Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества

Лекция 16 Природа как предмет философского анализа

 

 

Термин «природа» используется в трех значениях:

1) для обозначения всего существующего;

2) для определения внечеловеческой реальности, то есть всего того, что возникло и существует независимо от человека;

3) в качестве синонима понятия «сущность».

Древние люди соотносили природу с собой и, задумываясь над сущностью психических процессов, пришли к анимизму – вере в существование души. Часто они наделяли душой весь окружающий мир (гилозоизм).

На основе анимизма и гилозоизма в античном мире стали формироваться рационалистические представления о природе. Существовало понятие «ЛОГОС» – всеобщий закон, управляющий миром. Ему были подчинены и люди, и природа. Однако наличие у человека разума приводило к мысли о его праве преобразовывать природу.

В средние века мир был разделен на земной и небесный. Земной считался греховным, а природа рассматривалась чаще всего как сосредоточие сил зла.

Возрождение восстановило античное отношение к природе и утверждало мысль о том, что только в единстве с природой человек способен приобрести высшие духовные ценности. Однако при этом стало формироваться и утилитарно-практическое отношение к природе, согласно которому природа рассматривалась как неисчерпаемая кладовая богатств, которые человек должен использовать для роста своего материального благополучия. Эта доминанта массового сознания утвердилась в Новое время и просуществовала до середины XX в. Только в 50-е годы XX в. пришло осознание хрупкости природы и необходимости бережного отношения к ней.

Издавна, различая живую и неживую природу, люди мало задумывались над проблемой возникновения жизни. Столетия господствовало убеждение о самозарождении жизни. Только в 1862 году Луи Пастер опроверг эту догму своим тезисом «Все живое – с живого». Успехи естествознания позволяют определить специфику систем живой природы:

1) для живого характерна негентропийность, то есть способность накапливать вещество, энергию, информацию, приобретая сложную организацию, обладающую длительной памятью;

2) живое сохраняется, постоянно разрушаясь;

3) живая система относительно изолирована от внешней среды и сохраняет свою качественную специфику;

4) для живого характерны упреждающие реакции;

5) живые системы преимущественно сохраняют не действие, а свое противодействие, то есть живое стирает след воздействия, преобразуя его в память;

6) живые системы открыты, то есть обмениваются со средой и энергией, и веществом.

Человек всегда зависел от природы, но характер этой зависимости постоянно менялся. Если на заре человеческой истории люди зависели в большей степени от естественных природных богатств: климат, почва, плодоносные растения и т.д., то современное человечество в большой степени зависит от источников энергии и скрытых полезных ископаемых. В природе выделяют несколько взаимосвязанных сфер:

- геосфера – вся поверхность Земли;

- биосфера – совокупность живых организмов на поверхности земли, в воде, почве и атмосфере;

- космосфера – околоземное космическое пространство и та часть космоса, которая может быть освоена в обозримом будущем.

В 1927 г. богослов Т. де Шарден и математик Э. Леруа ввели в научный оборот понятие «ноосфера». В отечественной науке учение о ноосфере развивал В.И. Вернадский. Ноосферой он называл высокую ступень развития биосферы, включая в нее человеческое общество и все созданное человеком.

Таким образом, совокупность природных сфер образует естественную среду обитания, а все, что создано человеком, – искусственную среду (техносферу). Естественная среда не имеет тенденции к какому-либо резкому расширению. Техносфера постоянно расширяется за счет естественной среды. История взаимоотношений человека и природы представляет собой единство двух тенденций:

1) постоянное расширение меры господства человека над природой;

2) неуклонное нарастание дисгармонии между человеком и природой, разрушение естественных основ человеческого существования.

Следствием взаимодействия этих тенденций стало возникновение экологии.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема смысла жизни в философии | Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.