Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гносеология – ученье о познании

 

Проблема познаваемости мира ("Метафизика" Аристотеля).

"Все люди от природы стремятся к знаниям".

 

Возможности и значение гносеологии нашли отображение в ее основном вопросе:

- Онтологическая сторона: Что первично?

- Гносеологическая сторона: Познаваем ли мир?

 

Философия не даёт однозначного ответа на гносеологическую сторону вопроса.

Сложилось три гносеологических направления:

- Гносеологический оптимизм: Мир познаваем, как в явлениях, так и в сущностях. Хотя конечно разница в философских позициях весьма существенна.

Сюда относится значительное большинство философов: Платон, Аристотель, Августин Кузанский, Спиноза, Беркли, Гегель и т.д.

- Агностицизм: "отрицание познания". Философское направление, отрицающее возможность познания сущности вещей и явлений. Они отрицают полную или частичную возможность познания мира.

Д. Юм, И. Кант утверждали, что познаваем лишь мир явлений, а "вещи в себе" и сущности непознаваемы.

- Скептицизм: "scepticious - сомнение". Философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления и познания.

Скептицизм:

- Сомневается в возможности познания мира. Свои сомнения обуславливает тем, что всякое познание субъективно, зависит от того, как мы смотрим на вещи, поэтому мы достигаем не достоверного, а лишь правдоподобного знания. Оно отрицает возможность достижения истинного знания, т.к. нет надежного критерия истины. Пример: Мед, сладок для здорового человека, а для больного он горек. За это сомнение скептицизм получил название паралич истинности.

Скептицизм играл двойственную роль:

- с одной стороны он преодолевал дормотизм (окостенение)

- но с другой стороны скептицизм в конечном итоге ведет к агностицизму. (Пиррон, Абеляр, Мишель Монтене, Б. Паскаль)

 

Познание, как определенный вид человеческой деятельности, является результатом взаимодействия двух моментов: объективного и субъективного.

Объект познания – то, что познается. В широком смысле это весь окружающий мир (природа, общество, человек). Но когда какое-либо явление вовлекается в орбиту познавательных интересов человека (делается для него значимым), то оно становится предметом познания

Пример: человек является объектом изучения многих наук (биологии, социологии, медицины), но у каждого из них есть свой ракурс (предмет изучения).

 

Но что значит: стать предметом познания? Это значит, что по отношению к предмету применяются такие познавательные процедуры, как объяснение и понимание.

 

Объяснение – раскрытие связей между исследуемым предметом и уже известным фактом. Объяснить – значит подвести исследуемый предмет под известные законы и теории.

Понимание – постижение смысла познания.

Связь между понятиями: чтобы понять какое-либо явление, его надо сначала объяснить, но объяснить можно

только то, что понятно, т.е. это два взаимосвязанных и дополняющих друг друга процесса.

 

Субъект познания – тот, кто познает.

В узком смысле слова это отдельный человек. В широком смысле – общество в целом. К субъективному фактору познания относятся познавательные способности человека. Они сформировались в ходе эволюции человека, обеспечили способность его выживания, поэтому они соответствуют реальности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение причины и следствия | Виды познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.