Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие органы Европейского Союза осуществляют консульта­тивные функции?




Наиболее важными и авторитетными органами консультативно­го характера выступают Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, функционирующие в рамках ЕС и Евратома (пер­вой опоры). Кроме того, у Союза имеется большое число специали­зированных консультативных органов, компетенция которых охва­тывает отдельные виды деятельности (например, Комитет по вопро­сам занятости).

Экономический и социальный комитет — орган, состоящий из представителей разных классов и социальных групп Европейского Союза: наемных работников, работодателей, фермеров, ремесленни­ков и т.д. Их работа в данном Комитете дает возможность «различ­ным социально-экономическим составляющим организованного гражданского общества» Европы (ст. 257 Договора о ЕС) оказывать большее влияние на политику наднациональных институтов.

Это влияние осуществляется путем вынесения Экономическим и социальным комитетом консультативных заключений по законопроек­там ЕС, г. также по иным актуальным вопросам общественной жиз­ни. Комитет может давать их как по собственной инициативе, так и по запросу со стороны политических институтов Союза (чаще всего, Ко­миссии).

Во многих областях Договор о ЕС предусматривает обязательную консультацию с Экономическим и социальным комитетом (аграр­ная, социальная политика, охрана окружающей среды, здравоохра­нение и др.). Правовые акты по этим вопросам могут быть изданы лишь «после консультации» с Комитетом, которому дается месячный срок (как минимум) на подготовку своего заключения.

Непроведение консультации с Экономическим и социальным комитетом, когда таковая обязательна, представляет собой сущест­венное нарушение процедурных требований и может послужить ос­нованием для отмены регламента или иного правового акта судами Европейского Союза.

Экономический и социальный комитет включает 317 членов, из­бираемых на четыре года Советом Европейского Союза из списка кандидатов, которые представляют каждое государство-член. Подоб­но Европарламенту, здесь предусмотрены национальные квоты, раз­личающиеся в зависимости от численности населения разных стран Союза.

Несмотря на это обстоятельство, члены Экономического и соци­ального комитета «осуществляют свои функции полностью незави­симо, в общих интересах Сообщества» (ст. 258 Договора о ЕС). Внут­ри Комитета они объединяются в группы в зависимости от их соци­ального происхождения: группа I «Наемные работники», группа II «Работодатели» и группа III «Прочие виды деятельности» (предста­вители ремесленников, ассоциаций потребителей и т.п.).

Наиболее многочисленной в составе Комитета является первая группа, объединяющая в основном представителей профессиональ­ных союзов, большинство из которых входят в Европейскую конфе­дерацию профессиональных союзов (см. вопрос № 9).

Представитель каждой из этих групп поочередно избирается на пост Председателя Экономического и социального комитета, пред­ставители двух других — соответственно вице-председателями. Кол­легиальным руководящим органом Комитета выступает Бюро, изби­раемое также на паритетных началах из членов разных групп. Срок полномочий всех этих внутренних органов — два года.

В целях более эффективной работы в структуре Комитета образо­ваны специализированные секции в соответствии с направлениями политики ЕС (по транспорту, сельскому хозяйству и др.); допускает­ся учреждение подкомитетов.

Экономический и социальный комитет работает в сессионном порядке.

Комитет регионов состоит из представителей территориальных и местных коллективов, т.е. административно-территориальных обра­зований внутри государств-членов на разных уровнях (области, про­винции, коммуны и т.п.).

Согласно Договору о ЕС (ст. 263) в качестве этих представителей могут выступать либо «обладатели выборного мандата в рамках тер­риториального или местного коллектива» (например, депутаты го­родского совета), либо должностные лица, «политически ответствен­ные перед избираемой ассамблеей» (например, мэр города, назна­ченный местным советом).

Благодаря Комитету регионов, таким образом, обеспечивается привлечение низовых звеньев публичной власти к решению общих -дел в рамках Европейского Союза. Так же как и рассмотренный выше Экономический и социальный комитет, данный орган выно­сит консультативные заключения по законопроектам и иным до кументам, принимаемым институтами Союза. Во многих случаях та­кая консультация обязательна (сферы культуры, здравоохранения, образования и др.)1.

Состав (317 человек), порядок формирования (назначение Сове­том на четыре года) и правовой статус членов Комитета регионов сходны с Экономическим и социальным комитетом. Похожи также организация работы (сессионная) и внутренняя структура обоих ко­митетов: Председатель, вице-председатели (в Комитете регионов они назначаются по принципу «один вице-председатель от каждого госу­дарства-члена»), Бюро, специальные комиссии.

С учетом особенностей состава Комитета регионов его члены объединяются в политические группы — фракции (в этом он сходен с Европарламентом), а также в национальные делегации (объединяют членов Комитета — выходцев из одного государства).

40. Какие специализированные органы функционируют в рамках экономического и валютного союза?

Экономический и валютный союз — особая сфера компетенции Европейского сообщества, в рамках которой ЕС осуществляет коор­динацию всей экономической политики государств-членов (эконо­мический союз) и проводит единую денежно-кредитную политику на основе единой валюты — евро (валютный союз).

Наряду с традиционными политическими институтами (Евро-парламент, Совет, Комиссия) управление в рамках этой сферы осу­ществляют специализированные органы ЕС и государств-членов, прежде всего Европейская система центральных банков во главе с Европейским центральным банком. Консультативные и наблюда­тельные функции возложены на Экономический и финансовый ко­митет.

Европейская система центральных банков и Европейский централь­ный банк

В связи с введением в ЕС единой валюты евро была проведена реорганизация «денежной власти» государств-членов, а ее носители (центральные банки) были объединены друг с другом в Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ) во главе с новым органом Сою­за — Европейским центральным банком (ЕЦБ).

ЕСЦБ, таким образом, включает в себя 26 элементов: 25 нацио­нальных центральных банков и Европейский центральный банк. Однако из-за того что на единую валюту в силу разных причин смогли перей-и не все государства-члены (см. вопрос № 108), полноправными частниками данной системы выступают центральные банки лишь тех стран, которые вошли в «зону евро» (в 2004 г. — 12 стран).

Ввиду этого обстоятельства внутри ЕСЦБ выделяется Евросистема: Европейский центральный банк плюс 12 центральных банков стран «зоны евро»1. Остальные центральные банки входят в ЕСЦБ в основном с совещательным статусом, а их руководители не участву­ют в принятии решений в рамках единой денежно-кредитной поли­тики.

Главной целью ЕСЦБ служит поддержание стабильности цен, а ее основными задачами выступают:

— определение и претворение в жизнь денежной политики Сообщества;

— проведение валютных операций;

— хранение официальных валютных резервов и управление ими;

— содействие надлежащему функционированию платежных систем (ст. 105 Договора о ЕС; ст. 2—3 Протокола «Об уставе Евро­пейской системы центральных банков и Европейского центрального банка»).

Важнейшим принципом правового статуса ЕСЦБ является прин­цип независимости, который распространяется на Европейский цен­тральный банк и на центральные банки всех государств-членов (ст. 105 Договора о ЕС).

Европейский центральный банк — ключевой элемент ЕСЦБ, кото­рый обладает широкими властными полномочиями, включая нало­жение штрафов на предприятия. К исключительной компетенции ЕЦБ относится санкционирование эмиссии денежных знаков евро (ст. 106 Договора о ЕС).

ЕЦБ реализует свои полномочия путем издания регламентов и ре­шений в форме ориентиров и указаний для национальных центральных банков. Он может также принимать рекомендации и заключения, не имеющие обязательной силы.

Высшим должностным лицом ЕЦБ является Президент, которо­му помогает в работе вице-президент.

Указанные должностные лица плюс четыре других члена состав­ляют Дирекцию — орган текущего управления Европейского цен­трального банка. Члены Дирекции назначаются сроком на восемь лет по общему согласию правительств государств-членов, входящих в «зону евро».

Главным внутренним органом ЕЦБ выступает Совет управляю­щих, в состав которого по должности входят члены Дирекции и ру­ководители (управляющие) центральными банками стран «зоны евро».

В целях координации денежной политики, проводимой в рамках «зоны евро», с центральными банками стран, не перешедших на еди­ную валюту, в структуре ЕЦБ образован еще один коллегиальный ор­ган — Общий совет. В него входят Президент, вице-президент ЕЦБ и руководители всех без исключения центральных банков госу­дарств-членов.

Европейский центральный банк наделен статусом юридического лица, и в этом качестве располагает собственным уставным капита­лом и резервами.

Экономический и финансовый комитет — орган, помогающий Со­вету и Комиссии в осуществлении координации экономической по­литики государств-членов, в том числе в контроле за состоянием их бюджетов.

Данный Комитет, в частности, дает указанным институтам свои заключения (по их запросу или по собственной инициативе); следит за экономическим и финансовым положением государств-членов, пре­доставляя об этом доклад Совету и Комиссии; выполняет по поруче­нию Совета подготовительные и консультативные задачи; производит не реже одного раза в год анализ ситуации в области движения капи­талов и свободы платежей в Сообществе (ст. 114 Договора о ЕС).

В состав Комитета входят лица, назначаемые государствами-чле­нами, Комиссией и Европейским центральным банком (по два чело­века от каждого). Члены Комитета должны обладать «исключитель­ной компетентностью в экономической и финансовой сфере» (ст. 2 Решения Совета «О порядке формирования Экономического и фи­нансового комитета») и осуществлять свои функции «в общих инте­ресах Сообщества» (ст. 3 Статута Экономического и финансового ко­митета, утвержденного решением Совета от 31 декабря 1998 г.).

Руководит работой Экономического и финансового комитета Председатель, избираемый членами Комитета сроком на два года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.