Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущества банковской гарантии

Ускоряется оборачиваемость оборотных средств предприятия.

Оплачиваются только фактически поставленные товары (оказанные услуги).

Менее дорогой инструмент, чем традиционное кредитование или факторинг. Платежная гарантия используется, чтобы гарантировать продавцу оплату приобретенных покупателем товаров и услуг. Банк-гарант обязуется выплатить продавцу по его первому требованию определенную сумму в случае представления продавцом в банк-гарант заявления о том, что покупатель не оплатил поставленный товар.

Существует несколько видов банковских гарантий

Гарантия предложения (тендерная гарантия) используется при проведении международных тендеров и обеспечивает покрытие расходов организаторов тендера в случае, когда участник отзывает свое предложение или не принимает сделанный ему заказ.

Гарантия исполнения используется для укрепления договорных отношений между покупателем и продавцом и обеспечивает поставку товара или оказание услуги в срок и на условиях, означенных в контракте.

Гарантия возврата авансового платежа используется, когда в контракте предусмотрен авансовый платеж в пользу продавца, и обеспечивает его возврат покупателю в случае невыполнения продавцом обязательств по поставке товаров или предоставлению услуг.

Например, в настоящее время Приорбанк открывает следующие виды гарантий:

· платежная гарантия (в т.ч.гарантия в пользу налоговых, таможенных органов и др.) – обеспечивает требования продавца по отношению к покупателю в части уплаты стоимости договора в оговоренный срок;

· гарантия погашения кредита – банк принимает на себя обязательство погасить задолженность принципала перед бенефициаром в случае невыполнения принципалом его обязательств по кредитному договору;

· тендерная гарантия – гарантия выполнения участником тендера своих обязательств перед организатором тендера;

· гарантия исполнения контракта – в соответствии с данной гарантией банк принимает на себя обязательство выплатить покупателю / заказчику определенную сумму, если продавец / поставщик не выполнит свои обязательства по поставке или другие контрактные обязательства;

· гарантия возврата авансового платежа – банк обязуется возместить бенефициару в случае неисполнения контракта принципалом любую сумму или суммы, авансированные бенефициаром в пользу принципала.

Вернуться к содержанию

8.3.4. Тендерные гарантии

Тендерная гарантия обеспечивает платеж гарантийной суммы:

· в случае отзыва либо изменения и (или) дополнения заявки на участие в конкурсе после истечения окончательного срока представления заявок на участие в конкурсе;

· в случае признанным участником конкурса, не представил в установленный срок либо отозвал свое конкурсное ценовое предложение;

· в случае определенным победителем конкурса, уклонился от заключения договора о государственных закупках;

· в случае заключения договора о государственных закупках, не исполнил либо несвоевременно исполнил требования, установленные конкурсной документацией, о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках.

Тендер (конкурс) — способ проведения (государственных) закупок, направленный на приобретение заказчиком (организатором тендера/конкурса) товаров, работ и услуг и обеспечивающий открытую и добросовестную конкуренцию между потенциальными поставщиками.

Тендерная гарантия (конкурсная или гарантия предложения) – это гарантия, обеспечивающая обязательства участника тендера перед организатором тендера согласно тендерной документации. Банк - гарант берет на себя обязательство перед Бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае, если Заявитель нарушит условия тендера:

· отзовет или изменит тендерную заявку после истечения окончательного срока представления тендерных заявок;

· не заключит договор о закупках, будучи определенным в качестве победителя тендера;

· не внесет обеспечение исполнения договора о закупках после подписания договора о закупках в форме, объеме и на условиях, предусмотренных в тендерной документации.

Цель тендерной гарантии заключается в компенсации расходов Бенефициара на проведение нового тендера. Другими словами – это обязательство Банка-гаранта возместить Бенефициару сумму утраченной выгоды в случае отказа Заявителя от выполнения условий тендера.

Сфера применения конкурсы и тендеры по закупке товаров, работ и услуг, проводимые с целью определения поставщиков товаров, работ и услуг

Заявитель участник тендера, конкурса желающий предложить свои товары, услуги и работы

Бенефициар организатор тендера

Цель обеспечение обязательств потенциального поставщика, указанных в тендерной документации

Сумма обычно 1 - 5% от общего тендерного предложения:

= не больше 1% в случае проведения торгов на закупку робот,

= не больше 5% в случае проведения торгов на закупку товаров и услуг на условиях, определённых тендерной документацией

Срок действия не меньше 120 дней с даты вскрытия конвертов с тендерными предложениями.

Специальные условия. В случае если Заявитель будет объявлен победителем тендера, то, как правило, по его поручению должна быть выпущена банковская гарантия исполнения обязательств (посттендерная гарантия).

Для получения гарантии необходимо предоставить:

· документы, в соответствии с Перечнем документов (отправив нам on-line заявку, система автоматически сбросит Вам пакет документов на электронку);

· заявление о выдаче банковской гарантии;

· конкурсную документацию (для тендерных гарантий) или контракт, согласно которого будет выпускаться гарантия.

 

Вернуться к содержанию

 

8.4. Формы иностранных инвестиций

8.4.1. Понятие и виды инвестиций.

Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Инвестиции - с точки зрения страны в целом - вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала.
В практике производственной и финансово-хозяйственной деятельности относительно объектов инвестирования принято различать следующие типы инвестиций:

· реальные;

· портфельные;

· в нематериальные активы.

· В зависимости от того, насколько инвестиции обеспечивают количественный и качественный рост производственного капитала, они могут быть определены как:

· пассивные, обеспечивающие в лучшем случае неухудшение показателей хозяйствования, рентабельности капитала, т.е. выживаемость предприятий и организаций в настоящем;

· активные, обеспечивающие повышение конкурентоспособности предприятий, фирм, организаций и их продукции, услуг, рост доходности, эффективности производственно-хозяйственной деятельности за счет внедрения новой техники, технологии, выпуска новой продукции, пользующейся повышенным спросом, формирования новых сегментов на рынке товаров и услуг.

По характеру участия владельцев средств, вкладываемых в реализацию инвестиционных проектов, инвестиции делятся:

· на прямые - непосредственные вложения финансовых средств и других капиталов инвесторами - участниками реализации инвестиционных проектов;

· косвенные - привлекаемые свободные средства граждан, предприятий, организаций путем выпуска и продажи акций, гарантированных сертификатов и других ценных бумаг.

В зависимости от продолжительности периода инвестирования различают долгосрочные и краткосрочные инвестиции.

В зависимости от формы собственности инвесторов инвестиции делятся на государственные, частные, иностранные, совместные.

 

Вернуться к содержанию

8.4.2. Инвестиционный климат и его составляющие.

Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.

История сравнительных оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата, насчитывает более 30 лет. В Японии и некоторых других странах используются описательные характеристики инвестиционного климата без попыток его количественной оценки.

В США публикуется «ежегодная статистическая карта», которая включает 4 обобщенных показателя инвестиционного климата: экономическую эффективность инвестиций, деловую жизнеспособность, потенциал развития территории и основные составляющие налоговой политики.

Как правило, в зарубежных странах оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.

Существует несколько характерных подходов к оценке инвестиционного климата, из которых наиболее приемлемым является факторный, основанный на оценке набора факторов:

• характеристика экономического потенциала;

• общие уровни хозяйствования (развитие отраслей материального производства, степень изношенности основных фондов, незавершенного строительства);

• зрелость рыночной среды (инфраструктура, приватизация, инфляция, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, емкость местного рынка, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала);

• политическая ситуация;

• социальные факторы (уровень жизни населения, величина реальной зарплаты, отношение населения к местным и иностранным предпринимателям, условия работы иностранных специалистов);

• финансовые (доходы бюджета, доступность бюджетных ресурсов, кредитов в иностранной валюте, уровень банковского процента, сумма вкладов на душу населения, удельный вес долгосрочных кредитов).

производства, степень изношенности основных фондов, незавершенного строительства);

• зрелость рыночной среды (инфраструктура, приватизация,

 
 

инфляция, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, емкость местного рынка, экспортные возможности, присутствие иностранного

 

Рис. 8.4.1. Структура инвестиционного климата и факторы его формирования

капитала);

• политическая ситуация;

• социальные факторы (уровень жизни населения, величина реальной зарплаты, отношение населения к местным и иностранным предпринимателям, условия работы иностранных специалистов);

• финансовые (доходы бюджета, доступность бюджетных ресурсов, кредитов в иностранной валюте, уровень банковского процента, сумма вкладов на душу населения, удельный вес долгосрочных кредитов).

На рис.8.4.1. представлена структура инвестиционного климата и факторы его формирования.

Необходимо отметить, что методология оценки инвестиционного климата далека от совершенства. Категории инвестиционного климата присуща значительная доля субъективизма.

Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону.

Инвестиционный климат в Республике Беларусь является благоприятным. В 2011 году темп роста инвестиций в основной капитал должен достичь 116-117%, при этом доля внешних инвестиций должна составлять не менее 21% от общего объема привлеченных средств. То есть прямы иностранные инвестиции на чистой основе определены в объеме 6,4 млрд.амер.долл.

 

Вернуться к содержанию

 

8.4.3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности иностранных субъектов в Беларуси

Инвестиционные отношения в нашем государстве регулируются на национальном уровне, где центральное место занимает Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, регламентирующий практически все вопросы по осуществлению инвестирования как резидентами, так и нерезидентами Республики Беларусь. Инвестиционный кодекс устанавливает, что иностранные инвестиции могут осуществляться в любых формах, предусмотренных для инвестиционной деятельности: через создание юридического лица, приобретение имущества или имущественных прав (доли в уставном фонде юридического лица, концессий и пр.). Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах. Правовой режим иностранных инвестиций на территории Беларуси, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц аналогичны правовому статусу, установленному для белорусских инвесторов.

Согласно действующему в Республике Беларусь Инвестиционному кодексу иностранным инвесторам представляются следующие гарантии.

Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов.

Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности (ст.9 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь)

Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности (ст.10 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь).

Согласно Инвестиционному кодексу, зарубежные предприниматели имеют право образовывать на территории Республики Беларусь предприятия либо полностью принадлежащие им, либо созданные с долевым участием белорусских субъектов хозяйствования, которые после регистрации приобретают статус юридического лица Республики Беларусь.

Валютная выручка от экспорта собственной продукции предприятий с иностранными инвестициями остается в их распоряжении за исключением сумм налоговых платежей. После уплаты налогов и сборов инвестору гарантируется беспрепятственный перевод его доходов за границу, полученных от использования инвестиций.

В случае внедрения иностранным инвестором в ходе реализации инвестиционного проекта новых и высоких технологий ему могут быть предоставлены следующие налоговые, таможенные и иные льготы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 08.07.2000 №244:

• снижение ставок налогов на прибыль и на добавленную стоимость;

• освобождение продукции собственного производства на период окупаемости капитальных вложений от обложения экспортными таможенными пошлинами либо снижения их ставок;

• предоставление налоговых льгот банкам и другим финансовым организациям, обеспечивающим кредитование, страхование и перестрахование предприятий, внедряющих в производство новые и высокие технологии или осуществляющих на их основе выпуск конкурентоспособной продукции.

Республика Беларусь занимается развитием и защитой инвестиционных отношений на международном и региональном уровнях. Так, Беларусь является участницей Вашингтонской Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими лицами других государств 1965 года, Конвенции об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11 октября 1985 года, Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 года (Ашхабатское соглашение), Конвенции о защите прав инвестора 1997 года.

Гарантии прав зарубежных инвесторов закреплены и в двусторонних соглашениях Республики Беларусь с различными государствами: на сегодняшний день Республикой Беларусь заключено около 60 договоров о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, а также более 50 соглашений об избежание двойного налогообложения.

 

Вернуться к содержанию

 

8.4.4. Деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы открытия и деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями являются Инвестиционный кодекс Республики Беларусь в ред. (ИК) и Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1 (далее - Положение).

Иностранными инвесторами в соответствии с ч. 2 ст. 3 ИК признаются:

• иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

• международные организации;

• иностранные юридические лица;

• иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

• иностранные граждане;

• физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Под инвестициями согласно ст. 1 ИК понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Таким образом, иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиционную деятельность как в форме учреждения новых коммерческих организаций на территории Республики Беларусь, так и в форме приобретения долей в уставном фонде (акций) в действующих (зарегистрированных) коммерческих организациях.

Виды коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Согласно ч. 2 ст. 77 ИК иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах. Таким образом, все коммерческие организации с участием иностранного инвестора можно классифицировать по двум критериям:

1) в зависимости от организационно-правовой формы коммерческой организации и

2) в зависимости от объема иностранных инвестиций – размера вклада иностранного инвестора в уставный фонд коммерческой организации.

Во-первых, коммерческие организации с участием иностранного инвестора делятся в зависимости от их организационно-правовой формы на:

• общество с ограниченной ответственностью (ООО);

• общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

• закрытое акционерное общество (ЗАО);

• открытое акционерное общество (ОАО);

• хозяйственное товарищество (полное и коммандитное);

• частное унитарное предприятие (частное предприятие);

• коммерческие организации иных организационно-правовых форм в соответствие с законодательством Республики Беларусь.

Во-вторых, в зависимости от объема иностранных инвестиций коммерческие организации делятся на:

1. коммерческие организации с иностранными инвестициями:

1.1. коммерческие совместные организации:

• совместное общество с ограниченной ответственностью (СООО);

• совместное закрытое акционерное общество (СЗАО) и т.п.;

1.2.коммерческие иностранные организации:

• иностранное общество с ограниченной ответственностью (ИООО);

• иностранное закрытое акционерное общество (ИЗАО);

• иностранное частное унитарное предприятие по оказанию услуг (иностранное частное предприятие) и т.п.;

2. коммерческие организации с участием иностранного инвестора (инвесторов).

В первом случае коммерческая организация имеет «специальный» статус компании «с иностранными инвестициями» (СООО, ИЗАО и т.п.), во втором - учреждается в одной из перечисленных организационно-правовых форм (ООО, ЗАО и т.п.) без такого статуса.

Размер уставного фонда коммерческой организации с участием иностранного инвестора законодательством не урегулирован, т.е. учредители самостоятельно решают – внести «10 белорусских рублей либо 10 миллионов белорусских рублей». Исключением из данного правила являются акционерные общества. Минимальный размер уставного фонда акционерных обществ устанавливается в сумме, эквивалентной:

- 100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ (3 500 000 белорусских рублей, примерно 1250 USD);

- 400 базовым величинам, - для открытых акционерных обществ (14 000 000 белорусских рублей, примерно 5000 USD).

Размер уставного фонда акционерных обществ может изменяться в зависимости от размера базовой величины, которая устанавливается Советом Министров.

Иностранная компания – учредитель коммерческой организации (без статуса компании с иностранными инвестициями) на территории Республики Беларусь сталкивается с некоторыми затруднениями при открытии временного счета. Это связано с тем, что согласно ч. 1 п. 2.2. ст. 66 Налогового кодекса Республики Беларусь для открытия счета иностранной компании в одном из банков Республики Беларусь она должна стать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения банка до открытия счета, а после регистрации коммерческой организации – сняться с учета. Эта процедура требует материальных и временных затрат. Так, документы учредителя - иностранной компании (доверенность, выписка из торгового регистра страны места нахождения и т.п.) должны быть переведены на белорусский или русский язык, верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально либо дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь. По времени постановка на учет в инспекции МНС составляет три рабочих дня с момента предоставления всех документов, предусмотренных законодательством. Снятие с учета является более длительной процедурой. В случае регистрации организации в форме общества с ограниченной ответственностью данную норму законодательства можно «обойти», в то время как для частного унитарного предприятия это является обязательным требованием.

Учредители коммерческой организации обязаны оформить следующие документы для представления в регистрирующий орган:

- заявление о государственной регистрации по установленной форме;

- устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронную копию (в формате.doc или.rtf);

- легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями.

После государственной регистрации коммерческой организации необходимо осуществить ряд т.н. «пострегистрационных» процедур. Их объем зависит от конкретной ситуации:

• заказать в граверной мастерской печать коммерческой организации;

• оформить руководителя, лицо, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, работников коммерческой организации (завести личное дело, оформить трудовые книжки, приказы, трудовые контракты (договоры), составить штатное расписание и проч.);

Окончательный выбор остается за иностранным инвестором: выступить учредителем компании со статусом компании с иностранными инвестициями либо без него. Такой статус на сегодняшний день дает нерезиденту в большей степени субъективные преимущества – белорусские контрагенты более серьезно и уважительно относятся к СООО или ИООО, чем к обычному ООО с участием нерезидента. Реальных же льгот и привилегий статус компании с иностранными инвестициями пока не дает (в отличие от времени принятия первого ИК).

 

Вернуться к содержанию

8.4.5. Гарантии правительства Республики Беларусь под привлекаемые иностранные кредиты.

В Инвестиционном кодексе РБ в статье 7 рассматриваются «Условия и порядок предоставления гарантии правительства Республики Беларусь под привлекаемые кредиты банков Республики Беларусь»

Гарантии Правительства Республики Беларусь могут предоставляться банкам Республики Беларусь по обязательствам инвесторов (заемщиков) за получаемые ими кредиты для реализации инвестиционных проектов.

Условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под кредиты банков Республики Беларусь является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии после согласования его с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Беларусь вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (заемщик), если такое подчинение инвестора (заемщика) имеется, либо местным исполнительным и распорядительным органом.

Гарантия Правительства Республики Беларусь по исполнению обязательств инвестора (заемщика) перед кредитором оформляется на основании решения Правительства Республики Беларусь. После принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под кредиты банков Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь оформляет гарантию Правительства Республики Беларусь и определяет порядок исполнения Правительством Республики Беларусь обязательств по этой гарантии.

В случае нецелевого использования инвестором (заемщиком) банковских кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право приостановить исполнение обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь.

Решение о прекращении исполнения обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Контроль за целевым и своевременным использованием кредитов, а также своевременным погашением задолженности по кредитам банков Республики Беларусь осуществляется банком-кредитором, Министерством финансов Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), местным исполнительным и распорядительным органом, которым был внесен на рассмотрение Правительства Республики Беларусь вопрос о предоставлении гарантии в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Вернуться к содержанию

8.5. Свободные экономические зоны

8.5.1.Роль свободных экономических зон (СЭЗ) в международной экономике: их функция и классификация.

Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.

СЭЗ получили широкие распространение во многих странах. В начале 90-х гг. мире функционировало более 1 тыс. таких зон. Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие ТНК считают организацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направление своей экспансии.

СЭЗ – это часть территории с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

СЭЗ функционируют как в промышленно-развитых (США, Англия, Япония, Германия), так и в развивающихся странах, начиная с «новых индустриальных стран» и до весьма слаборазвитых (Шри Ланка, Гватемала и др.).имеются такие зоны и в странах Восточной Европы, а также Китае, Вьетнаме. Они располагаются как на небольшой территории в несколько квадратных километров, так и на крупных территориях в несколько десятков сотен километров.

Своеобразная «цепная реакция» возникновения СЭЗ обусловлена следующими факторами:

• со стороны государства: политикой стимулирования внешней торговли, иностранных инвестиций и технологического обмена, предусматривающей "обкатку" новых форм экономического партнерства, например, в виде пилотных (венчурных) проектов и программ;

• со стороны местных властей: стремлением развить инфраструктуру и решить проблему занятости;

• со стороны международных компаний (т. е. нерезидентов): стратегией обеспечения наиболее льготных условий для собственной деятельности и получения прибылей в данной стране;

• со стороны национального капитала (т. е. резидентов): намерением завязать деловые контакты с зарубежными партнерами и найти выход на мировые рынки для своей продукции.

Свободные экономические зоны получили повсеместное развитие независимо от типа экономических систем и характера национальных моделей. Однако, если для развитых экономик при создании СЭЗ на первом плане стоят задачи преодоления депрессивности в развитии отдельных районов с опорой на национальный (преимущественно средний и мелкий) бизнес, то государства с переходной экономикой (развивающиеся и бывшие социалистические) главным образом стремятся привлечь нерезидентный, иностранный капитал для стимулирования хозяйственного роста, используя свободные зоны как катализаторы ускорения процесса перехода к рынку.

Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант «сверху» означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант «снизу», - создание СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). Более динамично развивается второй вариант, в том числе при смешанном частно-государственном финансировании. Предложения об учреждении свободной экономической зоны направляются в специально уполномоченный государственный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структура экономики региона.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные виды скидок | По характеру деятельности выделяют
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.