Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризисные последствия конверсии военно-промышленного комплекса

В тесной связи с жесткой финансово-кредитной политики фактором падения ВВП в нашей стране стала реализация наиболее примитивного варианта конверсии оборонной промышленности как процесса полной или частичной ее переориентации с военных на гражданские нужды. Суть этого варианта состояла в стремлении властей сбросить со сво­его бюджета «неэффективные» оборонные предприятия, предоставив их трудовым коллективам возможность самостоятельно искать свое новое место в изменяющейся экономической структуре россий­ского общества. В мировой практике конверсия военно-промышленного комплекса расценивается как становление нового полюса роста, коль скоро в этой сфере традиционно используется труд наиболее квалифицированных ученых и специалистов, которые, меняя сферу своей деятельности, приносят туда с собой веер передовых технологий. Именно на усвоение этих позитивных импульсов гражданским сектором была изначально нацелена программа конверсии «оборонки», разработанная еще до начала радикальных рыночных реформ. Однако в кардинально изменившихся условиях­ она оказалась неосуществимой, поскольку опиралась на административные регуляторы плановой экономики, прежде всего, на масштабные централизованные инвестиции в техническую реконструкцию предприятий. Резкое же сокращение расходов государства на закупки военной техники и проведение НИОКР в 1990-е гг., а также утрата оборонно-промышленным комплексом традиционно привилегированного доступа к ма­те­риальным, финансовым и трудовым ресурсам – в обстановке наступившего, как тогда казалось, всеобщего «примирения» бывших противников – вынудили большинство функционирующих здесь предприятий (представляющих по сути дела наиболее конкурентоспособный и наукоемкий сектор отечественной экономики) резко сократить объем выпуска. Стремительное урезание военного заказа явилось немаловажным фактором резкого падения благосостояния миллионов россиян, они обрекли на многолетнюю нищету (сохраняющуюся в большинстве случаев и по сей день) работников, связанных с функционированием оборонно-промышленного комплекса, а также членов их семей. Конверсия ВПК, приведшая к утрате многих высокотехнологичных производств и научных школ, внесла решающий вклад в формирование специфически-российской закономерности – наличие обратной зависимости между уровнем образования и квалификации наемных работников и размером оплаты их труда. Деградация многих звеньев военно-промышленного комплекса лишила отечественную экономику возможности переориентироваться с качественной военной техники на создание высокотехнологичных потребительских товаров.

В то время как мировая практика демилитаризации ставит верхний предел сокращению расходов государства на производство вооружений в 5–7% в год, у нас в 1991–1997 гг. правительственные закупки военной техники в среднем уменьша­лись ежегодно на 30% (а в «рекордный» 1993 г. – даже на 68%). Как следствие, к концу рассматриваемого периода эти расходы государства упали в 14 раз, а военные НИОКР – в 13 раз. По данным экспертов Стокгольмского института исследований проблем мира, в то время как военные расходы стран-членов НАТО за десятилетие разрядки напряженности (с 1988 по 1998 гг.) сократились всего на четверть, то в Российской Федерации подобное сокращение сравнительно с СССР оказалось более чем десятикратным. В результате если в 1988 г. страны НАТО расходовали на военные нужды всего в 2,3 раза больше средств, чем Советский Союз, то в 1997 г. – российское отставание по данному показателю оказалось уже 18,7-кратным. Параллельно с этим произошли существенные негативные перемены в структуре российских военных расходов. В последнее десятилетие 75–80% бюджетных средств направлялось на содержание войск, 10–15% на НИОКР, 5–10% – на государственный оборонный заказ. Между тем в бюджетной практике развитых стран сложилась качественно иная, обеспечивающая несравненно большую безопасность страны, пропорция: 40:40:20. К тому же реализованная в России модель приватизации привела к организационному разрыву ранее тесно связанных между собой военных заводов и конструкторских бюро, проектирующих новые поколения вооружений.

Сокращение объема и ухудшение структуры военных расходов стремительно вывело оборонно-промышленный комплекс за пределы критического минимума объ­ема выпуска по подавляющему большинству видов выпускаемой им техники, привело к деградации и утрате высокотехнологичных производств, когда, например, завершение строительства подводной лодки (что ранее, будучи поставленным на поток, было рядовым явлением) становится настоящей сенсацией, а новые военные самолеты строятся в немалой степени для зарубежных заказчиков (в частности, для Индии и Китая).­ Известно, что девизом выживания ВПК США в свое время было – «экспорт лучше, чем конверсия». Российское же правительство всемерному продвижению своей оборонной продукции на за­рубежные рынки предпочло резкое сокращение военного заказа в сочетании с непродуманностью конверсионных программ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антипроизводственный потенциал жесткой финансово-кредитной политики | Валютный коридор: потери ВВП во имя борьбы с инфляцией
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.