Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доход и выручка предприятия




ПРИБЫЛЬ

Лекция 6. Издержки предприятий, ВАЛОВОЙ ДОХОД,

Задачи

Структурно-логические схемы

Дайджест

Эссе

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Экономическая природа предприятия. Предприятие и фирма.

2. Основные положения теории фирм.

3. Основные организационно-экономические формы предприятий.

4. Факторы повышения доходности предприятий.

 

Вопросы к «мозговому штурму» на семинаре

1. Фирма и предприятие – это тождественные понятия?

2. В чем заключаются преимущества и слабые стороны малого бизнеса?

3. В чем отличие коммерческого расчета от хозяйственного?

4. Экономические и социальные мотивы возникновения фирм. Объяснение природы фирмы.

1. Общий, средний и предельный доход - критерии эффективного поведения фирмы. Условия максимизации прибыли

2. Значение роста производительности труда для отдельной фирмы и национальной экономики

Рефераты/доклады

1. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.

2. Проблемы развития предпринимательства в российской экономике

3. Маркетинг, его задачи и виды

1. Предприятие в условиях инновационной экономики

1. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1. Стоимость товаров и услуг в компании возросла к концу года в три раза. Цены за год выросли в два раза, а численность работающих увеличилась в 1,5 раза. Каковы изменения в производительности труда.

2. Определите, в какой фазе жизненного цикла находится товар, если в течении года объем продаж и расходы на рекламу составили:

1 квартал – объем продаж увеличился в 2 раза, а расходы на рекламу составили 50%;

11 квартал – объем продаж увеличился по сравнению с концом первого квартала в 3,5 раза, а расходы на рекламу составили 20%;

111 квартал- объем продаж увеличился по сравнению с концрм второго квартала на 10%, а расходы на рекламу составили 5%;

1V квартал – ежедневный объем продаж уменьшился по сравнению с концом 111 квартала на 20%.

3. При каких затратах труда и капитала достигается максимум выпуска продукции в долгосрочном периоде, если фирма использует только труд и капитал по ценам Pk=20, PL=10, а Q(L,K)= при бюджетном ограничении производителя, равном 300 единицам?

4. Стоимость основных производственных фондов – 100 тыс.руб., численность работающих – 600 человек, объем чистой продукции –1200 тыс.руб. Определите: уровень производительности труда, фондоотдачу и фондоемкость.

 

Предприятие как экономический агент, осуществляющий хозяйственную деятельность, получает доходы и несет расходы.

Доход (revenue) – деньги, поступающие в распоряжение предприятия. В России состав доходов установлен Налоговым кодексом.

Доходы предприятия состоят из двух частей:

* доходы от реализации/выручки - поступление денежных средств от реализации продукции или услуг, оплаченных покупателем или заказчиком, в ходе обычной (текущей, операционной) деятельности предприятия. Выручка может принимать форму поступлений от продажи, вознаграждений, процентов, дивидендов или лицензионных платежей (роялти). Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. Выручка от реализации определяется исходя из всех по­ступлений, связанных с расчетами за реализо­ванные товары или имущественные права, вы­раженные в денежной или натуральной формах;

внереализационных доходов — финансовых дохо­дов предприятия, не связанных напрямую с реализа­цией ею товаров и услуг. Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в част­ности, доходы: от долевого участия в других организациях; в виде положительной (отрица­тельной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покуп­ки) иностранной валюты от официального кур­са; в виде штрафов, пеней, а также сумм возме­щения убытков или ущерба; от сдачи имущества в аренду; от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности. Внереализационными считаются до­ходы предприятия в виде: процентов, полученных по займам, ценным бумагам и другим долговым обязательствам; безвозмездно полученного иму­щества; дохода прошлых лет, выявленного в от­четном (налоговом) периоде; положительной курсовой разницы, возникающей от переоцен­ки валютных ценностей, стоимость которых выражена в иностранной валюте; стоимости эк­сплуатации основных средств; использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), которые получены в рамках благотворительной деятельности, и дру­гие поступления.

Для упрощения в экономической теории обычно принимается, что доход предприятия равен ее выручке, а прочие доходы отсутствуют. Если предприятие производит Q единиц товара ипродает каждую единицу по некоторой цене P, то можно рассчитать три показателя, характеризующих доходы предприятия.

• Валовой (полный) доход (totalrevenue, ТR) — сумма денег, получаемая фирмой от продажи своих товаров. Он определяется умножением количества проданного товара на его цену, т.е. TR = Q х Р. Полный доход зависит от количества проданного товара и цены его единицы. Иногда полный доход называют общим (валовым) доходом (выручкой).

Средний доход (averagerevenue, AR) — доход фирмы от единицы проданного товара. Онопределяется как отношение полного дохода кколичеству проданной продукции, т. е. AR=. Средний доход в случае, когда все товары фирмы продаются по одной и той же цене, равен цене единицы товара. На практике средний доход обычно рассчитывается, если цена на продукцию фирмы изменяется в течение определенного периода или если фирма производит различные моделитовара, чтобы установить расчетный доход, получаемый фирмой от реализации каждой из них.

Предельный доход (таrginalrevenue, MR) — рост полного дохода при росте реализации продукции на единицу, т.е. MR = ——, где (дельта) означает изменение показателя. Предельный доход позволяет судить об эффективности про­изводства, поскольку дает возможность оце­нить окупаемость каждой дополнительно вы­пускаемой единицы продукции.

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой (totalrevenue) и совокупными издержками (totalcost):

TR-TC=π,

где TR(totalrevenue)-совокупная выручка (доход);

TC(totalcost) - совокупные издержки;

π (profit)- прибыль.

2. Издержки предприятия, их виды.
Пути снижения издержек

Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. Существуют разные способы их определения и измерения.

Под издержками производства обычно понимают затраты на изготовление продукции, которые называют экономическими или вмененными.

Они включают все платежи, причитающиеся собственникам ресурсов и достаточные для того, чтобы гарантировать стабильные поставки этих ресурсов для определенного производственного процесса.

Существуют внешние издержки, выплачиваемые в пользу поставщиков, самостоятельных поотношению к данному предприятию, атакже внутренние издержки, трактуемые как компенсация за самостоятельное использование предприятием собственных ресурсов.

В отечественной литературе издержки производства называют себестоимостью продукции. До конца 1980-х гг. она включала следующие основные статьи расходов на производство и реализацию продукции: сырье, основные и вспомогательные материалы; топливо и энергия; амортизация; заработная плата иотчисления на социальное страхование; прочие затраты.

Затраты делились на два вида: прямые, непосредственно связанные с созданием единицытовара; косвенные, необходимые для общего осуществления производственного процесса по данному виду продукции на промышленныхпредприятиях.

Все затраты имели «трудовой» характер, что соответствует марксистской теории издержек, основой которой являются две главные категории: издержки производства, издержки обращения.

Издержки производства – это затраты па амортизацию средствтруда, сырье и материалы, затраты на заработную плату, т. е. расходы на производство, которые должны понести организаторы производства с целью создания товаров и последующего получения прибыли. Они меньше стоимости товара на величину прибыли.

Издержки обращения связаны с реализацией товаров. Они делятся на: 1) дополнительные (упаковка, сортировка, транспортировка и хранение товаров), т. е. обусловленные продолжением производства в сфере обращенияи увеличивающие стоимость товара в этой сфере; 2) чистые – издержки на торговлю (заработная плата продавцов) и маркетинговую деятельность (изучение потребительского спроса), не увеличивающие стоимость товара, возмещающиеся из прибыли, созданной в процессе производства.

К. Маркс при анализе издержек абстрагировался отследующих важных моментов: 1) колебание цен вокруг стоимости; 2) изменениеиздержек в зависимости от количества производимой продукции.

Современные концепции издержек учитывают эти аспекты. В настоящее время в экономической теории сложилась новая классическая ситуация в определении стоимости товара на основе совмещения альтернативных теорий стоимости. Поэтому структура себестоимости дополнена следующими статьями: отчисления по обязательному медицинскому страхованию, платежи по обязательному страхованию имущества, плата по проценту за краткосрочные кредиты банков, платежи за природные ресурсы (воду, землю и т. п.).

Издержки взависимости от объема производства в краткосрочном периоде делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки (FC – fixedcost) – денежные затраты, не зависящие от объема производства (расходы на содержание заводских зданий, машин и оборудования, рентные платежи, страховые взносы, жалованье управленческому аппарату), являющиеся обязательными даже в том случае, если предприятие вообще ничего не производит.

П еременные издержки (VC – variablecost – денежные затраты, находящиеся в зависимости от изменения объема производства (расходы на сырье, вспомогательные материалы, топливо, электроэнергию, транспортные услуги и большую часть трудовых ресурсов). Графическая интерпретация этих видов издержек представлена на рис. 6.1.

Сумма постоянных и переменных издержек образует общие (TC – totalcost), или валовые, издержки производства. Для предприятия это совокупность денежных затрат, необходимых для производства определенного объема продукции. Валовые издержки помере увеличения количества продукции возрастают, вследствие чего являются возрастающей функцией производства.

TC=FC+VC.

График функции общих издержек (TC) также можно вывести из рис. 6.2 путем параллельного сдвига кривой VC вверх на величину FC.

VC
 
VC
Q
 
 

Рисунок 6.1. Переменные (VC) и постоянные (FC) издержки

 

В то же время исследование общих издержек представляется для оценки деятельности предприятия менее значимым, чем изучение средних издержек, т. е. издержек, приходящихся на единицу продукции. Этот показатель необходим, например, для сравнения с ценой, которая всегда определяется на единицу продукции. Имеются три вида средних издержек: средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки.

Средние постоянные издержки (AFC – averagefixedcost) определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции. Так как постоянные издержки не изменяются в зависимости от объема производства, средние постоянные сокращаются по мере увеличения количества производимой продукции:

 

Средние переменные издержки (AVC – averagevariablecost) устанавливаются делением переменных издержек па количество произведеннойпродукции:

 

Средние общие издержки (ATC или AC – averagetotalcost) равнычастному от деления валовых издержекна количество произведенной продукции и показывают величину общих издержек, приходящуюся на единицу продукции:

 

 

Функция средних постоянных издержек будет убывающей, что следует из формулы: числитель остается неизменным (FC), а знаменатель (Q) растет, что вызывает уменьшение частного (AFC).

 

Чтобы принять решение относительно объема производства, необходимо знать дополнительные затраты, приходящиеся на каждую дополнительную единицу продукции. Такие издержки называют предельными (MC – marginalcost),они составляют разность между соседними значениями валовых издержек.

 

Поскольку постоянные издержки не меняются вслед за сдвигами в объеме выпуска продукции предприятия, предельные издержки определяются изменением только переменных издержек для каждой дополнительной единицы продукции:

ΔTC=ΔFC+ΔVC, ΔFC=0,

TC
TC
Q2
Q1
Q
tgb=МС(Q2)
b
a
tga=МС(Q1)
Рис. 6.3. Геометрический смысл предельных издержек

Если функция TC непрерывна и дифференцируема при всех Q, то функция предельных издержек может быть представлена как:

 

В этом случае геометрически MC для любого Q могут быть выражены углом наклона касательной к кривой TC (рис. 6.3). Знание предельных издержек имеет для предприятия очень важное значение, поскольку позволяет всегда контролировать их величину общих издержек.

min AC
MC
AC, AVC,MC
AC
AVC
Q
min AVC
Рис.6.4.График средних (AC), средних переменных (AVC) издержек
По мере роста переменных издержек возрастают иваловые. Пока предельные издержки меньше средних, уменьшаются и последние. Это происходит до тех пор, пока последнийприрост предельных издержек меньше, чем среднее всех предшествующих. Как только величина предельных издержек начинает превышать средние издержки, последние увеличиваются (рис. 6.4).

Точка критического объема продукции (производства) определяется равенством рыночной цены и средних издержек. При критически низкой рыночной цене предприятие имеет возможность возместить свои переменные издержки, осуществляя производство товаров. Если цена упадет ниже данной точки, предприятие прекратит производство. Если попытаться продолжить производство, то доходы не будут покрывать переменные издержки. Прицене, превышающей критически низкую рыночную цену, предприятие продолжит производство товаров в соответствии с предельными издержками.

В действительности необходимо учитывать не только фактические затраты, но и альтернативные издержки, возникающие из-за возможности выбора между теми или иными экономическими решениями. Поскольку все виды ресурсов ограничены, для любого предприятия использование какого-либо из ресурсов в производстве того или иного товара является результатом выбора между несколькими вариантами, а величина издержек определяется денежной выручкой от наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования ресурсов.

Наиболее эффективным путем увеличения прибыли является снижение издержек производства (себестоимости), что обусловливается действием основных факторов роста его эффективности: экономией сырья, материалов, топлива, энергии, улучшением использования основных фондов и трудовых, ресурсов. Различают народно-хозяйственные и внутрипроизводственные факторы снижения себестоимости.

К народно-хозяйственным факторам относятся технический прогресс в масштабах народного хозяйства и отрасли, рациональное размещение производства по стране, влияние природных условий и др.

Внутрипроизводственные факторы включают рост производительности труда; интенсификацию использования производственных мощностей; экономию материальных ресурсов; сокращение расходов на обслуживание производства и управление; рост качества продукции, в результате чего сокращаются эксплуатационные расходы предприятий-потребителей.

Способы снижения издержек, связанные с ресурсосбережением, оставаясь важными и в настоящее время, были характерны для периода, когда темпы полного обновления ассортимента изделий на предприятии составляли несколько лет. Сегодня в высокотехнологических отраслях (например, в электронной промышленности) жизненный цикл изделий сократился до нескольких месяцев. Поэтому главное внимание в своей деятельности предприниматели уделяют реализации и сбыту продукции, увеличению доли прибыли в общей сумме выручки от ее продажи. С целью сокращения времени обращения они опираются на современный маркетинг, используя такие методы, как «метод портфельного управления», «точное время» и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.