Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конструирование вопросов в анкете

Анкетный опрос как инструмент получения эмпирических данных. Область применения. Структура анкеты, последовательность вопросов, социально-демографический раздел.

Билет 1. Анкетный опрос как инструмент получения эмпирических данных. Область применения. Структура анкеты, последовательность вопросов, социально-демографический раздел.

Анкета- мощный инструмент, с помощью которой можно собрать огромный массив данных за относительно небольшое время. Это самый экономичный из всех методов, позволяет различные виды математической статистической обработки.

Опросы- это незаменимый прием получения информации о фактах поведенческих реакций людей, а также об их субъектном личностном мире- взглядах, мнениях, оценках и т.д.

Б. Докторов «Отцы- основатели» (феномен Гэлоппова)

Именно люди как участники социальных процессов и явлений, как субъекты социальной реальности, как носители знаний, представлений, убеждений, являются для социологов уникальным объектом исследования. Опрос может быть ориентирован на результате свершившихся фактов. В анкете обязательно присутствует фактуальная часть, это считается и самой простой работой. Вторая часть (бОльшая по объему) касается вопросов: почему человек так поступил? Какие у него мысли\чувства\оценки?

Опрос представляется универсальным методом, социологи могут спросить респондента о чем угодно, даже о том, чего не было в реальности. В анкете часто бывают прожективные (проективные) вопросы, т.е. выдуманные, не отвечающие объективной реальности. В силу внешней простоты формулировки вопросов есть возможности спросить о чем угодно.

Метод опроса может стать основой для получения обоснованных результатов лишь в том случае, когда не только проведена теоретическая работа, когда использованы приемы перехода от теоретических понятий к эмпирическим референтам, но и осуществлены следующие приемы:

- Пилотаж

- Использование параллельных- сравнительных данных

- Судейство (состоит из специалистов по данной проблеме)

- Тесты на ложь (на внимание) и другие процедуры

Искусство использование метода опроса состоит в том, чтобы знать о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам, где и как проводить опрос, как обрабатывать данные и как из полученных данных получить ответ не только на прямой вопрос, но и о более сложном явлении.

Анкетный опрос (анкета)

Опрос (анкета)- это метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий:

1) Устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему, на уровне эмпирическим индикаторов;

2) Регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию;

Между теоретической схемой и конкретным оформлением анкеты в виде текста вопросов прямого соответствия нет.

Анкетный опрос является инструментом измерения концептуальных положений исследования или отдельного его фрагмента.

Конструирование вопросов базируется на информационной и индикаторной концепциях. Простейшая ситуация конструировании вопросов в анкете состоит в том, что познавательная задача вопроса, его формулировка, восприятие смысла вопросов респондентом и его способность дать правдивые ответ совпадают. Это вопросы фактуального характера.

Индикаторная концепция базируется на следующих предпосылках:

1. Изучаемые переменные не всегда доступны прямому наблюдению. К таким относятся ценности, мотивы, интересы, поэтому вопросы задаются не в прямую о том, что интересует исследователя (не являются лобовыми), а о тех явлениях которые выступают индикаторами переменных. Индикаторов мб несколько. В идеале их должно быть столько, чтобы изучаемая переменная была описана достаточно полно.

2. Содержание индикатора (их совокупности) должно презентировать = представлять теоретический конструкт = отвечать требованиям полноты и достаточности.

3. Необходимо использовать систему индикаторов, тогда информация будет более надежной.

Составление вопросов есть искусство. Необходимо обладать чутьем. Пр.: Чутье как будет реагировать респондент на те или иные вопросы, чутье как задать вопрос и т.п. Опрос позволяет мысленно моделировать многие из нужных исследователю ситуаций, апеллируя к внутренним механизмам человека, к его опыту.

Опрос представляется универсальным методом, поскольку:

1) Позволяет получить обширную информацию.

2) Дает возможность проникнуть во внутренний мир людей и узнать, об их мотивах, оценках, стремлениях, планах и т.д.

3) Экономичен в сравнении с другими методами, т.е. поскольку можно получить большой объем информации за относительно короткий срок.

4) Хорошо подается различным видам математической обработки, что при современных компьютерных программах дает исследователям огромные возможности.

Опрос относится к категории количественных методов.

Опрос как качественная методология в формате открытых вопросов рассматривается в работе Саганенко Г. И. Она разработала специальную компьютерную программу для работы с таким разрезом опроса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перелік рекомендованих підручників і методичних матеріалів | Титульный лист
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.