Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыка и изобразительное искусство




1. Музыка как вид искусства.

2. Изобразительное искусство.

3.

МУЗЫКА (греч. — искусство муз) — искус­ство соединения доставляющих удовольствие экспрес­сивных и понятийных комбинаций вокальных и инстру­ментальных звуков. Развитие М. происходило совместно с формированием чувственных способностей человека.

Когда и как зародилось искусство М., установить очень трудно. Мнения специалистов относительно этого вопроса расходятся. Одни считают, что М. развилась из пения, другие полагают, что в ее основе было некое
подобие барабанов, ритмы которых сопровождали танцы
и ритуальные обряды. Однако вне зависимости от причин возникновения М. с полной уверенностью можно утверждать, что она изначально имела большое значение в жизни людей. В ходе раскопок учеными-археологами были обнаружены простейшие по техническому устройству музыкальные инструменты, в частности духовые (кости различных; животных с просверленными в них отверстиями, изготовленные более 40 тыс. лет назад). Это свидетельствует о том, что уже тогда существовало музыкальное искусство. После изобретения фонографа (1877 г.) — первого аппарата для механической записи и воспроизведения звука — исследователи стали совершать поездки в наиболее удаленные от цивилизации-места земного шара. От представителей племен, в которых еще сохранился первобытно-общинный уклад, они записали образцы пения и национальной инструментальной М., по которым можно примерно определить, какой вид она имела в древности. Согласно сохранившимся сведениям, музыкальное искусство начало развиваться в Х в. до н.э. На многих предметах древности — керамических вазах, стенах храмов и т.д. — присутствуют изображения музыкантов, которые сопровождают пением и игрой на музыкальных инструментах охоту, танцы, священные и обрядовые действа, военные и торжественные шествия. По мере распространения письменности начали появляться поэтические тексты песен и гимнов, а также важные сведения о музыкальной жизни того или иного народа. Писатели и философы стали уделять большое значение рассуждениям о роли М. в жизни человека и теорети­ческому изучению элементов музыкального языка, Сведе­ния о М. сохранились в крупнейших государствах древности: Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте. Но наибольшее развитие данный вид искусства получил в античных странах — Древнем Риме и Древней Греции. На ранних стадиях развития М., благодаря своей тесной связи с психологическим состоянием человека, была наделе­на эмоциональной выразительностью. С самого начала она была включена в быт людей, трудовые процессы и ритуальные обряды. Постепенно формировались музы­кальные жанры. М. состоит из многих элементов, начиная от природных звуков, например, |пения птиц, до более сложных звуков, производимых с помощью музыкальных инструментов. С самых ранних этапов развития в ее сферу оказываются вовлеченными различные виды человечес­кой деятельности.

Во все времена существовали два вида М.: серьезная и легкая. Серьезная М. требует концент­рации внимания, легкая - служит фоном для разного рода времяпрепровождений: труда, трапез, отдыха, бесед, развлечений и т.д. Люди создавали, создают и будут созда­вать М. и серьезную, и легкую, потому что и та, и другая всегда находят своего слушателя.

ЖАНР (лат.род, падеж) —роды и виды музыкалыюго творчества в связи с их происхождением, особенностями исполнения и восприятия. Первоначально Ж. выступал в роли художествен­ного канона, а нормы пения и музицирования определя­лись назначением музыки, которая применялась главным образом в обрядах, культах и религиозных церемониях. Уже в древнем фольклоре определились инструменты, характер исполнения, устойчивые сочетания музыки и мелодий, лежащие в основе импровизации.

В рождении новых Ж. можно проследить некоторые общие закономерности. В древности многие народы верили, что успех дела зависит от воли божеств, и считали, что перед тем, как приниматься за дело, необходимо добиться расположения высших сил. Такую же цель — воздействовать на волшебные силы — пресле­довала ранняя музыка. По мере развития человечества музыка постепенно высвобождалась из-под власти мифов и приобретала другие цели. Наиболее важная из них — помощь в труде. Так возникли Ж., связанные с земледельческими работами: жатвенные, молотиль­ные, покосные и т.д., а также песни, связанные с други­ми видами деятельности. Стремление сохранить в памяти и передать потом­кам сведения о важнейших исторических событиях, о подвигах во имя родины, воспеть героизм своего народа привело к возникновению эпических Ж.

У каждого народа есть свои семейно-бытовые песни: колыбельные; свадебные и т.д. Первоначально они играли лишь поучительную роль, но постепенно в бытовой музыке разных сословий наметилась линия развлекательной музыки. Ярким примером тому могут служить итальянс­кие представления «масок», ставшие популярными во многих европейских странах. В средние века большое значение придавалось застольным песням. Так, в феодальной Англии каждый представитель высшего сосло­вия должен был явиться на пир с собственной застольной песней. Одновременно с началом первых революций стала появляться музыка, наполненная интонациями
воли и решимости. Вплоть до XVII в. в европейской музыке преобладала ориентация на нормативное соответствие музыкального опуса, который не нуждался в подробной нотной записи. До начала XVIII в. музыкальные произведения записывали частично. Позднее, когда музыка была признана самостоятельным видом искусства, опус преобразился в цельное музыкальное произведение. В это время определилась музыкальная жанровая система, обогатившаяся новыми формами. В прикладной музыке выделяются первичные Ж., кото­рые зависят от задач, выполняемых музыкой в бытовых, обрядовых и трудовых ситуациях. К ним относятся песенно-танцевальные Ж., марши, гимны и т.д. Каждый из этих Ж. разделяется на множество самостоятельных групп, каждую из которых также можно назвать Ж. По мере отделения музыки от других видов искусств сформировались вторичные Ж.: соната, концерт, симфония и т.д. Первич­ные Ж. продолжают возникать и сегодня, например, современные эстрадные Ж. В зависимости от исполнительских составов, для кото­рых предназначены музыкальные произведения, музыку разделяют на следующие Ж.: хоровая, камерная, симфо­ническая, вокально-симфоническая и т.д. Существует еще один способ жанрового разделения музыки - на вокальную и инструментальную. Вокальная, в отличие от инструментальной, всегда звучит с текстом и - учетом особенностей человеческого голоса. Инструментальная музыка может иметь различное происхож­дение: танцевальное, инструментальное, песенное и т.д. В музыкальном искусстве существует также литера­турно-поэтическая классификация, благодаря которой можно определить содержание того или иного музыкального произведения. В зависимости от того, какой литературный Ж. лег в основу произведения, различают музыку драматическую, комическую, лирическую и эпическую. В зависимости от аудитории, на которую она рассчитана, - на серьезную (духовную) и легкую. Стройной системы Ж. не существует, т.к. всё они тесно взаимосвязаны между собой и не укладываются в определенные рамки. В связи с этим их группируют только по отдельным направлениям, прежде всего по назначению в жизни человека.

Изобразительное искусство это искусство, для которого характерно воплощение художественного образа в плоскостные или пространственные формы, в материальный объект. «Реальность – это реальность картины, а не изображенного на ней предмета» (Х. Ортега –и-Гасет). То есть это вид искусства, который воспринимается зрительно, он объединяет живопись, скульптуру, графику, фотоискусство.

В различных мировых культурах основными становились разные виды искусства: в Европе это были живопись и скульптура, в искусстве исламских стран это орнамент, поскольку Кораном запрещено изображать живые существа; в искусстве других регионов мира это могли быть маски, керамика, изделия из металла и т.д.

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел произведения живописи конкретизируется в теме и сюжете. В зависимости от предмета, выбранного ху­дожником для изображения, различают жанры: портрета, натюрморта, пейзажа, а также историчес­кий, бытовой, батальный, анималистический и прочие жанры. Перечень может быть продолжен, так как количество жанров меняется, каждый внутри себя усложняется, дифференцируется.

Скульптура – от лат.: вырезать, высекать – ваяние, пластика, один из видов пространственных искусств, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Таким образом, скульптура создает объемные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы, гипса и т. п. Скульптура изображает, главным образом, человека, реже животных. Ее главные жанры: портрет, исторические, бытовые изображения, а также анималистический жанр. Различают скульптуру: круглую (статуя, группа, бюст, статуэтка), осматриваемую с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона).

Графика – от гр.: черчу, пишу, рисую – вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями, без красок, а также печатные изображения, в основе которых лежит такой рисунок. Графика не исключает использования цвета (применяют акварель, гуашь, пастель). Графика делится на станковую(рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация), прикладную (почтовые марки, экслибрисы, промышленная графика) и плакат.

Фотография – это вид изобразительного искусства, в котором изображение получают с помощью светочувствительных материалов и соответствующей обработки полученного материала.

Жанры изобразительного искусства сложились к 17 в. в эпоху Воз­рождения. Жанры присутствуют во всех видах изобразительного искусства, т. е. в живописи, графике и скульптуре, но в наи­более чистом виде представлены именно в живописи.

К историческому жанру, как правило, относят изображение к.-л. значительных событий, происходивших не при* жизни художника, а значительно раньше. Прежде всего, к ним традиционно относились библейские сюжеты, наряду с композициями на темы мифов древних культур. К историческим отно­сят иногда и произведения, изображающие современные со­бытия, историческое значение которых уже признано. Напри­мер, картина Веласкеса, изображающая сдачу Бреды, собы­тие, современником которого являлся художник, считается од­ним из выдающихся произведений исторической живописи. К историческому жанру можно отнести множество произведений скульптуры разного времени, изображающих, главным образом в фор­ме рельефа, исторические события (колонна Траяна в Риме; рельефы Гиберти на дверях баптистерия во Флоренции и Манцу на дверях собора Св. Петра в Риме и т. д.); памятники ис­торическим личностям и др.

Портрет — жанр, посвященный изображению человека. По­лучил распространение в древности в скульптуре, а затем в живописи и графике. По своему назначению различа­ют парадный портрет и портрет камерный (кабинетный). Бы­вают портреты парные и групповые, которые также могут быть предназначены для украшения парадных зал и восхваления оп­ределенных персон, либо для памяти о людях, объединенных профессиональными, семейными, духовными узами. Особую категорию портретного жанра составляют автопортреты, на которых художник изображает самого себя. По художественно-образной и содержательной сущности ис­следователи портретного жанра различают психологические портреты, портреты-характеры, портреты-биографии (Ремб­рандт, Веласкес, Серов, Репин). Все названные качества мо­гут находить выражение и в парадном, и в камерном портрете («Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса, портреты Рембран­дта, «Портрет Ермоловой» Серова).

Пейзаж (от фр. «местность», «страна») — жанр, посвящен­ный изображению естественной или измененной человеком природы, видов местностей, городов, морских видов (марина). Часто служит фоном в произведениях других жанров, а также в рельефах. В качестве самостоятельного жанра, выделился в евро­пейском искусстве эпохи Возрождения, но в китайском искусстве еще в 7 в. (в эпоху Тан) достиг исключительной одухотворенности и по­этичности. В эпоху классицизма получил распространение «исторический», «героизированный» пей­заж (Пуссен, Лоррен), вдохновленный образами античной ми­фологии, а также архитектурные «руины» (Г. Робер), изобра­жавшиеся на огромных холстах вертикального или горизонталь­ного формата соответственно тому месту, которое им предназна­чалось в зале. В 18 в. и позже популярностью пользовались пейзажи — ведуты, точно воспроизводящие виды конкретных городов (Д. Каналлетто, А. Зубов); а также марины, изобража­ющие море в разное время дня при разном состоянии природы (Тернер, Айвазовский, А. Боголюбов). По художествен­но-образной сущности пейзажи могут быть эпическими (Кон­стебл, Шишкин), романтическими (Я. Рейсдаль, Тернер, Курбе, Айвазовский}, лирическими (Коро, Саврасов, Левитан). Пейзаж получил распростране­ние как в живописи, так и в графике и в скульптуре (рельеф).

Натюрморт – (от фр. «мертвая природа») - посвящен изображе­нию неодушевленных предметов, обычно, домашней утвари, обихода, снеди, цветов, битой дичи и пр. Другое его на­звание - штильлебен, «тихая жизнь» (в переводе с голландского) предметов, окружающих человека. Функционально натюрморт, так же как и другие жанры, может быть парадным (Ф. Снейдерс, Рубенс), а может быть камерным (малые голландцы). Средствами натюрморта ху­дожник способен выразить всю гамму человеческих пережива­ний (Ван Гог, Пикассо, Шагал, Фальк).

«Интерьер» («внутри», «в комнатах») — жанр, близкий к на­тюрморту и бытовому. Выделился в искусстве художников Голландии 17 в., изображавших интерьеры храмов и бюргерс­ких домов; возродился в искусстве 19 в. в Германии, России и других стран (Вермер, малые голландцы, Венецианов и его уче­ники). Предметом изображения и любования для художника, работающего в этом жанре, является красота жизни в про­странстве, разумно и гармонично организованном, состояние тишины и умиротворенности. «Интерьер» получил распрост­ранение в живописи и графике.

Бытовой жанр (т. наз. «жанровая картина») посвящен событиям и сценам повседневной жизни. Возник в Италии в конце 16 века в творчестве Караваджо. Получил распространение в искусстве Голландии 17 в, В 18 в. в него проникают морализирующие и сатирические тенденции (Грез, Хогарт). Широкое распространение получил в 19 в. во всех национальных школах и нашел выражение в направлении, получившем название «критический реализм» (Милле, Курбе, Менцель, передвижники в России). Бытовой жанр был очень популярен в графике (техника гравюры позволяла издавать серии занятных бытовых сюжетов), в скульптуре. Бытовой жанр по­рой становился тормозом в развитии художественно-образных возможностей изобразительного искусства: увлекаясь сюжетом, художники ограничивали образную палитру арсеналом средств, достаточных для его натуралистического воспроизведения; задачи эстетические отходили на второй план.

Выбор художником жанра свидетельствует о его эстетическом предпочтении, о его способности наиболее полно выразить свое отношение к миру средствами данного жанра. Некоторым художникам равно доступны все или многие жанры (Рембрандт). Для истории искусства, для зрителя все жанры представляют равную эстетическую ценность.

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. «древний») — искусство Греции, эллинистических государств и Римской республики в 1 тысячелетии до н. э. и Римской империи первых веков от н. э. А. и. прошло следующие основные этапы: 1) архаика, 2) классика, 3) эллинистическое искусство, 4) римское искусство.

Искусство архаики (от греч. «древний»), развивавшееся в 7—6 вв. до н. э., вырабатывает образы и формы, основанные на мифологии. Особое место в древнегреческой культуре занимает скульптура, пронизанное восхищением физической красотой и мудрым устройством человека. По мнению древних, в Афинах было больше статуй, чем жителей. Скульптура украшала храмы богов и жилища людей, увековечивала память людей и отмечала могилы. В скульптуре этого времени нашел отражение атлетический иде­ал в образах юноши (куроса) и женщины (коры). Сложные сюжетные композиции получили распространение в вазописи.

Классический период- эпоха высшего расцвета искусства (5—4 вв. до н. э.) Развитие полу­чили все виды искусства. В творчестве скульпторов­ Мирона и Поликлета складывалось представление об идеальном ­ образе гармонически развитого, совершенного человека. Вершиной искусства классики является время правления Перикла, когда работали величайший скульптор Фидий, архи­текторы Иктин и Калликрат — создатели Афинского Акропо­ля. Классический период А. и. завершается творчеством Праксителя, Скопаса, Леохара и Лисиппа, произведения которых отмечены вниманием к миру человеческих чувств и страстей, нарушением внутренней гармонии и согласия с окружающим миром. Эллинизм (от греч. «эллин», «грек») — культура 3 — 1 вв. до н. э., периода греко-македонской колонизации восточного Средиземноморья, связанной с распространением эллинской культуры. Возникли города Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам и Малой Азии, крупные библиотеки, мусейон (прообраз музеев) в Александрии. В духовной жизни сочетались традиции Востока и Греции. Главная тенденция искусства — понимание индивидуальности человека.

Римское искусство (с 8 в.'до н. э. до 5 в. н. э.). Изобразительное искусство во многом определили пути дальнейшего развития европейской культуры. При этом, в отличие от греческих, римские художники, по-видимому, не считались творцами: имена их почти не дошли до нас. Важнейшим дос­тижением изобразительного искусства Рима является скульп­турный портрет, реалистически передающий характерные черты человека, его психологию.

В изобразительном искусстве поздней античности уже формирукется новое средневековое мироощущение. Происходит утрата гармонии духа и тела и провозглашается характерное для средневековья главенство мира идей над миром материи, духа над плотью. Это выражается, например, в скульптурных портретах 2-3 вв. н.э. Главным в них является передача духовного мира портретируемого. В росписи христианских подземных некрополей – катакомб – где возле могил совершалось поминание умерших, - образы античности трактуются в духе новой христианской религии. Для этого используется система аллегорий, иносказаний и символов(виноградная лоза, голубь, крест, рыбы), понятная лишь посвященным в засекреченную символику.

В ранний период средневековья художественное творчество варварских народов представлено главным образом предметами прикладного характера, которые во многом отличались грубостью и первобытной простотой. Это различные орнаментальные украшения оружия, утвари, одежды, ювелирных изделий. В орнаменте часто использовались изображения фантастических животных. Поэтому такое направление получило название «звериного стиля». Для него характерно сочетание форм животного и растительного мира и абстрактных форм. В 9-10 вв. в искусстве появляются христианские мотивы. Во внутреннем убранстве церквей и монастырей использовались скульптурные рельефы, фреска, мозаика, в которых изображались сцены Ветхого и Нового заветов. Благодаря произведениям живописи неграмотный народ мог узнать то, что не мог прочесть. Поэтому живопись и скульптура считались «библией для неграмотных». От периода раннего средневековья мало что сохранилось в отличие от книжной миниатюры. – это выполненные от руки многоцветные изображения или рисунки в рукописных книгах и их декоративное оформление (инициалы, заставки).

Романское искусство (10- 12 вв.) знаменуются возрождением монументальной скульптуры и техники рельефа. Наверное, такое развитие каменной скульптуры было связано с ростом религиозных устремлений во времена крестовых походов. Бернар Клервоский осуждал использование скульптуры в церкви, кторая напоминала о языческих идолах и представляла, по его мнению, суетное развлечение, позволяющее «охотнее читать по мрамору, чем по нашим книгам». Действительно, фантастическое скульптурное убранство в виде чудовищных кентавров, Змей, рыб, полулюдей у подножия колонн, на окнах и стенах романских храмов отличались отзвуками языческих представлений и подтверждали «варварские» основы европейского искусства.

Развивалась также фресковая живопись и книжная миниатюра. Настоящий расцвет переживало прикладное искусство. Получили большое распространение настенные ковры - шпалеры, которые украшали интерьеры храмов и замков. Знаменитый французский ковер из Байе заполнен сценами завоеваний Англии норманнами.

13 - 15 вв. ознаменовались развитием готического искусства. Более точным названием его является стрельчатый стиль. На первый план в готической скульптуре выдвигается стремление к жизненной выразительности и одухотворенности образов. Рост интереса к человеческой личности все чаще сказывается в индивидуальной трактовке библейских персонажей. Приходит новое понимание Христа и Богоматери. Христос из грозного судьи и Вседержителя превращается в мудрого проповедника. А с утверждением в рыцарских кругах поклонения прекрасной даме культ Богоматери приобретает в Европе особую популярность. Важная черта зрелой готики – стремление осовременить святой персонаж, приблизив его к зрителю. Вот почему в Шартрском соборе статуя св.Георгия – в костюме участника крестовых походов. В храмах стали помещаться скульптуры церковных и светских властителей, знатных феодалов, которые носили портретный характер. Высокое совершенство отличает декоративно-прикладное искусство и книжную миниатюру. Готика была вытеснена искусством Возрождения.

В эпоху Возрождения было создано новое искусство, освободившееся от средневековой условности и символики, в центре его стал реальный мир, жизненный, яркий образ человека, прежде всего деятеля, героя. В связи с этим большое развитие в живописи и скульптуре приобретает искусство портрета. Скульпторы 15 века Донателло, Верроккьо обращаются к пластике человеческого тела, подчеркивают ее. В живописи происходит поворот от иконы к картине. Высокий подъем переживает искусство фресковой живописи. В конце 15 – 16 вв. в период высокого Возрождения достигло высочайшего развития. Творчество Веронезе, Тициана, Джорджоне, Микеланджело наполнено верой в титанические возможности человека. Большое значение имело искусство Голландии (Ван Дейк, П.Брейгель и др.), Германии (А.Дюрер, Л. Кранах и др.). В изобразительном искусстве складываются основные жанры.

Искусство нового времени совпадает с появлением стиля барокко. Скульптура и живопись барокко представлены виртуозными, полными движения декоративными композициями (большей часть религиозными и аллегорическими) и парадными портретами, которые подчеркивают кастовое происхождение человека. В Италии искусство барокко связано с именами скульптора Бернини, живописце Караваджо. В Голландии это ряд картин Рубенса и Ван Дейка.

Поздним барокко называют иногда искусство рококо. Для изобразительного искусства характерны камерность и утонченная декоративность, мифологические и пасторальные, зачастую легкомысленно-эротические сюжеты(Ф.Буше и др.)

Во второй половине 17 века появляется классицизм. Общей отличительной чертой его является подражание античному искусству. Изобразительное искусство классицизма отличалось четкостью форм, фигур и жестов. С большой силой социально-этические идеалы были выражены в возвышенных исторических и мифологических картинах Н.Пуссена, пейзажей К. Лоррена. Создание в Париже королевских академий способствовало утверждению академического стиля. Новый этап развития классицизма был связан с эпохой Просвещения. В изобразительном искусстве это скульптуры А.Гудона., Ж.Пигаля, Э.Фальконе; в живописи творчество Давида, посвященное, в основном, античным героям. В 19 веке классицизм утрачивает прогрессивное содержание. Это сказалось уже в стиле ампир периода империи Наполеона. Окончательно утверждается официальная парадность и копирование античных образцов. В изобразительном искусстве классицизм вырождается в академизм. Это нашло отражение в поздних картинах Давида, в исторической и религиозной живописи Д. Энгра. Борьбу против академизма начали романтики (ЭДелакруа), и завершили реалисты 19 века (Курбе, Милле, Коро).

В середине 19 века в европейское искусство приходят элементы символизма, которые предвосхищали появление в начале 20 века модернистского искусства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.