Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармонический инфантилизм

ЗПР конституционального происхождения (психофизический инфантилизм)

Типология детей с ЗПР

Задержка психического развития — это различные по про­исхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся за­медленным темпом психического развития, личностной незре­лостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельнос­ти и эмоционально-волевой сферы.

Необходимо учиты­вать, что «задержка психического развития» — понятие, объе­диняющее весьма разнообразные состояния, на классификации которых следует остановиться отдельно.

В процессе изучения детей с ЗПР полу­чены детальные данные о сущностных характеристиках этого состояния, требующие серьезного обобщения. Однако в литературе, в основном, излагается классический подход к природе ЗПР, из которого можно почерпнуть сведения об изолированных ее вариантах. Между тем такие «чистые» варианты на практике встречаются довольно редко. Резкое ухудшение социально-эко­номической обстановки, нравственный кризис общества и сни­жение уровня здоровья населения приводят к тому, что меха­низмы возникновения дизонтогенеза, в том числе и задержан­ного развития, тесно переплетаются, нарушая стройность и од­нозначность классической типологии вариантов ЗПР.

Обобщая имеющиеся научные данные (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Ю.Г. Демьянов, С.Г. Шевченко и др.), можно выделить основные формы ЗПР.

Причинами этой формы ЗПР являются наследственные фак­торы (предрасположенность к более длительным срокам физио­логического и психологического «созревания»), негрубая пато­логия беременности и родов, истощающие заболевания перио­да раннего детства (хронические дистрофия, диспепсия, тяже­лая дизентерия, дисбактериоз и пр.).

Выделяют три варианта ЗПР по типу психофизического инфантилизма.

Дети по своим физическим и психологическим характерис­тикам отстают от своих сверстников на 2-3 года, отличаясь гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики. Они, как пра­вило, невысокие, хрупкие, несколько бледные. Непосредствен­ны, жизнерадостны, любопытны, неутомимы в игре. Таким детям свойственна живость психики, любознательность, интерес к окружающему. Собственно целенаправленное, активное познание еще не сформировано. Фактически ребенок еще только осва­ивает отдельные мыслительные операции: задерживает внима­ние на каком-либо объекте, явлении или процессе, задается вопросом и, возможно, осмысливает ответ. И все это на фоне ведущей деятельности — сюжетно-ролевой игры.

Психологически эти дети не готовы к длительным волевым усилиям и подчинения школьным требо­ваниям. Подчас они и ведут себя в классе так же, как в группе детского сада или у себя дома, могут капризничать, не реагиро­вать на замечания, необидчивы.

Значительных нарушений восприятия, внимания, памя­ти, воображения, речи, мышления при гармоническом ин­фантилизме не наблюдается. Однако эти процессы функцио­нируют как бы независимо друг от друга, еще не взаимодей­ствуя на уровне, необходимом для полноценного усвоения учебных знаний.

Крайне нежелательно рано (в 6-6,5 лет) отдавать такого ре­бенка в школу. Лучше оставить его еще на год в детском саду. В данном случае известное в народе выражение «дать возмож­ность наиграться» не лишено педагогического смысла.

Если же ребенок с гармоническим инфантилизмом все-таки обучается в школьном классе, следует тщательно продумать педагогическую тактику индивидуального подхода с учетом особенностей его интеллектуальной деятельности и эмоцио­нально-волевой сферы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неосложненный психофизический и психический инфантилизм | Психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.