Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приобретение, идентификация и оценка нематериальных активов

Определение и классификация нематериальных активов

Нематериальный актив (intangible assets) - это идентифицируемый немонетарный актив без физической сущности, содержащийся для использования в производстве или при предоставлении товаров или услуг, или для сдачи в аренду.

Актив соответствует критерию идентифицируемости в определении нематериального актива, если он:

а) является отделяемым, т.е. его можно отделить и продать, передать, лицензировать, сдать в аренду или обменять отдельно или вместе со связанным контрактом, активом или обязательством; или

б) возникает из контрактных или других законных прав, независимо от того, являются ли эти права передаваемыми или отделяемыми от предприятия или от других прав или обязанностей.

Классификация нематериальных активов

Наиболее распространенными нематериальными активами являются патенты, лицензии, авторские права, компьютерные программные обеспечения. К нематериальных активам также относятся списки клиентов, импортные квоты, ноу-хау, франшизы, торговые марки, организационные расходы, деловая репутация.

Патенты (patents) - это исключительное право, признанное и зарегистрированное юридически. Патенты позволяют владельцу использовать, производить, продавать и контролировать изделие, процесс или деятельность, на которые он распространяется.

Регистрация промышленного дизайна аналогична патенту применительно к форме, образцу или узору производимого изделия. Патент защищает функционирование, тогда как регистрация промышленного дизайна защищает внешний вид. Например, новый дизайн компьютерного терминала будет защищен регистрацией дизайна, а новый компьютер будет защищен патентом.

Авторские права, (copyrights) - это форма защиты, предоставляемая законом авторам произведений литературы, музыки, изобразительного искусства и т. д. Владельцам авторских прав предоставляются определенные эксклюзивные права, в том числе, право печатать, перепечатывать и размножать свои работы, продавать и распределять копии, исполнять и записывать свои произведения.

Торговые знаки (trademarks) и товарные марки (brand names). Торговые знаки (например, "Нестле", «Адидас») и/или торговые наименования (например, Кока-Кола) - это названия, символы или другие определяющие идентификации, данные компаниям, продукции или услугам. Они могут быть зарегистрированы для обоснования владения. Зарегистрированные торговые знаки и товарные наименования могут обновляться. В этом случае названия, символы или другие определяющие идентификации продукта юридически защищены.

Франшизы (franchises) и лицензии (licenses). Право на исключительное использование определенной формулы, технологии или внешнего вида. Типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем - договор, который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Франшиза представляет собой взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов.

Роялти. В международной практике весьма распространены случаи предоставления владельцам патента права пользования им другому лицу в обмен на выплату периодических платежей, называемых роялти. В соответствии с принципом соотнесения доходов и расходов, связанных с их получением, роялти отражаются в учете как доходы периодов, в которых они поступают.

Некоторые из нематериальных активов имеют две специальные характеристики: они являются долгосрочными авансовыми выплатами, и они не наделяют владельца никакими правами, которые могут быть проданы другой стороне. Эти нематериальные активы могут быть идентифицируемы отдельно, но не подлежат обмену:

Организационные расходы - это затраты, имевшие место при организации деятельности. Затраты, прямо относящиеся к организационной деятельности, например, юридические, бухгалтерские, канцелярские, затраты по продвижению могут быть капитализированы как организационные расходы. Основанием капитализации организационных расходов является тот факт, что эти расходы принесут прибыль в будущем периоде. Отнесение всей суммы на расход в первом году деятельности приведет к несоответствию расхода с доходом. Организационные расходы обычно амортизируются в произвольно выбранный короткий период времени.

Деловая репутация (goodwill) - это превышение стоимости покупки над приобретаемым интересом в справедливой стоимости идентифицируемых приобретенных активов и обязательств на дату совершения операции.

Учет нематериального актива «Деловая репутация» рассматривается в двух стандартах МСФО: МСФО 38 «Нематериальные активы» и новый МСФО 3 «Объединение компаний».

Деловая репутация, приобретенная при объединении предприятий, представляет собой выплату, производимую организацией-покупателем в ожидании будущих экономических выгод от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны.

Деловая репутация, приобретенная при объединении предприятий, не подлежит амортизации. Вместо этого, согласно Международному стандарту МСФО 36 «Обесценение активов», организация-покупатель должна на ежегодной основе тестировать ее на обесценение, или, еще чаще, если происходящие события или меняющиеся обстоятельства указывают на возможность ее обесценения.

 

Приобретение

нематериальных активов не отличается от приобретения основных средств. Они могут быть приобретены отдельно, в группе, в результате бизнес комбинирования, а также выработаны внутри предприятия.

Оценка.

Нематериальный актив должен первоначально оцениваться по себестоимости. Это требование применяется, если нематериальный актив приобретен внешне или произведен внутренне.

Себестоимость приобретенного нематериального актива включает в себя:

- покупную стоимость,

- импортные пошлины,

- не возмещаемые налоги,

- прямо относимые затраты на подготовку актива к эксплуатации (например, гонорары за юридические услуги).

Если нематериальный актив был приобретен полностью или частично на бартерной основе за неденежное возмещение, его стоимостью является сумма, заплаченная денежными средствами, плюс текущая рыночная стоимость неденежного возмещения. Если эта стоимость не может быть определена достоверно, то используется рыночная стоимость приобретенного нематериального актива.

В случае создания нематериального актива самим хозяйствующим субъектом и если можно точно определить сумму издержек на его создание, то нематериальный актив отражается по фактической себестоимости. При невозможности определения стоимости нематериального актива, он не отражается отдельной статьей как актив. В себестоимость нематериального актива, созданного на предприятии, включаются следующие затраты:

• затраты на материалы и услуги, использованные при создании нематериального актива,

• заработную плату и другие затраты, связанные с работниками, непосредственно занятыми в создании актива,

• любые затраты, которые непосредственно относимы на создаваемый актив, накладные расходы, которые необходимы для создания актива (распределение амортизации основных средств, арендной платы).

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выбытие основных средств | Понятие о финансовых результатах организации в соответствии с МСФО
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.