Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование интеллектуальной собственности: общие положения

 

7.1. Понятие авторского права
и права промышленной собственности

 

Авторское право можно определить как совокупность международных и внутригосударственных правовых норм, которые регулируют отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства, а также прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, называемых смежными правами. В свою очередь основное предназначение норм права промышленной собственности заключается в обеспечении защиты технических открытий, изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и других прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанной с материальным производством, торговлей товарами и услугами. Авторское право и право промышленной собственности в субъективном смысле можно также рассматривать в качестве совокупности отдельных правомочий, принадлежащих автору конкретного литературного произведения или технического достижения.

В последние годы в МЧП объекты авторского права и права промышленной собственности стали объединяться в одну общую группу, получившую наименование «интеллектуальная собственность». Основной причиной такой постановки вопроса стало принятие 14 июля 1967 г. Стокгольмской конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), членами которой к настоящему времени являются 184 государства, в том числе и Российская Федерация.

Согласно ст. 2 Конвенции термин «интеллектуальная собственность» включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите от недобросовестной конкуренции и др. Этот перечень не является исчерпывающим и постоянно пополняется по мере развития научно-технического прогресса. Так, например, в последние годы во многих странах мира были приняты специальные законы, предоставляющие защиту компьютерным программам, электронным базам данных и некоторым другим новым объектам интеллектуального творчества.

Однако следует иметь в виду, что в международных отношениях конкретное регулирование осуществляется не Конвенцией об учреждении ВОИС 1967 г., а соответствующими международными соглашениями в области авторского и патентного права. Огромное значение в этом смысле имеют также патентное законодательство, законодательство об авторском праве и товарных знаках отдельных стран мира[91].

Отличительная черта прав на продукты творческой деятельности состоит в том, что они, как и право собственности, являются по своему содержанию абсолютными правами: только правообладатель может использовать произведение с целью извлечения имущественной выгоды, а все третьи лица обязаны воздерживаться от нарушения его права и не могут использовать произведение или изобретение без его согласия. Таким образом, права на интеллектуальную собственность имеют исключительный характер. Специфика этих прав заключается также в том, что их объекты по своему существу нематериальны. Например, литературное произведение как продукт духовного творчества не может быть сведено к тем материальным формам, в которых оно воплощено.

В то же время общая особенность прав на произведения литературы, науки и искусства, как и прав на технические достижения, состоит в том, что они, в отличие от других прав, носят строго территориальный характер. Это означает, что произведение, изданное в одной стране, может быть свободно переиздано в другой. Его автор при этом в случае отсутствия соответствующих соглашений и договоренностей не будет пользоваться во втором государстве правомочием по охране своих прав.

Другими словами, эти права возникают в соответствии с законами конкретного государства и их юридическая защита, как правило, ограничивается его территорией. Поэтому приобретение автором произведения определенных прав в данной стране не влечет их автоматического признания в другом государстве.

Прямо противоположная ситуация наблюдается, в частности, в области регулирования права собственности на материальные объекты. Если, например, российская организация вывозит за границу какое-либо имущество, право на которое возникло у нее по нашим законам, то пересечение товаром границы не лишает данную организацию права собственности на это имущество. Точно так же имущественные и иные права, возникшие в иностранном государстве на основании законов этого государства, будут признаваться на территории России.

Территориальный характер авторского права означает, что произведение, первоначально опубликованное в одной стране, затем может быть переведено и издано в другом государстве без согласия автора и без выплаты ему гонорара. В связи с тем, что здесь такое произведение не будет охраняться авторским правом, ни автор, ни издательство, впервые выпустившие его в свет, не могут возражать против подобного рода действий. Поэтому в течение длительного времени сохранялось положение, при котором книгоиздатели и продавцы издавали и реализовывали в различных странах произведения зарубежных авторов, не выплачивая им гонораров.

Территориальный характер права на промышленную собственность проявляется еще более ярко. Факт изобретения, открытия или иного технического достижения должен быть удостоверен решением компетентного государственного органа (как правило, патентного ведомства) и оформлен посредством выдачи автору специального охранного документа: патента, свидетельства или специального диплома. После этого у него возникает субъективное право на соответствующий объект интеллектуальной деятельности.

Однако подобного рода охранные документы имеют юридическую силу только на территории государства, в котором они были выданы. Поэтому для приобретения права на данное изобретение или открытие в другом государстве требуются подача заявки и выдача самостоятельного патента или иного охранного документа именно там. При этом речь будет идти не о признании возникшего ранее в другой стране права на изобретение, а о возникновении нового субъективного права.

Формы и способы охраны прав на объекты промышленной собственности также полностью определяются внутренним законодательством конкретного государства. Поэтому в национальном праве в этой сфере, как и в области авторского права, как правило, отсутствуют коллизионные нормы.

В случае выдачи патента или иного охранного документа исключительное право на объект промышленной собственности предоставляется его обладателю, который может воспользоваться им сам, разрешить использовать свое изобретение третьему лицу или вообще не предоставлять его для использования никому. В случае нарушения прав на объекты промышленной собственности по решению суда с виновных могут быть взысканы убытки и наложен арест на изделие, созданное с использованием изобретения или открытия.

 

7.2. Международно-правовое регулирование защиты

авторских и смежных прав

 

В настоящее время главным средством преодоления территориального характера авторского права и права на объекты промышленной собственности является заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании и охране прав на интеллектуальную собственность. Их разработка и принятие позволяют правам, возникающим по законам одного государства, действовать и охраняться на территории другого в соответствии с его законодательством. Иностранцы в этом случае получают возможность обладать правомочиями, предоставленными местными законами, а их национальные законы, как правило, не учитываются и не применяются.

В целях ликвидации практики контрафакции (незаконной перепечатки литературных произведений) со второй половины XIX в. все большее развитие получает тенденция заключения между государствами двусторонних соглашений об охране авторских прав своих граждан, а в 1886 г. в этой области был принят первый многосторонний международный договор — Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. В дальнейшем этот документ неоднократно пересматривался на международных конференциях, проходивших в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948 и 1967 гг. Последняя из них состоялась в 1971 г. в Париже. Поэтому для стран-участниц конвенция действует в различных редакциях.

В 1994 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление о присоединении к Бернской конвенции в редакции 1971 г. Для России этот международно-правовой документ действует с 13 марта 1995 г. Всего же к настоящему времени его участниками являются более 160 государств мира, которые образуют Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения. Административные функции Бернского союза выполняет ВОИС.

Основное предназначение Бернской конвенции заключается в разрешении противоречий между национальными правовыми системами и в обеспечении минимальных общеприемлемых границ охраны авторского права в целях создания оптимальных условий для распространения охраняемых произведений на значительном территориальном пространстве.

В соответствии с данным документом к числу охраняемых относятся авторские права на литературные и художественные произведения и сборники, в том числе на продукты кинематографического, фотографического, хореографического, музыкального и драматического творчества.

Согласно п. 1 ст. 5 Бернской конвенции авторы, являющиеся гражданами государств — участников этого международно-правового соглашения, в отношении своих как опубликованных, так и не опубликованных произведений, пользуются во всех других странах Бернского союза, кроме страны происхождения произведения, «правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией». Иными словами, в таких государствах этим лицам в отношении охраны их авторских прав предоставляется национальный режим. Авторы — граждане государств, не участвующих в конвенции, впервые опубликовавшие свои произведения в странах — участницах Бернского соглашения или одновременно в стране, не входящей в Бернский союз, и в стране Союза, также должны пользоваться в государствах-участниках национальным режимом в отношении защиты своих авторских прав (п. 3 ст. 5).

Таким образом, при определении субъектов охраны Бернская конвенция руководствуется географическим критерием, в соответствии с которым предпочтение отдается стране происхождения (первого опубликования) произведения. Поэтому если, например, гражданин государства, не входящего в Бернский союз, впервые опубликовал свое произведение на территории государства — участника Конвенции, то его авторские права в этой стране должны быть, безусловно, соблюдены.

Срок охраны авторского права установлен в пределах жизни автора и пятидесяти лет после его смерти. Однако страны-участницы могут установить и более продолжительные сроки. В случае конкретного спора такой срок не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране, где спорное произведение было опубликовано впервые. Это означает, например, что в Германии, по законодательству которой срок охраны произведений составляет период жизни автора и 70 лет после его смерти, переизданные произведения российских авторов будут охраняться лишь в течение 50 лет после их смерти, так как именно такой срок охраны авторских прав установлен законодательством нашей страны. Бернская конвенция определяет также сокращенные сроки охраны для реализации исключительного права автора на перевод своего произведения.

Бернская конвенция содержит подробные правила, определяющие содержание авторских прав. Во-первых, это личные имущественные и неимущественные права, объем и порядок судебной защиты которых должен устанавливаться национальным законодательством того государства, где предъявляется требование об охране. Во-вторых, это специальные права, оговоренные в самой Конвенции, реализация которых может происходить без отсылки к законодательству ее стран-участниц. К числу последних относятся исключительное право автора на перевод своих произведений, на воспроизведение экземпляров произведения, на публичное исполнение музыкальных и драматических произведений, на передачу своих произведений по радио и телевидению, их публичное чтение, переделку, запись и ряд других прав.

Бернская конвенция ограничивает возможность свободного использования литературных и художественных произведений за границей, оговаривая обязательные условия получения согласия обладателей авторских прав на опубликование таких произведений, выплаты авторского гонорара и т. д. Поэтому конвенция не отвечает в ряде случаев интересам развивающихся стран, для которых высокий уровень охраны прав авторов экономически невыгоден либо недостижим. В результате борьбы этих государств за свои права на Парижской конференции 1971 г. в текст Бернской конвенции были включены положения, облегчающие распространение в развивающихся странах переводной литературы в учебных и научных целях (эти нормы предусматривают ограничение исключительного права автора на перевод и на воспроизведение). Однако следует отметить, что указанные меры, в силу их компромиссного характера, оказались не способными в полной мере разрешить указанную проблему.

Вторым важнейшим многосторонним международным договором, принятым в целях охраны авторских прав, стала Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г., которая была разработана под эгидой ЮНЕСКО (в 1971 г. на дипломатической конференции в Париже в нее были внесены изменения). Инициаторами принятия новой конвенции стали те государства, которые считали для себя нежелательным участие в Бернской конвенции, которая содержала довольно жесткие требования к национальному законодательству своих стран-членов. В настоящее время в Женевской конвенции участвует около 100 государств мира. Для Российской Федерации с 13 марта 1995 г. она действует в редакции 1971 г.

Главное различие между Бернской и Женевской конвенциями состоит в том, что если первая направлена на установление относительно однообразного правового режима охраны авторских прав в странах-участницах, то вторая ставит своей основной целью обеспечить защиту авторских прав иностранцев в соответствии с национальным законодательством государств-членов. Следовательно, Женевская конвенция в меньшей степени, чем Бернская, требует унификации национально-правовых норм стран-участниц. По своему содержанию она носит более универсальный характер, что делает возможным участие в ней государств с различным законодательством в области авторского права.

В соответствии со ст. I Всемирной конвенции государства-участники обязаны обеспечить достаточную и эффективную охрану авторских прав. Однако содержание конвенционной защиты таких прав почти исключительно зависит от уровня охраны авторских прав по национальному законодательству той страны, где испрашивается охрана (кроме вопросов о сроках охраны, праве на перевод и норм о некоторых формальностях, которые были унифицированы Конвенцией).

Права авторов и других обладателей авторских прав, как указано в ст. I Конвенции, должны охраняться постольку, поскольку они относятся к произведениям литературы, науки и искусства, включая письменные, музыкальные, драматические, кинематографические произведения, а также произведения живописи, графики и скульптуры. Государства в своем национальном законодательстве вправе расширить этот перечень. Но права на указанные выше категории произведений должны быть защищены их законодательством в обязательном порядке.

Конвенция предусматривает охрану прав на выпущенные в свет (опубликованные) и не выпущенные в свет (неопубликованные) произведения граждан государств-участников, причем даже в том случае, если это произведение впервые было опубликовано на территории страны, не участвующей в Конвенции (ст. II). При этом в соответствии со ст. IV под выпуском произведения в свет следует понимать «воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительского восприятия». Из этого следует, в частности, что музыкальное произведение будет считаться выпущенным в свет не в момент его исполнения, а в момент выхода из печати нот.

Женевская конвенция закрепляет принцип национального режима охраны авторских прав иностранцев. Его смысл заключается в том, что опубликованным за рубежом произведениям иностранных авторов стран-участниц в данном государстве должна предоставляться такая же охрана, которая по его внутреннему законодательству уже предоставлена произведениям собственных граждан, впервые опубликованным в данной стране. На этих же условиях подлежат охране не выпущенные в свет произведения граждан государств — участников Конвенции.

Статья III Конвенции закрепляет процедуру упрощения формальностей, необходимых для приобретения и защиты авторского права.

Так, если по внутреннему законодательству какого-либо государства-участника условием охраны авторского права является соблюдение ряда формальностей (депонирование, регистрация, нотариальное удостоверение, уплата сборов и т. п.), то в отношении всех охраняемых Конвенцией произведений эти требования считаются выполненными при соблюдении следующих двух условий:

во-первых, если данное произведение впервые выпущено в свет вне территории страны, где испрашивается охрана, и если автор не является гражданином этого государства;

во-вторых, если, начиная с первого выпуска в свет произведения, все его экземпляры, изданные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить знак © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска произведения в свет[92].

Если перечисленные выше условия отсутствуют, то государство, где испрашивается охрана, может требовать соблюдения всех формальностей и условий, необходимых для приобретения и реализации авторского права, в том числе и процессуального характера — при рассмотрении дел о защите авторских прав в суде. Вместе с тем государство — участник Конвенции в соответствии с ее положениями должно без каких-либо формальностей установить правовые средства охраны для не выпущенных в свет произведений граждан других стран-участниц.

Основное правило Конвенции, которое применяется к определению срока охраны авторского права, так же как и вся Конвенция, базируется на принципе национального режима и заключается в следующем: произведения, на которые распространяются положения Конвенции, должны в данном государстве охраняться в течение того же срока, что и произведения национальных авторов. Однако из этого правила есть два исключения:

срок охраны авторских прав не может быть меньше одного из четырех вариантов определения минимальных сроков охраны, установленных в Конвенции для определенных случаев;

ни одно государство-участник не обязано охранять произведения иностранных авторов, на которые распространяется Конвенция, в течение более длительного периода времени, чем срок, определенный законодательством страны происхождения произведения.

Единственное право автора, которое прямо регламентируется Конвенцией, — право на перевод (ст. V). Оно является исключительным и без разрешения автора или другого обладателя авторских прав любой перевод произведения будет неправомерным. Если разрешение на перевод и на выпуск его в свет получены, то автору или обладателю его прав должно быть выплачено соответствующее вознаграждение.

Однако из исключительного права автора на перевод Конвенция устанавливает возможные исключения (так называемая принудительная лицензия), которые могут быть распространены только на перевод письменных произведений и должны быть отражены в национальном законодательстве соответствующего государства. Принудительная лицензия — это разрешение на перевод и опубликование произведения, которое может быть предоставлено «компетентным органом» той или иной страны. Получать ее могут юридические и физические лица соответствующего государства при условии соблюдения ими требований, предусмотренных в п. 2 ст. V Конвенции. Вместе с тем принудительная лицензия не является исключительной. Это означает, что она не затрагивает права автора на выдачу собственного разрешения на перевод. Кроме того, государство может выдать несколько подобных лицензий.

При выдаче принудительной лицензии государство в соответствии со своим законодательством должно предпринять необходимые меры для выплаты и перевода за рубеж справедливого вознаграждения обладателю права перевода. В дополнение к этому Конвенция требует от своих стран-участниц при осуществлении принудительной лицензии соблюдения ряда неимущественных прав автора, в числе которых можно назвать: соблюдение права авторства (название и имя автора оригинального произведения должны быть напечатаны на всех экземплярах выпущенного в свет перевода); соблюдение целостности текста (правильность перевода) и др.

На дипломатической конференции в Париже в 1971 г. Женевская конвенция была дополнена правилами, определяющими процедуру использования и охраны произведений в развивающихся странах (ст. Vbis, Vter и Vquater), а также статьей IVbis о публичном исполнении, воспроизведении и передаче произведений по радио.

Таковы основные положения Женевской конвенции об авторском праве 1952 г. Она, в отличие от Бернской конвенции, не имеет обратной силы, и поэтому ее нормы могут применяться только к общественным отношениям, возникшим после вступления в силу этого международно-правового документа для того или иного конкретного государства или уже существовавшим в данный момент.

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что в соответствии с положениями п. 1 ст. XVII Женевской конвенции она «ни в чем не затрагивает постановлений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и принадлежности к Союзу, образованному этой Конвенцией». Любая страна, таким образом, может быть участником этих двух важнейших универсальных международных договоров одновременно. Для недопущения конфликтов, которые могли бы возникнуть в результате подобного параллельного сосуществования Бернской и Женевской конвенций, государства разработали специальную Декларацию, относящуюся к ст. XVII Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.

Со второй половины ХХ в. в МЧП начала складываться система международных договоров, посвященных охране так называемых смежных прав авторов, т. е. отношений, возникающих в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Первым документом, принятым в этой области, стала Международная конвенция по охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). В ней участвует 87 государств — членов Бернской и Женевской конвенций по авторскому праву. Конвенция устанавливает минимальный уровень охраны смежных прав и предусматривает, что срок такой охраны должен составлять не менее 20 лет. В ст. 11 этого нормативно-правового документа зафиксировано правило о том, что все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка должны иметь «уведомление, состоящее из знака P в окружности, с указанием года первой публикации, размещенное таким образом, чтобы обеспечить ясное уведомление о том, что фонограмма охраняется». Если на экземпляре или упаковке нет имени, товарного знака и других соответствующих символов, то соответствующее уведомление должно также включать имя владельца права на изготовление фонограмм. Россия является государством — участником Римской конвенции с 2003 г. (-)

В 1971 г. в Женеве была подписана Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. В настоящее время ее участниками являются 76 государств мира, включая Российскую Федерацию. Инициатором принятия этого международно-правового документа стала Международная федерация грамзаписи, которая неоднократно обращала внимание на рост фактов незаконного изготовления грампластинок во всем мире.

В соответствии со ст. 2 Конвенции «каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики». При этом Конвенция устанавливает, что государства-участники сами определяют юридические меры, при помощи которых будет осуществляться такая охрана, из числа следующих: охрана посредством предоставления авторского права или другого особого права; охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции; охрана посредством уголовных санкций (ст. 3). Кроме того, ст. 4 Конвенции оговаривает возможность установления каждым государством-участником при помощи своего национального законодательства определенного срока действия предоставляемой охраны. Последний, однако, не может быть меньше двадцати лет, начиная либо с конца года, в котором первая запись фонограммы была сделана, либо с конца года, когда она была впервые опубликована.

Основные положения Римской конвенции 1961 г. и Женевской конвенции 1971 г. были воспроизведены и дополнены в Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г. и Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.

С 1989 г. для России действует подписанная 21 мая 1974 г. в Брюсселе Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники. Ее 33 государства-участника взяли на себя обязательства принять меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала теми органами, для которых такой сигнал не предназначается.

Помимо указанных международно-правовых актов универсального характера определенную роль в деле охраны авторских и смежных прав играют региональные соглашения. В качестве примера здесь можно привести панамериканскую Конвенцию о литературной и художественной собственности, подписанную в 1889 г. в Монтевидео, и Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенное государствами — членами СНГ в 1993 г. в Москве.

В последние годы особую актуальность приобрели вопросы авторского права, связанные с созданием новых информационных технологий и использованием сети Интернет. Как подчеркивает М. М. Богуславский: «Интернет не только создал неограниченные возможности передачи текста, звука и видеозаписи, но и привел к опасным для авторов и иных правообладателей, независимо от места их нахождения, возможностям нарушения их прав»[93].

Попытка решить некоторые вопросы использования цифровых технологий была сделана, в частности, в договорах ВОИС 1996 г. В ст. 4 Договора ВОИС об авторском праве, например, было зафиксировано положение о том, что «компьютерные программы охраняются как литературные произведения в смысле ст. 2 Бернской конвенции. Такая охрана распространяется на компьютерные программы независимо от способа или формы их выражения». Договором были также установлены правила, касающиеся компиляции данных (баз данных) (ст. 5), и коммерческий прокат компьютерных программ, кинематографических произведений и произведений, воплощенных в фонограммах (ст. 7).

В свою очередь, в ст. 8 Договора ВОИС об авторском праве было уточнено определение понятия «доведение до всеобщего сведения» путем его приведения в соответствие с современным уровнем развития информационных технологий. В статье предусматривается, что «авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору».

В заявлении, сделанном в отношении ст. 10 Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г., отмечалось, что государства имеют право переносить и распространять на цифровую среду ограничения и исключения, которые действуют в отношении «классических» произведений[94].

Авторские права иностранных граждан в России и российских граждан за рубежом могут также охраняться на основе двусторонних договоров о защите авторских прав. В настоящее время наше государство имеет такие соглашения с Венгрией, Польшей, Кубой, Австрией, Швецией и некоторыми другими государствами. Объем и содержание охраняемых прав в них может быть большим или меньшим, чем в универсальных конвенциях, рассмотренных выше. Однако в случае возникновения противоречий между этими документами и положениями Женевской конвенции, преимущественную силу будут иметь нормы последней. Это правило было специально оговорено в ст. XIX Конвенции 1952 г. Аналогичная норма закреплена и в тексте Бернской конвенции 1886 г.

 

7.3. Регулирование прав на промышленную собственность в международном частном праве

 

Если говорить об основных международно-правовых документах, разработанных в целях охраны прав на изобретения и товарные знаки, то самым известным и важным среди них в настоящее время является Парижская конвенция об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в текст конвенции в 1900, 1911, 1925, 1934, 1958, 1967, 1979 гг.). Сегодня ее участниками стали 173 государства мира, которые образуют Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). Для Российской Федерации эта конвенция действует в редакции 1967 г.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Конвенции объектами охраны промышленной собственности являются «патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции».

Конвенция не ставит перед собой цели создания международного патента или товарного знака, которые выдавались бы в одном государстве-участнике и действовали во всех остальных. Поэтому незапатентованное в странах Парижского союза изобретение может свободно использоваться в них без выплаты авторского вознаграждения. Главная цель Конвенции заключается в другом. Она создает более благоприятные условия для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков и знаков обслуживания юридическими и физическими лицами одних государств — членов Союза в других.

В основу Парижской конвенции 1883 г., как и международно-правовых соглашений по авторскому праву, положен принцип национального режима. Она устанавливает, что «граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией» (п. 1 ст. 2). При этом некоторые категории лиц могут быть приравнены к гражданам стран Союза (ст. 3).

Среди прав, специально предусмотренных Конвенцией, наибольшее практическое значение имеет правило о конвенционном приоритете, которое несколько облегчает процедуру патентования автором своего изобретения в странах Союза. В соответствии со ст. 4 Конвенции лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одном из государств-участников, или правопреемник этого лица, пользуется правом приоритета для подачи заявки в других государствах-участниках в течение определенного срока (12 месяцев для патентов на изобретения и для полезных моделей и 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков). Первенство в подаче заявки обеспечивает соблюдение требования новизны изобретения, которое является необходимым условием выдачи любого патента или авторского свидетельства.

В течение указанных выше сроков публикация информации об изобретении в стране, где автор намеревается обеспечить охрану своих прав, его использование, выпуск в продажу экземпляров образца, применение знака, а также подача заявки третьими лицами не помешают выдаче патента обладателю права приоритета в этом государстве. Такого рода действия не будут служить основанием для возникновения прав третьих лиц или какого-либо права личного владения. Это объясняется тем, что в соответствии с Конвенцией приоритет и новизна изобретения будут определяться в соответствующем государстве не на день фактической подачи заявки в данной стране, а на момент подачи первой заявки в другой стране Союза.

Среди других важных материально-правовых норм, зафиксированных в Парижской конвенции, можно выделить правила о недостаточном использовании объектов промышленной собственности и принудительных лицензиях; о свободном применении запатентованных объектов, являющихся частью транспортных средств; о принципах использования товарных знаков и знаков обслуживания; о понятии недобросовестной конкуренции и запрете действий, с ней связанных.

Среди других важнейших универсальных международных соглашений, принятых в сфере охраны промышленной собственности, следует назвать Договор о патентной кооперации (РСТ), подписанный 19 июня 1970 г. в Вашингтоне. Его разработка была обусловлена необходимостью углубления международного сотрудничества в данной области в условиях стремительного роста количества дублирующих друг друга заявок на изобретения, подаваемых в различных странах, и расширением масштабов иностранного патентования. В настоящее время участниками этого договора являются более 130 государств мира, включая Российскую Федерацию.

РСТ направлен на повышение единообразия патентного права различных стран, уменьшение стоимости подачи патентных заявок и проведения предварительной экспертизы. В этих целях им предусматривается возможность составления и подачи так называемой международной заявки на получение патента, которая должна признаваться в любом государстве-участнике. Договор содержит подробную характеристику такой заявки и оговаривает проведение на ее основе международного поиска с целью выявления в мире соответствующего уровня техники, что имеет существенное значение для получения патента. Международный поиск проводится специальным международным поисковым органом, в качестве которого могут выступать как национальные патентные ведомства, так и международные организации, например, Международный патентный институт. Указанные органы проводят документальный поиск по материалам заявок, что облегчает впоследствии осуществление экспертиз в национальных ведомствах страны, куда подается заявка на патентование. В соответствии с Договором по требованию заявителя по его заявке может быть проведена и международная предварительная экспертиза.

Таким образом, РСТ, как и Парижская конвенция 1883 г., не вводит единого международного патента, но делает значительный шаг вперед на пути к достижению этой цели. Значительно дальше в этом отношении продвинулись страны Европы, которые заключили две региональные конвенции в области патентной охраны. Речь идет о Мюнхенской конвенции о выдаче европейских патентов 1973 г. и Люксембургской конвенции о европейском патенте для стран «Общего рынка» 1975 г. Впоследствии в период с 1978 по 1981 г. во всех странах-участницах этих международно-правовых документов были разработаны новые патентные законы либо существенно модифицированы старые, что обеспечило унификацию патентного законодательства соответствующих государств в основных его аспектах. Процесс унификации и изменения законодательства затронул также те европейские страны, которые не являются участниками этих конвенций.

Основной задачей Мюнхенской конвенции является установление централизованной процедуры выдачи патентов. Этим документом устранено дублирование при подаче и экспертизе заявок, создана система, при которой по одной заявке можно получить так называемый европейский патент во всех или нескольких странах — участницах Конвенции. Вместе с тем правовой режим выдаваемых на основе этого международного соглашения патентов полностью определяется национальным законодательством соответствующих государств. Поэтому нельзя сказать, что эти документы обладают всеми признаками единого европейского патента.

Завершение создания системы европейского патента связано с Люксембургской конвенций 1975 г., которая предусматривает создание единого патента для стран — членов ЕЭС. Все ее государства-участники рассматриваются в отношении действия такого патента, который носит наименование «патент Сообщества», как одно государство. Этот документ выдается, аннулируется или переуступается применительно ко всем странам ЕЭС одновременно. При этом Люксембургская конвенция не исключает возможности получения и национальных патентов. Однако на одно и то же изобретение не допускается выдача патента Сообщества и национального патента.

Патентные законы практически всех стран Европы приводят перечень требований патентоспособности, которым должно соответствовать предложение для признания его изобретением и выдачи патента. Обычно к числу таких требований относят новизну предложения, его изобретательский уровень и промышленную применимость.

В европейском законодательстве понятие новизны, как правило, раскрывается через уровень техники. Изобретение считается новым, если оно не относится к уровню техники на дату приоритета заявки. При этом в понятие «уровень техники» входят любые знания, ставшие доступными общественности посредством письменного или устного описания, использования или другим путем. Таким образом, к изобретению предъявляется требование абсолютной мировой новизны.

В законах особо оговорено, что в уровень техники входит содержание ранее поданных патентных заявок, как национальных, так и европейских, если по ним испрашивается охрана в данной стране, а также международных заявок, поданных на основе Договора о патентной кооперации.

Патентные законы европейских государств восприняли из Мюнхенской конвенции 1973 г. и ввели унифицированный критерий качественной оценки изобретения, которое должно быть основано на его изобретательском уровне (изобретательской деятельности). Этот критерий патентоспособности изобретения раскрывается через понятие «неочевидности». Изобретение считается основанным на изобретательской деятельности, если оно очевидным образом не вытекает для специалиста из современного уровня техники.

Интересно отметить, что при оценке очевидности в понятие «уровень техники» не входят неопубликованные заявки, которые включаются в него при проведении экспертизы на новизну. Таким образом, круг источников при определении этого критерия и критерия новизны неидентичен.

Требование промышленной применимости является третьим обязательным условием патентоспособности изобретения. Здесь необходимо отметить, что все патентные законы европейских стран восприняли положение ЕПК, определяющее, что изобретение считается промышленно применимым, если его предмет может быть изготовлен или использован в какой-либо промышленной области, включая сельское хозяйство. Поэтому в законодательстве прямо оговорено, что не отвечают требованию промышленной применимости, например, хирургические или терапевтические способы лечения людей и животных, а также методы диагностики, практикуемые на организме человека или животного[95].

Кроме того, практически во всех зарубежных странах из-под патентной охраны изъяты изобретения, публикация или использование которых могут нарушить основополагающие принципы правопорядка или добрые нравы (аппаратура, применяемая для проведения азартных игр, орудия пыток и т. д.).

Еще один документ, предусматривающий создание международного патента, был принят в 1994 г. в Женеве на заседании Межгосударственного Совета по вопросам охраны промышленной собственности. Речь идет о Евразийской патентной конвенции, участниками которой в настоящее время являются 10 государств — членов СНГ, включая Россию. На основе Конвенции была учреждена Евразийская патентная организация со штаб-квартирой в Москве. Ее органами являются Административный совет, формируемый из представителей государств-членов, и Евразийское патентное ведомство (Евразийское ведомство).

В соответствии со ст. 6 Конвенции Евразийское ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Конвенция содержит материальные нормы о праве приоритета патентообладателя, о содержании и объеме правовой охраны его прав, о принудительных лицензиях, о действительности евразийского патента и сроке его действия (20 лет с даты подачи евразийской заявки). Кроме того, в Конвенцию включен блок процессуальных норм, регламентирующих процедуру подачи евразийской заявки и выдачи евразийского патента.

Евразийская патентная конвенция содержит многочисленные ссылки на Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности и Договор о патентной кооперации, нормы которых применяются в рамках Евразийской патентной системы в соответствии с положениями Конвенции. Именно поэтому ее участниками могут стать только те государства — члены ООН, которые являются также участниками этих универсальных международных договоров (п. 2 ст. 26).

Еще одним направлением правового регулирования отношений, возникающих в сфере промышленной собственности, является охрана прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Товарный знак представляет собой условное обозначение, оригинальное художественное изображение, помещаемое на товаре или упаковке для индивидуализации товара, его производителя или продавца. В отличие от них знаки обслуживания применяются в сфере услуг. Те и другие могут быть словесными — в виде сочетания букв, цифр и фамилий; изобразительными — в форме символов, рисунков или сочетаний цветов; объемными или комбинированными. С их помощью производится отличие товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

В числе наиболее известных международно-правовых соглашений, принятых в этой области, следует назвать Мадридскую конвенцию о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г., в которой в настоящее время участвуют 56 государств мира. СССР ратифицировал ее в 1976 г. Основной целью этого договора является охрана товарных знаков во всех странах-участницах без необходимости регистрации их в каждой из них в отдельности. Для этого заинтересованным субъектам необходимо подать заявку на регистрацию товарного знака в Международное бюро в Женеве. Регистрация знака в Международном бюро производится сроком на 20 лет с возможностью продления. Владелец международной регистрации может в любое время отказаться от его охраны в одной или нескольких странах — участницах Мадридского соглашения. Для этого достаточно подать заявление в патентное ведомство своей страны для сообщения в Международное бюро, которое уведомляет о подаче заявления соответствующие государства.

В 1973 г. было подписано новое международное соглашение в этой области — Венский договор о регистрации товарных знаков (более 15 государств-членов, включая Россию). В 1994 г. был принят Договор ВОИС о законах по товарным знакам, в котором в настоящее время участвует 42 государства, в том числе и наша страна. Его цель — осуществление гармонизации и упрощение национального законодательства путем устранения излишних формальностей при подаче заявок и поддержания товарных знаков в силе. Этим же целям служит принятый 27 марта 2006 г. в Сингапурский договор о законах по товарным знакам, пока еще не вступивший в законную силу.

Установлен международный символ охраны товарных знаков — ®. Он ставится на изделия конкретных товаропроизводителей и означает, что знак зарегистрирован в установленном порядке. Поэтому лица, желающие его использовать, должны обратиться за соответствующим разрешением к правообладателю.

В свою очередь, наименование места происхождения товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) человеческими факторами.

Охрана наименований мест происхождения товаров осуществляется Лиссабонским соглашением об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации от 31 октября 1958 г. (26 участников). Этот договор устанавливает систему международной регистрации наименований мест происхождения товаров, сходную с системой, созданной Мадридской конвенцией 1891 г. Органом, осуществляющим такую регистрацию, является международное бюро ВОИС.

Здесь также следует упомянуть Мадридское соглашение о пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах от 14 апреля 1891 г. (35 участников). Оно предусматривает обязанность договаривающихся государств налагать при ввозе на его территорию арест на всякое изделие, снабженное ложным или неправильным обозначением, прямо или косвенно указывающим в качестве страны или места происхождения этого изделия какую-либо из стран-участниц или место, расположенное в какой-либо из этих стран. Арест на такой товар должен налагаться и в стране, где было нанесено ложное или неправильное обозначение его происхождения. Если внутреннее законодательство не допускает ареста при ввозе, такой арест заменяется запрещением ввоза[96].

В последние годы в рамках МЧП все большее распространение получают договоры, направленные на охрану прав изобретателей в узкоспециальных областях. Здесь в качестве примера можно привести, в частности, Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры от 28 апреля 1977 г., Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем от 26 мая 1989 г. и ряд других.

Специфика международного сотрудничества в сфере охраны промышленной собственности между конкретными государствами находит отражение в соответствующих двусторонних соглашениях.

Глава 8

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право собственности в международном частном праве | Внешнеэкономические сделки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.