) ВК не предусматривает лицензий на водопользование, а в качестве основания возникновения прав на водные объекты предусматривает договоры и решения

 

Лесной Кодекс. 1) не предусматривает разрешительных документов виде лесорубочного билета, ордера и лесного билета (которые были предусмотрены ЛК 1997 года). Основаниями возникновения прав ну лесные участки являются договоры и решения; 2) лесной кодекс 2006 года не использует понятие древесно-кустарниковая растительность и все лесные насаждения называет лесом.

 

Закон о недрах. Данный закон вводит деление полезных ископаемых на общераспространенные и не общераспространенные. В зависимости от отнесения полезных ископаемых к тому или иному виду зависит порядок предоставления участков недр. Закон предусматривает лицензии и порядок предоставления участков недр а так же приостановление и прекращение деятельности связанной с добычей недр.

 

Законы иных отраслей ка источник Э права.

ГКРФ. Предусматривает вещные и обязательственные права на природные ресурсы. Устанавливает организационно-правовые формы для участников Экологических правоотношений. Устанавливает деление природных ресурсов на недвижимые и движимые вещи. Закрепляет общие требования об оборотоспособности природных ресурсов.

 

НКРФ. Предусматривает обязательные платежи связанные с использованием природных ресурсов. А именно земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и сборы за пользование объектами животного мира.

 

КоАП РФ. В гл.8 содержится 40 административных экологических правонарушений.

 

УКРФ. В гл.26 предусматривает 17 экологических преступлений.

 

Подзаконные НПА.

 

Указы президента, постановления правительства и ведомственные НПА.

 

Указы президента. Значение их заключается в установлении системы и структуры Фед. Органов исполнительной власти в области экологических отношений. Это 2 указа: 1) указа от 9 марта 2004 года №314 «о системе и структуре фед.органов исполнит власти» 2) от 12 мая 2008 года №724 «вопросы системы и структуры федеральных органов исполнит власти».

Произошло разделение и распределение функций по соответствующим органам. Норматворческую функцию осуществляют министерства (мин природных ресурсов и экологии РФ). Оказание государственных услуг осуществляют соответствующие агенства (например, Водных ресурсах). Контрольно-надзорная функция осуществляется службами, в частности Фед. Служба по надзору в сфере природопользования.

 

Постановления правительства РФ. Реализуют указы президента и конкретизируют положения законов (например, все положения о вышеназванных органах исполнит власти утверждены постановлением правительства РФ). Так же постановлениями правительства утверждены различные процедурные положения (например, о государственном экологическом контроле, о государственном земельном контроле и т.д.).

 

Ведомственные НПА. Направлены на реализацию положения закона, касающихся компетенции соответствующего ведомства (например, в соответствии с ФЗ «об охране окружающей среды» методики и таксы исчисления размеров вреда утверждаются ведомственными НПА)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.