КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы научного познания. Научное познание возникает на определенной ступени развития общества и имеет свою специфику:
Научное познание возникает на определенной ступени развития общества и имеет свою специфику: - оно целенаправленно и решает определенные задачи; - ему свойственны точность и строгая определенность; - оно располагает специальными методами и формами. В науке метод – это система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познавательной деятельности. Принято выделять три основные группы методов научного исследования: эмпирические, теоретические, общелогические. Эмпирические методы. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов и явлений, которое опирается на ощущения, восприятия и представления человека. Структура наблюдения включает в себя наблюдателя, объект наблюдения, условия наблюдения и средства наблюдения. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. В первом случае объект воздействует на органы чувств наблюдателя непосредственно; во втором используются те или иные приборы. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, единство средств, возможность контроля результатов наблюдения. Эксперимент – это активное целенаправленное изучение явлений и процессов в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться исследователем. Выделяют следующие виды эксперимента: исследовательский (поисковый); воспроизводящий; изолирующий; проверочный (контрольный). Кроме того, различают эксперименты в зависимости от области научного знания: химические, биологические, социальные и т.д. Любой эксперимент включает в себя следующие стадии: - планирование; - выбор технических средств; - осуществление эксперимента;
- интерпретацю результатов. Сравнение – это соотнесение различных объектов для выявления их сходства и различий. Оно должно отвечать двум требованиям: сравниваются только сопоставимые объекты; сравнение осуществляется по наиболее существенным признакам. Описание – это фиксация в той или иной форме результатов наблюдения. Для этого могут использоваться естественные и искусственные языки, знаки, символы, графики, схемы и т.д. Теоретические методы. Формализация – это отражение содержательного знания посредством формализованного языка. Аксиоматический метод – это метод познания, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения выводятся логическим путем с помощью доказательств. Метод восхождения от абстрактного к конкретному – способ исследования, при котором из многообразия явлений действительности выделяется некоторая абстракция, которая становится инструментом исследования этой же действительности. Гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивносвязанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Заключение, полученное на основе этого метода, может иметь лишь вероятностный характер. Общелогические методы. Анализ – это прием мышления, связанный с разделением изучаемого объекта на составные части с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – это объединение ранее выделенных частей для более полного представления о целом. Абстрагирование – это мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета с одновременным отвлечением от других свойств, которые в данной ситуации представляются несущественными. Идеализация – это разновидность абстрагирования, которое предполагает предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий, признаков, не реализуемых в действительности.
Индукция – это способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных посылок. Индуктивные умозаключения не дают абсолютно достоверного знания, но «наводят» на мысль на открытие общих закономерностей. Дедукция – это способ рассуждения, при котором из общих посылок делаются выводы частного характера. Дедуктивные умозаключения дают достоверные знания, если достоверны исходные посылки. Аналогия – это метод, при котором на основании сходства объектов по некоторым признакам выдвигается предположение об их сходстве и по другим признакам. Вывод по аналогии не является достоверным и требует дополнительной проверки. Моделирование – это метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Первый объект называется оригиналом, второй – моделью. В дальнейшем знание, полученное при изучении модели, переносится на оригинал на основании аналогии. Моделирование используется там, где изучение оригиналов невозможно, затруднено, требует больших затрат или связано с риском. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. В последнее время широкое распространение получило компьютерное моделирование, которое сочетает в себе математическое и логическое моделирование.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |