КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С 01 января 2010 года заработал таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, поэтому вместо ТН ВЭД России в таможенных органах рф,рб,рк используется ТН ВЭД таможенного Союза
Теория конкурентных преимуществ разработана американским экономистом М. Портером. Суть теории заключается в том, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе. Конкурентные преимущества фирмы зависят от: · правильно выбранной конкурентной стратегии; · соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ. Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных факторов: · структура отрасли, в которой действует данная фирма; · позиция в отрасли, которую занимает фирма в своей отрасли. Рыночная структура отрасли, то есть характер конкурентной борьбы в ней, определяется количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит, и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы. Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.). Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны, которые он назвал «национальный ромб преимуществ»: 1) параметры факторов производства - обеспеченность факторами производства (в современных условиях это - научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура), целенаправленно создаваемые страной; 2 ) параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который в зависимости от своего объема и структуры позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивают фирмы к выходу на внешний рынок; 3) наличие в стране конкурентоспособных отраслей - поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.). Выражение Портера: «Формируются кластеры национальных конкурентоспособных отраслей»; 4) конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, то есть каков характер конкуренции на внутреннем рынке. М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества имеют наиболее благоприятный характер. Причем национальный «ромб» - это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные. Таким образом, согласно теории М. Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке, - это динамичный развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии.
Вернуться к содержанию
3.2. Классические формы международной торговли 3.2.1. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров - международный документ, имеющий практическое значение при заключении и исполнении внешнеторговых контрактов. Она была разработана Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) с целью определения единообразных норм, регулирующих международные торговые договоры, и принята в г. Вена в 1980 г. На территории Республики Беларусь Конвенция вступила в силу с 1 ноября 1990 г. Присоединение к Конвенции означает, что ее положения стали частью отечественного права и подлежат применению к договорам международной купли-продажи товаров. В Конвенции предусмотрено, что стороны сделки имеют право отступать от любого из ее положений или изменять его действие, указав об этом в контракте. Исключением является предписание об обязательной письменной форме изменения или прекращения контракта, предусмотренное в государстве хотя бы одной из сторон сделки. Венская конвенция не претендует на приоритетное применение в отношении других международных соглашений. Если стороны имеют свои коммерческие предприятия в государствах-участниках другого международного соглашения и оно содержит положения по вопросам, являющимся предметом регулирования Конвенции ООН, то могут применяться положения соглашений, а не Конвенции (ст. 90). Существенное место в Конвенции отведено учету обычаев, относительно которых стороны договорились, и практике, установившейся в их взаимоотношениях. Положения ее применимы не только в отношении договоров международной купли-продажи товаров между юридическими лицами, но и с участием граждан (физических лиц). Определяющим условием является нахождение коммерческих предприятий сторон контракта в разных государствах. Положения Конвенции регламентируют заключение договора международной купли-продажи, права и обязанности сторон, возникающие из этого договора, а также ответственность сторон сделки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и не затрагивают содержания договора и вопроса права собственности на проданный товар. По структуре Венская конвенция состоит из следующих четырех частей, включающих 101 статью: 1 Сфера применения и общие положения. 2. Заключение договора. 3. Купля-продажа товаров. 4. Заключительные положения. Конвенция не применяется к продаже товаров, приобретаемых для личного или домашнего использования, с аукциона, в порядке исполнительного производства, к продаже фондовых бумаг, оборотных документов и денег, судов водного и воздушного транспорта, электроэнергии, в отношении ответственности из-за возможного причинения вреда, к договорам подряда и предоставления услуг, розничной торговле. При использовании положений Конвенции следует учитывать ее международный характер. Значение Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров состоит в устранении существенных расхождений в национальных законодательствах, регулирующих международную куплю-продажу товаров; определении признаков международного характера договора; определении перечня объектов купли-продажи, в отношении которых настоящая Конвенция не применяется; установлении перечня видов договоров и услуг, на которые не распространяется ее действие; определении основных прав и обязанностей сторон по договору; устанавливании формы контракта купли-продажи; определении средств правовой защиты в случае нарушения договора продавцом или покупателем и порядка исчисления убытков; регулировании отношения сторон по договорам в случае возникновения споров между продавцом и покупателем, когда хотя бы одна из сторон представляет государство, не присоединившееся к Конвенции Вернуться к содержанию 3.2.2. Понятие «международная торговая сделка». Экономические связи с зарубежными фирмами осуществляются путём проведения коммерческих операций, то есть определённых технических приёмов по подготовке и проведению торгового сотрудничества. Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Международные торговые сделки являются правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции. Под международной торговой сделкой понимается договор между двумя или более сторонами из разных стран по поставке определённого количества товара или оказанию услуг, в связи с договором. Договор не признаётся международным, если он заключён между сторонами разной государственной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства. Также признаком международной торговой сделки может быть пересечение границы материальным объектом, но этот признак может отсутствовать в реэкспортных операциях. Второй признак международной торговой сделки – осуществление платежа в иностранной валюте одной из сторон (не обязательный признак, так как существуют безвалютные товарообменные операции). Объектами международных коммерческих операций являются материально-вещественная продукция и услуги, включая результаты производственного и научно-технического сотрудничества, приобретающие в обмене форму товара. Эти объекты определяют виды коммерческих операций и особенности договорных отношений при их осуществлении на мировом рынке. Международные коммерческие операции подразделяются на основные, осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками этих операций (контрагентами разных стран), и обеспечивающие, связанные с продвижением товара от продавца к покупателю. К основным коммерческим операциям относятся операции: - по обмену продукцией в материально-вещественной форме; - по обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, лицензиями, ноу-хау); - по обмену техническими услугами (консультативный и строительный инжиниринг); - арендные; - по международному туризму; - по предоставлению консультационных услуг в области информации и совершенствования управления; - по обмену кинофильмами и телепрограммами. Операции, обеспечивающие международный товарооборот, включают: - операции по международным расчетам; - операции по международным перевозкам грузов; - транспортно-экспедиторские операции; - операции по страхованию грузов; - операции по хранению грузов при международных перевозках 3.2.3. Основные коммерческие операцииРеэкспортные и реимпортные операции. Основные виды международных коммерческих операций можно охарактеризовать кратко следующим образом. Операции по обмену продукцией в материально-вещественной форме (коммерческий экспорт и импорт). Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров, имеющих материально-вещественную форму. При этом под экспортными операциями понимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту; под импортными - деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны. Разновидностью экспортно-импортных операций являются реэкспортные и реимпортные операции. К первым относятся операции, предусматривающие вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергавшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке. Причины использования реэкспортных операций: - использование исторически сложившихся форм торговли (биржи, аукционы); - вынужденный реэкспорт; - реэкспорт как составная часть более сложной операции. Реэкспортные операции применяются при осуществлении крупных проектов, например, при строительстве объектов с помощью иностранных фирм. Иностранный поставщик часто осуществляет закупки материалов и оборудования в третьих странах. При этом товары отправляются в страну реализации проекта без завоза в страну реэкспорта; - реэкспорт с целью получения прибыли при разнице цен; Значительная часть реэкспортных операций осуществляется в СЭЗ. Ввозимые на их территорию товары не облагаются при ввозе и пребывании их там таможенными пошлинами, а также при ввозе для реэкспорта от сборов и налогов с импорта. Во многих случаях на территории таких зон завершается процесс производства в сфере обращения (расфасовка, дополнительные наклейки, подбор товара по определённому ассортименту); таким образом, над товаром могут быть проведены конкретные операции, и он будет считаться реэкспортным. Если стоимость дополнительных операций не будет превышать 50% от заявленной экспортёром цены, и при этом товар не меняет своего наименования, то он признаётся реэкспортным. К реимпортным относятся операции, связанные с вывозом из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергавшихся там переработке. Ими могут быть товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем, и др. Операции по торговле научно-техническими знаниями и опытом отличаются от операций по торговле материальными ценностями тем, что предметом международного обмена в них выступают результаты деятельности, которые принято считать "невидимым" товаром. Это находит свое отражение и в заключаемых договорах. Международный обмен технологией является важнейшим элементом системы международных экономических отношений, в значительной мере определяющим характер и темпы экономического развития как промышленно развитых, так и развивающихся стран. В основе международного обмена технологией лежит обмен между странами машинами и оборудованием, созданными на основе новых технических решений, то есть передача технологии в материальной форме. Операции по международной торговле научно-техническими знаниями связаны с обменом результатами производственных научных исследований и разработок, имеющих не только научную, но и коммерческую ценность, что ведет к формированию мирового рынка технологии с его специфическими особенностями. В качестве товара на лицензионной основе здесь выступают продукты интеллектуального труда, облеченные в форму патентов, лицензий, товарных знаков, промышленных образцов, представляющих собой часть так называемой промышленной собственности, а также технические знания и опыт, объединяемые понятием "ноу-хау", включающие передачу знаний и опыт. Операции по торговле техническими услугами (инжиниринг). Как самостоятельный вид международных коммерческих операций инжиниринг предполагает предоставление на основе договора на инжиниринг одной стороной, именуемой консультантом, другой стороне, именуемой заказчиком, комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объект в эксплуатацию; с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика; усовершенствованием имеющихся производственных процессов вплоть до внедрения изделия в производство. Международные арендные операции предполагают сдачу товаров внаем иностранному контрагенту. По договору аренды одна сторона – арендодатель предоставляет другой стороне – арендатору предмет аренды в исключительное пользование на определенный срок за вознаграждение.
Вернуться к содержанию 3.3. Гармонизированная система описания и кодирования товаров 3.3.1. Сущность и цели гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Система классификации и номенклатура гармонизированной системы (НГС) Важнейшим организационным принципом построения таможенных тарифов является классификация товаров. Классификационные схемы, положенные в основу национальных таможенных тарифов, во многом определяют их экономическую эффективность. Функционирование экономики практически любой страны предполагает импорт и экспорт нескольких тысяч различных видов товаров. В этой связи, со всей очевидностью, необходимо существование списка товаров, участвующих во внешнеторговом обороте, в какой-либо систематизированной форме. Страны-участницы международной торговли находятся в тесном торговом сотрудничестве, что обуславливает необходимость в сопоставлении уровня таможенного обложения товаров импортными пошлинами и налогами в разных странах. Поэтому страны всегда стремились к стандартизации национальных таможенных систем. Номенклатура — это систематизированный определенным образом список товаров, необходимый, во-первых, для регулирования экспортно-импортных торговых операций и, во-вторых, для ведения торговой статистики. Код ВЭД – это универсальный способ классификации товаров. Девять цифр, из которых состоит код ВЭД, содержат описания класса товаров, товарной группы, подгруппы, разновидности товара – в общем, всю информацию, необходимую для таможенного декларирования. Основные критерии, которые используют для классификации: · материал из которого товар выполнен; · функции, которые товар выполняет; · степень обработки (изготовления) Основная единица измерения товаров по ТН ВЭД — масса в кг. Для точного определения кода товаров необходимо использовать три составные части ТН ВЭД: а) номенклатурную часть; б) примечание к разделам и группам; в) основные правила интерпретации; Для создания номенклатуры необходимо сгруппировать товары на нескольких уровнях информационной значимости, начиная от уровней, где содержатся наиболее общие описания видов товаров (например, пищевые товары) и заканчивая уровнями, содержащими описание конкретных товаров (например, лук репчатый). В настоящее время среди различных номенклатур наибольшее распространение получила Номенклатура Гармонизированной системы (НГС или ГС) описания и кодирования товаров. Данная Номенклатура имеет пять уровней: 1) разделы; 2) группы; 3) подгруппы; 4) четырёхзначные товарные позиции; 5) одно- и двухдефисные субпозиции, имеющие шестизначные коды. Высшим уровнем ГС являются разделы, количество которых составляет 21. При формировании разделов используются такие основные признаки: – происхождение, (раздел I — «Живые животные; продукты животного происхождения», раздел II — «Продукты растительного происхождения»); – функциональное назначение (раздел IV — «Готовые пищевые продукты...», раздел XII — «Обувь, головные уборы, зонты...» и т.д.); – химический состав (раздел VI — «Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности», раздел VII — «Пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них»); – вид материала, из которого изготовлен товар (раздел IX — «Древесина и изделия из нее;..», раздел XV «Недрагоценные металлы и изделия из них»). Следующий уровень — группы (всего 97), в которых товары собраны в соответствии: – с материалом, из которого они изготовлены (например, группа 9 — «кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности»); – с функциями, которые они выполняют (например, группа 65 — «головные уборы и их части»); – со степенью обработки (например, группа 8 включает в себя съедобные плоды свежие или сушеные, группа 20 — продукты переработки плодов). Следует обратить внимание на то, что товары с наибольшей степенью обработки относятся к более «высоким» группам, то есть к группам с большим порядковым номером. Например, кофе молотый включается в группу 9, а кофе растворимый — в группу 21. Группы, с целью удобства пользования ими подразделяются на подгруппы, которые также образуют уровень Номенклатуры. Наиболее важным уровнем ГС являются товарные позиции. При формировании товарных позиций в каждой группе применяется своя последовательность признаков, которая обязательно включает такие основные признаки, как степень обработки, назначение (выполняемая функция) и вид материала, из которого изготовлен товар. Однако на данном уровне детализация товара также осуществляется по признакам более специфическим, чем вышеуказанные. Пятым уровнем ГС являются субпозиции. При образовании субпозиций во всей Номенклатуре используются те же признаки товаров, которые были упомянуты выше, и добавляется удельный вес товара в мировой торговле. Для товаров, которые особо не поименованы где-либо в Номенклатуре, предусмотрены специальные «корзиночные» позиции. Правило 1 определяет порядок классификации товаров в Номенклатуре, который заключается в следующем: – в первую очередь товар классифицируется в соответствии с текстами наименований товарных позиций или примечаний к разделам и группам, которые имеют одинаковый статус, и поэтому приоритет отдается текстам с наиболее точным описанием товара; – в тех случаях, когда по тексту наименования товарной позиции и соответствующим примечаниям нельзя однозначно установить классификацию товаров, необходимо применять положения других Правил (2,3,4 и 5) На практике товары могут одновременно классифицироваться в соответствии с несколькими критериями, упомянутыми выше, что приводит к ситуациям, когда товары на первый взгляд попадают в две или более товарные позиции. С целью разрешения подобных спорных случаев необходимо: 1) ознакомиться с примечаниями к разделам и группам; 2) если проблема классификации остается нерешенной, необходимо обратиться к Основным правилам интерпретации. Правило 2а используется для классификации некомплектных или незавершенных в производстве товаров, а также товаров в несобранном или разобранном виде. Согласно этому правилу товары могут классифицироваться в товарные позиции, предназначенные для готовых товаров, то есть комплектных и собранных, при условии, что они имеют основные характеристики последних. Правило 2б используется, когда товары состоят из большего количества составляющих, чем указано в тексте определенных товарных позиций. Данные товары в соответствии с этим правилом могут классифицироваться в одной из товарных позиций, охватывающей только часть составляющих этих товаров. В силу ряда причин товары могут классифицироваться в две и более товарные позиции, в частности: – одна позиция включает материал, из которого изготовлен товар, а другая описывает функцию, которую он выполняет; – товар состоит из двух материалов, включенных в разные позиции. В любом случае «конфликт» разрешается с помощью Правила 3, если он не был устранен примечаниями к разделам и группам. Согласно Правилу 3а товар следует включать в позицию, которая дает наиболее полное и точное описание. Однако, положение не применимо, если каждая позиция включает лишь часть материалов, из которых изготовлен товар. Правило 3б необходимо применять вторым, осуществляет классификацию в соответствии с тем материалом или компонентом, который придает товару в целом основное свойство. Данное правило также позволяет классифицировать изделия разных товарных позиций как один товар, если они упакованы в наборы (комплекты) для розничной продажи и представлены совместно для удовлетворения конкретной потребности или выполнения определенной функции. Если невозможно определить основное свойство товара исходя из материалов или компонентов, входящих в его состав, то необходимо применять Правило 3в, согласно которому изделие классифицируется в позицию, порядковый номер которой больше. В редких случаях, когда оказывается, что ни одна позиция не дает исчерпывающего описания данного товара, Правило 4 позволяет классифицировать его в позицию, которая соответствует схожему товару. Правило 5а позволяет, при выполнении определенных условий, классифицировать тару и упаковку совместно с теми товарами, которые они содержат и которые конструктивно предназначены для длительного хранения товаров, для которых они созданы (например, футляр для очков). Правило 5б применяется при классификации упаковки, которая обычно используется вместе с данным товаром (целлофановый пакет для сахара) Правило 6 определяет дальнейшую процедуру включения товара в подходящую субпозицию в случае, когда уже установлена соответствующая 4-х значная товарная позиция. Гармонизированная система описания и кодирования товаров является международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), т.е. все принципы классификации товаров, имеющиеся в ГС, применяются и в ТН ВЭД СНГ.
Вернуться к содержанию
3.3.2. Система классификации и кодирования в ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД Республики Беларусь, ТН ВЭД ТС Правительства государств-участников Содружества, основываясь на Соглашении о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств-участников Содружества Независимых Государств от 9 декабря 1994 года, стремясь к унификации форм таможенной документации и упрощению таможенных процедур, согласились для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учета и обмена статистической информацией Договаривающиеся Стороны приняли единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), являющуюся неотъемлемой частью настоящего Соглашения и основанную на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации. Подписано соглашение 3 ноября 1995 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. В ТН ВЭД СНГ дальнейшая детализация за пределами шестизначного кода ГС проведена с использованием Комбинированной номенклатуры Европейского Союза (КНЕС). В результате ТН ВЭД СНГ имеет дополнительный уровень — подсубпозицию и девятизначный код товара, в котором 7 и 8 цифры соответствуют коду КНЕС, а девятая цифра используется для возможности выделить товары, имеющие значимость на территории СНГ. На территории Республики Беларусь для классификации товаров с 01.01.2008 г. используется обновленная Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТН ВЭД РБ), определённая Постановлением Совета Министров от 17.06.2007 №791. В её основе лежит ТН ВЭД СНГ, а, следовательно, и КНЕС, и ГС. ТН ВЭД РБ имеет 21 раздел, 97 групп (при чём 77 — резервная) и шесть уровней классификации. На шестом уровне выделены товары значимые для Республики. В ТН ВЭД РБ используется десятизначное кодирование товаров. Как и в ГС, первые две цифры кода означают товарную группу, первые четыре — товарную позицию, пятая и шестая — субпозицию, а седьмая, восьмая, девятая и десятая — подсубпозицию. От точности отнесения товара в ту или иную подсубпозицию номенклатуры зависят величина таможенной пошлины, возможности применения к товару нетарифных мер экономического и неэкономического характера. ТН ВЭД ТС, заменивший ТНВЭД России, Казахстана и Белоруссии представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с 10-значной Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). В ТН ВЭД ТС представлена система классификации товаров, предназначенная для их кодирования и идентификации при таможенной обработке, что позволяет: · производить таможенные экономические операции (взимать таможенные платежи, определять таможенную стоимость, вести отчётность, планирование и т. д.); · изучать товарную структуру внешней торговли. Всего коды ТН ВЭД ТС состоят из 97 групп и 21 раздела, в которых строго соблюдаются принципы однозначного отнесения товаров к той или иной группе. Основные критерии, которые используют для классификации: — материал, из которого товар выполнен; — функции, которые товар выполняет; — степень обработки (изготовления). Основная единица измерения товаров по ТН ВЭД ТС — масса в кг. Для точного определения кода товаров необходимо использовать три составные части ТН ВЭД ТС: · номенклатурную часть; · примечание к разделам и группам; · основные правила интерпретации. Кроме того, при определении кода товаров по ТН ВЭД ТС рекомендуется применять дополнительные публикации (пояснения, алфавитный указатель, Сборник квалификационных решений). Комплексным руководством являются «Основные правила интерпретации». Первые пять правил из шести определяют товарную позицию (первые 4 знака). По шестому правилу находят субпозицию (5 и 6 знаки) и подсубпозицию (7,8,9 знаки) десятизначного кода.
Вернуться к содержанию
3.5. Внешняя торговля Республики Беларусь 3.5.1.Внешнеэкономические связи республики и особенности их развития. Экспорт и импорт республики На протяжении многих десятилетий место Республики Беларусь в международном разделении труда было обусловлено спецификой сложившейся структуры национальной экономики, которая сформировалась в период существования СССР, когда экономика была закрытой системой, что сопровождалось технологической отсталостью промышленного комплекса, отсутствием конкуренции, ориентацией на потребности внутреннего рынка, производством в основном конкурентоспособной на мировых рынках продукции, этих условиях специализация Беларуси была определена с учетом ее географического положения и ориентирована на длительную интеграцию хозяйства республики в единый народнохозяйственный комплекс, на производство и вывоз готовой продукции. В настоящее время в условиях формирования рыночной модели хозяйствования активное участие Республики Беларусь в МРТ стимулируется рядом внутренних факторов, основные среди которых следующие: 1. Природно-географические различия, с которыми связано несколько обстоятельств. 2. Уровень технико-экономического развития страны, свидетельствующий о степени индустриализации, освоении технологически сложного производства, возможностях развития за счет внутреннего рынка. 3. Научно-технический прогресс, позволяющий расширить товарную номенклатуру, разделить технологический процесс между производителями различных стран, диверсифицировать производство, ускорить процесс реализации товаров. 4. Открытость национальной экономики и степень либерализации внешней торговли и финансовых рынков. 5. Разработанность законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность и сопоставимого с нормами хозяйственного права в развитых государствах. 6. Развитость институциональной системы финансирования экспорта товаров. 7. Многовекторность внешнеэкономических связей. Внешние факторы, влияющие на процесс интеграции республики в систему мирохозяйственных связей, разнообразны. Среди них основными являются следующие: 1. Ограниченность ресурсов для удовлетворения потребностей в мировом масштабе. Республика не обеспечена всеми необходимыми природными ресурсами, но обладает высококвалифицированными трудовыми ресурсами с относительно низкой стоимостью. 2. Наличие устойчивых производственно-кооперационных связей с зарубежными партнерами. 3. Развитие международной региональной экономической интеграции, углубляющей специализацию и кооперирование производства между странами и проявляющейся в тесной производственной и торговой взаимосвязи Беларуси и России. 4. Условия торговли, в том числе использование тарифных и нетарифных методов протекционистской политики, проводимой в отношении белорусских товаров. 5. Изменение курсов валют, используемых во внешнем обороте страны (доллар США, евро, российский рубль).Колебания процентной ставки. 6. Инвестиционная активность стран - торговых партнеров. 7. Динамика доходов домашних хозяйств стран - торговых партнеров, предъявляющих спрос на белорусские товары потребительского назначения. 8. Колебание цен на сырьевых рынках. 9. Вовлеченность в мировой финансовый рынок, требования, предъявляемые рынками международного кредита и ценных бумаг к состоянию республиканских финансового и фондового рынков. 10. Условия, предъявленные международными экономическими (финансовыми, торговыми и др.) организациями. 11. Процессы глобализации. Вхождение Республики Беларусь в МРТ происходит в соответствии с общими мировыми тенденциями его развития. Это подтверждается формированием международной специализации экономики страны по следующим направлениям: · специализация на производстве наиболее сложной в технологическом отношении продукции, основанной на использовании таких ограниченных ресурсов, как научно-технический задел и высококвалифицированная рабочая сила; · постепенная оптимизация национальной хозяйственной структуры, что находит выражение как в функционировании крупных производственных гигантов, так и формировании мелких и средних по размерам предприятий; · переход от предметной (межотраслевой) к подетальной (внутриотраслевой) специализации и углубление ее в виде международного разделения производственного процесса, развития подетальной и пооперационной специализации, что сопровождается дифференциацией продуктов, появлением новых подотраслей, превращением национальных предприятий в звенья общей глобальной организации производства определенных товаров, развитием внутриотраслевой торговли; · преобладание в отраслевой структуре национальной экономики обрабатывающих отраслей (химическая, машиностроительная, нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая), развитие которых вызывает потребность в углублении специализации, расширении межгосударственных связей. Например, удельный вес машиностроения и металлообработки составляет 25,7 % общего объема продукции промышленности; удельный вес машин, оборудования и транспортных средств - около 30 %в общем объеме экспорта; · участие в международном производственном кооперировании с государствами, имеющими сходные производственные структуры, посредством формирования технологических производственных цепочек, находящихся в разных странах, и развития внешнеэкономических связей с государствами-партнерами по встречному обмену деталями, узлами, компонентами, готовой продукцией, в том числе одной номенклатуры; · развитие процесса транснационализации в производственной и банковской сферах, что также способствует развитию международной внутрифирменной торговли, инвестиционной деятельности, внедрению новейших производственных и управленческих технологий. Интернационализация производства развивается главным образом посредством вертикальной интеграции среди отраслей нефтепереработки, химической, металлургической и др.; · повышение значимости национального научно-технического потенциала при формировании экономического профиля страны, что находит выражение в создании инновационной модели развития, росте сферы образования, науки, наукоемких отраслей, информационного сектора, международного научно-технического сотрудничества; · усиление специализации на разработке и передаче научно-технических знаний, технологий в виде развития торговли наукоемкой продукцией, лицензионной торговли, инжиниринга и др.; · постепенное повышение роли услуг и их экспорта; · совершенствование инфраструктуры, в том числе образующей составную часть международной транспортной инфраструктуры, что находит выражение в создании новых поколений автомобильного, железнодорожного транспорта, международных трубопроводов, расширении перевозок между странами; · развитие информационной индустрии посредством использования новейших средств телекоммуникаций (космическая спутниковая связь, компьютеры с доступом в Интернет и др.), удешевление электронной техники, расширение компьютерных сетей и потоков информации, что способствует совершенствованию организации международного перемещения финансовых ресурсов, торговли; кооперированию, согласованию экономической политики государств. Обобщающим показателем участия Беларуси в МРТ является объем ВВП республики, отражающий удельный вес и место ее в общем производстве стран мирового сообщества. Объем ВВП Республики Беларусь растет. В 2010 году объем ВВП составил в текущих ценах 163 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом в сопоставимых ценах на 7,6%. Для определения степени вовлечения ресурсов республики определяются следующие показатели: экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота. В республике экспортная квота, составляла в 2006 г. 53,4 %. Импортная квота в Республике Беларусь составила в 2006 г. 60.4%. Экономика Республики Беларусь, составляя в мировом сообществе 0,15 % - по территории и 0,18 % - по численности населения производит 14 % мирового производства калийных удобрений, 8 % - тракторов, 1,3 % - холодильников, 0,6 % - химических волокон и нитей и др. На территории СНГ республика производит 53 % химических нитей и волокон, 48 % тракторов, 31 % холодильников, 30 % трикотажных изделий, 1/4 телевизоров, обуви и минеральных удобрений. Беларусь экспортирует 90-95 % произведенных тракторов и автомобилей, 70-75 % металлорежущих станков, 70-80 % холодильников и морозильников, 50 % телевизоров, различных товаров легкой промышленности, 80-85 % калийных удобрений, 60-80 % химических волокон и нитей. Развитие внешней торговли Республики Беларусь свидетельствует о постоянно растущем объеме внешнеторгового оборота и об уменьшении относительного значения отрицательного сальдо товарооборота. В табл. 3.5.1 представлен объем внешней торговли Республики Беларусь. Таблица 3.5.1. Динамика внешней торговли Республики Беларусь,(млн долл. США)
Источник: http://www.president.gov.by/press46200.html#doc Белорусский экспорт товаров и услуг в 2010 году вырос на 20%, до $29 млрд 826 млн, в том числе экспорт товаров составил $25 млрд 347,8 млн (рост на 18,7%), услуг - $4 млрд 478,2 млн (рост на 27,8%). Импорт в Беларусь в 2010 году увеличился на 22,6% до $37 млрд 251,6 млн, в том числе ввоз товаров составил $34 млрд 466 млн (рост на 21,7%), услуг - $2 млрд 785,6 млн (рост на 34,9%). Дефицит торговли товарами в 2010 году составил $9 млрд 118,2 млн (на 31,1% больше), профицит торговли услугами - $1 млрд 692,6 млн (на 17,6% больше). Основным источником формирования отрицательного сальдо являются экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие). Данные товары занимают в объеме импорта 47%. Вторыми по удельному весу оказались прочие промежуточные товары (металлы, двигатели, запчасти, полуфабрикаты – 38,6%). Экспорт Республики Беларусь все больше концентрируется на энергетической составляющей. Если в 2000 г. На продукты нефтепереработки приходилось 14 % белорусского экспорта, то в 2005 г. — почти 30 %. К 2005 г. в экспорте страны сократилась доля удобрений, тракторов, запасных частей к автомобилям, однако существенно увеличилась доля в экспорте стран ЦВЕ и СНГ по данным товарным позициям, а также грузовым автомобилям, бытовой технике, фурнитуре из дерева, двигателям для автотранспортных средств, запасным частям к автомобилям, что свидетельствует о растущем спросе на продукцию белорусских производителей. По итогам 2010 года закрепилась тенденция снижения темпов роста экспорта относительно темпов роста импорта. Так, за год темпы роста импорта превысили темпы роста экспорта на 2,6 процентных пункта (п.п.). Внешнеторговый оборот товаров и услуг в 2010 году составил $67 млрд 77,6 млн, в том числе товарооборот - $59 млрд 813,8 млн, оборот услуг - $7 млрд 263,8 млн По оценке Минэкономики, экспорт товаров в 2011 году составит $29,46 млрд (рост на 17%), импорт - не превысит $37,92 млрд (рост на 8,7%). Национальная программа развития экспорта на 2011-2015 гг. предусматривает, что к 2014 г. Республика Беларусь должна выйти на нулевое сальдо внешней торговли, а в 2015 г. – на его положительное значение. В январе – ноябре 2010г. Беларусь осуществляла экспортно-импортные операции со 187 странами. Наши изделия поставлялись в 152 государства, мы закупали продукцию в 171 стране. На долю российского рынка пришлось 24,811 млрд USB (рост на 18%), или 47% общего объема белорусской внешней торговли товарами. В числе других основных зарубежных контрагентов белорусских поставщиков следует назвать Украину (доля— 7,5%, товарооборот— 3.959 млрд USD), Нидерланды (5,2%, 2.731 млрд USD), Германию (4,8%, 2.522 млрд USD), Китай (3,6%, 1.883 млрд USD), Польшу (3,4%, 1.776 млрд USD), Венесуэлу (2,4%, 1.278 млрд USD), Латвию (1,7%, 895 млрд USD), Соединенное Королевство (1,6%, 868,8 млрд USD) и Италию (1,6%, 829 млрд USD). Первенствуя в белорусском внешнем товарообороте, Россия столь же безоговорочно возглавляет список основных покупателей нашей продукции. Вернуться к содержанию 3.5.2.Географическая и товарная структура внешней торговли Наибольшее влияние на характер внешней торговли оказывают такие факторы, как уровень экономического развития торгующих стран и расстояние между ними. В соответствии с ними выделяется несколько групп государств, с которыми развиваются торговые отношения. Среди них: Россия; страны СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина); страны Центральной и Восточной Европы; государства Западной Европы; развитые государства Америки и Азии; страны с развивающимися рынками (например, Венесуэла, Бразилия, Китай, Индия); страны третьего мира (Африка, Азия). В 2010 г. республика осуществляла внешнеторговые операции со 156 странами мира. Товары поставлялись на рынки 142 государств, импортировалась продукция из 135 стран. Основными торговыми партнерами Республики Беларусь являются: Россия, страны ЕС, среди которых лидируют Германия, Великобритания, Польша (Россия - 57,9 % от всего объема товарооборота, Великобритания - 5 %, Германия - 4,9 %, Польша - 4,1 %, Украина - 3,5 %, Нидерланды - 2,9 %, Литва - 1,8 %, Латвия и Италия - по 1,6 %, Китай - 1,5 %). Товарная структура внешней торговли стабильна и характеризуется высоким удельным весом минеральных продуктов в структуре импорта, преобладанием в структуре экспорта готовой продукции (машины, оборудование, продукция химической промышленности), увеличением экспорта услуг. Номенклатура экспортной продукции составляет свыше 1000 наименований. В экспорте наибольший удельный вес занимают минеральные продукты (35,4 %), нефть и нефтепродукты (19,5 %), машины и оборудование, транспортные средства (240,3 %); в импорте - минеральные продукты (26,3 %), машины и оборудование, транспортные средства (22,9 %). Таблица 3.5. Динамика внешней торговли товарами в 2002-2009 гг.(млн долл. США)
Источник: http://www.president.gov.by/press46200.html#doc
К числу важнейших экспортных товаров относятся грузовые автомобили, тракторы, калийные удобрения, нефтепродукты, холодильники и морозильники, телевизоры, шины, химические волокна и нити. Экспортный потенциал машиностроительного комплекса характеризуется следующими данными: на экспорт поставляется 90-95 % грузовых автомобилей (большегрузные автомобили монополизируют треть мирового рынка), свыше 90 % - тракторов, металлорежущих станков, велосипедов. Минский автомобильный завод выпускает более ста модификаций грузовых автомобилей. Это единственное предприятие в СНГ, которое выпускает магистральные автопоезда, соответствующие требованиям ЕВРО-2.Минский завод колесных тягачей выпускает автопоезда-тяжеловозы большой грузоподъемности, внедорожные полноприводные колесные шасси и самосвалы, автокраны. Белорусский автомобильный завод в г. Жодино выпускает тяжелые и сверхтяжелые карьерные самосвалы, грузовые, грузопассажирские и санитарные автомобили малой грузоподъемности, погрузчики. Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова выпускает самоходные скреперы, автопоезда для подземных рудников и тоннелей, тягачи для буксировки самолетов, погрузчики для горных работ, автобетоносмесители. Поставки грузовых автомобилей осуществляются на рынки более чем 40 стран. Экспорт тракторов осуществляется на рынки почти 60 стран, среди которых доминируют государства СНГ (81,1 %), в том числе Россия (63,6 %). Доля стран дальнего зарубежья в структуре экспорта существенно уменьшается. Основной объем холодильников, морозильников и холодильного оборудования также реализуется на рынках СНГ (83,4 % стоимости), в том числе в России (70,7 %) и Украине (8,9 %). Среди европейских стран важнейшими партнерами являются Франция (5,5 %) и Германия (4,0 %). Беларусь является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров калийных удобрений. На экспорт поставляется 80-90 % калийных удобрений. В связи с высокой монополизацией калийного рынка и стабильным ростом спроса на удобрения можно предположить благоприятные перспективы экспорта данной продукции. Однако удельный вес продукции высоких технологий в объеме промышленного экспорта республики составляет около 6 % (в высокоразвитых государствах – 20-25 %). Около 1/4 экспорта Беларуси - продукция низкой наукоемкости (сельскохозяйственное сырье, продовольственные товары, текстильное сырье и изделия, калийные удобрения). Одним из перспективных направлений является развитие внешней торговли услугами. Начиная с 1996 г. сформировалась положительная тенденция роста объемов предоставляемых услуг. В 1996 г. экспорт услуг составил 908,0 млн дол., в 2002 г. - 1340,8 млн дол., в 2003 г. - 1499,9 млн дол., в 2004 г. - 1749,6 млн долл. По данным Белстата, в 2009 году экспорт услуг в Беларуси составил 3 млрд 461,7 млн долларов, сократившись на 17,3% по сравнению с 2008 годом. Импорт услуг снизился на 22% — до 2 млрд 40,9 млн Таким образом сальдо сложилось положительное в размере 1 млрд 420,8 млн долларов. Экспорт услуг в страны СНГ составил 28,6% от общего объема, в страны вне СНГ — 71,4%; импорт услуг из стран СНГ — 34%, из остальных — 66%. Транспортных услуг экспортировано на сумму 2,3 млрд долларов США (на 22% меньше, чем в 2008 году), импортировано — на 837,6 млн долларов (падение на 34,7%). Экспорт услуг связи составил 154,3 млн долларов (на 5,3% больше), импорт — 70,6 млн (на 17,3% меньше). Объем экспорта компьютерных и информационных услуг составил 159,1 млн долларов (на 2,8% больше), импорта — 42,2 млн (на 19,2% больше). Экспорт операционного лизинга снизился до 62,4 млн долларов (на 16,4% меньше), импорт — до 65,9 млн (на 27,5%). Объем экспорта услуг в области архитектуры, инженерных и технических услуг увеличился на 23,2% и составил 52,5 млн долларов, в то время как импорт снизился на 9% (68,5 млн долларов). На 22,5% упал объем экспорта строительных услуг — в денежном выражении этот показатель составил 76,9 млн долларов. Импорт увеличился на 53,4% и составил 80,7 млн долларов. По данным Белстата, в январе—мае 2010 года экспорт услуг в Беларуси составил 1 млрд 714,7 млн долларов США, увеличившись на 32,9% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Импорт услуг вырос на 34,6% до 949,8 млн долларов. Таким образом, сальдо сложилось положительное в 764,9 млн долларов. Таким образом, для развития внешней торговли товарами характерны следующие тенденции: · формирование групп товаров, образующих «стратегический экспорт» Беларуси (нефтепродукты, химические продукты, калийные удобрения, текстиль, черные металлы, грузовые автомобили, молоко и молочные продукты, тракторы, холодильники) и «экономически важный экспорт» (запасные части, мебель, нефть, сдельные тягачи, сахар, лесоматериалы, мясо); · совпадение удельного веса импорта инвестиционных товаров (машины, оборудование), минеральных продуктов с удельным весом экспорта аналогичной продукции; · сохранение основных торговых партнеров Беларуси - России и стран ЕС, активизация торговли с европейскими странами; · наличие положительного сальдо в торговле со странами Африки и Ближнего Востока.
Вернуться к содержанию
3.5.3. Экономическая интеграция Содружества Независимых Государств (СНГ) Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому, — все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основными целями организации являются: · сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; · всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; · обеспечение прав и свобод человека; · сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; · взаимная правовая помощь; · мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации. К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: · обеспечение прав и основных свобод человека; · координация внешнеполитической деятельности; · сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; · сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; · охрана здоровья и окружающей среды; · вопросы социальной и миграционной политики; · борьба с организованной преступностью; · сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. Постоянно действующий орган СНГ — Исполком СНГ в Минске. Подписанный Договор декларировал положение о поэтапном формировании общего экономического пространства. Отношения в нем должны строиться на принципах рыночной экономики, на обеспечении равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих объектов, совместном осуществлении крупных экономических проектов, представляющих взаимный интерес, и на решении экологических проблем. Предполагалось свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, согласование денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеторговой, таможенной и валютной политики, сближение методов регулирования экономической деятельностью. Договор о создании эк союза предполагал поэтапное продвижение государств участников СНГ от одной стадии интеграции к другой: зона свободной торговли– таможенный союз – платежный и валютный союзы – общий рынок товаров и услуг. Соглашение о создании зоны свободной торговли было принято 15 Апреля 1994. Этот документ был подписан руководителями всех 12 стран СНГ, а ратифицировано лишь 6. Со времени подписания соглашения о ЗСТ между странами СНГ наметились две основные тенденции в развитии взаимной торговли между странами Содружества. Первая связанна желанием государств Содружества регулировать вопросы взаимной торговли через многосторонний механизм зоны свободной торговли, который несовершенен и требует доработки Вторая состоит в том, что многие государства СНГ не желают себя связывать многосторонними обязательствами через многостороннюю ассоциацию свободной торговли. Неотработанность механизма торговых связей в рамках СНГ заметно отражается на их взаимном товарообороте. Определяющей тенденцией экономических связей СНГ остается снижение взаимной торговли стран Содружества и переориентировка торговли на дальнее зарубежье. Последовательное приближение цен внутри СНГ к уровню мировых еще более усиливает деструктивные процессы. Образование таможенного союза Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России в 95 году во многом помогло наладить взаимный благоприятный режим свободной торговли. В 97 году этим странам удалось на 95% согласовать таможенные тарифы. Однако проведение затем каждым из государств собственной таможенной политики привело к тому, что по уровню таможенных пошлин страны вернулись к уровню 1995-1996. Внешним достижение интеграционного процесса в рамках СНГ стало образование в апреле 97 «Союза двух» – России и Белоруссии, которые являются крупными торговыми партнерами. Процесс объединения двух государств вызвал ожесточенные споры, но конечном чете договор был заключен, ратифицирован Устав Союза Белоруссии и России. Фактически Устав Союза Белоруссии и России ставит своей целью создание наиболее зрелого интеграционного объединения, включающего ЗСТ, таможенный союз, единое экономическое пространство, экономический и валютный союз с последующим перерастанием в политический союз - единое государство. Как было отмечено выше, сейчас Россия, Белоруссия и Казахстан образовали Таможенный Союз, который находится в начальной стадии формирования.
Вернуться к содержанию
3.5.4.Тенденции развития внешней торговли в Республике Беларусь В Республике Беларусь внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики и идет по пути догоняющего развития. Внешнеторговая политика включает экспортную и импортную политику. Экспортная политика - это мероприятия правительства, нацеленные на максимальное наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг, диверсификацию географической структуры экспорта, освоение новых при условии сохранения традиционных рынков сбыта, стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой, обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок, развитие экспортной инфраструктуры и информационного сопровождения внешней торговли, улучшение параметров платежного баланса. Концептуальной основой формирования экспортной политики является Национальная программа развития экспорта. С целью реализации экспортной политики правительство принимает меры по стимулированию, поддержке производителей экспортной продукции и экспортеров, соответствующие принципам и механизмам ВТО. Среди методов: • налоговые льготы; • гармонизация и унификация грузовых, железнодорожных тарифов; • экспортные кредиты; • страхование экспортных сделок; • бюджетное финансирование приоритетных экспортоориентированных проектов; • облегченный доступ к ресурсам банковской системы, получению валютных кредитов; • предоставление информации о состоянии зарубежных рынков; • защита от антидемпинговых процедур; • организация выставок, презентаций; • использование лизинга при экспорте; • приведение республиканских стандартов в соответствие международным; • гармонизация правил и процедур национальной системы сертификации с требованиями ВТО; • либерализация товарных режимов со странами - торговыми партнерами; • совершенствование инфраструктуры экспорта; • упрощение процедуры лицензирования; • увеличение количества разрешений на проезд белорусских автомобильных перевозчиков; • гармонизация и унификация таможенных пошлин и др. Экспортоориентированными отраслями белорусской промышленности являются машиностроение, металлообработка, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Отраслями экспортоориентированных услуг - транспортные и деловые услуги. Примером завоевания зарубежных рынков через различные формы организации экспорта является деятельность Белорусского металлургического завода (БМЗ) по созданию предприятий на территории Западной Европы, Китая, товаропроизводящей сети в Северной Америке. Это позволяет осуществлять внутрифирменные поставки оборудования и промежуточной продукции, снижать стоимость экспортной продукции за счет оптимизации закупок запасных частей, сырья и пр., а в итоге удерживать позиции на мировом рынке и расширять сбыт в различных регионах мира. Импортная политика - это мероприятия правительства, направленные на стимулирование развития отраслей и производств, способных заменить своей продукцией импорт аналогичных товаров, защитить внутренний рынок и товаропроизводителей в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и удорожания сырьевых ресурсов, рационализировать импорт по товарным группам и странам происхождения, уменьшить дефицит торгового баланса. Политика импортозамещения состоит: 1) из организации собственного производства продукции взамен импортируемой; 2) рационализации и сокращения ввоза, потребления импортируемых товаров в результате структурной перестройки экономики, модернизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий и др. Объектами импортозамещения выступает продукция отраслей, которые обладают максимальным потенциалом в замещении импортируемых товаров, обеспечены ресурсами и могут дать быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Среди отраслей: а) быстроокупаемые отрасли промышленности, ориентированные на прямой потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность, производство дешевой мебели); б) организация импортозамещающих производств на неэффективно используемых производственных площадях предприятий; в) развитие трудоемких и наукоемких отраслей и производств (оборудование, машины, отдельные виды комплектующих изделий, узлов). Товарным сегментом импортозамещения являются: продукция машиностроения и металлургии, химического комплекса, деревообрабатывающей отрасли, пищевой и табачной промышленности, товары лесной и целлюлозно-бумажной отрасли, аграрно-промышленного комплекса (АПК). Особое значение для реализации внешнеторговой политики приобретает формирование и функционирование инфраструктуры внешней торговли, которая оказывает содействие предприятиям при
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |