Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь экономики таможенного дела с другими дисциплинами




Понятие, объект и предмет экономики таможенного дела

Понятие таможенного дело и его особенности как вида деятельности

 

1. Понятие таможенного дела и его особенности как вида деятельности

 

Определение таможенного дела раскрывалась в Таможенных кодексах и претерпело значительные изменения.

В соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса РФ 1993 г., который действовал до 01.01.2004 г., Таможенное дело в Российской Федерации составляли таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

В соответствии с ч.2 ст. 1 Таможенного кодекса РФ 2003 года (действовал до 28.12.2010) таможенное дело представляло собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В таможенном кодексе Таможенного союза термин «таможенное дело» не используется.

Актуальное на сегодняшний день определение таможенного дела зафиксировано в ст. 2 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – 311-ФЗ) таможенное дело представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ.

Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела – Федеральная таможенная служба (ФТС).

Хотя в первых работах по экономике таможенного дела[1] таможенное дело называли отраслью народного хозяйства, в системах классификации видов экономической деятельности таможенное дело в качестве самостоятельной отрасли экономической деятельности не выделяется, а входит составной частью в комплексные отрасли «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование» - раздел L (ОКВЭД)[2], «Услуги в сфере государственного управления, обеспечения военной безопасности и обязательного социального страхования» (ОКДП)[3], и относится к непроизводственной сфере национальной экономики.

Однако в целях углубленного познания закономерностей функционирования таможенных органов представляется возможным выделение таможенного дела как особого вида деятельности в государственном управлении экономикой, существенно отличающегося от других ее видов[4].

В соответствии с содержанием дисциплины «Экономика таможенного дела» ее следовало бы назвать «Экономика таможенного органа» по аналогии с отраслевыми экономическими дисциплинами (например, «Экономика транспорта», «Экономика строительства» и т.п.).

Таможенное дело в Российской Федерации как вид деятельности, часть государственного сектора национальной экономики, имеет ряд особенностей. В соответствии со ст. 9 311-ФЗ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Эта организационно оформленная система включает управляющую подсистему – Федеральную таможенную службу (ФТС) и управляемые подсистемы – региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты, а также не являющиеся правоохранительными органами учреждения, подведомственные ФТС России, которые создаются для обеспечения деятельности таможенных органов.

Таможенными органами являются: Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, действующие на основании положений. ФТС, РТУ и таможни являются юридическими лицами. В соответствии с пунктом 5 статьи 10 311-ФЗ таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями[5].

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о ФТС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и общим положением, соответственно, о региональном таможенном управлении, таможне, таможенном посте, либо индивидуальным положением об этом таможенном органе, утверждаемым руководителем ФТС России.

В общих положениях о региональном таможенном управлении, таможне, таможенном посте и в индивидуальном положении о таможенном органе определяются:

а) полномочия таможенного органа в установленной сфере деятельности;

б) права, предоставленные таможенному органу с целью реализации своих полномочий;

в) порядок организации деятельности;

г) полномочия начальника таможенного органа;

д) правила взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Регион деятельности региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов определяет ФТС России.

Начальник таможенного органа организует его деятельность и несет персональную ответственность за осуществление таможенным органом возложенных на него функций.

В соответствии со ст. 10 311-ФЗ ФТС России имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Все органы и организации, входящие в систему таможенных органов, находятся в ведении одного федерального органа управления – ФТС России. Финансирование расходов на содержание таможенных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

 

2. Понятие, объект и предмет экономики таможенного дела.

 

Понятие «экономика таможенного дела» имеет несколько толкований[6]:

- это хозяйство таможенной системы, то есть преобразование отдельных видов экономических ресурсов в таможенный продукт или привлечение, использование, распределение и потребление субъектами таможенного дела производственных ресурсов для оказания таможенных услуг;

- это совокупность экономических отношений между физическими и юридическими лицами и государством в лице таможенных органов в процессе таможенной деятельности;

- совокупность знаний о закономерностях эффективного использования ограниченных и взаимозаменяемых ресурсов таможенной системы для достижения соответствующих целей; об отношениях между людьми в процессе таможенной деятельности.

Объектом исследования экономики таможенного дела как учебной дисциплины является:

1) совокупность применяемых в этой сфере ресур­сов и созданных экономических благ, а также отношения между физически­ми и юридическими лицами и государством в лице таможенных органов по поводу перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2) таможенная служба, образующая систему со сложной социально-экономической и организационно-технической структурой и осуществляющая реализацию таможенного дела.

К экономическим ресурсам таможенной системы относятся затра­чиваемые в ней труд, природные ресурсы, средства производства, денеж­ные средства, информационные ресурсы, время.

При рациональном применении экономические ресурсы таможенного дела обеспечивают получение результата (экономического блага).

Под экономическими благами, создаваемыми в таможенном деле, следует понимать таможенные работы и услуги.

По способу возникнове­ния и форме реализации они отличаются от продуктов – результатов произ­водства, имеющих вещную форму, и товаров – предметов сделок на рынке. Однако по мере развития экономики эти различия становятся все менее существенными (так, например, информационная услуга практически тож­дественна информационному продукту; ряд таможенных операций на воз­мездной основе осуществляют действующие в условиях рыночной конку­ренции таможенные брокеры).

К таможенным работам и услугам относятся:

- взимание таможенных пошлин, налогов;

- борьба с контрабандой, иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;

- осуществление таможенного контроля и тамо­женного оформления;

- ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне­экономической деятельности (ТН ВЭД);

- осуществление валютного контроля;

- проведение научно-исследовательских работ;

- осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела и др.

По общепринятой классификации экономических благ большую часть результатов таможенной деятельности можно отнести к информационным, недолговременным (исчезающим в процессе разового потребления), потребительским благам.

Предметом[7] экономики таможенного дела являются закономерности и факторы эффективного функционирования таможенной сферы как социально-экономической системы, в том числе закономерности становления таможенных правил и механизмов, обеспечивающих соблюдение этих правил.

В рамках предмета экономики таможенного дела должны рассматриваться следующие вопросы:

- таможенная деятельность как особая социально-экономическая система, ее место в национальной экономике;

- таможенный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности;

- размещение, специализация и концентрация, кооперирование, интеграция (в том числе международная) таможенных органов;

- совокупность применяемых таможенными органами ресурсов (в том числе материально-технические ресурсы, финансовые ресурсы и др.);

- кадры таможенных органов и оплата их труда;

- планирование в таможенном деле;

- экономическая эффективность таможенного дела.

 

3. Связь экономики таможенного дела с другими дисциплинами

 

Экономика таможенного дела – прикладная учебная дисциплина, входящая в блок специальных дисциплин. Она имеет отраслевую специфику, ставит перед собой задачи предметного ана­лиза таможенной деятельности, изучения экономической ситуации в соот­ветствующей сфере на основе реальных данных, фактической информации[8].

Как и другие прикладные научные дисциплины, экономика таможенно­го дела связана с теоретическими экономическими науками, прежде всего, с экономической теорией и экономикой предприятия.

Будучи отраслевой экономической наукой, экономика таможенного дела имеет много общего с другими отраслевыми дисциплинами – экономикой товарного обращения, экономикой транспорта, экономикой туризма, эконо­микой строительства и др., а также с фун­кциональными экономическими науками – менеджментом, финансами, де­нежным обращением и кредитом, теорией экономического анализа, экономической статистикой и др.

Экономика таможенного дела связана с об­щественными науками: правом, философией, социологией, психологией, ис­торией, географией, экологией, математикой, информатикой, товароведени­ем и другими науками естественного цикла.

Экономика таможенного дела должна изучаться в тесной связи с дис­циплинами, предусмотренными государственными образовательными стан­дартами высшего профессионального образования по специальностям «Таможенное дело» и «Экономика и управление на предприятии (таможне)», такими как «Введение в специальность», «Управление в таможенных органах», «Организация та­моженного контроля товаров и транспортных средств», «Таможенно-тариф­ное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная сто­имость», «Таможенные платежи», «Валютное регулирование и валютный контроль», «Экономическая бе­зопасность».

При обеспечении рассматриваемых взаимосвязей важно избегать повторов при изложении материала тех или иных дисциплин и ме­ханического включения положений смежных наук в систему категорий экономики таможенного дела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.