Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотреть взаимосвязь эк анализа с маркетингом, логистикой и др эк науками ДЗ




Поскольку цель экономического анализа заключается в подготовке информации для принятия управленческих решений на основе оценки, диагностики, прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности с учетом законов развития и функционирования систем, то и науки, на которые опирается анализ, можно разбить на две группы:

1) дающие общее представление о законах функционирования и развития систем — это философия, история экономических учений, экономическая теория, экономика организации, финансы, маркетинг, менеджмент, логистика;

2) позволяющие понять методологию оценки, диагностики и прогнозирования деятельности организаций — это математика в части экономико-математических методов и прикладных моделей, статистика, эконометрика.

Тесная связь анализа и маркетинга. Результаты маркетинговых исследований являются составной частью информационной базы экономического анализа о состоянии и конъюнктуре рынков сырья и сбыта продукции, необходимой для выработки ассортиментной и ценовой политики предприятия с целью укрепления своих конкурентных позиций. В то же время результаты анализа по выявлению резервов снижения себестоимости продукции, повышения ее качества широко используются в процессе маркетинговых исследований. Поскольку маркетинговыми исследованиями стали заниматься многие предприятия самостоятельно, они становятся органической частью анализа хозяйственной деятельности.

Экономический анализ тесно связан также с теорией финансов, финансами предприятий, финансовым менеджментом, банковским менеджментом. Без знания теории финансов, действующего порядка финансирования и кредитования невозможно квалифицированно проводить экономический анализ. С другой стороны, ставки налогообложения, условия получения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочий финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих рычагов на результаты деятельности хозяйствующих субъектов.

Предмет, метод и методика эк анализа.

Предметом эк наук являются эк производственные отношения людей.

Основные функции эк деятельности можно определить так:
1) информационное обеспечение управления

2) аналитическое обеспечение управления

3) планирование и прогнозирование управления

4) организация оперативного управления

5) контроль

Предметом эк анализа как науки является одна из функций управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений.

Объектом эк анализа является хоз деятельность предприятий как совокупность производственных отношений, рассматриваемые во взаимодействии с технической стороной, природными и социальными условиями.

Базируясь на методах диалектического материализма, метод эк анализа имеет свои особенности в использовании показателей и факторов хоз деятельности.

1 особенность метода связана с использованием плановых, учетных и отчетных показателей для измерения эк явлений. Показатели характеризуются как содержанием, так и числовым выражением.

2 особенностью метода является выбор измерителей (натуральный, трудовой, стоимостной или денежный).

3 особенностью метода является выявление и измерение факторов и оценка их влияния на анализируемый показатель. Этот процесс осуществляется с помощью математических методов.

 

В отличии от метода методика эк анализа – это совокупность специальных приемов, методов, используемых для обработки эк информации.

Методику эк анализа делят на общую и частную.

 

Общая методика представляет совокупность приемов для любой отрасли народного хозяйства.

Частная методика конкретизирует общую, применительно хоз процессов происходящих в отдельных отраслях народного хозяйства.

Общая методика представляет собой 3 составляющих элемента:

1) способы обработки эк информации

2) рабочие этапы эк анализа

3) последовательность полного комплексного анализа или подбор вопросов для локального анализа

Важными способами обработки эк информации являются следующие:

а) сводка и группировка

б) относительные и абсолютные величины

в) ряды динамики

г) индексный метод и др.

 

 

Лекция № 3

 

Методы:

1. сводка и группировка. Путем сводки можно подвести общий результат действия различных факторов на объем произведенной продукции и снижение себестоимости. Под группировкой понимается выделение среди изучаемых явлений групп и подгрупп с тем или иным признаком. Сгруппированные данные формируют в таблице и располагают так, чтобы легко было сделать анализ и выводы.

2. абсолютные и относительные величины. Абсолютные величины характеризуют объем, уровни экономический явлений и показателей. Относительные величины характеризуют степень выполнения плана и темпы развития явлений. Величина, полученная в результате сопоставления однородных показателей, один из которых принимается за единицу, называется коэффициентом. Если база сравнения 100% то относительная величина измеряется в %, если 1000, то в промилле.

3. средние величины. Используются для обобщающей характеристики качественно однородных совокупностей. Средние имеют различные методы расчета и устанавливают наиболее типичные черты изучаемой совокупности. Для характеристики вариации колеблимости признаков применяются показатели вариации. Для более точного отражения колеблимости используются относительные показатели среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

4. ряды динамики. Характеризуют изменение явлений во времени. Каждое отдельное значение этого ряда называется уровнем. Для исчисления изменений уровней ряда используется абсолютный прирост, темп роста, темп прироста. Темп роста характеризует изменения уровня явлений от одного периода к другому. Для измерения среднего уровня применяется средняя геометрическая.

5. индексный метод. Индексы – это относительные показатели сравнения таких явлений, которые состоят из элементов не поддающихся непосредственному суммированию. Большинство предприятий выпускает разнородную продукцию, поэтому общим для всех них является стоимость. С помощью индексов можно сравнивать данные не только для периодов, но и данные за ряд лет. В этом случае строят базисные и цепные индексы. При построении базисных индексов базу сравнения принимают за 100, а все последующие показатели выражают в % к базисной величине.

6. метод цепных подстановок. Индексный метод широко применяется для определения влияния отдельных факторов. Обычно экономический показатель можно разложить на ряд слагающих факторов или показателей. Например, объем производства = среднечасовая выработка*продолжительность рабочего дня*число рабочих дней*число рабочих. Если все факторы взять на уровне плана, то мы получим плановый объем продукции. Если все факторы взять на уровне отчетного периода, то получим фактический объем продукции. Сущность приема цепных подстановок заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого фактора величиной фактической. После каждой замены новый показатель сравнивается с прежним. Разница вновь полученного итога и планового объема является результатом влияния фактора. Этот метод применяется только в том случае, если между факторами существует функциональная связь.

7. элиминирование. В экономическом анализе широко используются обобщающие показатели хозяйственной деятельности, на которые влияют основные, побочные и внешние факторы. Метод, с помощью которого исключается действие ряда факторов и выделяется один из них, называется элиминированием. Оно осуществляется различными методами, в том числе и методом цепных подстановок.

8. детализация – это последовательное расчленение изучаемого экономического явления, показателей, факторов. Она позволяет на основе знания экономической теории упорядочить анализ и показывает значимость каждого фактора. Можно проводить по различным признакам. Например, себестоимость продукции можно раскрыть по видам продукции, а так же по факторам формирования затрат в сфере производства и обращения.

9. балансовые увязки (балансовый метод). В экономическом анализе широко используются балансовые сопоставления, увязки. Например, сопоставляется товарный баланс для определения суммы реализации продукции. Сопоставляется баланс влияния различных факторов на итоговые показатели деятельности организации. Особенностью бухгалтерского баланса является то, что показатели отражаются в двух разделах. Например, капитал по размещению и назначению в активе баланса, а по источникам образования в пассиве баланса. Рассматривать сопряженные статьи баланса удобно в виде шахматной таблицы, где в подлежащем указываются запасы, а в сказуемом - источники их образования. Такое сопоставление позволяет дать ответ о правильном, эффективном использовании оборотных средств.

10. выборочное и сплошное наблюдение. Примером сплошного наблюдения является полная инвентаризация основных средств, материалов, запасов. С помощью выборочного наблюдения проводятся фотографии рабочего дня, работы оборудования, изучаются резервы в производстве.

11. сравнения. Это очень важный метод. Это прием, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления. Сравнение присуще каждому экономическому расчету. Основные виды сравнения: а) сравнение отчетных показателей с плановыми. Позволяет определить причины невыполнения плановых заданий. б) сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодов. Показывает темпы развития производства и динамику показателей. в) межхозяйственное сравнение. Сравнение показателей предприятий с показателями других предприятий, что позволяет выявить резервы. Межхозяйственное сравнение предприятий конкурентов получили широкое распространение в условиях рыночной экономике, и являются объективной необходимостью для повышения эффективности и выживаемости конкурентной борьбы. г) сравнение со средне отраслевыми данными позволяет определить соответствуют ли индивидуальные затраты на данном предприятии общественно необходимым и определить организационно технический уровень производства. д) сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики. Это осуществляется с помощью финансовых показателей.

12. графический метод. Графики являются не только средством иллюстрации экономических показателей, но и методом анализа.

 

Связь между переменными может быть выражена 3 способами: таблицей, формулой и графиком. Табличный способ задания функции состоит в том, что значение функции приводится в виде таблицы. Способ выражения зависимости с помощью формулы называется аналитическим. При графическом способе зависимость изображается с помощью графиков, диаграмм. На практике для чтения финансовых отчетов применяются след методы или стандартные приемы:

1. анализ абсолютных данных

2. горизонтальный анализ

3. вертикальный анализ

4. трендовый анализ

5. метод финансовых коэффициентов.

К этим приемам можно добавить приемы, требующие данные бухгалтерского учета. Это сравнительный (пространственный) анализ и факторный анализ.

Сравнительный пространственный анализ – это внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, цехов, подразделений и межхозяйственное сравнение по показателям фирм конкурентов.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

Факторный анализ может быть прямым, заключающимся в дроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общие результативные показатели.

 

«Информационное обеспечение экономического анализа»

 

Экономическая информация – это совокупность сведений, характеризующих экономическую сторону производства и являющихся объектом хранения, передачи и преобразования.

Предметом отображения экономической информации является сфера материального производства.

Создание рационального информационного потока связано с выполнением ряда признаков. Важное значение из которых составляет объективность. Объективность отражения экономической информации – это важное требование, которому должны удовлетворять системы информации, учета и отчетности.

Второй признак это оперативность. Важное условие организации правильного учета и анализа на предприятиях всех форм собственности.

Следующий признак – рациональная система информации. Сокращение объема передаваемых данных.

Экономических анализ являясь одним из потребителей информационных данных должен выявить достоинства и недостатки действующей системы экономической информации.

Экономической информации присуще ряд особенностей. Как правило, она имеет дискретную форму представления и отражается на материальных носителях, документах. При этом используется система натуральных и стоимостных показателей.

По стадиям образования различают первичную и вторичную (производную) информацию. Первичная называется информация, возникающая в ходе производственно хозяйственной деятельности. Вторичная называется информация в результате обработки первичной. Вторичная информация подразделяется на промежуточную и результативную (итоговую).

По функциям в процессе управления экономическая информация подразделяется на информацию по конструкторской и технологической подготовке производства, а так же нормативную, плановую, оперативную, бухгалтерскую, статистическую. На основе этих видов информации составляется отчетность.

Деление экономической информации по субъектам, проводящим анализ работы предприятия или его подразделения.

Информация, используемая в работе предприятий, по функциям в процессе управления делится на 7 основных видов:

1. экономическая информация по технической подготовке производства

2. нормативная информация

3. плановая информация

4. оперативный учет

5. бухгалтерский учет

6. статистический учет

7. отчетность

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.