КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы вопросов
Вопрос Конструирование вопросов в анкете Билет 13. Виды вопросов в анкете и типы используемых измерительных шкал. Форма представления результатов Конструирование вопросов базируется на информационной и индикаторной концепциях. Простейшая ситуация конструировании вопросов в анкете состоит в том, что познавательная задача вопроса, его формулировка, восприятие смысла вопросов респондентом и его способность дать правдивые ответ совпадают. Это вопросы фактуального характера. Индикаторная концепция базируется на следующих предпосылках: 4. Изучаемые переменные не всегда доступны прямому наблюдению. К таким относятся ценности, мотивы, интересы, поэтому вопросы задаются не в прямую о том, что интересует исследователя (не являются лобовыми), а о тех явлениях которые выступают индикаторами переменных. Индикаторов мб несколько. В идеале их должно быть столько, чтобы изучаемая переменная была описана достаточно полно. 5. Содержание индикатора (их совокупности) должно презентировать = представлять теоретический конструкт = отвечать требованиям полноты и достаточности. 6. Необходимо использовать систему индикаторов, тогда информация будет более надежной. Составление вопросов есть искусство. Необходимо обладать чутьем. Пр.: Чутье как будет реагировать респондент на те или иные вопросы, чутье как задать вопрос и т.п. Опрос позволяет мысленно моделировать многие из нужных исследователю ситуаций, апеллируя к внутренним механизмам человека, к его опыту. Опрос представляется универсальным методом, поскольку: 5) Позволяет получить обширную информацию. 6) Дает возможность проникнуть во внутренний мир людей и узнать, об их мотивах, оценках, стремлениях, планах и т.д. 7) Экономичен в сравнении с другими методами, т.е. поскольку можно получить большой объем информации за относительно короткий срок. 8) Хорошо подается различным видам математической обработки, что при современных компьютерных программах дает исследователям огромные возможности. Опрос относится к категории количественных методов. Опрос как качественная методология в формате открытых вопросов рассматривается в работе Саганенко Г. И. Она разработала специальную компьютерную программу для работы с таким разрезом опроса. Вопрос- это включенное в анкету высказывание исследователя, сделанное, как правило, в вопросительной форме, адресованное респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. В анкете представлены вопросы, содержание которых отражает изучаемую проблему в языке респондента и ни в коем случае не в языке исследователя. Вопрос анкеты- это язык обыденного сознания, но если респонденты дети или мигранты, то язык требует специализированной адаптации. Через анкету осуществляется процесс обмена сообщения между исследователем и респондентом. Опрос по анкете предполагает жесткую фиксацию порядка вопросов, их содержание и форму, ясное указание способа работа с анкетой и вопросами (выбрать позицию, поставить «x» в нужном месте, аргументировать позицию). v Открытые …. Пр.: Черчиль: 2 характеристики: характер (как личность) и ценностные ориентация (ЦО- ценности) Обработка свободных вопросов- это обязательно типологическое обобщение. Только после него социологи могут сложный открытый вопрос перевести в закрытую форму. Открытые вопросы задаются тогда, когда трудно сделать закрытый вариант, либо когда сама постановка вопроса отражает поисковый характер проблемы. Реагируя на вопрос без подсказки (готовых ответов) люди свободнее проявляют свое мышление, предпочтения, способ видения ситуации, что несет новую информацию исследователю. Обработка открытый вопросов очень трудоемка (тратиться много времени) и сложна в техническом отношении, Много исследователей показывали, что информация полученная с пом. открытых и закрытых вопросов может сильно отличаться. Открытые вопросы имеет следующие недостатки: o трудность интерпретации ответов в единообразной схеме; o «размытость» (нечеткость) позиции респондентов: они думаю не в схеме исследования, а в своей логике; Откр. Закр. Почему люди увольняются?
О. Малова считает что закр. и откр вопросы- это два типа с разыми познавательными возможностями. Каждый вариант вопроса дает социологу информацию о разном уровне отражения изучаемого феномена. *Табличные вопросы – вопросы, оформленные в табличном виде Можно вставить больше вопросов и получить потом больше информации, компактность,
v Закрытые – это те вопросы, в которых исследователем предусмотрены ответы. Бывают 2х типов: · Множественные (выбор из предложенного перечня 1 или несколько позиций). Пр.: какие болезни вы перенесли? Область поиска ответов априорно задана исследователем с помощью перечня или набора ответов. Задача респондента: выбор ответа, который отвечает его ситуации или позиции. Позволяют достаточно строго интерпретировать полученные ответы поскольку все респонденты находятся в одинаковой ситуации. Этим исключаются разные трактовки. Всем респондентам создаются равные условия. Компактность в удобстве обработки закрытого вопроса ведет к тому, что они очень часто используются исследователями. Опытный исследователь 10 раз подумает, прежде чем включит вместо закрытого вопроса открытый. Разработка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих правил: 1. максимально полно предусмотреть все возможные варианты ответов во множественном вопросе; · Полузакрытые вопросы (к имеющемуся перечную добавляется позиция «другое» и уже в этой позиции работает с открытым вопросов). ….
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |