КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура психологии этноса
Сущность этнической психологии. Рассматривая вопрос об этнической идентичности, следует учесть, что этническое единство любого народа неразрывно связано с общностью его психики, проявляющейся в специфических чертах характера, своеобразии ценностных ориентации, вкусов и т.п. Без учета данного обстоятельства невозможно уяснить не только механизм, обеспечивающий устойчивую жизнедеятельность отдельных этнических групп, но и передачу этих черт из поколения в поколение. Основные элементы этнической психологии начали формироваться еще в недрах родовой общины, когда каждый индивид в субъективном, психологическом плане стал осознавать свою принадлежность к общности «мы» в той мере, в какой у него складывалось представление о «них» — о людях, принадлежащих к другой группе. Постепенно эти представления углублялись и расширялись, чему способствовали как рост численности собственной общности, так и более четкое понимание тех отличий, которые характеризовали «их». Ощущение, что есть другие люди, отличные от «своих», т.е. «они» — группы, племена, народы, окружающие «мою» общность, порождало у человека желание и необходимость самоопределиться, обособиться, лучше осознать себя, понять, кто такие «мы». Исходя из этого, у людей складывается комплекс психологических ощущений напряженности и страха перед конкретными носителями «они» (чаще всего это были соседи) в той мере, в какой они отличны, непонятны, непохожи на «нас». Напротив, если «они» были похожи на «нас», формировались благожелательные, менее напряженные и тревожные психологические ощущения. Но и в том и в другом случае ощущения и отчужденности, и благожелательности стимулировали развитие внутренних духовных потенций, придавали сложность и разнообразие психическим переживаниям. Этот развивающийся духовный и психический мир формировал историческую Память этнической общности, которая воспроизводила психологию всей общности независимо от особенностей каждого индивида. Как показывает этническая история любого конкретного народа, в процессе его этногенеза складывается определенный психический тип со стойкими чертами, что является результатом восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, традиций общения с соседями и т.д. Причем психические переживания, историческая память этноса передаются новым поколениям не пассивно, стихийно, сами по себе, а через духовную культуру, усваиваются каждым индивидом общности в процессе воспитания и практической совместной жизни. При этом сами психические переживания, настроения впитываются в культуру этноса — историю, поэзию, литературу, мифологию, музыку, народное творчество, дополняя и развивая историческую память этноса и тем самым приобретая способность вызывать адекватные психические переживания у новых поколений. В структурном отношении психология каждого этноса представляет собой сложное явление, включающее в себя две больших группы компонентов: статические (долговременные) и динамические (кратковременные). Психические черты, сложившиеся в процессе этногенеза, долгое время сохраняющиеся и закрепляющиеся в психологии индивидов данного этноса, относятся к статическим, устойчивым компонентам. Если какие-то черты кратковременны, т.е. появляются, видоизменяются или исчезают на протяжении жизни одного или нескольких поколений, то в этнической психологии такие черты принято считать динамическими. Кроме того, в этнической психологии предложен методологический подход, согласно которому структура психологии этноса рассматривается с позиции внешних, феноменологических различий между этносами или проводится сравнение разных срезов ее меняющейся структуры в ходе развития одних и тех же этносов. В этом подходе предпочтение отдается второму способу, т.е. стремлению искать ответы на вопросы этнической психологии не в особенностях конкретных ситуаций, социально-экономических и политических условиях существования этноса, а в психологической структуре человека. Уровни этнической психологии. В соответствии с таким подходом в психологической структуре представителей любого этноса выделяют три уровня. 1. Эгоцентрический, когда преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, благополучию. Отношение к другим этносам носит потребительский характер. Если они помогают удовлетворять потребности и интересы, то отношение к ним положительное, а если их поведение и деятельность не отвечают или препятствуют достижению каких-то целей, то этот этнос приобретает образ «чужого», врага. 2. Группоцентрический, базирующийся на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, когда он переносит на нее свои эгоцентрические устремления. Его отношение к представителям других этносов в этом случае зависит от того, входят ли они в его общность или нет. Если входят, то достойны уважения, сострадания, любви. В этом смысле отношение к «другому» определяется общим отношением к другой этнической группе, которая в зависимости от обстоятельств может выступать и в образе друга, и в образе врага. 3. Универсально-гуманистический, когда каждый человек независимо от того, представителем какой этнической группы он является, становится ценным сам по себе, достойным уважения, обладающим равенством в отношении прав, обязанностей, свобод. Этот уровень характеризуется стремлением установить человеческие условия жизни и для «своих», и для «чужих». Однако этническая психология, действительно связанная с психологией конкретного индивида, вместе с тем качественно иное образование, структурно более сложное и богатое, поскольку она представляет собой результат длительной исторической эволюции и включает в себя опыт многих поколений. Она является продуктом социальных отношений, так как, будучи порождением объединенных действий индивидов, синтезом их взаимодействия, имеет другое основание — коллективное сознание. И поскольку этот синтез опыта поколений происходит вне конкретно действующих индивидов, он имеет своим следствием установление образцов поведения, ценностей, норм, способов действия, которые начинают существовать объективно. В связи с этим первый подход, выделяющий в структуре психологии этноса статические и динамические компоненты, более плодотворен, поскольку дает более точное и содержательное описание структуры психологии этноса. Статические компоненты психологии этноса. К числу статических компонентов относится психический склад этноса - специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей действительности. Он представляет собой продукт исторического развития, создается из поколения в поколение и проявляется в чувствах, настроениях, волевых качествах и способах поведения, свойственных для того или иного этапа исторического развития этноса. В свою очередь составляющими психического склада этноса являются этнический характер*этнический темперамент, этнические традиции и обычаи. Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого, и представляет собой совокупность взаимосвязанных психических личностных качеств, типичных для всего человечества, сочетающихся в каждом этносе в зависимости от социально-экономических, исторических и географических условий существования этноса. Он проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения, преобладающих в структуре личности большинства представителей этноса. Этнический характер и специфичен, и типичен одновременно, поскольку это специфическое взаимоотношение тесно связанных психологических качеств, типичных для всех людей. Черты этнического характера могут преобразовываться или исчезать в результате изменения детерминирующих их условий. Это не раз и навсегда закрепленные в психике человека феномены — они динамичны, однако их динамичность проявляется через большие промежутки времени, поэтому они кажутся четко зафиксированными, закрепленными в психике этноса. Этнический темперамент — определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности (например, получив известие о несчастье, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец — улыбаться, чтобы не огорчать других). Он является внешним выражением этнического характера в различных формах вербального и невербального общения: темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, величине социальной дистанции, открытости в проявлении чувств. В психологической науке давно установлено, что психические свойства людей определяются их нейрофизиологической структурой и условиями проживания в определенной климатической среде, образом жизни и способами деятельности. Но в этнологии этническому темпераменту придается иной смысл, чем в общей психологии. Этнический темперамент не зависит от типа нервной системы. Это устойчивый феномен, проявляющийся на протяжении истории у представителей различных поколений одного этноса как стабильная форма этнического поведения. Он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования, а не силой нервной системы, ее подвижностью и возбудимостью. Этнические традиции и обычаи — объективированные представления о нормах и правилах поведения, характерные для данного этноса и передающиеся из поколения в поколение. Обычаи и традиции — сложный феномен этнической психологии, имеющий двуединую природу: с одной стороны, это явление психики (т.е. они могут как осознаваться, так и не осознаваться), а с другой стороны, обычаи и традиции реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в конкретных вещах, символах, одежде и пр. Большинство норм и правил поведения люди усваивают подсознательно с помощью механизма подражания. Изначально обычаи и традиции внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Последующие поколения зачастую утрачивают представления о целях и причинах выполнения какого-то правила или нормы, в их сознании остается только алгоритм действия, а представление о целесообразности данной формы поведения уходит в подсознание. На уровне сознания сохраняется только ритуал, обычай или традиция. Сферой распространения этнических обычаев являются преимущественно бытовые отношения. В их основе лежат привычки, которые из поколения в поколение проверяются на практике и приобретают устойчивую форму. Обычаи и традиции формируются, развиваются и изменяются под влиянием общественно-исторических условий жизнедеятельности этноса. В процессе его исторического развития одни традиции и обычаи появляются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму. Возникнув в определенных общественно-исторических условиях, обычаи и традиции со временем становятся относительно самостоятельными. Если на первых порах они еще нуждаются в поддержке породивших их условий, то постепенно, утвердившись в сознании и подсознании людей, они превращаются в независимую характерную особенность психологического образа жизни этноса. Этническое сознание наряду с психическим складом этноса также представляет собой статический компонент этнической психологии. Оно возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия и имеет сложную структуру, поскольку его объектами являются и свой собственный этнос, и другие этнические общности. В первом случае этническое сознание существует в форме этнического самосознания — совокупности восприятий, представлений и понимания своей собственной этнической общности, а во втором случае этническое сознание трактуется как совокупность восприятий, представлений и понимания особенностей других этнических общностей. Как отмечено выше, далеко не всякую совокупность людей, обладающую относительной общностью культуры и психики, можно назвать этносом. Непременным условием этнической определенности является выделение и противопоставление какой-либо общности другим, т.е. наличие антитезы «мы — они». Поэтому этнос - только та общность людей, которая осознает себя как таковую, выделяя себя вреди других аналогичных общностей. Осознание членами этноса своего группового единства в этнологии принято именовать этническим самосознанием, которое можно определить как осознание принадлежности к конкретной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия. Оно фиксирует принадлежность к тому или иному этносу и выражается в выборе этносом своего самоназвания — этнонима. Однако этническое сознание не ограничивается только сознанием своей этнической принадлежности. Другим его видом является осознание единства и целостности общности («мы») через противопоставление другим общностям («они»). Таким образом, этническое сознание включает в себя представления не только о своей общности, но и о других этносах. Последние, как правило, избирательны, не всегда объективны и полны. Они преломляются через субъективные восприятия другого этноса, которые зачастую усиливают одни черты и ослабляют или стирают другие. Подобная избирательность характерна и при осознании своих этнических особенностей. Современные этнополитические процессы послужили основанием для формирования концепции, согласно которой в структуре этнического сознания следует выделять такую его форму, как этнологическое самосознание. В последнее время высказано несколько взглядов на его природу. Так, этнологическое самосознание предлагается рассматривать как: 1) осознание принадлежности к этносоциальной общности как социально-экономической и политической организации; 2) осознание места и роли своей этнической общности в системе межнациональных отношений и осознание самобытности, уникальности своей культуры; 3) понимание исторического места своего этноса в современном мире. При этом в пользу данной концепции приводится утверждение, что этнологическое самосознание дискретно в отличие от филогенетически устойчивого этнического самосознания, которое в истории этноса не прерывается никогда. Дискретный характер этнологического самосознания означает, что на определенном этапе этногенеза у какой-либо этнической общности формируется потребность в создании собственного общества, собственной государственности. Актуализация этой потребности пробуждает этнологическое самосознание действовать в направлении создания независимого государства. Поэтому этнологическое самосознание выступает как компонент теорий и политических программ. В своем крайнем проявлении этнологическое самосознание может принимать формы национализма и этноцентризма. Пока осознание особенностей и самобытности своей этнической общности не содержит предубеждения против других этносов, происходит только признание этнических различий, этнологическое самосознание принимает форму националистических теорий и концепций. Но когда оформляется идея об особой роли и 'значимости своей этнической общности по сравнению с другими, возникает этноцентризм — стремление воспринимать все жизненные явления с позиций превосходства своей этнической группы, расцениваемой как эталон или образец для других этнических групп. Главная задача этнологического самосознания состоит в формулировании национальных идей. Теоретически оформленная и принятая членами этнической общности национальная идея создает представление об этносе как о едином целом, отличном от других, и стимулирует процесс национального самоопределения. При этом этническое самосознание должно основываться не столько на выделении своего этноса как особого явления, сколько на осознании его сходства с другими этносами.
Динамические компоненты психологии этноса. Весьма важной и обязательной составной частью этнической психологии являются динамические компоненты, которые представлены этническими чувствами и этническими вкусами. Этнические чувства - это эмоциональные отношения людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам. Условия жизнедеятельности этноса, его быт, культура, обычаи и традиции создают в психологии этноса особое сочетание чувств. Отличия одного этноса от другого проявляются именно в комбинации чувственного отношения к действительности, а не в наличии или отсутствии каких-либо черт характера у представителей конкретного этноса. Этнические чувства передаются от поколения к поколению, но при этом они более динамичны, чем психический склад или психическое сознание этноса. Их динамичность определяется степенью устойчивости тех факторов или причин, которыми они порождены. Этнические чувства в этнологии принято делить на позитивные (национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу и т.п.) и негативные (шовинизм, расизм, отчужденность от других народов, презрение к своему народу). Этнические чувства свидетельствуют о том, что этнос не просто творит историю, но и эмоционально ее переживает. Этнический вкус по своей сути является оценкой правильности, нормальности, красоты, морали и норм поведения, принятых в данной этнической общности. Условия существования этноса вырабатывают определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, которые позволяют отмечать и обнаруживать какие-то черты, скрытые от внимания представителей других этносов. На основе таких критериев в этнической общности формируется национальная культура, и каждая культура своеобразна именно потому, что в ней наиболее очевидно выражаются этнические особенности психики. Этнические вкусы в основном зависят от исторически сложившихся условий жизни этнической общности, однако эта детерминация не однозначна: определенное сходство может существовать между вкусами народов, далеко отстоящих друг от друга исторически, и в то же время этнические оценки каких-либо явлений могут резко различаться у генетически и культурно родственных этносов. Этнические вкусы обусловлены не только географическими условиями, но также религиозными идеями и представлениями, которые у родственных этносов зачастую не совпадают. Наконец, в контексте вопроса структуры психологии этноса интересно рассмотреть вопрос, как отличается восприятие «своего» и «чужого». Человеку свойственно преувеличивать достоинства своего этноса и преуменьшать достоинства других. Например то, что у себя называется экономностью, у других будет скупостью; настойчивость у себя трактуется как упрямство у других и т.д. В этом проявляется феномен стереотипа — упрощенного, схематизированного, эмоционально окрашенного и чрезвычайно устойчивого образа какой-либо этнической группы и общности, распространяемого на всех ее представителей. Появление стереотипов обусловлено реализацией принципа экономии мышления, согласно которому людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы недифференцированно, грубо и пристрастно. Эти стереотипы усваиваются в детском возрасте, и дети используют их задолго до приобретения ясных представлений о тех этнических группах, к которым они относятся. Изменения стереотипов происходят редко, медленно и тяжело. Они редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности между группами, но играют доминирующую роль в реальном поведении индивидов, доходя до откровенной враждебности при обострении отношений. Стереотипы есть необходимое зло, присущее человеку изначально. Они неизбежно искажают реальность, которую пытаются отразить. Но как бы мало они ни соответствовали действительности, они есть факт психической реальности, определяющий межэтнические отношения независимо от того, отвечают они действительности или нет.
Инкультурация Понятие «инкультурации». Формирование многих этнических черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры своего этноса. Этническая принадлежность индивида обеспечивается на основе освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру обозначается в этнологии понятиями «социализация» или «инкультурация». Эти понятия по своему содержанию синонимичны, поскольку означают процесс освоения людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований. В результате инкультурации человек приобретает способность свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами. Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю его жизнь. В данном процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую). Формы инкультурации. На первом этапе инкультурации дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания, является целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, требующихся для нормальной социокультурной жизни. В любой культуре существуют специальные формы и способы инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики. Примером такой формы первичной инкультурации является игра. В зависимости от характера осваиваемых навыков игры подразделяются на следующие типы: • физические игры, в которых тренируется и развивается физическая активность; • стратегические игры, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов; • стохастические игры, где решающая роль принадлежит случаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами, к представлению о риске; • ролевые игры, цель которых — помочь ребенку освоить те функции, которые ему придется выполнять в будущем. В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, способность к обучению, фантазия, воображение. Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Таким образом, инкультурация ребенка является предпосылкой его трансформации во взрослую, способную к адекватному участию в социокультурной жизни личность. В этнологии детство понимается не как ранняя стадия существования человека, а как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни. Взрослым индивид считается в случае наличия у него определенной совокупности врожденных и приобретенных качеств, из которых наиболее важны следующие: • достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей наступившую способность к воспроизведению потомства; • овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда; • овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «языками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль); • принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда. Главной отличительной особенностью второй стадии инкультурации становится выработка у индивида способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Индивид получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать в составе своей этнической группы в действиях, результатами которых могут быть значительные культурные изменения. Первый этап инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь является воспроизведение уже имеющихся образов, контроль за проникновением в культуру случайных и новых элементов. Второй этап обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, внесение в нее изменений различного масштаба. Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завершается формированием менталитета личности — совокупности установок и предрасположенностеи индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. В свою очередь это состояние ментальности является показателем нормального функционирования и развития как индивида, так и социокультурной среды.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 8116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |