Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2: Основы анализа спроса и предложения




Цель: Изучить спрос и предложения как механизм функционирования рынка, а также рассмотреть поведение хозяйствующих субъектов, придавая им целеустремленность и направляя их усилия на удовлетворение не только личных, но и общественных потребностей.

Основные понятия по теме: детерминанты спроса и предложения, цена спроса и предложения, рыночный спрос и предложение

Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупате­лей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обрат­но пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Цена спроса — максимальная цена, по которой потреби­тель готов купить данную продукцию.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно го­ворить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен посредствам суммирования ве­личин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных це­нах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.

Цена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами (потребительские вкусы, число покупателей, доход, цены на сопряженные товары, ожидание).

При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка.

Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации “цена — количество продукта” к другой комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение величины данного продукта.

Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции. Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене Р1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложе­ния (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 — Р2 Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реаги­руют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем са­мым способствует достижению равновесной цены.

Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "неви­димой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом.

Высокие цены свидетельст­вуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению обществен­ных потребностей. Так как равновесная цена значительно превы­шает издержки у тех производителей, затраты которых ниже сред­них, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функциониро­вания национальной экономики в целом.

Устойчивость равновесия. Устойчивое равновесие достигается тогда, когда от­клонения цен спроса от цен предложения постепен­но погашаются, стремясь к равновесной цене PE, a объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (РD = PS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS).

Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Ус­тойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относи­тельным. Отложим на оси абсцисс время — Т, а на оси ординат — цену. Когда отклонения от равновесной цены (например, Р1, Р2,) постепенно выравниваются на уровне PE, на рынке складывается устойчивое равновесие.

Паутинообразная модель. Простейшей динамической моделью, показывающей затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие, является паутинообразная модель (см. рис. 1 и 2.). Она отра­жает формирование равновесия в отрасли с фиксированным цик­лом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существо­вавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем:

Qst =S(Pt-1),

где Qst — объем предложения в период времени t;

Рt-1,— фактическая цена экономического блага в период вре­мени, предшествующий периоду t.

 

Паутинообразная модель абстрагируется от естественных ко­лебаний урожайности и других стихийных, непредсказуемых явле­ний, типичных для сельскохозяйственного производства. Другим упрощением является предпосылка об отсутствии запасов и резе­рвов и их возможной реализации в условиях изменяющейся конъ­юнктуры рынка.

Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное значе­ние для понимания механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке покупателей и продавцов.

Выводы

1. Анализ кривых спроса и предложения является одним из основных инструментов микроэкономики. На конкурентном рынке кривые предложения и спроса указывают, сколько продукции произведено фирмами и каким будет спрос потребителей при определенной цене.

2. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию (т.е. цена движется к уровню рыночной распродажи), с тем, чтобы не было ни избыточного спроса, ни избыточного предложения.

3. Если мы может рассчитать, хотя бы приблизительно, кривые предложения и спроса на определенный товар, мы можем вычислить цену, приравнивая предложение и спрос. Если мы также знаем, насколько предложение и спрос зависят от других экономических переменных величин (таких, как доход или цены на другие товары), мы можем вычислить, как будут меняться равновесные цена и объем продаж при изменении других переменных. Это одно из средств, объясняющих или прогнозирующих поведение на рынке.

4. Простой численный анализ можно выполнить, сопоставляя данные о ценах и количествах кривыми предложения и спроса и оценивая эластичность. По многим рынкам такие данные существуют, и простейшие расчеты могут помочь нам лучше понять характеристики и поведение рынка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.