Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура психологии этноса

Сущность этнической психологии. Рассматривая вопрос об этни­ческой идентичности, следует учесть, что этническое единство лю­бого народа неразрывно связано с общностью его психики, прояв­ляющейся в специфических чертах характера, своеобразии ценност­ных ориентации, вкусов и т.п. Без учета данного обстоятельства не­возможно уяснить не только механизм, обеспечивающий устойчи­вую жизнедеятельность отдельных этнических групп, но и передачу этих черт из поколения в поколение.

Основные элементы этнической психологии начали формиро­ваться еще в недрах родовой общины, когда каждый индивид в субъ­ективном, психологическом плане стал осознавать свою принадлеж­ность к общности «мы» в той мере, в какой у него складывалось представление о «них» — о людях, принадлежащих к другой группе. Постепенно эти представления углублялись и расширялись, чему способствовали как рост численности собственной общности, так и более четкое понимание тех отличий, которые характеризовали «их». Ощущение, что есть другие люди, отличные от «своих», т.е. «они» — группы, племена, народы, окружающие «мою» общность, порождало у человека желание и необходимость самоопределиться, обособиться, лучше осознать себя, понять, кто такие «мы». Исходя из этого, у людей складывается комплекс психологических ощуще­ний напряженности и страха перед конкретными носителями «они» (чаще всего это были соседи) в той мере, в какой они отличны, непонятны, непохожи на «нас». Напротив, если «они» были похожи на «нас», формировались благожелательные, менее напряженные и тревожные психологические ощущения. Но и в том и в другом случае ощущения и отчужденности, и благожелательности стимулировали развитие внутренних духовных потенций, придавали сложность и разнообразие психическим переживаниям. Этот развивающийся ду­ховный и психический мир формировал историческую Память эт­нической общности, которая воспроизводила психологию всей об­щности независимо от особенностей каждого индивида.

Как показывает этническая история любого конкретного народа, в процессе его этногенеза складывается определенный психический тип со стойкими чертами, что является результатом восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, тради­ций общения с соседями и т.д. Причем психические переживания, историческая память этноса передаются новым поколениям не пас­сивно, стихийно, сами по себе, а через духовную культуру, усваива­ются каждым индивидом общности в процессе воспитания и прак­тической совместной жизни. При этом сами психические пережи­вания, настроения впитываются в культуру этноса — историю, поэ­зию, литературу, мифологию, музыку, народное творчество, допол­няя и развивая историческую память этноса и тем самым приобретая способность вызывать адекватные психические переживания у новых поколений.

В структурном отношении психология каждого этноса представ­ляет собой сложное явление, включающее в себя две больших груп­пы компонентов: статические (долговременные) и динамические (кратковременные). Психические черты, сложившиеся в процессе этногенеза, долгое время сохраняющиеся и закрепляющиеся в пси­хологии индивидов данного этноса, относятся к статическим, устой­чивым компонентам. Если какие-то черты кратковременны, т.е. по­являются, видоизменяются или исчезают на протяжении жизни одного или нескольких поколений, то в этнической психологии такие черты принято считать динамическими.

Кроме того, в этнической психологии предложен методологичес­кий подход, согласно которому структура психологии этноса рас­сматривается с позиции внешних, феноменологических различий между этносами или проводится сравнение разных срезов ее меня­ющейся структуры в ходе развития одних и тех же этносов. В этом подходе предпочтение отдается второму способу, т.е. стремлению искать ответы на вопросы этнической психологии не в особеннос­тях конкретных ситуаций, социально-экономических и политичес­ких условиях существования этноса, а в психологической структуре человека.

Уровни этнической психологии. В соответствии с таким под­ходом в психологической структуре представителей любого этноса выделяют три уровня.

1. Эгоцентрический, когда преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, благополучию. Отноше­ние к другим этносам носит потребительский характер. Если они помогают удовлетворять потребности и интересы, то отношение к ним положительное, а если их поведение и деятельность не отве­чают или препятствуют достижению каких-то целей, то этот этнос приобретает образ «чужого», врага.

2. Группоцентрический, базирующийся на самоиденти­фикации человека с какой-либо этнической группой, когда он пере­носит на нее свои эгоцентрические устремления. Его отношение к представителям других этносов в этом случае зависит от того, входят ли они в его общность или нет. Если входят, то достойны уважения, сострадания, любви. В этом смысле отношение к «другому» опреде­ляется общим отношением к другой этнической группе, которая в зависимости от обстоятельств может выступать и в образе друга, и в образе врага.

3. Универсально-гуманистический, когда каждый че­ловек независимо от того, представителем какой этнической группы он является, становится ценным сам по себе, достойным уважения, обладающим равенством в отношении прав, обязанностей, свобод. Этот уровень характеризуется стремлением установить человечес­кие условия жизни и для «своих», и для «чужих».

Однако этническая психология, действительно связанная с пси­хологией конкретного индивида, вместе с тем качественно иное об­разование, структурно более сложное и богатое, поскольку она пред­ставляет собой результат длительной исторической эволюции и включает в себя опыт многих поколений. Она является продуктом социальных отношений, так как, будучи порождением объединен­ных действий индивидов, синтезом их взаимодействия, имеет дру­гое основание — коллективное сознание. И поскольку этот синтез опыта поколений происходит вне конкретно действующих индиви­дов, он имеет своим следствием установление образцов поведения, ценностей, норм, способов действия, которые начинают существо­вать объективно.

В связи с этим первый подход, выделяющий в структуре психо­логии этноса статические и динамические компоненты, более пло­дотворен, поскольку дает более точное и содержательное описание структуры психологии этноса.

Статические компоненты психологии этноса. К числу стати­ческих компонентов относится психический склад этноса - специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различ­ных сторон окружающей действительности. Он представляет собой продукт исторического развития, создается из поколения в поколе­ние и проявляется в чувствах, настроениях, волевых качествах и способах поведения, свойственных для того или иного этапа исто­рического развития этноса. В свою очередь составляющими психи­ческого склада этноса являются этнический характер*этнический темперамент, этнические традиции и обычаи.

Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого, и представляет собой совокупность взаимосвязанных психических личностных качеств, типичных для всего человечества, сочетаю­щихся в каждом этносе в зависимости от социально-экономических, исторических и географических условий существования этноса. Он проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения, преобладающих в структуре личности большинства представителей этноса. Этнический характер и специфичен, и типичен одновремен­но, поскольку это специфическое взаимоотношение тесно связан­ных психологических качеств, типичных для всех людей. Черты эт­нического характера могут преобразовываться или исчезать в ре­зультате изменения детерминирующих их условий. Это не раз и на­всегда закрепленные в психике человека феномены — они динамич­ны, однако их динамичность проявляется через большие проме­жутки времени, поэтому они кажутся четко зафиксированными, за­крепленными в психике этноса.

Этнический темперамент — определенный стандарт­ный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий боль­шей части данной этнической общности (например, получив извес­тие о несчастье, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец — улыбаться, чтобы не огорчать других). Он является внеш­ним выражением этнического характера в различных формах вер­бального и невербального общения: темпе речи, количестве и энер­гичности движений и жестов, величине социальной дистанции, от­крытости в проявлении чувств. В психологической науке давно ус­тановлено, что психические свойства людей определяются их ней­рофизиологической структурой и условиями проживания в опреде­ленной климатической среде, образом жизни и способами деятель­ности. Но в этнологии этническому темпераменту придается иной смысл, чем в общей психологии. Этнический темперамент не зави­сит от типа нервной системы. Это устойчивый феномен, проявля­ющийся на протяжении истории у представителей различных по­колений одного этноса как стабильная форма этнического поведе­ния. Он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования, а не силой нервной системы, ее по­движностью и возбудимостью.

Этнические традиции и обычаи — объективированные представления о нормах и правилах поведения, характерные для данного этноса и передающиеся из поколения в поколение. Обычаи и традиции — сложный феномен этнической психологии, имеющий двуединую природу: с одной стороны, это явление психики (т.е. они могут как осознаваться, так и не осознаваться), а с другой стороны, обычаи и традиции реализуются в действиях людей предметно, про­являясь в конкретных вещах, символах, одежде и пр. Большинство норм и правил поведения люди усваивают подсознательно с помо­щью механизма подражания. Изначально обычаи и традиции внед­ряются людьми в повседневную практику сознательно. Последую­щие поколения зачастую утрачивают представления о целях и при­чинах выполнения какого-то правила или нормы, в их сознании ос­тается только алгоритм действия, а представление о целесообраз­ности данной формы поведения уходит в подсознание. На уровне сознания сохраняется только ритуал, обычай или традиция.

Сферой распространения этнических обычаев являются преиму­щественно бытовые отношения. В их основе лежат привычки, ко­торые из поколения в поколение проверяются на практике и при­обретают устойчивую форму. Обычаи и традиции формируются, развиваются и изменяются под влиянием общественно-историчес­ких условий жизнедеятельности этноса. В процессе его историчес­кого развития одни традиции и обычаи появляются, другие отми­рают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму. Возникнув в определенных общественно-исторических усло­виях, обычаи и традиции со временем становятся относительно самостоятельными. Если на первых порах они еще нуждаются в под­держке породивших их условий, то постепенно, утвердившись в со­знании и подсознании людей, они превращаются в независимую ха­рактерную особенность психологического образа жизни этноса.

Этническое сознание наряду с психическим складом эт­носа также представляет собой статический компонент этнической психологии. Оно возникает в процессе исторического развития эт­нической общности как сознание этнического бытия и имеет слож­ную структуру, поскольку его объектами являются и свой собствен­ный этнос, и другие этнические общности. В первом случае этни­ческое сознание существует в форме этнического самосознания — совокупности восприятий, представлений и понимания своей соб­ственной этнической общности, а во втором случае этническое со­знание трактуется как совокупность восприятий, представлений и понимания особенностей других этнических общностей.

Как отмечено выше, далеко не всякую совокупность людей, об­ладающую относительной общностью культуры и психики, можно назвать этносом. Непременным условием этнической определеннос­ти является выделение и противопоставление какой-либо общности другим, т.е. наличие антитезы «мы — они». Поэтому этнос - только та общность людей, которая осознает себя как таковую, выделяя себя вреди других аналогичных общностей. Осознание членами этноса своего груп­пового единства в этнологии принято именовать этническим само­сознанием, которое можно определить как осознание принадлеж­ности к конкретной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия. Оно фиксирует принадлежность к тому или иному этносу и выражается в выборе этносом своего самоназвания — этнонима.

Однако этническое сознание не ограничивается только сознани­ем своей этнической принадлежности. Другим его видом является осознание единства и целостности общности («мы») через противо­поставление другим общностям («они»). Таким образом, этническое сознание включает в себя представления не только о своей общнос­ти, но и о других этносах. Последние, как правило, избирательны, не всегда объективны и полны. Они преломляются через субъектив­ные восприятия другого этноса, которые зачастую усиливают одни черты и ослабляют или стирают другие. Подобная избирательность характерна и при осознании своих этнических особенностей.

Современные этнополитические процессы послужили основани­ем для формирования концепции, согласно которой в структуре эт­нического сознания следует выделять такую его форму, как этно­логическое самосознание. В последнее время высказано несколько взглядов на его природу. Так, этнологическое самосозна­ние предлагается рассматривать как: 1) осознание принадлежности к этносоциальной общности как социально-экономической и поли­тической организации; 2) осознание места и роли своей этнической общности в системе межнациональных отношений и осознание самобытности, уникальности своей культуры; 3) понимание истори­ческого места своего этноса в современном мире. При этом в пользу данной концепции приводится утверждение, что этнологическое самосознание дискретно в отличие от филогенетически устойчиво­го этнического самосознания, которое в истории этноса не преры­вается никогда. Дискретный характер этнологического самосозна­ния означает, что на определенном этапе этногенеза у какой-либо этнической общности формируется потребность в создании собст­венного общества, собственной государственности. Актуализация этой потребности пробуждает этнологическое самосознание дейст­вовать в направлении создания независимого государства. Поэтому этнологическое самосознание выступает как компонент теорий и политических программ.

В своем крайнем проявлении этнологическое самосознание может принимать формы национализма и этноцентризма. Пока осо­знание особенностей и самобытности своей этнической общности не содержит предубеждения против других этносов, происходит только признание этнических различий, этнологическое самосозна­ние принимает форму националистических теорий и концепций. Но когда оформляется идея об особой роли и 'значимости своей этнической общности по сравнению с другими, возникает этноцент­ризм — стремление воспринимать все жизненные явления с позиций превосходства своей этнической группы, расцениваемой как эталон или образец для других этнических групп.

Главная задача этнологического самосознания состоит в форму­лировании национальных идей. Теоретически оформленная и при­нятая членами этнической общности национальная идея создает представление об этносе как о едином целом, отличном от других, и стимулирует процесс национального самоопределения. При этом этническое самосознание должно основываться не столько на вы­делении своего этноса как особого явления, сколько на осознании его сходства с другими этносами.

 

Динамические компоненты психологии этноса. Весьма важной и обязательной составной частью этнической психологии являются динамические компоненты, которые представлены этническими чув­ствами и этническими вкусами.

Этнические чувства - это эмоциональные отношения лю­дей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам. Условия жизнедеятельности этноса, его быт, культура, обычаи и традиции создают в психологии этноса осо­бое сочетание чувств. Отличия одного этноса от другого проявля­ются именно в комбинации чувственного отношения к действитель­ности, а не в наличии или отсутствии каких-либо черт характера у представителей конкретного этноса.

Этнические чувства передаются от поколения к поколению, но при этом они более динамичны, чем психический склад или психи­ческое сознание этноса. Их динамичность определяется степенью устойчивости тех факторов или причин, которыми они порождены. Этнические чувства в этнологии принято делить на позитивные (национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу и т.п.) и негативные (шовинизм, расизм, отчужденность от других народов, презрение к своему народу). Этнические чувства свидетельствуют о том, что этнос не просто творит историю, но и эмоционально ее переживает.

Этнический вкус по своей сути является оценкой правиль­ности, нормальности, красоты, морали и норм поведения, принятых в данной этнической общности. Условия существования этноса выра­батывают определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, которые позволяют отмечать и обнаруживать какие-то черты, скрытые от внимания представителей других этносов. На ос­нове таких критериев в этнической общности формируется националь­ная культура, и каждая культура своеобразна именно потому, что в ней наиболее очевидно выражаются этнические особенности психики.

Этнические вкусы в основном зависят от исторически сложив­шихся условий жизни этнической общности, однако эта детермина­ция не однозначна: определенное сходство может существовать между вкусами народов, далеко отстоящих друг от друга историчес­ки, и в то же время этнические оценки каких-либо явлений могут резко различаться у генетически и культурно родственных этносов. Этнические вкусы обусловлены не только географическими условия­ми, но также религиозными идеями и представлениями, которые у родственных этносов зачастую не совпадают.

Наконец, в контексте вопроса структуры психологии этноса ин­тересно рассмотреть вопрос, как отличается восприятие «своего» и «чужого». Человеку свойственно преувеличивать достоинства своего этноса и преуменьшать достоинства других. Например то, что у себя называется экономностью, у других будет скупостью; на­стойчивость у себя трактуется как упрямство у других и т.д. В этом проявляется феномен стереотипа — упрощенного, схематизирован­ного, эмоционально окрашенного и чрезвычайно устойчивого об­раза какой-либо этнической группы и общности, распространяемого на всех ее представителей. Появление стереотипов обусловлено ре­ализацией принципа экономии мышления, согласно которому людям психологически легче характеризовать обширные человечес­кие группы недифференцированно, грубо и пристрастно. Эти сте­реотипы усваиваются в детском возрасте, и дети используют их за­долго до приобретения ясных представлений о тех этнических груп­пах, к которым они относятся. Изменения стереотипов происходят редко, медленно и тяжело. Они редко проявляются на поведенчес­ком уровне при отсутствии явной враждебности между группами, но играют доминирующую роль в реальном поведении индивидов, доходя до откровенной враждебности при обострении отношений. Стереотипы есть необходимое зло, присущее человеку изначаль­но. Они неизбежно искажают реальность, которую пытаются отра­зить. Но как бы мало они ни соответствовали действительности, они есть факт психической реальности, определяющий межэтни­ческие отношения независимо от того, отвечают они действитель­ности или нет.

 

Инкультурация

Понятие «инкультурации». Формирование многих этнических черт человека непосредственным образом зависит от степени ос­воения им культуры своего этноса. Этническая принадлежность ин­дивида обеспечивается на основе освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс врастания инди­вида в его этническую общность и культуру обозначается в этноло­гии понятиями «социализация» или «инкультурация». Эти понятия по своему содержанию синонимичны, поскольку означают процесс освоения людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов дея­тельности, общения, нормативных образований. В результате ин­культурации человек приобретает способность свободно ориенти­роваться в окружающей его этнической среде, пользоваться боль­шинством предметов культуры, созданных предыдущими поколения­ми, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами.

Каждый человек проходит через процесс инкультурации, по­скольку без его результатов не может существовать как член обще­ства и своего этноса. Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю его жизнь. В данном процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).

Формы инкультурации. На первом этапе инкультурации дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания, является целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, требующихся для нормальной социокультурной жизни. В любой культуре сущест­вуют специальные формы и способы инкультурации, которые обес­печивают детям нужное количество знаний и навыков для их повсе­дневной практики. Примером такой формы первичной инкультура­ции является игра. В зависимости от характера осваиваемых навы­ков игры подразделяются на следующие типы:

• физические игры, в которых тренируется и развивается физи­ческая активность;

• стратегические игры, тренирующие и развивающие способ­ность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

• стохастические игры, где решающая роль принадлежит случаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами, к представлению о риске;

• ролевые игры, цель которых — помочь ребенку освоить те функ­ции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, способность к обучению, фантазия, воображение. Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению тру­довых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Таким образом, инкультурация ребенка является предпосылкой его трансформации во взрослую, способную к адекватному участию в социокультурной жизни личность.

В этнологии детство понимается не как ранняя стадия существо­вания человека, а как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни. Взрослым индивид считается в случае наличия у него определенной совокупности врожденных и приобретенных качеств, из которых наиболее важны следующие:

• достижение необходимой степени физической зрелости орга­низма, как правило, несколько превышающей наступившую способ­ность к воспроизведению потомства;

• овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

• овладение достаточным объемом культурных знаний и соци­ального опыта через практическую деятельность в составе различ­ных социокультурных групп и знакомство с различными «языками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

• принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Главной отличительной особенностью второй стадии инкульту­рации становится выработка у индивида способности к самостоя­тельному освоению социокультурного окружения в пределах, уста­новленных в данном обществе. Индивид получает возможность ком­бинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность прини­мать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать в составе своей этни­ческой группы в действиях, результатами которых могут быть зна­чительные культурные изменения.

Первый этап инкультурации способствует сохранению стабиль­ности культуры, поскольку основным здесь является воспроизведе­ние уже имеющихся образов, контроль за проникновением в куль­туру случайных и новых элементов. Второй этап обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экс­периментирование в культуре, внесение в нее изменений различно­го масштаба. Гармоничное и последовательное развитие обоих эта­пов инкультурации завершается формированием менталитета лич­ности — совокупности установок и предрасположенностеи индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определен­ным образом. В свою очередь это состояние ментальности является показателем нормального функционирования и развития как инди­вида, так и социокультурной среды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основания этнической идентичности | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 8116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.