Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем проявляются элементы государственности в праве Ев­ропейского Союза?

Элементы государственности все более отчетливо проявляются в ходе развития от Европейских сообществ к Европейскому Союзу и да­лее. К ним можно отнести следующее.

«Конституционные» (конституирующие) акты Союза можно в определенной мере сопоставить с неписаной конституцией Велико­британии или некодифицированными конституционными актами Швеции. Подобно государству, Союз обладает общей для 25 стран (с 1 мая 2004 г.) территорией с единой границей, общим визовым и таможенным режимом. Принятие проекта Конституции для Европы поставит точку в спорах по этому вопросу.

Население Союза приближается к полумиллиарду человек. В нем единое гражданство, имеющее дополнительный к национальному характер, а граждане обладают общим правовым статусом, подкреп­ленным, помимо учредительных договоров, Хартией Европейского Союза об основных правах 2000 г.

На территории Союза функционирует единый внутренний ры­нок, в котором реально обеспечена свобода движения товаров, лиц, услуг, капиталов, платежей и информации.

На этом рынке функционирует общесоюзная валюта евро и еди­ный Европейский центральный банк, обладающий независимостью и широкими полномочиями. Общий бюджет Союза формируется из собственных источников.

Управление Европейским Союзом осуществляется посредством единой наднациональной системы институтов и органов. Их реше­ния обязательны для граждан, юридических лиц, государств-членов и их органов.

Европейский Союз создал свою уникальную наднациональную право­вую систему, опирающуюся на принципы верховенства и прямого дейст­вия его собственных правовых норм.

В Союзе сложилась вполне скоординированная правоохрани­тельная система, включающая в себя Сотрудничество судов и поли­ций в уголовно-правовой сфере; Европол как координирующий по­лицейский орган; Евроюст как общий орган с функциями прокура­туры; согласованную наднациональную трехуровневую систему судебных органов. Сфера СПСО все более активно регулируется ра­мочными решениями и решениями, которые являются уже инстру­ментами не международного, а наднационального права.

Политическая жизнь на всей территории Союза осуществляется с непосредственным участием общеевропейских политических пар­тий. Формируются элементы гражданского общества.

Европейский Союз стремится проводить единую и согласован­ную общую внешнюю политику. Союз также осуществляет общую военную политику и политику безопасности. Созданы союзные орга-60 ны военного управления и формируются основы будущих вооружен­ных сил.

Компетенция Союза все более напоминает федеративную схему, 'ыделяются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Европейского сообщества. В необходимых случаях Сообществам предоставляется дополнительная компетенция, куда входят подразу­меваемые полномочия и сферы продвинутого сотрудничества. В результате возникает широкая сфера совместных полномочий, в то время как остаточная компетенция предоставляется государст­вам-членам.

Сопоставление элементов международного и государствоподобного характера в праве Европейского Союза приводит к выводу, что усили­вающиеся черты государственности в нем проявляются в наднацио­нальной форме как в рамках каждого конкретного института, так и в любой отрасли его права.

Будучи обязательными или рекомендательными для националь­ных государств-членов, их органов власти, юридических и физиче­ских лиц, установления права Европейского Союза представляют со­бой не что иное, как «наднациональное право».

С прогностических позиций эту новую наднациональную систе­му права можно рассматривать как своеобразный этап и форму про­явления тенденции к формированию в условиях интеграции и глоба­лизации будущего «всемирного права» Человечества.

Таким образом, право Европейского Союза представляет собой уникальную комплексную наднациональную правовую систему, интегри­ровавшую в себе на новом уровне как творчески развитые внутригосу­дарственные черты, так и модифицированные под свои задачи и цели международно-правовые характеристики. Наднациональность Евро­пейского Союза, однако, несет в себе прежде всего государствоподобные характеристики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В чем проявляется международно-правовая составляющая права Европейского Союза? | Как соотносятся между собой право Европейского Союза, ме­ждународное право и национальное право государств-членов?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.