КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие украинской культуры в условиях независимости
После провозглашения независимости в культурной сфере сложились весьма противоречивые условия для развития культуры. В стране, с одной стороны, впервые за многие годы сложились благоприятные условия для развития культуры. Были ликвидированы все цензурные контролирующие органы, общество освободилось от господства тоталитарной идеологии, появилась возможность получать любую информацию в области культуры. Преград для свободного развития украинской культуры не было. Государство перестало контролировать, но оно не обеспечивало в должной мере финансирование культуры В области образования произошли большие изменения. Была проведена демократизация образования. Появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи, авторские школы, коммерческие вузы. Что касается государственных учебных заведений, им катастрофически не хватает финансовых средств, которые выделяет государство. С 1 сентября 2001 года в Украине начала осуществляться реформа среднего образования. Осуществляется переход на 12 – летний срок обучения. Начальная школа будет 4-х классной, основная школа – 5-9 классы и старшая школа 10-12 классы. В старшей школе предусматривается изучение предметов на более высоком уровне и каждый ученик будет выбирать себе сам профилирующие предметы. Потребности сегодняшнего дня диктуют необходимость не просто механически передавать учащимся сумму знаний, а учить их поиску информации и усвоению знаний. Такая задача и ставится перед школой в новом тысячелетии. Экономический кризис в Украине привел к резкому сокращению государственного финансирования государственных вузов. Появились коммерческие вузы. Все вузы проходят процедуру аккредитации. Самый высокий, четвертый уровень получают университеты и академии. В культуре начала третьего тысячелетия наука является ключевым фактором развития. На ней базируются передовые технологии в производстве, стиль жизни населения, система образования. В современной Украине наука испытывает острую нехватку финансирования. Например, в 2000 году на науку было выделено чуть больше одного процента ВВП. В действительности научные учреждения получили из госбюджета еще меньше – только 0,4%. Вследствие этого отсутствуют реальные возможности для проведения научных экспериментов, теоретическая наука, практически прекратила свое существование. Острой проблемой является отъезд молодых, перспективных ученых за рубеж. За годы независимости научно-исследовательские институты Академии Наук потеряли до половины своего научного потенциала. В литературе и искусстве происходили демократические преобразования: утвердился плюрализм, государство отказалось от жесткого контроля над представителями творческой интеллигенции. Писатели старшего поколения Б.Олейник, И.Драч, И.Дзюба стали заниматься политической деятельностью, Л Костенко занимается по прежнему литературой. Появились писатели нового поколения: Ю. Андрухович, А.Курков, О.Забужко, М. и С. Дьяченко. Резко упал спрос на серьезную литературу, снизились тиражи украиноязычной литературы. Театр сегодня стал режиссерским. Это означает, что каждый режиссер сегодня по-своему трактует пьесы даже известных драматургов. Наиболее модные имена Р.Виктюк, Б.Жолдак, В.Оглоблин. Украинский кинематограф переживает ныне трудные времена. Перестала существовать Ялтинская киностудия. Одесская и киностудия им. А.Довженко испытывают большие трудности. Резко сократилось количество фильмов, выпущенных в Украине, прекратили свою работу многие кинотеатры. Государство прекратило финансировать кино и просторы Украины заполонило третьеразрядное американское кино. В 1992 году была создана Всеукраинский музыкальный союз. Голоса оперных певцов А.Кочерги, В. Лукьянец, В.Пятнички звучат на оперных сценах не только Украины, но и за рубежом. Новые песни слушателям дарят Т.Повалий, И. Билык, А.Пономарев, Руслана и многие другие. Уже традиционными стали песенные фестивали «Червона рута», «Песня года», «Таврийские игры» и другие. Развивается украинское изобразительное искусство. Проходят разнообразные художественные выставки. Заслуженной славой отцов постмодернизма пользуются такие художники, как О.Дубовик, Л.Медвидь. Они, также как и художник-реалист И.Марчук широко известны и за рубежом. Представители современного искусства В.Попов, Ю.Горбачев, С.Поярков поставили свое искусство на коммерческую основу. В последнее время украинская церковь переживает кризисные явления. Украинское православие оказалось расколотым, возникло множество религиозных организаций и объединений, которые относятся к нетрадиционным культам.
ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ 1. История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ – начала ХХІвв.). 2. Театр как род искусства. 3. Литература как искусство слова. Основные формы и жанры литературы
ЛИТЕРАТУРА (от лат. - написанное). В широком смысле произведения письменности. Под литературой понимается – 1.совокупность письменных и печатных произведений народа, эпохи, человечества; 2.художественная литература как вид искусства, отображающая действительность в художественных образах. 3.сочинения по данному предмету или вопросу. Выделяется литература научная (медицинская, историческая, математическая и т. д.), учебная, художественная (Х. Л.). В более узком значении слова под термином «литература» подразумевается художественная письменность. В прошлом - этому термину соответствовали термины «изящная словесность», «поэзия». В настоящее время соответствует художественная литература как вид искусства, основным материалом которого служит слово. Таким образом, художественная литература – это искусство слова. Следует заметить, что привычное словосочетание «литература и искусство» не вполне корректно, поскольку Л. также является частью искусства. Как элемент системы она взаимодействует с живописью, музыкой, архитектурой, хореографией, кинематографом и проч., что-то берет от них, что-то отдает, в свою очередь, от себя. Возникновение литературы относится к далекому прошлому человечества – к эпохе цивилизаций - и неразрывно связано с устным народным творчеством. Первые памятники литературы обычно представляют собой переработанные и закрепленные в письменности произведения устного поэтического творчества, веками складывавшие в народе; таковы, в частности, древнейшие героические эпопеи («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Нибелунгах» и др.). Поэтому появление литературы обусловлено возникновением письменности. Слову доступно все, что доступно мысли, а мысль охватывает все сферы и области действительности. Литературный образ апеллирует к интеллекту и воображению, к зрению и к слуху, даже к таким нетрадиционным в эстетическом отношении чувствам и ощущениям, как осязание и обоняние. Литература с одинаковым успехом может изобразить мир природы и мир человека, мир отдельной личности и мир общества, динамическую картину его развития в прошлом, настоящем и будущем, передать разнообразные оттенки света и цвета, причудливые формы физического, психологического или эмоционального движения либо состояния. Иными словами, писатель, как сам Господь Бог, моделирует, творит вторую действительность во всем ее бесконечном многообразии как системное единство бесчисленных реалий, свойств и особенностей. Специфика Л., по сравнению с другими видами искусства, состоит в том, что она отражает действительность посредством самого универсального инструмента — слова. Сфера Х.л. беспрецедентна по своей широте: она может выразить все, что может выразить слово. Предмет Х.л. — весь мир, повернутый к человеку, и человек, повернутый к миру. Каковы же цели Х.л.? Что заставляет писателя мучиться над чистым листом бумаги, а читателя тратить драгоценное время на, казалось бы, бесполезную, никак не вознаграждаемую работу ума и сердца? Цели Х.л. определяются ее функциями как одного из самых социально значимых и активных видов искусства. Основные функции Х.л. следующие: социально-эстетическая, преобразующая, познавательная, воспитательная и языкотворческая. Наряду с другими видами искусства, Х. Л. целенаправленно создает летопись исторической жизни народа, продуцирует и оформляет нравственные ценности и идеалы, осуществляет феноменальный разговор с предками, современниками и потомками. Х.л. — самый гибкий инструмент духовной коммуникации между личностью и обществом, между поколениями, между нациями и социальными слоями общества. Изображение человека в отношениях с окружающими людьми определяет отражение в литературе всего многообразия жизненных противоречий и конфликтов. Так, в рассказе Чехова «Спать хочется» доведенная до безумия жесточайшей эксплуатацией хозяев девочка-нянька душит в колыбели ребенка, которого она укачивает. Решая эстетические проблемы, писатель исследует реальное положение вещей и, обнаружив его несоответствие идее прекрасного, внушает каждому читателю в отдельности и обществу в целом «тоску по идеалу» вместе с готовностью предпринять необходимые усилия для его претворения. Мир, в конце концов, переустраивают эстетически ангажированные читатели. С другой стороны, гармонизация предмета искусства и самого произведения, которое также строится по законам красоты, имеет немаловажные преобразующие потенциалы. Писатель-творец и читатель-потребитель испытывают пусть и не одинаковое, но имеющее общую природу удовлетворение от общения с искусством слова. Конечно, мельницы «Дон Кихота», с которыми сражается отважный рыцарь Печального Образа, не смелют зерно и не дадут муки для хлеба насущного, но они вращают свои крылья не вхолостую. Они вырабатывают незримый воочию хлеб духовный. Сколько уже поколений читателей получили мощный нравственный импульс от высокого образа мыслей и чувств героя Сервантеса! Преобразующее действие Х.л., как видим, осуществляется не прямыми, а окольными, сложно опосредованными путями. Не менее привлекательным стимулом к творчеству и чтению является познавательная функция Х.л. Значительную часть информации о себе и окружающем нас мире мы получаем из книг, не только научных, но и художественных. М. Горький, не имевший, как известно, систематического образования, но самостоятельно овладевший необычайно широким кругом знаний, не уставал повторять: «Чтение — вот лучшее учение!». Столь же эффективно, как и познавательную, Х.л. осуществляет свою воспитательную функцию. С одной стороны, она учит читателя любить добро и ненавидеть зло, прививает ему инстинкт прекрасного, вселяет тоску по идеалу, по гармоничной жизни в дисгармоничном мире и неуемное стремление его гармонизировать. С другой стороны, литературное творчество воспитывает, облагораживает и художника. По свидетельству К.А.Бунина, у Чехова каждый год менялось лицо. Сам Чехов признавался в том, что от природы он был вспыльчивым, трудным в быту человеком, обладал желчным, неуживчивым характером, но писательство, постоянное творческое напряжение помогли ему «выдавливать из себя по капле раба» и, добавим мы, стать поистине эталонным образцом русского интеллигента в самом высоком и определенном смысле этого понятия. Наконец, Х.л. по праву считается основным инструментом, формирующим разговорный, литературный и поэтический язык народа. Собственно язык Х.л. принято называть поэтическим, его ведущая функция — эстетическая. Правильный, нормированный язык как средство общественной коммуникации именуется литературным. Язык разговорный, естественно, предназначен для свободного интимного общения между людьми, поэтому отличается относительной вольностью. Поэтому, с моей точки зрения, нельзя назвать литературой скандально известные произведения российского писателя Сорокина, поскольку они написаны с помощью ненормативной лексики. Возникает вопрос о предназначении литературы. В литературе выделяют 3 основные формы: эпос, лирика, драма. ЭПОС - от греч. - слово, повествование – повествовательный род литературы. Эта литературная форма основана на объективном отражении процессов общения человека с миром, протекающим во времени и пространстве. Повествование ведется от автора - повествователя или от героя-рассказчика. В зависимости от масштабов изображения событий и судеб различают виды или жанры эпоса. К большим жанрам относятся поэма – повествование в стихах, эпопея (иногда роман-эпопея) и роман. Это произведения с разветвленным сюжетом о судьбе одного или нескольких героев. Ярким примером является «Война и мир» Л.Толстого или романы О.Бальзака, объединенные в цикл «Человеческая комедия». В украинской литературе эпопеей называют циклы произведений М.Стельмаха(«Кровь людская – не водица», «Велика родня»), У.Самчука («Волынь», «Ост»). К средним жанрам относится повесть. Именно таковы «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя или «Левша» Лескова. Первая украинская повесть – «Маруся» Г. Квитки-Основяненко. Жанр повести также развивался в творчестве Марко Вовчок «Институтка», И.Нечуй-Левицкого «Микола Джеря», Б.Гринченко «Среди темной ночи», «Под тихими вербами», И. Франко «Захар Беркут», М.Коцюбинского «Fata morgana». В отличие от романа повесть охватывает только определенную цепь событий. Малые жанры эпоса представлены рассказом, новеллой, очерком, басней, эссе, притчей и т. д. Основоположником европейской новеллы считается итальянский писатель эпохи Возрождения Боккаччо. В новелле обычно изображаются «частные» поступки и переживания людей, их личные, интимные отношения. Мастером новеллы 20 столетия является Стефан Цвейг («Амок», «Письмо незнакомке», Жгучая тайна» и др.). Украинская новеллистика представлена именами М.Коцюбинского, Г.Косынки, В.Стефаника, М. Хвылевого, О.Гончара и др. ЛИРИКА - (то, что произносится под звуки лиры) – род литературы, в котором окружающая действительность изображается путем передачи чувств, настроений и переживаний лирического героя или автора. Центральным персонажем лирического произведения оказывается сам поэт и, прежде всего, его внутренний мир. Гегель, обосновывая особенности лирики, считал, что предметом изображения в лирике является духовная жизнь человека, мир его идей и чувств. Лирика уходит своими корнями в устное народное творчество и генетически связана с музыкой. Лирика представлена многообразием жанров: песня, элегия, романс, сонет, гимн, эпиграмма, панегирик, ода, бурлеск и др. ДРАМА – (происходит от греч.: действие) род литературы, представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и обычно предназначенные для исполнения на сцене. Таким образом, окружающая действительность изображается непосредственно через высказывания и действия самих персонажей, то есть литературный текст разыгрывается въявь или в воображении на театральной сцене. Особенность драмы как рода искусства состоит в том, что она одновременно принадлежит как литературе, так и театру. Жанрами драмы являются трагедии, комедии и драмы в узком смысле слова.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |