Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная культура Киевской Руси




Происхождение славянской письменности до сих пор еще не полностью выяснено. Вероятно, первое знакомство со славянской письменностью на Руси относится к 60 - 70 гг. IX века. С введением христианства вместе с богослужебными книгами из Болгарии пришло совершенное славянское письмо - кириллица.

Началось обучение детей в школах. В XI веке на территории Киево-Печерского монастыря возник своеобразный центр подготовки образованных людей. Здесь работали летописцы, был составлен в XII столетии "Киево-Печерский патерик".

Развивалось книжное дело.

Для искусства Киевской Руси до монгольской эпохи характерна одна отличительная черта – монументальность. Особое место занимает в нем по праву архитектура. До нас дошло незначительное число архитектурных памятников того времени, некоторые сохранились в искаженном виде, о большинстве их мы знали лишь по археологическим раскопкам или письменным источникам. Но те, что сохранились, преимущественно имели культовое значение.

С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма.

Первый известный нам каменный храм Киевской Руси - это храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (был построен в 989 – 996). От следующего XI века в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них - София Киевская - главный собор, где происходили церемонии венчания на княжеский престол. Был построен Ярославом Мудрым в 1037 г.

В архитектуре второй половине XI в. влияние церкви сказывается в усилении аскетизма в облике храма. Господствующее положение занимает теперь одноглавый храм. Именно таким были не дошедшие до нас Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073 - 1077), разрушенный во время Великой Отечественной войны и др.

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске. После принятием христианства развивается иконопись. Икона в переводе с греческого языка означает изображение, образ – изображение бога, святого. Особым разделом древнерусской живописи является искусство миниатюры рукописных книг, которые сами по себе представляли сложную и изысканную форму искусства.

Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Разнообразные источники свидетельствуют о высоком развитии в Киевской Руси музыки. Древнейший жанр русской музыки - это эпические сказания ("старины"), обрядовые песни и т. д. Они близки речитативу. Эти напевы величаво и спокойно исполнялись певунами - "баянами". От них отличаются свадебные и похоронные песни, так называемые "плачи".

Календарные и сезонные обрядовые песни построены на интонации "призывов и выкликаний". Наиболее древними являются трудовые песни. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка.

Жители Руси пользовались различными музыкальными инструментами: ударными, духовыми и струнными.

Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и церемониальная музыка. После принятия христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связано появление церковного песнопения и нотной письменности. Основы были заимствованы из Византии, но постепенно появился самостоятельный певческий стиль (знаменитый распев).

Таким образом, Киевская Русь создала свое самобытное искусство, что предопределило пути дальнейшего развития искусства отдельных княжеств в период феодальной раздробленности.

К концу X в. относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Устные поэтические произведения о прошлом - это былины. В Киевской Руси былины пелись часто в сопровождении гусляров, еще и еще раз закрепляя в памяти народа наиболее яркие события, имена героев, их подвиги.

Устная поэзия существовала и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья, их подвиги. В заключение следует сказать, что устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом культуры средневековья.

Литература Киевской Руси характеризуется, с одной стороны влиянием литературы Византии, с другой стороны, своей самобытностью, что и позволяет говорить о рождении собственно древнерусской литературы.

Прежде всего следует отметить рукописный характер литературы периода Киевской Руси. По определению Д. С. Лихачева, "авторское начало в древнерусской литературе было приглушено". Нам известны имена отдельных авторов, а также переписчиков книг, которые скромно ставят свое имя в конце рукописи, либо на ее полях, либо в заглавии произведения, что гораздо реже. Как правило, авторские тексты произведений до нас не дошли, а сохранились более поздние списки, подчас отстоящие от времени написания оригинала на сто, двести и более лет. Для литературы Киевской Руси было характерно разнообразие жанров. Уже в самый ранний период в литературе представлен целый жанровый букет. Это и летописи, и шедевры ораторского красноречия. В числе других жанров представлены житийная литература и притчи.

В Киевской Руси постепенно накапливались знания. Хорошо были известны четыре действия арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии. Весьма обширны были познания русских людей в области географии, добытые из книг и путешествий. Они включали в себя всю Европу, Малую Азию, Индию, Северную Африку, Эфиопию. Хорошо знали Северный Урал и побережье Белого моря. Русских людей интересовали фауна, флора, обычаи народов разных стран, причем истина зачастую перемешивалась с фантастикой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.