КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. История Президентства в России
Тема 13. Конституционные основы правового статуса Президента РФ. Краткий курс лекций. Особенная часть. Раздел VI. Президент РФ.
Пост Президента впервые был учрежден в России в 1990 г. 14 марта 1990 г. был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Президент избирался на выборах гражданами СССР. Однако выборы первого Президента СССР проводились голосованием на Съезде народных депутатов СССР. Депутатов в то время было 2250. Президентом СССР на безальтернативной основе был избран М.С. Горбачев. 17 марта 1991 г. – Референдум на территории РСФСР. На референдум были вынесены 2 вопроса: существовать ли далее СССР? И считают ли граждане необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием? Официальные предпосылки введения президентства в СССР (по мнению ЦК КПСС): Ø КПСС руководила внешней и внутренней политикой в СССР, при этом оставаясь вне государственной системы. Президенту, находящемуся в системе органов государственной власти, делегировалась часть полномочий партии; Ø реализация принципа разделения властей в условиях СССР выявила потребность в наличии координирующего органа, которых согласовывал бы деятельность законодательной и исполнительной властей. Таким органом стал Президент СССР Ø системный кризис советской системы управления требовал оперативного разрешения возникающих проблем. Существующие органы власти были коллегиальными, а один человек мог принимать решения быстрее, чем эти коллегиальные органы; Минусы данных доводов: Ø полномочия КПСС можно было успешно делегировать Парламенту и Правительству Ø «классический» принцип разделения властей не предполагает контролирующей власти. В идеальной модели должна наличествовать система сдержек и противовесов, о которой речь шла в общей части; Ø коллегиальность несколько десятилетий назад была одним из последствий ликвидации культа личности сталина после его смерти. Поэтому введение поста Президента порождало в обществе опасения о возрождении культа личности. Фактические предпосылки введения президентства: ü Верховные Советы СССР и РСФСР брали на себя большой объем задач, не всегда с ними справляясь, что приводило к дисбалансу в сторону законодательной власти. Институт президентства должен был стать противовесом парламентской власти; ü В условиях формировавшейся многопартийности, и противоречия между партиями было невозможно сформировать Правительство. Президент был объективно вынужден взять на себя формирование Правительства; ü Пост Генерального Секретаря уже не имел былой полноты власти, а КПСС не хотела терять власть. Пост Президента СССР давал больший простор деятельности. Что касается РСФСР, то на момент учреждения поста Президента РСФСР ясности в том, что он будет собой представлять, не было. Объективно существовало три возможные модели: Президент – глава государства с представительскими функциями. Он проводит церемонии, вручает награды, но страной руководит премьер-министр (модель, сходная с современной Великобританией). Президент – глава государства, который самостоятельно решает, либо контролирует решение всех вопросов. Президент – глава исполнительной власти и высшее должностное лицо. Разные варианты, например, Президент – не премьер министр, но руководит Правительством и может председательствовать на его заседаниях. Формирует Правительство также Президент, либо Парламент по представлению Президента. Первая модель бессмысленна, стране нужна была сильная фигура для защиты своих интересов. Вторая модель могла привести страну обратно к авторитарной власти, это было опасно. Третья модель была объективно лучшей для РСФСР на данном историческом этапе. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «О Президенте РСФСР». Также были приняты закон «о Выборах Президента РСФСР», и закон «о вице-президенте РСФСР». Спустя месяц, 24 мая 1991 г. Съезд народных депутатов принял закон о поправках в Конституцию РСФСР в связи с введением поста Президента. 12 июня 1991 г состоялись выборы Президента РСФСР. Кандидатов было шесть. Победу в первом туре одержал Б.Н.Ельцин. Вице-президентом РСФСР избрали А.В. Руцкого. 27 июня 1991 г. – закон РСФСР «о вступлении в должность президента РСФСР». Согласно этому закону, 10 июля 1991г. на V съезде народных депутатов РСФСР Б.Н.Ельцин торжественно вступил в должность Президента РСФСР. Первыми шагами Б.Н. Ельцина на посту Президента были формирование Правительства и создание Администрации Президента. Если пытаться описать события с 1991 по 1993 годы, не вдаваясь в политическую дискуссию, все можно свести к законодательному процессу построения вертикали исполнительной власти и укреплению института Президентской власти.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |