Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия психического развития




1.Внутренние

2. Внешние

Внутренние: биологические предпосылки развития которые включают наследственность биологических состояний, его органов и систем, уровень биологического здоровья, особенности внутриутробного развития, родовая деятельность и первые минуты жизни.

Внешние: затрагивают многочисленность социальной(главной), природной, техногенной среды.

Для оценки изучения влияния наследственности на развитие используют 2 основные стратегии:

- изучение близнецов(моно и дизиготных)

- изучение приемных детей

В психологии развития наиболее исследуемыми является влияние генотипа на интеллект и некоторые особенности личности. Для того, чтобы оценить вклад генотипа в развитие необходимо ознакомиться с понятиями неразделенной и разделенной влияниями среды:

Неразделенное влияние среды – уникальный опыт индивида, который он не разделяет с другими членами семьи. Это может обеспечить различие в уровне интеллекта.

Разделенное влияние среды – относится общий для всех членов семьи опыт или деятельность.

Установлено, что по мере развития ребенка гены оказывают все большее влияние на различие интеллекта. В течение первого года жизни монозиготные не отличаются от дизиготных при решении интеллектуальных задач. К 18 месяцам генетические влияния становятся заметным – монозиготные более схожими. К 15 годам различия в интеллекте особенно заметно моно-одинаково, дизиготные-различные.

Исследования приемных детей на ранних этапах развития значимо зависит от уровня интеллектуальной деятельности как биологических так и приемных родителей. К подростковому возрасту сходство с биологическими родителями сохраняются, а с приемными уменьшаются.

Влияние генотипа на личностных особенности. Монозиготные более схожие чем дизиготные, многие личностные черты генотипически обусловлены в некоторой степени. Чаще всего с генетических факторов связано развитие эмоциональной, социабельной и уровню активности.

Социабельность – характеризуется склонностью человека чаще проводить время в обществе чем в одиночестве.

Активность – характеризуется увлечением новой деятельности и длительно активной.

У близнецов по эмоциональной сфере очень схожи. В социабельной и активной схоже до среднего возраста.

Вещества тератогены(заолевание матери, питание матери):

Антибиотики, витамины, наркотики, алкоголь, табак, тяжелые металлы, радиоактивное излучение.

Заболевание матери:

Ветрянка, краснуха, герпес, грипп, диабет, свинка, инфекция мочевыводных путей, сифилис.

Питание матери:

Недоедание, дефицит некоторых элементов, дефицит витаминов, эмоциональное состояние матери, возраст матери(17-35лет).

Влияние среды оказывает влияние на социализацию общества. Передача социального опыта переданное по видам общественной деятельности.

11. Социализация. Институты социализации.

Социализация ребенка начинается в семье. Ранние годы жизни семья это первый и главный инстинкт социализации.

Системный подход – он означает что родители влияют на поведение ребенка и из выбор родительского стиля поведения. Системный подход – признает что семья является динамичной структурой и развивающееся, подвергающаяся влиянием общества и культуры.

Семьи бывают простыми и сложными – расширенные. Взаимное воздействие одного члена семьи на другого является прямым воздействием. В семейной системе (отец, мать, ребенок) выделяют такую систему отношений как – мать-отец, мать-ребенок, ребенок-отец. Рассматривая такие отношения можно говорить что прямые воздействия они оказываются под влиянием косвенных. Исследования показали, что ребенок может быть хорошо развит как в простой так и расширенной семье.

На социализацию влияют внешние факторы положения семьи в обществе - характеризуется низким, среднем, высоким статусом (экономический статус, образование, религия). Родители, имеющие низкий материальный и образованный уровень склонны к:

1. подчеркивать послушание и уважение к власти.

2. склонны исполнять авторитарный стиль воспитания.

3. они реже общаются с детьми на равных.

4. меньше склонны проявлять любовь и заботу.

Причины, указывающие особенности семей с низким статусом объясняются гипотезой экономического дистресса, который предложил Конджер (показывая связь между экономическими трудностями не вовлеченности родителей функционировать и плохим воспитанием).

Причинный ряд: родители, которые не имеют денег склонны к падавленности, а она в свою очередь мешает быть заботливыми и активными участниками в жизни детей. Дети негативно реагируют на супружеские конфликты и ощущают потерю эмоциональной безопасности, что приводит к падению самооценки, сниженной успеваемости, ухудшением отношений со сверстниками, дипресии и антисоциальным поведением. Все это в итоге начинает раздражать родителей и это вынуждает их к авторитарному родительскому поведению и это усиливает напряжение детей.

Тенденции современных семей:

Снижение рождаемости, увеличение числа разводов, увеличение числа семей в которых дети имеют одного не родного родителя, расслоение общества на бедных и богатых.

12. Взаимосвязь наследственности и социальной среды в детерминации психического развития.

Взаимосвязь наследственности и окружающей среды можно определить посредствам следующих принципов:

Принцип канамезаации:

Используется для того, что некоторые изменения в развитии являются генетически обусловленным, окружающая среда оказывает влияние принцип канализ исполняется для объяснения ситуации когда внешняя среда может ограничить или канализировать развитие. В случае с человеком является ситуация материнской депривации, когда ребенок не получает необходимый стимул и у него развивается задержка физического и интеллектуального развития.

Реализация генетической заложено программой и имеет множество вариантов индивидуального развития. Биологические и социальные факторы совместно опосредствуют эти варианты развития и генотип и окружающая среда ограничивают степень влияния друг на друга.

Принцип диапазона реакции:

Он означает, что генотип ограничивается вариантов фенотипа, который индивидуально может демонстрироваться во внешних условиях. Этот принцип четко формулирует взаимосвязь наследственности и среды, а именно индивидуальный генотипический установленный диапазон возможных вариантов развития. Среда – мощное влияние на то, какой именно из ограниченных диапазонов вариантов развития будет реализован.

Типы взаимосвязи наследственности и среды:

1.Пасивная

2.Стимулирующая

3.Активная

Пассивное взаимодействие – проявляется в том, что родители давят ребенку определенные гены сами являются проявлением этих генов в своем фенотипе.

Стимулирующее взаимодействие – подразумевает генетически обусловленный характеристики детей, влияющие на то, как окружающие будут относиться к ним (капризные дети).

Активное взаимодействие – при таком виде дети стремятся найти такую социальную среду, которая в наибольшей степени соответствует их генетическим предрасположенностям (тихий ребенок).

Таким образом рассматривая наследственность и среду можно в психическом развитии сделать вывод: психическое развитие есть результат оптимального сочетания уровня биологической зрелости органического влияния среды на ребенка в пределах возможностей данного уровня.

13. Методологические принципы психологии развития.

Принцип детерминизма – (любое явление имеет определенную причину). Этот принцип означает, что все психические явления обусловлены реальностью или действительностью. Внешняя причина не определяет непосредственно реакцию человека, а действует через его внутренние условия. Явление не обязательно сразу возникает после действия причины. Есть причины, которые не вызывают действия, а являются катализаторами определенных явлений. Этот принцип означает, что причины могут действовать совместно.

Принцип развития – (Психика может быть изучена и понята если ее рассматривать в непрерывном развитии, так как нет ни одного явления, которое бы не изменялось в количественном и качественном отношении). Любое изучение развития обязательно должно быть связано не только с актуальными характеристиками, но и учитывать перспективные.

Принцип деятельности – (связан с пониманием, что психика формируется в деятельности) Знание этого принципа помогает при проведении корекциональной работы.

Принцип единства, сознания и деятельности – (сознание образует внутренний план деятельности человека). Этот принцип означает что генезис психических функций. На основе этого принципа построена теория поэтапной деятельности.

Принцип системно-структурного динамического изучения психики – (психика является сложной структурной динамической системой между которой существует определенная связь – поэтому любое психическое явление имеет разнообразную детерминацию. Этот принцип уточнен Выготским и он его использует для структуры дефекта:

Первичные – вторичные – третичные (это зависит от того какой системный элемент поврежден)

Принцип качественного анализа психики – изучение психические явлений должно строиться с учетом результата выполненного действия.

14. Законы психического развития

Законыобщая закономерность, с помощью которой можно описать ход психического развития и опираясь на который можно ей управлять.

1.Закон неравномерности и гетерохронности психического развития:

Неравномерность состоит в том, что различные психические свойства, процессы, явления развиваются синхронно: имеют свои стадии подъема, стабилизации и спада. Неравномерное развитие проявляется в направленном и длительном процессе изменений. Установлено, что колебания приводят на периоды максимальных достижений в развитии функциях. Чем выше уровень развития, тем выше колеблется характер.

Гетерохронность развития означает, что фазы развития отделения психических функций не совпадает во времени, для них характерно разновременность. Этот закон означает, что наиболее ранним в онтогенезе является функции(генетически древние и более пригодные к адаптации и жизни). Гетерохронность носит приспособительный характер.

Гетерохронность бывает:

Внутрисистемная – проявляется в неодновременном развитии отдельных свойств одной и той же функции.

Межсистемная – относится к неодновременной закладке отдельных психических функций.

2. Закон сензитивных периодов развития – в развитии любой психической функции имеются периоды в которые создаются условия для их быстрого и эффективного развития. Сенситивный период воображения (от 5 до 8 лет), сенситивный период самостоятельности – младший школьный возраст.

3. Закон кумулятивных психический измененийозначает, что результат развития предшествует стадии неизбежно включающихся в изменение, которые переходят на следующие стадии.

4. Закон цикличности развитияозначает, что процесс психического развития имеет временную организацию во времени, а именно циклы быстрых изменений, сменяющиеся циклами медленных изменений. Между циклами существует связь.

Стадии:

1. Быстрое изменение

2. Медленное изменение

С возрастом в целом темп развития изменяется.

5. Закон развития высших психических функций (Выготский):

1. Элементарные (врожденные)

2. Высшие (приобретенные)

Высшие психические функции возникли как форма сотрудничества с другими и лишь в последствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.

6. Закон сочетания процессов инволюции и эволюции в развитии – он означает, что процессы эволюции включены в ход эволюции, то, что развивается на предыдущем этапе отмирает или преобразуется. В случае запоздания инволюционных процессов наблюдается задержка психического развития.

7. Закон компенсаторной возможностей психики – в случае отсутствия или слабого развития одной функции, то возможно ее замещение другой функцией.

8. Закон единства биологических и социальных факторов развития.

15.Требование объективности при построении исследования психического развития

Сегодня исследователи должны придерживаться строгих этических принципов при проведении любого исследования, участниками которого являются люди, независимо от того, связано ли оно с факторами, наносящими вред людям, или с факторами, помогающими им. Основной принцип заключается в том, что исследователи не должны никогда и никому сознательно причинять значительный или продолжительный вред и даже пытаться сделать это — независимо от того, насколько важной может быть тема исследования для понимания развития и поведения или для помощи всему обществу в целом.

Отметьте термин «причинять»: конечно, специалисты в области развития могут изучать самое худшее из того, с чем можно столкнуться в жизни, с использованием описательных методик, обсуждавшихся ранее в этой главе. В свою очередь, они могут осуществлять эксперименты, предназначенные для того, чтобы минимизировать или уничтожить проявления неадаптивных моделей поведения, психических и поведенческих расстройств, многих других специфических разновидностей человеческого страдания. Но то, чего специалисты по развитию делать не могут — и опять же, не могут даже пытаться, — это осуществление экспериментов, повторяющих или воспроизводящих страдания человека. Например, каждый год (в некоторых частях земного шара чаще, чем в других) повторяются многочисленные случаи, когда дети подвергаются очень жестокому отношению со стороны родителей или опекунов или же полностью лишены их внимания. Исследователи изучают характеристики как детей, так и тех, кто о них заботится, кто вносит свой вклад в появление жестокости, а также факторы среды, повышающие ее вероятность (см. главы б и 8). Также они разрабатывают социальные и клинические интервенции, предназначенные для подсчета воздействий такого жестокого отношения к детям, и в первую очередь для предотвращения этих случаев. Но они не проводят эксперименты, которые могут инициировать жестокое обращение, — даже несмотря на то, что подобное исследование было бы чрезвычайно полезным Для его понимания и борьбы с ним.

16. Этика научного исследования

Большинство из нас согласятся с тем, что если мы хотим понимать и контролировать влияние, которое оказывают на человека потенциально опасные явления окружающей действительности, нам так или иначе придется проводить эксперименты с конкретными людьми. Еще раз употребим в качестве примера такого эксперимента исследование эффектов телевизионного насилия на детей. Посмотрим на данную проблему шире: что вызывает у людей любого возраста агрессию и антисоциальное поведение? Существует масса других примеров, относящихся к различным моментам жизни человека: эффекты рекламы и других убеждений в средствах массовой информации относительно курения и употребления других психоактивных препаратов, включая алкоголь (в том числе и эффекты, направленные против этих явлений); причины и последствия жестокого обращения с детьми; последствия стресса, фрустрации, поддразнивания и запугивания, нахождение в роли объекта дискриминации и предубеждений и т. д.

Критерии согласия на экспиремент:

Согласие, основанное на полной осведомленности

Во всех случаях люди должны участвовать в исследовании добровольно, получать полную информацию о природе и возможных последствиях данного исследования и никогда не должны привлекаться принудительно. Все эти пункты являются одним аспектом согласия, основанного на полной осведомленности (осведомленного согласия): «...четкое и понятное объяснение целей, процедур, рисков и выгод... а также обязательства и соглашения участников и исследователей» (Frishman, 2000, р. 35). Участники, которым предстоит подвергнуться некоторому риску, должны подписать форму добровольного согласия, в которой указываются только что упомянутые моменты. Участникам, которым предстоит минимальный риск, это делать не обязательно. Однако большинство исследователей требуют, как правило, на всякий случай, изложенного в письменном виде и снабженного личной подписью участника согласия. Поскольку младенцы, маленькие дети и люди с психическими нарушениями не могут предоставить истинного осведомленного согласия, за них это могут сделать их родители, представители закона или другие уполномоченные лица. Наконец, все участники должны иметь возможность в любой момент прервать свое участие в исследовании по любой причине, не испытывая каких-либо попыток со стороны исследователей помешать им уйти. Сюда относится и своевременная выдача оплаты или другой обговоренной компенсации: если некий участник приступает к эксперименту или другому исследовательскому проекту, он должен получить полную оплату, независимо от того, закончит ли он его.

Тем не менее существует потенциальный конфликт между осведомленным согласием и обманом, который часто необходим в исследованиях людей. Обман используется потому, что поведение участников может измениться, если они узнают истинную цель эксперимента, — они могут попытаться вести себя так, как экспериментатор, по их мнению, хочет, чтобы они себя вели, и быть «хорошими» участниками, или же они могут намеренно попытаться провалить эксперимент и побыть «плохими» участниками. Общее правило состоит в том, что участников нельзя обманывать никаким способом, влияющим на принятие ими решения об участии, хотя они могут быть обмануты относительно специфических целей исследования. В последнем случае, однако, после завершения эксперимента с участниками должно быть проведено собеседование. В ходе него им следует рассказать об истинной природе исследования, рассеяв при этом все ложные установки и убеждения, возникшие в процессе него.

Конфиденциальность

Информация, полученная в ходе исследовательского проекта, носит личный характер и должна оставаться конфиденциальной. конфиденциальностью понимается:

1) что личная информация об участнике не будет разглашена без его согласия;

2) что участник не получает ту информацию, которую он не хочет, например, информацию, полученную на основе анализа результатов выполненных им тестов;

3) обратную связь об особенностях его деятельности, которая может выбить его из колеи.

Конечно, исследователи могут публиковать результаты своих исследований, и они должны включать в описание своей работы общую информацию о своих испытуемых, такую как пол, возраст и другие демографические данные, но имена и информация об индивидуальных участниках, которая может стать причиной опознания их другими людьми, не может раскрываться без их письменного разрешения. Никакие организации или люди, помимо самих исследователей, не должны иметь доступа к записям об участниках, которые могут содержать сведения об их личной жизни, мыслях, фантазиях и т. д., баллы, набранные по тестам интеллекта и личностным тестам, описание поведения во время эксперимента.

Осведомленность о результатах

Во время опроса, происходящего после выполнения участником всех заданий эксперимента, или позже (например, после завершения исследования) индивиды имеют право получить информацию о результатах, изложенную понятным для них языком. Многие люди незнакомы с большей частью профессиональных психологических терминов, которые вы узнаете из этого текста или узнали раньше. Когда в исследовании участвовали дети, его результатами можно поделиться с их родителями.

Привилегии участников

Наконец, каждый участник имеет право получить любые полезные приобретения, выгоды, получаемые другими участниками исследования. Например, если некий участник нужен лишь для сравнения или для нахождения в контрольной группе испытания новой вакцины, нового психологического метода и поэтому не получает ничего в течение эксперимента, он может получить, например, апробируемое лекарство после окончания эксперимента, если оно окажется эффективным. Необходимо бесплатно предоставлять всем участникам любые возможные позитивные приобретения от исследования за их согласие участвовать в нем.

17.Стратегии построения исследования

Критерии согласия на экспиремент:

Согласие, основанное на полной осведомленности

Конфиденциальность

Информация, полученная в ходе исследовательского проекта, носит личный характер и должна оставаться конфиденциальной. конфиденциальностью понимается:

1) что личная информация об участнике не будет разглашена без его согласия;

2) что участник не получает ту информацию, которую он не хочет, например, информацию, полученную на основе анализа результатов выполненных им тестов;

3) обратную связь об особенностях его деятельности, которая может выбить его из колеи.

Конечно, исследователи могут публиковать результаты своих исследований, и они должны включать в описание своей работы общую информацию о своих испытуемых, такую как пол, возраст и другие демографические данные, но имена и информация об индивидуальных участниках, которая может стать причиной опознания их другими людьми, не может раскрываться без их письменного разрешения. Никакие организации или люди, помимо самих исследователей, не должны иметь доступа к записям об участниках, которые могут содержать сведения об их личной жизни, мыслях, фантазиях и т. д., баллы, набранные по тестам интеллекта и личностным тестам, описание поведения во время эксперимента.

Осведомленность о результатах

Во время опроса, происходящего после выполнения участником всех заданий эксперимента, или позже (например, после завершения исследования) индивиды имеют право получить информацию о результатах, изложенную понятным для них языком. Многие люди незнакомы с большей частью профессиональных психологических терминов, которые вы узнаете из этого текста или узнали раньше. Когда в исследовании участвовали дети, его результатами можно поделиться с их родителями.

Привилегии участников

Наконец, каждый участник имеет право получить любые полезные приобретения, выгоды, получаемые другими участниками исследования. Например, если некий участник нужен лишь для сравнения или для нахождения в контрольной группе испытания новой вакцины, нового психологического метода и поэтому не получает ничего в течение эксперимента, он может получить, например, апробируемое лекарство после окончания эксперимента, если оно окажется эффективным. Необходимо бесплатно предоставлять всем участникам любые возможные позитивные приобретения от исследования за их согласие участвовать в нем.

18. Методы сбора данных

эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути челове ка, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

19. экспериментальный метод

может трактоваться очень широко и обозначает все те многие ситуации и действия, необходимые для проведения задуманных экспериментов, в зависимости от выбранного подхода.

Индивидуальные эксперименты

Примером использования метода одного испытуемого (оперантного метода) являются эксперименты Б. Ф. Скиннера (1904-1990), подход которого детально обсуждается в главе 3. Испытуемый — крыса, голубь, шимпанзе или человек — на определенный период времени помещается в условия (непредсказуемых) непредвиденных обстоятельств, которые по плану экспериментаторов должны изменить или другим образом повлиять на его поведение. Условия (непредсказуемости) непредвиденности (contingency) — это взаимосвязь между поведением и его последствиями. Метод одного испытуемого наиболее часто попадает в контекст обусловливания, который является приложением непредвиденных обстоятельств к поведению. Демонстрация обусловливания обычно начинается с записи специфических моделей поведения в таком виде, как они происходят в естественных условиях, для получения того, что называется базовой точкой отсчета. После этого происходит манипулирование различными обстоятельствами с целью изучения изменений этих моделей. Модификация поведения (глава 3) может оказаться высокоэффективным методом избавления от проблемных и установления желательных типов поведения. В этом случае обычно придерживаются следующего подхода: во-первых, тщательно определяют примеры поведения и производят запись базовых условий, в которых они происходят; затем, с помощью вознаграждения или наказания, наблюдают, изменилось ли поведение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.