Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели рынка




Теория рынка. Конкуренция и монополия.

Лекция 6.

Конкуренция – это борьба между фирмами, за наиболее выгодные условия существования на рынке.

Методы конкуренции:

1) Добросовестная конкуренция:

- ценовая конкуренция – стремление производителей снизить цену товара за счет сокращения издержек производства.

- неценовая конкуренция - один из методов это повышение кач-ва товара. Другой метод – реклама, а так же добавление товару новых свойств.

2) Недобросовестная конкуренция:

- ложная информация в рекламе.

- ценовая дискриминация

- нарушение стандартов изготовления или стандартов кач-ва продукции

- промышленный шпионаж

- переманивание ведущих специалистов

В зависимости от уровня развития конкуренции выделяют 4 основные модели рынка:

1) Рынок совершенной конкуренции. РСК – это модель, воплощающая все основные черты рыночной экономики. На этом рынке множество производителей однотипной стандартизированной продукции противостоят множеству покупателей. Вход на рынок для новых фирм свободен. Все субъекты рынка имеют свободный доступ к интересующей их информации. Отдельные фирмы не могут повлиять на сложившийся уровень рыночной цены т.к их доля в общем рыночном предложении товара ничтожна. Ближе всего к этой модели рынки ЦБ, денег, с/х продукции и подобные.

2) Монополистическая конкуренция. МК – это рынок, на котором множество производителей дифференцированной продукции противостоят множеству покупателей. Вход на рынок для новых фирм относительно свободен. Отдельные фирмы самостоятельно устанавливают на свой товар руководствуясь его качеством и престижностью торговой марки. (производство одежды, обуви, косметики, спортивных товаров, детских вещей)

3) Олигополия – это рынок, на котором несколько (от 3 до 10) производителей однотипной и дифференцированной продукции противостоят множеству покупателей. Вход на рынок для новых фирм существенно затруднён. Влияние отдельных фирм на сложившуюся рыночную цену товара ограничена их взаимозависимостью. Пример – всё что касается сложного технологического производства, т.е автомобилей, самолётов. Сотовые операторы.

4) Чистая монополия – это рынок, на котором один продавец уникального товара противостоит множеству покупателей. Вход на рынок для новых фирм заблокирован, новые фирмы не могут проникнуть на этот рынок. Монополист полностью контролирует цену на свой товар и может неограниченно её повышать. Пример – Газпром, РАО ЕЕС, Метрополитен и др.

Последствия деятельности монополии и антимонопольная политика гос-ва. Деятельность монополий может иметь для экономики, как положительные, так и отрицательные последствия.

Основные положения:

Плюсы:

1) устойчивость к экономическим кризисам.

2) Возможность снижения цен на продукцию монополий

3) Возможность содействовать ускорению темпов научно-технического прогресса

Минусы:

1) Деятельность монополий ослабляет или полностью устраняет конкуренцию и те преимущества, которые она обеспечивает экономике.

2) Завышение цен на продукцию монополий.

3) Косвенное содействие к замедлению темпов НТП.

Отрицательные последствия деятельности монополии преобладают над положительными, поэтому гос-во проводит антимонопольную политику.

Методы антимонопольной политики:

1) Прямые методы – меры административного характера, базирующиеся на антимонопольном законодательстве.

2) Косвенные методы – меры экономического характера, направленные на развитие рыночной конкуренции. К ним относится гос-финансирование, производство дефицитных товаров, поддержка малого и среднего бизнеса, установление предела для роста цен на продукцию монополий. Первый антимонопольный закон принят в США (Закон Шермана). В России первый закон был принят в 1991 году, после распада СССР. Вступил в силу в 1992 году. Показателем монопольного положения фирмы на рынке является её доля в общем рыночном предложении товара.

Для оценки степени монополизации рынка какого-либо товара используется Индекс Харфиндела – Хишмана. НМI = (P1)^2 + (P2)^2 + … + (Pn)^2

Р1, Р2, … Рn – рыночные доли фирм.

Индекс n – число фирм на рынке.

Чем выше значение индекса, тем больше степень монополизации рынка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.