КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетные ограничения потребителя и потребительский выбор. Закон равновесия потребителя
Моделирование поведения потребителя. Кривые безразличия и их свойства. Полезность как экономическая категория. Общая и предельная полезности. Закон убывающей предельной полезности. План Тема 5. Анализ потребительского поведения
1. Полезность как экономическая категория. Общая и предельная полезности. Закон убывающей предельной полезности. Поведение индивидуальных потребителей зависит от того, как удовлетворяются их потребности, какую полезность приносит им тот или иной товар. Полезность — общественное свойство благ удовлетворять потребности. Полезность - не объективное свойство благ, а субъективное отношение людей к ним. Величину полезности может определить только сам потребитель, полезность одного и того же блага для разных людей различна, даже полезность одних благ в разных порциях различна. Подумайте – все ли блага обладают полезностью? все ли товары обладают полезностью? Следует различать общую полезность (TU) и ее составляющие - предельные (маржинальные) потребности (МU), которые потребители извлекают из дополнительной единицы блага. Закон Госсена: правило 1. Предельная полезность “по вертикали” падает: предельная полезность убывает с увеличением общего объема блага, которым располагает потребитель; правило 2. Предельная полезность “по горизонтали” также падает: потребитель переходит от удовлетворения более настоятельных потребностей к удовлетворению менее настоятельных. 2. Моделирование поведения потребителя. Кривые безразличия и их свойства. Суть потребительского выбора формулирует гипотеза о рациональности поведения потребителя: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность товаров в условиях ограниченного дохода. Для моделирования потребительских предпочтений вводятся предположения о сравнимости любых товарных наборов, о транзитивности и о ненасыщаемости. Таблица 3 – Пример отношения потребителя к двум товарам Х и У
Потребителю предпочтительнее набор С всем другим наборам, поскольку он выражается наибольшей полезностью. Аналогично, из всех наборов самым нежелательным будет набор Е. Наборы А, В и Д обладают равной полезностью, к их выбору потребитель равнодушен, ему все равно, безразлично какой из них выбрать. При объединении одинаково желаемых товарных наборов получают кривые безразличия. Кривые, все точки-наборы на которых обладают равной полезностью, называют кривыми безразличия (рис. 15). Рис. 15. Карта кривых безразличия Их свойства: 1. Отрицательный наклон, т.е. чтобы сохранить уровень полезности уменьшение товара Y следует компенсировать увеличением товара Х; 2. Кривые безразличия, расположенные выше, правее показывают больший уровень полезности, более предпочтительны; 3. Параллельность кривых. Множество кривых одного семейства называют картой. 4. Выпуклость к началу координат. Угол наклона кривой безразличия к оси Х показывает предельная норма замены (MRS). Предельная норма замены показывает то максимальное количество У от которого готов отказаться потребитель чтобы получить одну дополнительную единицу товара Х.
3. Бюджетные ограничения потребителя и потребительский выбор. Закон равновесия потребителя. Далее следует рассмотреть бюджетные ограничения потребителя I = Px + Py. Их график представлен на рис. 16. Рис. 16. Линия бюджетных ограничений
Угол наклона линии бюджетных ограничений есть отношение цен товаров Х и Y. Совместив кривые безразличия и линию бюджетных ограничений (рис. 17) получим условие (правило) максимизации: для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить денежный доход, чтобы последняя денежная единица, израсходованная на каждый товар, приносила равную (определенную) полезность MU (англ. marginal utility):
Рис. 17. Равновесие потребителя
Литература Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. –М.: ИНФРА-М, 1999. — Т. 2, Гл. 23. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор А.В.Сидорович. – М.: МГУ, “ДИС”, 1997. – Гл. 9, 10. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. — М.: Финансы и статистика, 1992. — Т. 1, ч. 2, гл. 3, 4.
Вопросы для самопроверки 1. Какова взаимосвязь спроса и полезности, полезности и цены товара? 2. Охарактеризуйте закон убывающей предельной полезности. Покажите его относительность. 3. Какие допущения делают экономисты для моделирования поведения потребителя? 4. Дайте определение кривой безразличия и охарактеризуйте ее свойства. 5. Что показывают бюджетная линия и от чего зависит угол ее наклона? 6. Почему точка касания бюджетной линии и кривой безразличия есть равновесие потребителя?
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |