Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеология как общественное явление и современные идейно-политические течения

В сфере политики решаются вопросы, которые касаются не только государства, общества в целом, но и в той или иной степени жизни каждого человека. Политические решения могут очень существенно влиять на условия, в которых протекает жизнь каждого из нас.

Политические процессы, политическая жизнь проходят в различных формах, которые принято называть - идеологии и идейно-политические течения.

Термин "идеология" в начале 19-го века ввел французский ученый и философ А. Л. Лестют де Граси. Он пытался найти в явлениях сознания основы этики, морали, политики и дать им логическое объяснение и объединение под одним понятием.

Идеология как явление получила признание, и оказалось, что человек и общество живут в идеологическом пространстве точно так же, как и в мире политики, культуры, экономических отношений.

Идеология - это система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

Идеология и политика тесно взаимосвязаны. Это проявляется в следующем:

 

  1. Идеология и политика универсальны. Они охватывают различные области мысли, деятельности, поведения и могут определить их направление, цели и средства.
  2. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться.
  3. Идеология и политика способны сочетаться, переплетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум немедленно и неизбежно заменяется идеологией.
  4. Идеология способна подчинить себе политику. Это происходит по внешним (угроза нападения, подготовка собственной агрессии и т.п.) или внутренним (спад в экономике, конфликты, социальная напряженность в обществе и т.п.) обстоятельствам.

Таким образом, идеология является сложным социальным явлением, имеющим объективно-субъективную природу. Идеологического вакуума в обществе быть не может, идеологию нельзя отменить без последствий для общества.

К основным современным политическим идеологиям относят либерализм, консерватизм, анархизм, социал-реформистскую и коммунистическую идеологии, а к идейно-политическим течениям - радикализм, фашизм, политический экстремизм, популизм, идеи альтернативных движений.

Рассмотрение современных политических идеологий начнем с либерализма.

Либерализм (от лат. "либералис" - свободный) - идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах.

Как определенное понятие, либерализм вошел в политический словарь 30 - 40 гг. 19-го века, но творцами его по праву считаются Локк и Вольтер, Юм и Кант, Монтескье и А. Смит, Гете и Дидро.

На основе идей либерализма образовались политические партии, большинство из которых объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 году. К 19 партиям - учредителям, принявшим "Манифест либералов", позднее присоединились еще 13 партий, так же "либералы-изгнанники" из стран Восточной Европы. В настоящее время во многих из этих стран либеральные партии действуют легально. В бывшем Советском Союзе либеральная демократическая партия была зарегистрирована в министерстве юстиции первой (лидер - В. В. Жириновский).

В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции. В Европарламенте они имеют влиятельную фракцию.

Основные принципы либерализма:

 

  1. Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов.
  2. Все свои законы и ценности человек создает сам.
  3. Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой; в основе личной свободы и ответственности - частная собственность.
  4. Государство создается на основе общего консенсуса и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека.
  5. Договорный характер отношений между государством и личностью. Отсюда вытекает представление о роли государства как "ночного сторожа". По мнению сторонников классического либерализма, "государства должно быть как можно меньше". Государство должно лишь поддерживать элементарный порядок и создавать условия для свободной экономической деятельности. Все основное регулирование в обществе должно происходить через механизм свободного рынка.

Основными политическими идеями либерализма являются следующие:

 

  1. Приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам.
  2. Негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства.
  3. Необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона.
  4. Обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности.
  5. Расширение практики плебисцитарной демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления.
  6. Обоснование демократической сущности элитаризма, необходимости конкуренции элит.
  7. Компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.

Таким образом, для классического либерализма характерно:

 

  • в мировоззренческой области - свобода от группировок, классовых и националистических предрассудков, космополитизм (от греческого "космополитес"- гражданин мира), гуманизм, терпимость, подчеркивание индивидуальности и самоценности личности, демократизм;
  • в политической области - признание неотъемлемых прав человека, разделение законодательной и исполнительной власти, свобода выбора занятий, свобода конкуренции;
  • в экономической области - требование отмены регламентации и ограничений со стороны государства, простор для частной инициативы, свободный рынок, создание условий для развертывания частного предпринимательства.

В начале 20-го века, особенно после того, как во время великой депрессии 30-х годов чисто либеральные методы управления не смогли принести успеха, эта идеология выступает преимущественно в виде неолиберализма.

Неолиберализм допускает и даже предполагает постоянное вмешательство государства в экономику с целью создания и поддерживания благоприятных условий для конкуренции. Допускается государственное регулирование социальной жизни.

Консерватизм - (от лат. "консерварс" - сохранять) - идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций.

Основы консерватизма были заложены в конце 18-го - начале 19-го века. В числе его "родителей" Э. Бёрк, Ф. Новалис, А. Мюллер, Ж. де-Местр, Ф. Ламенне, У. Вордсворт и другие.

Политический консерватизм имеет на вооружении парадоксальный лозунг: создать то, что достойно сохранению. Другими словами, в будущем восстановить прошлое.

История развития общественной мысли показала, что консервативные установки формируются и развиваются в периоды крупных и быстрых общественных перемен, резких поворотов социального развития.

Первоначальная форма консерватизма сформировалась прежде всего как реакция на перемены, вызванные Великой Французской революцией. Затем консерватизм менял несколько свои формы, принципы и идеи.

Основные принципы идеологии консерватизма можно сформулировать следующим образом:

 

  1. Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.
  2. Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы.
  3. Ориентация на государственный авторитет.
  4. Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.
  5. Неверие в возможность социального равенства между людьми.
  6. Частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

Основные политические идеи консерватизма:

 

  1. Идея традиции, определяющей общественное бытие индивида.
  2. Идея национального величия.
  3. Идея социального неравенства и политической конкуренции.
  4. Идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь.
  5. Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Неоконсерватизм стал направлением консервативной мысли с 70-х годов 20-го века и значительно отличается от классического консерватизма. Главное его отличие состоит в том, что неоконсерватизм - весьма динамичная и мобильная идейная система, направленная не в прошлое, а в будущее.

Неоконсерваторы восприняли многие идеи либералов, но на практике, придя к власти в ряде стран, остались на старых позициях.

Неоконсерватизм можно охарактеризовать следующими положениями:

 

  • к развитию общества и человека могут вести только свободные рыночные отношения;
  • поскольку свобода и равенство несовместимы, а социальное равенство невозможно, необходимо сосредоточиться на достижении свободы;
  • необходимо сочетать демократию и власть элит, ибо классическая демократия неосуществима;
  • главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею;
  • государство должно быть сильным, но не ущемлять личные права и свободы граждан.

Анархизм (от греч. "анархия" - безвластие) - как политическая идеология провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего - со стороны государства.

Анархизм как политическое течение сложилось в 40-х - 70-х гг. 19-го века в Западной Европе.

В основе "классического" анархистского мировоззрения лежат следующие наиболее общие положения:

 

  • индивидуализм;
  • волюнтаризм и неверие в существование объективных законов общественного развития;
  • защита мелкого собственника и мелкого землепользователя;
  • тактика "прямого действия";
  • будущее принадлежит общественному устройству в виде свободной ассоциации производств, областей, коммун.

Вот то, что составляет общее у всех направлений анархизма. В чистом виде идеи анархизма не были воплощены нигде в общественной практике.

К основным разновидностям анархизма относятся следующие:

 

  1. Анархо-индивидуализм. Он базируется на идее абсолютной свободы. Родоначальник этого течения М. Штирнер, отрицая государство, сводил социальную организацию общества к "союзу эгоистов". По мнению американских мыслителей Б. Такера и Й. Уоррена, последователей М. Штирнера, каждый человек должен иметь такую сферу активности, куда никто не имел бы права вмешиваться. В этом случае социальные отношения должны строится на основе обмена или контакта. По мысли Б. Такера, каждая личность должна пользоваться максимальной свободой, совместимой с равной свободой для других.
  2. Анархо-мютюализм (от фр. "мютюль" - взаимный). П. Ж. Прудон и его последователи считали, что каждый член общества может иметь средства производства, но жить при этом должен только своим трудом, не допуская паразитизма за счет ренты или эксплуатации человека человеком. За счет этого в обществе должен поддерживаться высокий уровень равенства между людьми. Деньги (как средство общения) перестанут существовать, их сменит взаимный натуральный обмен, а значит, исчезнет и государство.
  3. Анархо-коллективизм. Сложился под влиянием идей М. А. Бакунина. По его мнению, каждая группа рабочих управляет своими средствами производства. Продукт труда делится по решению коллектива пропорционально труду каждого. Бакунин соединил путь социализма и свободы в одно целое. Известен его афоризм: "Свобода без социализма - это привилегия и несправедливость! Социализм без свободы - это рабство и скотство!"
  4. Анархо-коммунизм. Берет свое начало от идей Элизе Реклю и П. А. Кропоткина. В основе этой доктрины - вера в естественную человеческую солидарность. Будущее безгосударственное общество, по мнению Кропоткина, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся.

Социал-реформистская и коммунистическая идеологии.

Эти идеологии исходят из одного теоретического источника - классического марксизма.

Общее для этих идеологий следующее:

 

  1. Будущее принадлежит справедливому и солидарному обществу, в котором трудящиеся живут хорошо.
  2. Материалистическая трактовка общественной жизни.
  3. Социально-классовый подход к общественным явлениям.
  4. Гуманистический характер конечных целей.
  5. Социальный коллективизм.
  6. Исторический оптимизм.

Несмотря на один источник - марксизм, годы столкновений и взаимного отталкивания в политической борьбе сделали социал-реформизм и коммунизм разными школами идеологии. Рассмотрим эти различия.

 

  1. Путь к достижению лучшего общественного устройства социал-реформисты видят в последовательной цепи реформ, а коммунисты - в революции.
  2. Социал-реформизм постепенно "трансформирует" капитализм, коммунизм -полностью порывает с капитализмом, отрицая его.
  3. Переход к новой общественной организации социал-реформаторы осуществляют на базе существующего права и законности, коммунисты - отвергают буржуазное право.
  4. Партия, по мнению социал-реформаторов, это ассоциация сторонников социализма; коммунисты традиционно делали упор на строгую организованность и жесткую дисциплину.

Однако следует заметить, что к 60-м годам 20-го столетия наметилось определенное сближение позиций социал-реформистской и коммунистической идеологий, и прежде всего, в такой области, как сведение до минимума насилия в достижении своих целей.

Современная идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию только основных идеологий. В ней существуют и идейно-политические течения.

Рассмотрим наиболее значительные из них.

Радикализм (от лат. "радикалис" - коренной) - идейно-политическое течение, требующее решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества.

В теоретической сфере радикализм выступает антиподом консерватизма, а в сфере практически-политических действий - антиподом организованной институциональной демократии с ее правилами уважения закона и прав личности.

Привлекательность радикализма в том, что он отвечает глубокой человеческой потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые, окончательные решения. А у радикализма всегда есть в запасе набор таких простых решений, а то, что они страдают упрощенчеством, отвлеченным от жизни рационализмом, может обнаружиться лишь потом.

Популизм (от лат. "популюс" - народ) - идейно-политическое течение, для которого характерна демагогическая апелляция к народу для достижения собственных целей.

Для популистских течений характерна идеологическая неразвитость, отсутствие теоретических программ, ориентированность на текущие политические задачи.

Политический экстремизм (от лат. "экстремус" - крайний) - идейно политическое течение, проповедующее приверженность в политике к крайним взглядам и действиям.

Политический экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, как правило, силовыми методами.

Традиционно экстремизм делится на "левый" и "правый". Левый экстремизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных. ("Фракция Красной армии" в Германии, "Красные бригады" в Италии, "Сантендеро луминосо" в Перу, полпотовцы в Камбодже и т.д.)

Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребительство и т.д. ("эскадроны смерти" в странах Латинской Америки, "Итальянское социальное движение", Республиканская и Национально-демократическая партии в Германии и т.д.)

Фашизм (от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка.

Для фашизма характерен иррационализм (неверие в силы человеческого разума), крайний национализм и расизм - идея "высшей расы", а также культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния общества, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и частной жизни людей.

Среди так называемых "альтернативных" идей особое место занимает "зеленая" идеология. (Идеологией, впрочем, ее назвать можно лишь условно, так как общим во всех ее весьма различных направлениях является, пожалуй, лишь система ценностей).

"Зеленая" идеология как школа мысли основана на осознании всего масштаба экологической угрозы. Согласно позициям "зеленых", и капиталистическая, и социалистическая модели общества - лишь разные формы цивилизации "индустриализма", которые относятся к природе и человеку как объектам эксплуатации.

Таким образом, идеология и политика тесно взаимосвязаны, а политические идеологии и идейно-политические течения играют важную роль в жизни человека и общества.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие общественно-политической мысли в России | Политическая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.