КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Другие условия контрактов
Гарантии. При поставках машин, оборудования, техники в контрактах содержится условие о гарантийном обслуживании. Стороны согласуют объем гарантии, гарантийный срок, обязанности продавца в течение гарантийного периода. В разделе "Гарантии" также перечисляются все случаи, на которые гарантии не распространяются (например, на быстроизнашивающиеся детали и запасные части, на повреждения из-за чрезмерной нагрузки, небрежного хранения или неправильного обслуживания и т.п.). Если по договоренности сторон гарантийное обслуживание производится силами покупателя, продавец обязан возместить ему расходы. Рекламации — это претензии, предъявляемые покупателем к продавцу в связи с несоответствием количества и качества поставленного товара условиям контракта. Предъявление покупателем рекламаций не является основанием для отказа от поставки. Стороны устанавливают в контракте порядок и сроки предъявления рекламации, перечень и виды представляемых при этом документов, обязанности и права сторон в связи с предъявлением рекламации, возможные способы урегулирования рекламации, сроки ответа на полученные претензии. В контракте могут быть предусмотрены различного рода штрафные санкции в виде пени, неустойки, штрафов, уплачиваемых продавцом или покупателем за невыполнение своих обязательств по договору. Уплата неустойки за просрочку поставки товара — наиболее распространенный вид санкции. Размер неустойки, как правило, устанавливается в виде процента от стоимости поставляемого товара. Ее величина возрастает в зависимости от длительности просрочки. Кроме неустойки, в контракте может предусматриваться право сторон на взыскание убытков. В некоторых случаях в договоры включается условие о праве импортера аннулировать контракт полностью или частично без возмещения продавцу каких-либо расходов, если просрочка поставки будет длительной. При этом покупатель, согласно законодательству Республики Беларусь, вправе требовать возмещения убытков. В ходе исполнения контракта могут возникнуть обстоятельства, препятствующие исполнению договора, которые невозможно было предвидеть и предусмотреть при его подписании. Такие обстоятельства называются непредвиденными или форс-мажорными. Поэтому почти все контракты купли-продажи содержат условие, разрешающее переносить срок исполнения договора или освобождающее стороны от полного или частичного выполнения обязательств по договору в случае наступления после заключения контракта форс-мажорных обстоятельств. К непредвиденным обстоятельствам относятся как различного рода стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары, ураганы), так и различные политические или торгово-политические действия (война, блокада, запрет экспорта и импорта). В контрактах предусматриваются конкретный перечень таких обстоятельств и порядок действия сторон при их наступлении. Сторона, для которой возникли форс-мажорные обстоятельства, должна немедленно в письменной форме известить другую сторону как о наступлении, так и о прекращении действия этих обстоятельств. В контракте также указывается название организации (обычно это торговая палата), которая будет свидетельствовать о наступлении и продолжительности действия непредвиденных обстоятельств путем выдачи соответствующих документов. Арбитражная оговорка. В этом разделе контракта определяется порядок разрешения споров, которые могут возникнуть в ходе выполнения условий договора, и наименование суда, где предполагается рассмотрение возможных разногласий. При возникновении споров и разногласий стороны стремятся разрешить их путем переговоров. В случае, если экспортер и импортер не могут прийти к соглашению, они обращаются в суд или арбитраж. Они отличаются большим разнообразием и определяются потребностью сторон согласовать их. Наиболее часто встречаются следующие дополнения к контракту: · положение о том, что приложения к контракту являются его неотъемлемой частью; · условие о том, что все изменения и дополнения к контракту являются действительными только в том случае, если они совершены в письменной форме; · порядок прекращения контракта; · порядок и сроки предъявления и рассмотрения претензий. Текст контракта заканчивается указанием юридических адресов сторон и подписями продавца и покупателя. Вернуться к содержанию 5.3. Базисные условия поставки товаров 5.3.1.Сущность и значение Международных правил по толкованию торговых терминов «ИНКОТЕРМС - 2000» (International Commercional Terms) Расходы по поставке, которые несет продавец, включаются в цену товара и определяют ее базис. Отсюда название условий поставки — базисные. Базисными условиями поставки называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Международным признанным документом, содержащим толкование базисных условий поставки, является Инкотермс — «Международные коммерческие термины» (англ. Incoterms), разработанный Международной торговой палатой. Инкотермс четко и просто распределяет обязанности продавца и покупателя при различных вариантах условий поставки и определяет момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара в пути с продавца на покупателя. Толкование терминов Инкотермс соответствует наиболее распространенным торговым обычаям и международным правилам торговли. Согласно Инкотермс, продавец несет все расходы по доставке товара до пункта, указанного за названием термина. Расходы продавца по поставке заканчиваются при передаче товара покупателю в указанном пункте Момент наступления обязательств покупателя по поставке и момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя могут не совпадать. В Инкотермс не содержится положений о моменте перехода к покупателю права собственности на товар. Между моментами перехода на покупателя риска случайной гибели или повреждения товара и права собственности нет «жесткой» связи. Данный вопрос разрешается национальным законодательством. Инкотермс носит рекомендательный характер и объем его использования зависит от договаривающихся сторон. Первая редакция Инкотермс была опубликована Международной торговой палатой в 1936 г. Последняя редакция – в 2010 году, которые вступили в силу с 1 января 2011 года. Документ содержит четыре группы терминов при общем их количестве - 11. Очередной пересмотр Правил был проведен с целью обеспечения более точного и ясного формулирования терминов Incoterms, что отображает современную торговую практику. Правила Incoterms 2010 отражают современные тенденции развития международной торговли, которые сложились с момента выпуска последней редакции Правил в 2000 году. Среди таких тенденций – вопрос безопасности перевозок, которые стали особенно актуальными после событий 11 сентября 2001, а также расширения использования электронных средств при заключении коммерческих соглашений. Общее количество терминов сокращено с 13 до 11. Также в Правилах появились 2 новых термина: DAT (поставки на терминале) и DAP (поставки в пункте).
Вернуться к содержанию 5.3.2.Содержание обязанностей, расходов и степени риска продавца и покупателя по договору купли-продажи четырех групп - E, F, С, D Категория E - Отгрузка EXW (EX Works(... namedplace)) Франко завод (название места) Термин «Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин возлагает, таким образом, минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи (см. Введение п.11). Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара. Категория F - Отгрузка FCA (FreeCarrier (...namedplace)) Франко перевозчик (...название места) Термин «Франко перевозчик» означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешенные перевозки. Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу. Категория F - Отгрузка FAS (FreeAlongsideShip (... namedportofshipment)) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки) Термин «Франко вдоль борта судна» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FAS на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Этим «ИНКОТЕРМС-2010» отличается от предыдущих изданий, где обязанность по таможенной очистке возлагалась на покупателя. Однако, если стороны желают, чтобы покупатель взял на себя обязанности по таможенной очистке товара для экспорта, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Категория F - Отгрузка FOB (FreeOnBoard (... namedportofshipment)) Франко борт (... название порта отгрузки) Термин «Франко борт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин FCA. Категория C - Основная перевозка оплачена продавцом CFR (CostandFreight (... namedportofdestination)) Стоимость и фрахт (... название порта назначения) Термин «Стоимость и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, ОДНАКО, риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. По условиям термина CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CPT. Категория C – Основная перевозка оплачена продавцом CIF (Cost, Insurance and Freight (... named port of destination).) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения) Термин «Стоимость, страхование и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, НО риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. Однако, по условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. Следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием. В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CIP. Категория C - Основная перевозка оплачена продавцом CIP (CarriageandInsurancePaidТo (... namedplaceofdestination)) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения) Термин «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы после доставки таким образом товара. Однако, по условиям CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIP от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием. В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого перевозчика. По условиям термина СIР на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешенные перевозки. Категория C - Основная перевозка оплачена продавцом CPT (CarriagePaidTo (... namedplaceofdestination)) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения) Термин «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы после доставки таким образом товара. Однако, по условиям CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIP от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием. В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого перевозчика. По условиям термина СIР на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешенные перевозки. Категория D - Доставка DAT (DeliveredAtTerminal (... namedterminalofdestination)) Поставка на терминале (... название терминала) DAT - Это новый термин, введенный в Инкотермс 2010 (Incoterms 2010). Категория D - Доставка DAP (DeliveredAtPiont (... namedpointofdestination)) Поставка в пункте (... название пункта) Термин начинает действовать с 01 января 2011 года. Категория D - Доставка DDP (DeliveredDutyPaid (... namedplaceofdestination)) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения) Термин «Поставка с оплатой пошлины» означает, что продавец предоставит прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая (где это потребуется) (См. Введение п.14) любые сборы для импорта в страну назначения (под словом «сборы» здесь подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов). В то время как термин EXW возлагает на продавца минимальные обязанности, термин DDP предполагает максимальные обязанности продавца. Данный термин не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. Если стороны согласились об исключении из обязательств продавца некоторых из расходов, подлежащих оплате при импорте (таких, как налог на добавленную стоимость — НДС), это должно быть четко определено в контракте купли-продажи Последнее издание «Инкотермс» отличается от предыдущего следующим: 1. Исчезли 4 (DAF, DES, DEQ и DDU) и вводятся 2 новые условия поставки (DAP – Доставленно до места (DeliveredatPlace) and DAT – Доставленно на терминал (DeliveredatTerminal)). 2. Создание 2 классов ИНКОТЕРМС – (1) правил для любого вида транспорта и (2) правил для морских и речных перевозок (ИНКОТЕРМС 2000 имел 4 класса). 3. Правила, которые теперь работают как для международных, так и для внутренних поставок. 4. Введение ссылок на использование электронных записей в случае согласия сторон, или когда это общепринято. 5. Пересмотренное страховое покрытие с учетом правок внесенных в InstituteCargoClauses (Институт лондонских страховщиков). 6. Четкое указание ответственности за уплату хранение на Терминале
Вернуться к содержанию
5.3.3. Принципы выбора базисных условий поставки товара. В некоторых случаях вступление рекомендует использовать или не использовать тот или иной термин. Это особенно важно в отношении выбора между терминами FCA и FOB. К сожалению, работники торговли продолжают использовать термин FOB там, где он совершенно неуместен, при этом вынуждая продавца нести риски вследствие передачи товара перевозчику, названному покупателем. FOB возможно использовать только там, где товар предназначен для поставки «через поручни судна» или, в крайнем случае, на судно, а не тогда, когда товар передается перевозчику для последующей погрузки на судно, например, загруженный в контейнеры или погруженный на грузовики или в вагоны в так называемом «ро-ро» транспорте.(Ролкерная система («Ро-Ро») – перевозка грузов на судах, обеспечивающих горизонтальную погрузку-выгрузку, предназначенная для самоходной техники, крупногабаритных тяжеловесных грузов с погрузкой-выгрузкой методом наката или своим ходом на транспортном средстве, либо с использованием автопогрузчика. Большим достоинством ролкерной системы является тот факт, что эта технология не требует механизированного причала.) Таким образом, во вступлении к термину FOB было сделано настоятельное предупреждение о том, что термин не следует использовать, когда стороны не намерены поставлять товар через поручни судна. Случается, что стороны ошибочно используют термины, предназначенные также для перевозки товаров морем, когда предполагается другой вид транспорта. Это может поставить продавца в положение, когда он не может выполнить свое обязательство представить покупателю соответствующий документ (например, коносамент, морскую накладную или электронный эквивалент). Таблица, приведенная выше в параграфе 17, показывает, какой термин следует использовать для каждого вида транспорта. Кроме того, во введении к каждому термину указывается, можно ли использовать его для всех видов транспорта или только для перевозки морем. На практике часто имеет место ситуация, когда стороны сами хотят добиться большей точности термина, добавляя слова в термины Инкотермс. Следует подчеркнуть, что Инкотермс не дают никаких указаний для таких добавлений. Так, если стороны не могут опереться на установленную традицию торговли для толкования таких добавлений, они могут столкнуться с серьезными проблемами, когда невозможно обеспечить согласованное понимание таких добавлений. Например, при использовании общих выражений «Франко борт загружено» или «Франко завод включая погрузку» невозможно добиться единого понимания во всем мире с тем, чтобы обязательства продавца были расширены не только относительно стоимости фактической погрузки товара на судно или транспортное средство, соответственно, но и включали риск случайной потери или повреждения товара в процессе погрузки. По этим причинам сторонам настоятельно рекомендуется точно пояснить, имеют ли они в виду только, что обязанности или стоимость операций по погрузке должна лежать на продавце, или что он должен также нести риски до фактического завершения погрузки. На этот вопрос Инкотермс не дают ответа: следовательно, если договор также четко не описывает намерения сторон, стороны могут столкнуться с ненужными трудностями и затратами. Хотя Инкотермс не предусматривает многие из традиционно используемых вариантов, предисловия к некоторым торговым терминам тем не менее предупреждают стороны о необходимости специальных условий договора, если стороны желают выйти за пределы условий Инкотермс. EXW — Добавляется обязанность продавца погрузить товар на транспортное средство покупателя CIF/CIP — Покупатель нуждается в дополнительном страховании В некоторых случаях продавцы и покупатели ссылаются на коммерческую практику контейнерной торговли и торговли чартер — партиями. В этих обстоятельствах необходимо четко различать обязанности сторон в соответствии с договором перевозки и их обязанностями по отношению друг к другу по договору купли — продажи. К сожалению, нет авторитетных определений таких выражений, как «контейнерные условия» и «сборы за транспортную обработку на терминале» (ТНС). Распределение расходов в соответствии с этими условиями может быть различным в различных местах и периодически изменяться. Сторонам рекомендуется пояснить в договоре купли — продажи, как эти расходы должны быть распределены между ними. Выражения, часто используемые в чартер — партиях, такие как «Франко борт загружено», «Франко борт загружено и приведено в состояние готовности», иногда используются в договорах купли — продажи для точного пояснения того, в какой мере продавец в соответствии с термином FOB должен выполнить укладку и приведение товара в состояние готовности на борту судна. В том случае, когда добавляются эти слова, необходимо пояснить в договоре продажи, относятся ли добавленные обязанности только к затратам или к расходам и рискам тоже. Так как Инкотермс предлагают комплект терминов для использования в различной сфере торговли и регионах, невозможно всегда точно сформулировать обязанности сторон. До некоторой степени поэтому необходимо ссылаться на обычай порта или конкретной торговли или практику, которую сами стороны могли установить в предыдущих операциях (Статья 9 Конвенции ООН 1990 года о договорах для международной торговли товарами). Конечно, желательно, чтобы продавцы и покупатели постоянно должным образом информировали друг друга о таких обычаях при обсуждении их договоров и при возникновении неясностей поясняли свою законную позицию соответствующими статьями в своих договорах купли — продажи. Такие специальные условия конкретного договора будут заменять или изменять все, что было сформулировано, как правило, толкования различных терминов.
ТЕМА 6. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 6.1. Методы нетарифного регулирования ВЭД
6.1.1. Таможенные формальности как метод нетарифного регулирования
Выделяются следующие меры регулирования внешнеторговой деятельности: 1) тарифные; 2) нетарифные; Тарифные меры связны с таможенным тарифом. Таможенный тариф Республики Беларусь — это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь Нетарифные меры — это меры, которые не связные с таможенным тарифом. Меры регулирования внешнеторговой деятельности зависят от преследуемых государством целей, которые в свою очередь определяются геополитическим положением, наличием природных ресурсов и иными факторами. Следовательно, у разных государств будут различные цели. Так, в зависимости от цели нетарифные меры делятся на два направления: – экономического характера; – неэкономического характера Нетарифные меры экономического характера позволяют решать следующие задачи: 1) защита своего производителя; 2) защита природных ресурсов; 3) защита золотовалютного потенциала страны. Для достижения поставленных целей нетарифные меры экономического характера можно разделить на: 1) меры экономической политики: – лицензирование – квотирование – индикативная цена – специальный экспортёр 2) налоговые меры; 3) валютный контроль. Для достижения поставленных целей нетарифные меры неэкономического характера можно подразделяются на следующие виды: 1) запреты и ограничения на ввоз-вывоз (используются для контроля за перемещением товаров через таможенную границу); 2) ветеринарные требования; 3) фитосанитарные требования; 4) санитарно-карантинные требования; 5) требования в области безопасности движения; 6) сертификация; 7) экспортный контроль В соответствии со статьёй 48 Таможенного кодекса перемещение товаров через таможенную границу должно осуществляться с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера. Запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров применяются и к товарам, перемещаемым транзитом. Товары, ввоз которых в и (или) вывоз которых запрещены в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь, являются товарами, запрещенными к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе. Такие товары включаются в перечни товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе. Товары, ввоз и (или) вывоз которых в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь допускаются при наличии разрешения и (или) лицензии уполномоченного государственного органа на их ввоз и (или) вывоз, являются товарами, ограниченными к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе. Такие товары включаются в перечни, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе по основаниям экономического и неэкономического характера. Перечни товаров запрещенных и ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе, утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1997 г. № 218. Ветеринарные требования обеспечиваются ветеринарным контролем в отношении продукции животного происхождения перемещаемой через таможенную границу Республики Беларусь; фитосанитарные — фитосанитарным контролем в отношении продукции растительного происхождения перемещаемой через таможенную границу Республики Беларусь. Данные виды контроля организовываются Министерством сельского хозяйства и продовольствия и регулируются его постановлениями № 55/20 от 05.07.2002 и № 54/19 от 05.07.2002. Санитарно-карантинные требования обеспечиваются контролем со стороны Министерством здравоохранения в отношении физических лиц пересекающих таможенную границу Республики Беларусь. Требования в области безопасности движения обеспечиваются контролем со стороны Министерством транспорта в отношении транспортных средств перемещаемой через таможенную границу Республики Беларусь. Сертификация — подтверждение соответствия товара требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Контролирует это инструмент Министерство стандартизации. Другими словами, сертификация это процедура, заключающаяся в подтверждении соответствия товара определённым требованиям и условиям исходя из его заявленных характеристик и безопасности использования. Она состоит в получении сертификата соответствия. Как правило, сертификация требуется для товаров бытового назначения. Например, электрооборудования, товаров для детей, продуктов питания. Так для бытовых приборов важно, чтобы они были безопасны и не требовали узко специальных знаний при его эксплуатации. Сертификация регулируется Постановлением Совета Министров № 861 от 30.06.2007 и Постановлением Государственного комитета по стандартизации №51 от 08.10.2007. Экспортный контроль — установление и осуществление порядка перемещения через таможенную границу и транзита объектов экспортного контроля и технической документации на них. К объектам экспортного контроля относят: 1) материалы и технологии для производства ядерного оружия; 2) материалы и технологии для производства химического оружия; 3) потогены и оборудование для создания бактериологического и токсического оружия; 4) оборудование и материалы для ракетного оружия, средства их доставки; 5) товары и технологии двойного назначения (например, токарно-винторезный станок может быть использован для изготовления снарядов); 6) продукция военного назначения; 7) шифровальная техника. Перемещения через таможенную границу данных объектов разрешается только с разрешения Государственного военно-промышленного комитета.
Вернуться к содержанию
6.1.2. Алгоритм таможенных процедур при импорте и экспорте
Технология (алгоритм) таможенного оформления при ввозе товара: Предварительные операции (до момента ввоза товара): 1. Вы (резидент Республики Беларусь) заключаете с нерезидентом Республики Беларусь внешнеторговый договор, который должен соответствовать требованиям Указа Президента № 178 от 27 марта 2008 г. «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Перед подписанием договора следует предварительно согласовать текст и оформление этого договора с сотрудником таможенного агентства (ТА) - это важно, поскольку опытный специалист подскажет, какие сведения необходимо обязательно указать в договоре/контракте, во избежание последующих дополнений, проволочек и непредвиденных расходов или штрафных санкций со стороны контролирующих органов). 2. На основании внешнеторгового договора и необходимых приложений, соглашений, спецификаций и дополнений к нему, при сумме сделки более 3000 евро необходимо зарегистрировать сделку (этим занимается бухгалтерия предприятия с использованием системы оплаты "Банк-Клиент", специалисты по таможенному оформлению некоторых ТА также могут помочь в регистрации сделки, если такую услуги ТА оказывает). Исключение составляют внешнеторговые договоры, предусматривающие предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме, — по ним и регистрацию сделки производить не нужно. 3. Сделка регистрируется в обслуживающем банке (при необходимости по законодательству Беларуси). 4. Получатель дает указание перевозчику (определенным образом заполняется графа 13 CMR (международной товарно-транспортной накладной)) доставить товар на определенный таможенный терминал (ПТО (пункт таможенного оформления), СВХ (склад временного хранения)), предварительно заключив с держателем СВХ договор на возмездное оказание услуг по размещению Вашего товара (транспортного средства (далее ТС) с товаром) в зоне таможенного контроля (ЗТК) (на складе временного хранения (таможенном складе)) и с оказанием других услуг (например, погрузочно-разгрузочных работ, техническим заполнением таможенных деклараций, предоставлением комплекта документов в таможенный орган для таможенного оформления. и др.). Основные операции (при ввозе товара): 5. По прибытии товара на таможенный терминал (ПТО, СВХ), сотрудник держателя СВХ (либо представитель перевозчика, экспедитора) информирует ПОЛУЧАТЕЛЯ о его прибытии по телефону либо иным способом (можно также самостоятельно отслеживать прибытие транспортного средства (товара) и получать информацию посредством сети интернета. 6. По желанию ПОЛУЧАТЕЛЯ, во избежание простоя транспортного средства, товар может быть выгружен из транспортного средства на склад временного хранения (СВХ), для чего представителю субъекта хозяйствования (декларанту) необходимо обратится к держателю ПТО и СВХ для необходимых указаний (оформления заявления на выгрузку товара на склад СВХ (таможенный склад) с заверением заявления печатью ПОЛУЧАТЕЛЯ (штампом)). 7. ПОЛУЧАТЕЛЬ обязан заявить необходимую таможенную процедуру на поступивший в его адрес товар не позднее 2-х месяцев дней с даты совершения таможенной операции временного хранения товаров (уведомления таможенного органа (въезда в зону таможенного контроля). 8. После завершения процедуры таможенного транзита (занимает от 30 минут до 3 часов после регистрации прибытия ТС в место доставки), ПОЛУЧАТЕЛЬ забирает документы предназначенные для получателя товара (декларанта) у дежурного инспектора таможни. В минимальном перечне документов должны присутствовать: 1. Уведомление о размещении товаров в зоне таможенного контроля; 2. Инвойс (счет, инвойс-проформа, счет-проформа); 3. CMR (международная автомобильная товарно-транспортная накладная), ж/д- или авианакладная (в зависимости от вида перевозки). При необходимости ПОЛУЧАТЕЛЬ связывается с представителем перевозчика (водителем) для получения документов, которые он, возможно, не передал в таможенный орган для передачи декларанту. 9. На основании предоставленных документов специалист по таможенному оформлению ТА либо декларант самостоятельно, используя необходимые знания, навыки и программное обеспечение составляет необходимое количество деклараций на товары (ДТ) и рассчитывает необходимые таможенные платежи. 10. ПОЛУЧАТЕЛЬ оплачивает необходимые таможенные платежи в банке и предоставляет оригиналы платежных поручений (+ 2 ксерокопии каждого платежного поручения, для электронного декларирования рекомендуется уплачивать все таможенные платежи одним п/п (на НДС) и предоставлять либо оригинал, либо копию п/п), специалисту по таможенному оформлению для окончательного заполнения декларации. (Оплату таможенных платежей можно произвести и после подачи ДТ и комплекта документов в таможенный орган, но это необходимо сделать до выдачи свидетельства о помещении товара под выбранную таможенную процедуру с внесением изменений в ДТ (при необходимости), что нежелательно). 11. Доверенное лицо декларанта лично либо специалист по таможенному оформлению ТА (на основании договора поручения на оказание таможенных услуг) представляет комплект документов (необходимое количество грузовых таможенных деклараций вместе с полученными товаросопроводительными документами, а также необходимыми переводами, сертификатами, экспортной декларацией страны отправления (при необходимости), платежными поручениями по оплате таможенных платежей и другими документами и их копиями в соответствии с требованиями текущего законодательства администратору ПТО (таможенного органа) в порядке электронной (или живой) очереди. Информацию по размеру очереди на присвоение справочного номера также можно отслеживать в Интернете. В соответствии со ст.196 Таможенного Кодекса ТС, выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации. Указанный срок включает срок проведения операций таможенного контроля. 12. После успешной подачи документов администратору, ПОЛУЧАТЕЛЬ осведомляется у должностного лица, на какого инспектора (либо номер рабочего места (окна)) распределили его документы, узнает у названного инспектора (подойти к указанному инспектору (окну), если есть доступ, или позвонить по внутреннему телефону) о необходимых дальнейших действиях со стороны ПОЛУЧАТЕЛЯ (либо получить требования таможенного инспектора, ознакомить ПОЛУЧАТЕЛЯ с которыми инспектор должен под роспись, с указанием даты и времени выставления требования и времени выполнения данного требования). В случае отсутствия требований, узнать о конкретном времени оформления (либо когда можно будет забрать оформленные документы). Информацию по оформлению Ваших документов и ГТД также можно отслеживать в Интернете. 13. В случае наличия на ПТО электронного мониторинга очереди таможенного оформления, при появления напротив ПОЛУЧАТЕЛЯ строки надписи «Разрешение» или «Отказ», подойти к указанному рабочему месту (окну) и забрать комплект документов. В случае получения свидетельства о помещении товара под таможенный режим (импортного разрешения), перейти к п. 14. В случае выставления дополнительных требований или получения отказа в оформлении устранить все недостатки в документах или другие выставленные требования инспектора и повторно следовать согласно п. 9. 14. Получив разрешение таможни на использование товаров в заявленной таможенной процедуре, ПОЛУЧАТЕЛЮ необходимо вывезти их с территории СВХ, для чего обращаются к сотруднику держателя ПТО (СВХ) для получения необходимых документов на оплату оказанных услуг, согласно действующему прейскуранту цен, после чего забирается товар (транспортное средство) с территории таможенного терминала (СВХ), предоставив необходимые документы (оригинал либо копию свидетельства о помещении товара под определенную процедуру, платежного поручения на оплату услуг, доверенность на получение товара либо печать (при получении товара с СВХ). Некоторые держатели СВХ отпускают товар только после оплаты, поэтому позаботьтесь об оплате заранее. Перечень документов, необходимых для таможенного оформления: Для таможенного оформления декларант - резидент Беларуси должен предоставить следующие документы: · Учредительные документы покупателя (получателя) ввозимого товара: · оригиналы или заверенные в установленном порядке копии УНП (учетного номера плательщика); · Свидетельства о государственной регистрации предприятия (ИП) (ИТН (идентификационный таможенный номер) с 01.07.2007 г. необязателен, но, при наличии, не помешает...); · копии первых 2-3-х первых листов Устава организации; · документы, подтверждающие полномочия представителя декларанта (доверенность, приказ о назначении, личный паспорт) и их ксерокопии, заверенные в установленном порядке; · декларация на товары + электронная копия в необходимом формате; · декларация таможенной стоимости (в зависимости от заявленного таможенного режима) (при стоимости сделки более 10 000 $) + электронная копия в необходимом формате или по требованию инспектора (при стоимости сделки менее 10 000 $ или многоразовом контракте); · договор (контракт), на основании которого осуществляется поставка товаров, и дополнительные соглашения, спецификации к нему (если они предусмотрены) + заверенные в установленном порядке копии (при необходимости или по требованию инспектора таможни); · регистрация сделки в банке (при сумме сделки более 3 000 евро или других требованиях законодательства РБ); · счет-фактуру (инвойс) с указанием: · ссылки на номер контракта (договора) и приложений (спецификаций), по которым приходят товары; · условий поставки; · страны происхождения товара (при отсутствии сертификата происхождения на товар); · или счет-проформу (для условно-стоимостных сделок); · банковские платежные документы на оплату товара (если счет оплачен) + заверенные копии; · другие платежные и/или бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара(по требованию таможни); · транспортные документы (CMR, ТТН, ж/д- или авиа- накладная, багажная накладная (ведомость), коносамент на морскую перевозку (Bill of Landing)); · страховые документы в зависимости от условий поставки (если они имеются); · сертификат происхождения товара, выданный уполномоченным органом страны отправления (формы А либо "Original" или СТ-1 (при поставке из стран СНГ)), а при получении преференций (льгот) - в обязательном порядке; · сертификат соответствия, выданный уполномоченными органами РБ - 2 копии (зеленого цвета), заверенные уполномоченным органом (при требовании по законодательству) либо письмо из органа по сертификации, заверенное голографической маркой (при необходимости); · транзитную декларацию (ТД), если перевозка осуществлялась не по процедуре МДП (Carnet TIR); · заверенные копии счета за транспортные услуги по доставке Вашего товара (акта выполненных работ) и договора с перевозчиком (экспедитором) или оригинал официально заверенной калькуляции транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в счет-фактуру (инвойс) либо при доставке товара собственным транспортом (с разделением затрат от пункта отправления до границы РБ и от границы РБ до места назначения, в случае исключения последней составляющей из таможенной стоимости товара); · платежный документ оплаты за перевозку товара, если счет за перевозку оплачен согласно условиям договора на перевозку; · правильно оформленные платежные поручения оплаты таможенных платежей: сбора за таможенное оформление, таможенной пошлины (при отсутствии СТ-1 и поставке из стран СНГ), акциза (при необходимости) и НДС (+ по 2 заверенные копии каждого п/п); · экспортная декларация страны отправления или её копия, полученная достоверным способом (с переводом на официальный язык (русский или белорусский) - при необходимости или по требованию таможенных органов для подтверждения таможенной стоимости); · копии ДТ (ГТД), ДТС и КТС, принятых по первой поставке по контракту или по поставке, произведенной после подписания дополнительных приложений и (или) соглашений к контракту, которые повлияли на сведения о товаре, указанные в лицевом листе ДТС, поданной при первой поставке (для подтверждения таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговым договором, предполагающим многократные поставки (два и более раза) одного и того же товара на одних и тех же условиях); · для подтверждения таможенной стоимости по требованию таможенных органов дополнительно могут быть затребованы таможенные декларации (либо их копии, заверенные в установленном порядке) страны происхождения, страны отправления и стран транзита товаров, если их заполнение предусмотрено законодательством этих стран. Это требование не применяется в отношении представления таможенных деклараций страны происхождения и страны транзита товаров в случае перемещения товаров из страны их происхождения в страну отправления в рамках Европейского союза, а также при таможенном оформлении товаров, приобретенных индивидуальными предпринимателями в розничной торговле в Российской Федерации и ввозимых ими на таможенную территорию Республики Беларусь В отношении товаров, приобретенных индивидуальными предпринимателями в розничной торговле и ввозимых ими на таможенную территорию Республики Беларусь, для подтверждения заявленной таможенной стоимости кроме декларации таможенной стоимости декларант должен представить оригинал одного из следующих документов: · спецификации; · счета-фактуры; · акцептованного счета-проформы; · товарного чека; · кассового чека; · квитанции; · иных первичных документов, отражающих факт совершения индивидуальным предпринимателем внешнеэкономической операции, являющихся основанием для бухгалтерских записей. По требованию таможенного органа при необходимости уточнения заявленной декларантом таможенной стоимости, декларант обязан представить необходимые для этого дополнительные документы из следующего перечня: · упаковочные листы; · документы, касающиеся лицензирования любой перепродажи или использования товара; · документы, отражающие расходы на маркировку или упаковку товара, на проведение его тестирования или инспектирования; · таможенную декларацию страны отправления товара (если ее заполнение предусмотрено законодательством страны отправления). При этом если в стране вывоза товар или сырье, из которого он изготовлен, помещались предварительно под какой-либо таможенный режим, - таможенную декларацию, оформленную в соответствии с предшествующим экспорту таможенным режимом; · сертификат о происхождении товара, сертификат качества, безопасности и др.; · имеющие отношение к сделке контракты с третьими лицами; · счета за платежи третьим лицам в пользу продавца; · счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром; · бухгалтерскую документацию; · лицензионные или авторские соглашения; · складские квитанции; · заказы на поставку; · каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей (если они имеются); · калькуляцию фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна ее предоставить белорусскому покупателю); · другие документы, которые могут быть использованы в зависимости от обстоятельств сделки для подтверждения сведений, заявленных в ДТС. Перечни документов, предоставляемых при таможенном оформлении по выбранному методу определения таможенной стоимости приведены в приложениях 1-7 "Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.08.2008 № 1246 Особенности таможенной процедуры таможенного транзита при экспорте товаров в Европейский союз Для экспортируемых в Европейский союз товаров в белорусском таможенном законодательстве существует процедура, установленная постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 22.06.2007 № 58 «О таможенном документе, используемом в качестве документа таможенного транзита, и порядке его заполнения», которая позволяет не только упростить процесс перевозки товаров под таможенным контролем на территории Республики Беларусь, но и на территории Евросоюза. (ДТТ/ЕАД (от сокращений ДТТ — документ таможенного транзита и ЕАД — Единый административный документ (таможенный документ, применяемый в Европейском союзе). Под процедуру перевозки с использованием ДТТ/ЕАД подпадают только отечественные товары, помещенные под таможенный режим экспорта, вывозимые с территории Республики Беларусь автомобильным транспортом. Существенной особенностью данной процедуры является то, что формирование электронной и бумажной копий ДТТ/ЕАД осуществляется только уполномоченным таможенным агентом, который соответствует критериям, определенным в указанном Постановлении, на основании всех необходимых коммерческих, транспортных (перевозочных) документов, представленных ему перевозчиком. Таможенный агент должен соответствовать следующим критериям: 1) опыт работы в сфере оказания таможенных услуг не менее 2 лет; 2) использование специальных мер, облегчающих таможенным органам производство таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в том числе транспортных средств, включающих в себя: · применение электронных методов обработки данных при заполнении таможенных документов; · использование локальных вычислительных сетей либо иных приемлемых для таможенных органов способов передачи в таможенные органы таможенных документов в электронном виде; · обеспечение проверки формируемых таможенным агентом электронных таможенных документов на предмет наличия вирусов; 3) наличие договорных отношений с европейской гарантирующей компанией о сотрудничестве в сфере оказания таможенных услуг, а также технических возможностей взаимодействия с ней по обмену электронной информацией; 4) использование информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, прошедших в таможенных органах проверку на соответствие требованиям, установленным Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Для того чтобы лучше понять, почему установлено такое требование, надо описать различия в заявлении процедуры перевозки под таможенным контролем в ЕС и в Республике Беларусь. В Европейском союзе в правоотношения с таможенными органами вступают так называемые гарантирующие компании. Они заявляют процедуру перевозки под таможенным контролем и в качестве гарантии обеспечивают уплату таможенных платежей в случае невыполнения перевозчиком своих обязательств перед таможенными органами. Перевозчик же несет финансовую ответственность перед гарантирующей компанией. Система взаимоотношений субъектов процедуры перевозки в Республике Беларусь существенно отличается от европейской системы. Процедуру перевозки в Беларуси заявляет непосредственно перевозчик, он же и несет ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей. Подобные различия в заявлении процедуры перевозки и привели к необходимости определения некоторых особенностей в заявлении таможенной процедуры таможенного транзита с использованием ДТТ/ЕАД. Перевозчик для заявления процедуры с использованием ДТТ/ЕАД обращается с необходимым пакетом транспортных (перевозочных) и коммерческих документов к уполномоченному таможенному агенту. Таможенный агент формирует электронную копию ДТТ/ЕАД. После формирования ДТТ/ЕАД таможенный агент направляет электронную копию документа европейскому гаранту, который после проверки обращается в таможенные органы Европейского союза с целью получения разрешения на перевозку товаров по территории ЕС, которое выражается в присвоении документу идентификационного номера MRN/LRN. После регистрации электронная копия ДТТ/ЕАД через европейскую гарантирующую компанию возвращается к таможенному агенту. Таможенные органы Республики Беларусь выдают разрешение на перевозку товаров по таможенной территории Республики Беларусь только при наличии в ДТТ/ЕАД идентификационного номера MRN/LRN. Необходимо отметить, что регистрация данных, содержащихся в ДТТ/ЕАД, в таможенных органах Европейского союза является своеобразным предварительным информированием и позволит существенно ускорить перевозчикам прохождение белорусско-европейской границы, так как все сведения о перевозимых товарах уже будут к моменту ее пересечения находиться в базах данных Европейской системы транзита, соответствующим образом обработанные и проверенные. Отсрочка уплаты таможенных платежей и НДС при ввозе товаров для производства экспортной продукции В условиях мирового финансового кризиса особую актуальность приобретают элементы либерализации, связанные с уплатой различного рода платежей. Отсрочка предоставляется таможенными органами: 1) до 6 месяцев — при таможенном оформлении любых товаров, являющихся комплектующими, запасными частями, материалами и сырьем, в отношении которых подлежащие уплате суммы таможенных пошлин не превышают 10 % от их таможенной стоимости; 2) до 12 месяцев — при таможенном оформлении ввозимых для изготовления продукции экспортного судостроения и сахара-сырца тростникового (независимо от подлежащей уплате суммы таможенных пошлин) для производства сахара белого. Предоставление экспортерам, обладающим статусом «Добросовестный участник ВЭД», самостоятельно налагать средства идентификации (пломбы) Статус «Добросовестного участника ВЭД» (далее — ДУ ВЭД) дает организации, его получившей, достаточно широкий спектр преимуществ, одно из которых касается именно экспортеров. Однако вначале напомним читателю, что порядок присвоения такого статуса и основные положения о преимуществах его наличия отражены в Указе Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 40 «О статусе добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». В соответствии с Указом № 40 таможенный орган, в зоне которого находится ДУ ВЭД, может по запросу данного лица предоставить ему приспособления для наложения средств идентификации на товары и транспортные средства (далее — пломбираторы). Здесь необходимо напомнить читателю, что основными средствами идентификации согласно п. 2 ст. 110 Таможенного кодекса Республики Беларусь являются таможенные пломбы и печати. Наиболее часто применяющимися из этих двух видов являются таможенные пломбы. Средства идентификации применяются в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения следов изъятия товаров, сложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций. Процедура получения заинтересованным ДУ ВЭД пломбираторов определена постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 04.03.2008 № 33 (далее — Постановление № 33) и состоит из следующих действий: 1. Подача заявления произвольной формы в таможню, в зоне оперативной деятельности которой расположен ДУ ВЭД. Заявление должно быть подписано руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверено печатью. К заявлению необходимо приложить следующие документы: копию приказа о создании комиссии, в присутствии которой будет осуществляться загрузка товаров, в том числе транспортных средств; образцы подписей членов комиссии. 2. В течение 10 дней начальник таможни, в которую подано заявление, принимает решение о выдаче пломбираторов. Данное решение оформляется приказом. 3. После принятия решения осуществляется расчет расходов таможенных органов на выдачу пломбираторов в размере 1,6 базовой величины и стоимости пломбираторов по цене на день оформления расчета. Форма расчета приведена в приложении 1 к Инструкции о порядке выдачи пломбираторов либо иных используемых таможенными органами приспособлений для наложения средств идентификации на товары и транспортные средства лицам, обладающим статусом ДУ ВЭД, и учета таких приспособлений, утвержденной Постановлением № 33. 4. Копия приказа и расчет расходов направляется ДУ ВЭД, который в течение 10 дней после получения должен произвести оплату согласно расчету через транзитные счета управлений государственного казначейства главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску, открытые для зачисления платежей, контролируемых таможенными органами (код 4630 «Прочие доходы, поступающие в счет компенсации в доход государства»). 5. После оплаты расчета должностное лицо ДУ ВЭД может обращаться в таможню за выдачей пломбираторов. Для получения необходимо представить следующие документы: · документ, удостоверяющий личность лица, уполномоченного на получение пломбираторов; · доверенность на получение пломбираторов, оформленная в установленном законодательством порядке; · документ, подтверждающий оплату по расчету. Вернуться к содержанию
6.1.3. Участие государства в субсидировании производства экспортных товаров и во внешнеторговых операциях
В Беларуси созданы крупные производственные мощности авто-тракторного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения, радиоэлектроники, приборостроения и бытовой техники, химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, легкой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности, других отраслей. Имеются достаточно известные брэнды таких предприятий как: «Беларуськалий», Белорусский металлургический завод, МАЗ, БелАЗ, Минский тракторный завод, «Милавица», «Пинскдрев» и другие. Поддержание и развитие этих брэндов, содействие в привлечении инвестиций для модернизации мощностей и повышение качества продукции являются важной предпосылкой повышения конкурентоспособности и наращивания экспорта. В целом реализация названных и других конкурентных преимуществ, во многом зависит от условий и возможностей, которые представляет государство для предпринимателей и инвесторов в конкуренции за привлечение инвестиций на территорию страны, уровня налогообложения, экономических свобод и открытости экономики для товарных и финансовых потоков и других факторов. В достижении высокой конкурентоспособности решающее значение имеет не только обладание конкурентными преимуществами, но и обеспечение высокого уровня их использования. Конкуренция – динамичный и развивающийся процесс. В основе конкурентоспособности лежит совершенствование и обновление технологий, что требует постоянных капиталовложений, научных исследований и людских ресурсов. Создавая наиболее благоприятные для этого условия, страна может обеспечить себе достойное место в международной конкуренции, экономический рост и повышение благосостояния народа. Анализ практики поддержки экспорта в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывает, что ежегодно на эти цели выделяются средства в размере до 0,35% от ВВП. Среди востребованных инструментов поддержки экспорта, которые Беларусь переняла из международного опыта, является фонд поддержки экспорта. Он осуществляет финансирование технического перевооружения предприятий на основе возвратности и платности. Однако, фонд с 2002 г. не имеет фиксированного бюджетного финансирования. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что даже конкурентоспособная белорусская продукция зачастую не находит покупателей на мировом рынке. Необходимо не только реанимировать, но и активизировать деятельность этого Фонда, предусмотрев ежегодное выделение средств из бюджета. При осуществлении международной торговли белорусские экспортеры, зачастую, сталкиваются с проблемами, связанными с недостатком оборотных средств и риском неплатежа. В то же время в большинстве стран мира сложилась практика продажи товаров на условиях отсрочки платежа. Она обусловлена двумя основными обстоятельствами. С одной стороны по большинству товарных групп сформировался устойчивый «рынок покупателя», при котором они определяют основные условия торговых сделок, настаивая на использовании отсрочки платежа. С другой стороны, многие иностранные покупатели являются не крупными операторами рынка, а посредниками, которые также могут испытывать недостаток свободных денежных средств и предпочитают сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с поставщиками. В таких случаях покупатели предпочитают скорее пользоваться товарным или банковским кредитом. При этом белорусские экспортеры, испытывающие потребность в оборотных средствах часто не готовы предоставить иностранным покупателям отсрочку платежа. С подобными трудностями сталкиваются ПО «БелАЗ», МАЗ, МТЗ экспортирующие продукцию на недостаточно платежеспособные рынки. В этих условиях экспортный кредит является источником для покрытия потребности экспортеров в оборотных средствах. Экспортные кредиты – это кредиты, предоставляемые иностранным покупателям или их банкам с целью финансирования продаж товаров и услуг. При этом банк-кредитор напрямую производит оплату национальному экспортеру за отгруженные товары, произведенные работы, или оказанные услуги, т.е. деньги не уходят из государства. Одновременно для экспортера решаются вопросы отсутствия дебиторской задолженности и пополнения оборотных средств. Другой формой стимулирования экспорта является страхование экспортных кредитов. В рамках этих мероприятий поставщик (банк поставщика) получает возможность застраховать риск неплатежа импортера (банка импортера) с помощью государственного страхования на 85-95% суммы требований. Страхование осуществляется при тесном взаимодействии банков и институтов по страхованию экспорта, так называемых экспортных кредитных агентств (ЭКА). Банки предоставляют кредиты, застрахованные на случай неплатежа. В соответствии с Постановлением Совета Министров от 07.08.1997 №1036 создана Белорусская государственная страховая организация по страхованию рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью «Белэксимгарант». Однако деятельность ее пока ограничена, так как созданные правовая база и инфраструктура не позволяет белорусским банкам приступить к финансированию экспорта белорусских предприятий за счет экспортных кредитов, поддерживаемых государством. Необходимо активизировать деятельность по созданию эффективной национальной системы предоставления и страхования экспортных кредитов с поддержкой государства. Это позволит белорусским производителям более эффективно продвигать продукцию на внешний рынок.
Вернуться к содержанию
6.1.4. Валютное регулирование и контроль Как известно, общие принципы валютного регулирования и валютного контроля в нашей стране установлены Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» С его положениями сталкиваются не только субъекты хозяйствования при осуществлении практически всех хозяйственных операций, так или иначе связанных с использованием иностранной валюты и валютных «инструментов», но и те, кто производит расчеты с нерезидентами в белорусских рублях. В последнее время внесены изменения Законом Республики Беларусь от 03.06.2009 № 22-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютное регулирование – это совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала, укрепления отечественного платежного баланса и сохранения стабильной динамики валютного курса. Одним из основных субъектов валютного регулирования является центральный банк (в Республике Беларусь – Национальный банк Республики Белару
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |