Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бытие и его структура




Лекция 12 Исходные категории философского анализа мира

Эволюция философской мысли в Беларуси

 

Распространение философских идей в Беларуси также связано с принятием христианства. В отличие от России, Беларусь в большей степени испытала влияние западных идей и теоретических течений. Особенно ярко это проявилось в период Возрождения и Реформации (XV- XVII вв.). Эта эпоха связана с деятельностью Ф. Скорины, С. Будного, С. Полоцкого, К. Лыщинского, К. Нарбута и др.

Ф. Скорина (1490-1551 гг.) не только издавал библейские книги, но в своих предисловиях и комментариях к ним определял их историческое и общекультурное значение.

С. Будный (1530-1593 гг.) на белорусском языке издал катехизис и Библию, отрицал бессмертие души и загробный мир, материалистически объяснял психофизические процессы.

С. Полоцкий (1629-1680 гг.) стремился гармонизировать веру и знание. В философии он выделял три раздела: логику, физику (натурфилософия) и этику. Главный предмет его творчества – человек в многообразии его связей и проявлений.

К. Лыщинский (1634-1689 гг.) – автор трактата «О несуществовании Бога». Был сожжен иезуитами за свои взгляды.

К. Нарбут (1738-1807 гг.) целью философии считал поиск истины, выступал против схоластики, был последователем Декарта и сторонником деизма, написал курс «эклектической философии».

В период нахождения Беларуси в составе Российской империи (с конца XVIII в.) практически отсутствовали условия для развития национальной философии. В Беларуси не было научных центров и ВУЗов. Выходцы из Беларуси получали образование в России и на Западе и не могли реализовать себя в полной мере на родине.

В советский период центрами философской мысли стали Белорусский государственный университет и Национальная академия наук РБ, которые сохраняют этот статус и в настоящее время.

До начала 90-х гг. философия в Беларуси развивалась в русле советского марксизма, тем не менее белорусские философы добились значительных успехов в области методологии науки (В.С. Степин, А.И. Зеленков), в изучении социальных процессов (Е.М. Бабосов), исследовании проблем религии и свободомыслия (А.А. Круглов, М.Я. Ленсу).

В настоящее время сложились благоприятные условия для развития философии в Беларуси. Тем не менее национальная белорусская философия еще не сложилась, а ее формирование представляется делом далекой перспективы.

 

 

 

Во многих философских учениях понятие «бытие» является центральным. Философы-идеалисты связывают его с явлениями духовной жизни, материалисты – с миром предметных форм. С точки зрения диалектического материализма, бытие – это философская категория для обозначения единства всего существующего. Синонимами ее могут выступать такие понятия, как «существование», «реальность», «мир» и др. Необходимость этой категории обусловлена тем, что для анализа действительности первоначально требуется зафиксировать факт ее существования. В структуре бытия выделяют три основных формы:

1) бытие вещей и состояний природы;

2) бытие «второй» природы (культуры, то есть всего, что создано человеком);

3) бытие человека и его духовного, которое разделяется на субъективное (духовный мир отдельной личности) и объективное (формы общественного сознания: мораль, право, религия, искусство и т.д.).

Эти формы бытия тесно связаны друг с другом. Например, как биологическое существо человек относится к миру природы. В то же время он продукт и творец культуры, без которого не может существовать духовный мир. Таким образом, человек выступает как единство всех трех форм бытия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.