Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы организации процессов




Классификация процессов

Основы организации процессов

Организация процессов в пространстве и во времени

От того, насколько хорошо организованы все процессы, направленные на достижение цели организации, зависит успешность ее функционирования на рынке компаний – производителей товаров или услуг. Глубокое понимание общих черт и различий разнообразных процессов, протекающих во времени и пространстве, необходимо для принятия эффективных решений, связанных с реорганизацией (или проектированием) процессов в целях повышения их гибкости, скорости протекания, качества исполнения отдельных этапов и снижения затрат на их осуществление. Первый шаг в этом направлении позволяет сделать знание классификации процессов (табл. 5 и табл. 4).
Прежде всего все процессы по степени охвата работ разделяют на полные и частичные[50]. Полный процесс охватывает полный комплекс работ, необходимых для достижения конечного результата данного процесса. Частичный процесс – часть полного процесса, целенаправленно выделяемая в целях наиболее эффективной организации его выполнения.
С точки зрения организационных отношений все процессы разделяют на простые и сложные. Простой процесс состоит из последовательных операций над предметом труда (изделием/клиентом). Сложный процесс – совокупность взаимосвязанных, скоординированных во времени простых процессов.
По формам взаимосвязи со смежными процессами различают аналитические, синтетические и прямые процессы[51]. В аналитических процессах в результате первичной обработки (расчленения) комплексного сырья (например, нефть, руда, молоко и т.п.) получают различные продукты, которые поступают в различные процессы последующей обработки. В синтетических процессах соединяют результаты разных (частичных) процессов в единый процесс.

Таблица 5
Классификация процессов

В ходе прямого процесса не происходит разбиения процесса на подпроцессы или соединения частичных процессов в единый процесс.
По назначению и роли в общей совокупности процессов в организации выделяют основные, вспомогательные, обслуживающие и управленческие процессы (см. также табл. 4). Основные процессы связаны с выполнением основной операционной функции организации, например изготовлением основной для предприятия продукции (изменением формы и размеров предмета труда, его внутренних свойств, состояния поверхности, взаимного расположения элементов конструкции и т.п. в целях преобразования его в готовый продукт). Назначение вспомогательных процессов – изготовление продукции, которая используется для обеспечения бесперебойного протекания основного процесса. Продукция вспомогательного процесса не входит в состав готового продукта. Примерами таких процессов на промышленном предприятии являются процессы изготовления инструментов, оригинальной оснастки, запасных частей для оборудования, производство электроэнергии для собственных нужд, выработка пара и сжатого воздуха и т.п. В ходе обслуживающих процессов выполняют услуги, необходимые для нормального функционирования и основных, и вспомогательных процессов. К таким процессам, например, на промышленном предприятии относят процессы транспортировки, складирования, подбора и комплектования деталей и т.п.
Для сервисных предприятий используется упрощенная классификация процессов с точки зрения их назначения. Все процессы делят на основные (перерабатывающие) и обеспечивающие (процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов). Так, например, на предприятии, оказывающем транспортные услуги, к основным процессам относят процессы, связанные с выполнением операций по перевозке грузов или пассажиров, а к обеспечивающим – ремонт транспортных средств, их техническое обслуживание и т.п. Деление на основные, обеспечивающие (вспомогательные или обслуживающие) процессы относительно и имеет смысл только для определенного исследуемого процесса, исходная точка и конечный результат которого четко определены.
Управленческие процессы связаны с разработкой и принятием решений в рамках выполняемых функций управления.
По характеру воздействия на предмет труда различают технологические и естественные процессы. В ходе технологического процесса происходит изменение предмета труда под воздействием живого труда, оборудования. Естественный процесс не требует использования труда человека или работы оборудования (например, естественная сушка окрашенных предметов).
По характеру используемого оборудования выделяют замкнутые и открытые процессы. Замкнутые, или аппаратурные, процессы осуществляются в специальных агрегатах (аппаратах, ваннах, печах), а функция работника заключается в управлении и обслуживании их. Для специалистов, анализирующих операционную систему с точки зрения ее организации, такой процесс является «черным ящиком». Открытые (локальные) процессы осуществляются работником с помощью набора инструментов и/или механизмов.
Процессы можно классифицировать по признаку непрерывности или прерывности их протекания во времени, а также непрерывности (неделимости) или прерывности (делимости) по продукту. Например, основные процессы, протекающие в химической промышленности, являются неделимыми (непрерывными) по продукту, а также непрерывными во времени на определенном временном интервале, т.е. их нельзя прервать без потери качества продукции.
Разделение функций между человеком и машиной (механизмом) позволяет классифицировать процессы по степени механизации/автоматизации. По данному признаку выделяют ручные, механизированные, автоматизированные и автоматические процессы. Ручные процессы выполняют без применения машин, механизмов и механизированного инструмента. Соответственно, механизированные процессы подразумевают использование различных машин, механизмов, механизированного инструмента на всех или части операций процесса. В автоматизированных процессах часть операций осуществляется без участия человека, т.е. автоматически, с использованием соответствующего оборудования (станков-автоматов, роботизированных центров и т.п.). При этом за человеком на этих операциях закрепляют функции управления работой оборудования и его обслуживания. В автоматическом процессе все операции осуществляются автоматически. Такой процесс, как и аппаратурный (см. ранее), при исследовании проблем организации воспринимается как «черный ящик», имеющий «вход» и «выход».
Большинство производственных и сервисных процессов обычно включают три стадии: подготовительную стадию, стадию дезагрегированного выполнения работ и стадию соединения [52]. На машиностроительном предприятии с полным циклом производства выделяют заготовительную, обрабатывающую и сборочную стадии. К заготовительной стадии относят процессы получения заготовок – резку материалов, литье, штамповку и т.д. Обрабатывающая стадия включает процессы превращения заготовок в готовые детали, например механическую обработку, термообработку, покраску и гальваническое покрытие и т.д. Заключительная стадия – сборка узлов и готовых изделий, регулировка и отладка машин и приборов, их испытание и т.д.

Рациональная организация любого процесса (производства продукции или оказания услуги), его функционирование и развитие базируются на соблюдении во взаимной связи и согласованности следующих основных принципов: дифференциация, специализация, пропорциональность, непрерывность, прямоточность, параллельность.
Принцип дифференциации заключается в разделении процесса на отдельные части: подпроцессы, операции, приемы, движения. Высокая степень дифференциации процесса дает возможность постоянного его совершенствования в целях упрощения выполнения операций, совершенствования навыков работников, повышения эффективности выполнения отдельных элементов работы, а также облегчает достижение непрерывности протекания процессов и пропорциональности функционирования отдельных этапов (операций).
Специализация предполагает закрепление за каждым рабочим местом, каждым подразделением строго ограниченного перечня выполняемых операций (работ), обрабатываемых предметов труда. Принцип специализации основан на ограничении разнообразия элементов выполняемого процесса. При ограничении разнообразия операций (процессов, функций), выполняемых рабочими местами (подразделениями предприятия), имеет место технологическая (функциональная) специализация; при ограничении разнообразия предметов труда, обрабатываемых рабочими местами (подразделениями), – предметная специализация. В практической деятельности при принятии решений относительно того, какой должна быть степень специализации рабочих мест (подразделений предприятия), необходимо отдавать предпочтение тому варианту, который обеспечит наилучшее сочетание экономических и социальных характеристик процесса. Так, например, узкая специализация рабочих мест обеспечивает возможность совершенствования навыков работников, облегчает их обучение, способствует повышению производительности труда. Вместе с тем повышается утомляемость работников, связанная с монотонностью работы. Широкая специализация рабочих мест и работников обеспечивает повышение гибкости процесса.
Пропорциональность предполагает сбалансированность пропускной способности (производительности) всех последовательных этапов (операций) процесса. Причем пропускная способность должна соответствовать потребности в объеме выпуска продукции или количестве обслуживаемых клиентов. Соблюдение принципа пропорциональности способствует исключению возникновения узких мест в производственном процессе и связанных с этим проблем неполной загрузки рабочих мест (подразделений предприятия) и, следовательно, повышению эффективности протекания процессов в целом. Однако стремление к строгому соблюдению принципа пропорциональности оправдано при стабильном выпуске больших объемов одинаковой продукции, т.е. в массовом производстве (см. п. 3.1.3). Для единичного производства характерна нестабильность маршрутов движения обрабатываемых предметов по операциям процесса. В связи с этим полное балансирование пропускной способности отдельных производственных звеньев подразделений предприятия нецелесообразно.
Принцип непрерывности предполагает отсутствие или минимизацию перерывов в процессе производства (оказания услуги). Непрерывность рассматривается в двух аспектах[53]: непрерывного участия в процессе предмета труда (изготавливаемого изделия/обслуживаемого клиента) и непрерывной загрузки оборудования.
Прямоточность обеспечение кратчайшего пути прохождения изделия по всем стадиям и операциям производственного процесса. Требует, по возможности, исключения возвратных движений предметов труда в процессе их обработки, сокращения транспортных маршрутов. Основной способ соблюдения принципа прямоточности – рациональное расположение рабочих мест в последовательности, соответствующей последовательности выполнения операций.
Параллельность – обеспечение максимально возможного одновременного выполнения частичных производственных процессов, операций, работ в их общем комплексе при изготовлении изделий (обслуживании клиентов). Принцип параллельности реализуется при многоместном (одновременно в одной точке) и многоканальном (параллельно в разных точках) обслуживании. Например, обработка или транспортировка одновременно нескольких предметов одним рабочим или транспортным средством, то же – несколькими средствами[54]. Таким образом, соблюдение принципа параллельности ведет к сокращению длительности цикла процесса изготовления изделия (обслуживания клиента).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.