Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема идеального и материального в философских системах Платона и Аристотеля




Зарождение христианства.

Религиозный этап (связан с переходом от язычества к христианству, попытка оформить языческую религиозную мысль).

Этап эллинистических школ (проблема человеческого счастья и смысла жизни).

Классический (или этап большого синтеза).

Гуманистический этап (проблема человека).

Характерные черты:цельпознания - истина сама по себе;многообразие философских систем, начало основных философских направлений;сходство философских текстов с мифологическими художественными произведениями;формирование основных принципов философского мышления;человек рассматривается как нравственное существо и как гражданин.

3. Проблема бытия и небытия: Парменид и Демокрит. Учение Парменида:бытие и мышление тождесвенны,бытие сущ.,а не бытие нет;По Пармениду бытие это,то о чем можно сказать,чо оно есть;св-во бытие по П.:оно есть и не делимо,оно не пподжвижное,бытие есь свет!(ученик Лейский)
Учение Демокрита:бытие есть атом,школа-Атомистов,атомы мелчайшие свойство,тела из которых все состоит,они вечны,их бесконечное множество,они подвижны,НЕ БЫТИЕ ЕСТЬ-ЭТО ПУСТОТА ПО КОТОРОЙ ДВИЖУТСЯ АТОМЫ.

4. Человек как нравственное и познающее существо в философии Сократа.Представители софийской школы считали - человек есть мера всех вещей. Человек живет по законам отличным от природы, которые неотвратимы и не подвластны человеку. Законы общества устанавливаются людьми. Ценно любое человеческое мнение, но любая истинна - относительна: может быть подвергнута сомнению. Человек, прежде всего гражданин. В человеке ценны те качества, которые полезны обществу (мужество, смелость). Сократ - представитель гуманистического этапа философии. Что есть сущность человека? Это его душе, разумная и нравственная. Душа - противоположность тела. Если тело природно, то душа разумна. Цель человеческой жизни совершенствование души через познание. Истина для Сократа имеет активный нравственный характер. Цель человеческой жизни - познать благо. Сократ разрабатывает процессы познания. Разрабатывает уникальный метод "Маевтика" (помощь в рождении истины). "Маевтика" - диалог, метод вопросов и ответов, приводящий через сомнения к истине. "Маевтика" - один из первых диалектических методов.

Платон. Разделил мир на идеальный вечный и на совершенный мир материальный. Разделил человека на две составляющие смертное тело и бессмертная душа. Процесс познания, знания бывает рациональное и чувственное. Рациональное дело вместе с душой. Чувственные знания- мнение субъективны, неистинны. Основа мира- истинное бытие то, что существует реально, на самом деле. Это мир идет(эйдос). Мир идей иерархичен. Вершина идеального мира, это единое и идеал Блага.Материя,как первооснова мира не существует. Реальное существование материи получает только в конкретных вещах. Сми вещи и человек- есть лишь отражение идеального мира. Поэтолму идеи это совершенные образцы. Вещи которые отражают человека, их несовер. Копии.Идеи познаются только разумом они не ощущаемы.Познание идей рассказывают перед человеком сущность мира и является внешним типом познания.

Аристотель. Утверждает,что материя существует объективно.Это одно из начал мира. Материя вечна, несотворима и неуточнима. Она не уменьшается и не увеличивается. Но материя пассивна содержит возможность к существованию. Для того,чтобы материя получила воплощение в конкретные вещи, необходимо активное,идеальное начало.Идеальное начало мира это форма. Форма присуще каждой вещи,она выражается существенные черты.Материя и форма является двумя необходимыми качеств. каждой вещи. Существование каждой вещи объясняется четыремя причинами: материальная, формальная, действующая,целевая. Познание-это познание конкретных вещей и выделение в них существ. Черт, познание форм. Методы познания это сочетание чувств и разума. Конечная цель познания –это понятие о данной вещи

6.Человек-гражданин и идеальное государство (Платон, Аристотель) Платон создает первое утопическое государство. С точки зрения Платона - идеальное государство строится на принципах справедливости. Человек - неотъемлемая часть государства, служит ему. Каждый человек занимает в государстве определенное место.По Платону, типами человеческой души являются - Желающая душа (способна к подчинению определенному порядку, ей обладают крестьяне, ремесленники.В общем низшая ступень общественного устройства.);Душа страстная (стражники, войны). Рациональная (разумная) - способность к познанию (правители, синоним философы. Государством управляют философы). Идеальными формами государственного управления Платон считал монархию (власть одного); аристократию (власть лучших); демократию (власть народа). Разложение этих форм, это: монархия -> тирания, аристократия -> олигархия, демократия -> демагогия.

Аристотельанализирует главные формы государственного управления и считает главные ценности государства: справедливость и меру. Основу не могут составлять очень богатые или очень бедные люди, и в материальном плане и в плане ценностей. Основу государства составляет средний класс. Граждане должны быть свободными и участвовать в управлении государством, но в государстве Аристотеля существует рабство, и оно оправдано, некоторые люди от рождения - рабы.Государство не должно быть очень большим или очень маленьким. Всего должно быть в меру.

7.Философия эпохи средневековья: новое понимание Бога, мира и человека. Проблема познания!Понятие Средневековой философии появилось в эпоху Возрождения. Начало: 1-2 в. Конец: 14-15 в. Отличительная черта С.Ф.- преимущество религии мировоззрения. Главная черты мировоззрения средних веков: 1. принцип божественного откровения 2. принцип монотеизма (единобожие). Эти принципы расширяются в особенностях средневекового образа мышления: монотеизм основа мира - единый бог, Бог уникален) теоцентризм - Бог не только основа мира, толкование мира не может обойтись без него. Бог - толкование мира. Бог один, но он включает в себя 3этапа: бог - отец, бог - друг, бог - сын, отсюда, бог троичен.)Главный интерес С.Ф. - человек, человек живет по велению Бога, он ведет человека по жизни и поддерживает его. = божественное проведение.) идея о греховности человека: первородный грех - нарушение божественного закона. Единственный путь искупления греха - вера и повиновение Богу. Человек не может спастись самостоятельно, это возможно только с помощью бога.) человек троичен: - тело, - душа, - дух (возможность соединения человека с богом). появление понятия личности: личность понимается как уникальность человека. Человек расценивается как неповторимое божественное творение и с этих позиций он интересен. Общее человека и Бога - общее личностей.) Нравственный идеал - Иисус Христос, именно в нем воплощаются все эти качества. Христос - очеловечение Бога, пример полного смирения.) познание: занимает особое место в средневековом мировоззрении. - принцип божественного откровения, истина, антологизация (истина уже существует в боге, заключена в Библии, поэтому библия становится источником знания). Теперь философы - священнослужители. Мир - творение Бога => он существует по разумным законам. Бог бесконечен => полное понимание Бога человеку недостижимо. Философия средневековья - объективный идеализм.

8 .Периодизация средневековой философии. Творчество Августина Блаженного! 1 этап: Апологетика (2-3 в.) - "защита". Представитель - Ориген. Главная цель: защита зарождающегося христианства от других религиозных течений. Центральная проблема - бог и его троичность. Бог - разум, бытие и благо. Бог не познаваем. Сын Бога имеет туже природу, что и отец. В отличие от других творений, которые одномоменты, Бог - отец, творит сына, постоянноСначала были созданы свободные, разумные и равные между собой существа, одни из них остаются с богом, другие покидают его - ангелы, демоны, люди. Душа предшествует творению тела, она створяется из ничего. Тело следствие греха.Мир по Оригену - череда сменяющих друг друга миров. Конец истории этих миров - возвращение к началу, к Богу, путь у каждого свой. 2 этап: Патристика (3-9 в.) - от слова "отец". Творчество "отцов церкви" Представитель - Августин Блаженный. Формируются основные положения религии и философии христианства:Принятие крестьянской веры - свободный акт воли.Основа мироздания - Бог. Он человекоподобен.Бог создает мир из ничего. Актом собственной воли, в не причины времени. Материальный мир, время и пространство созданы божественным духом и имеют начало и конец.Бог - источник всех истин.Человек - тело, душа и дух. Тело вторично, а душе присуще разум, воля и память. Высшее проявление души - воля. Высшим актом воли является вера. Вера выше разума и должна предшествовать познанию. Воля и вера божественный дар.Бог - благо. Все хорошее в мире и человеке, от Бога. Источник зла в мире - человек. Зло рождается, когда человек восстает против Бога. Тогда тело становится выше души и духа. 3 этап: Схоластика (9-15 в.) - от слова "школа". Время, когда философские методы используются для решения религиозных проблем.

  • реализм (общее существует реально, не зависимо от человеческого сознания).
  • номинализм (отрицание самостоятельного существования универсалий, общие понятия связаны с разумной деятельностью человека).
  • концептуализм - попытка примирения реализма и номинализма.

Представитель реализма- Фома Аквинский. Представитель номинализма - Оккам. Представитель концептуализма - Абеляр.

9. Спор об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Философия Ф.А. - объективный идеализм.Проблема бытия:мир создан богом. - бог единое творческое начало. Бог вечен, не сотворен, не изменен. Т.е. абсолютно начало. - природа вторична, каждая вещь - соединение духа и материи. Дух прообраз всех вещей. Бог творит мир из ничего, придает материи определенную форму.Бог познается 2 -мя критериями: 1. как первопричина всего (теология познания Бога) Теология - высшая наука познания Бога. 2. по результатам собственных творений (все остальные науки).

Аквинский- умеренный реалист. Общее (универсалии) - продукт нашего ума. 3 формы существования общего:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.